«Путешествие в страну Фольклора»
материал по музыке

Омарова Наиля Гаджимурадовна

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Отдых - это не безделки-

Время игр и новостей.

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну Фольклора»

  • Цель:  закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;
  • воспитывать интерес к культурному наследию.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

1 Ведущая: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Отдых - это не безделки-

Время игр и новостей.

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ой, а чья там обувка стучит?

Дети (из-за двери) Наша!

Ведущая. - Ой, а чья там одежка шуршит?

Дети:  Наша!

Ведущая. Красны девицы и добры молодцы

В гости пожаловали!

Ведущая. Не стойте у дверей,

Проходите поскорей!

Под музыку Кадриль дети заходят, водят хоровод.

-Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

 Как у нас на Руси  уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал  никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

- Дети, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он (открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю  и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное - Фольклор. А что такое фольклор?

Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры, хороводы…

Хозяйка: А кто их сочинил?

Дети: народ.

Хозяйка: Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора

Предлагаю начать  с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

Танец с ложками

 (выставляется береза)

Ребёнок.   Берёза, моя берёзонька! Берёза  раскудрявая!

                 Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

                 На тебе, березонька, листья зелёные!                      

                 Близ тебя, березонька, красны девицы,

                 Да добры  молодцы  хоровод  ведут!

Исполняется на гуслях «Во поле береза стояла»

Загадка -  для  ума зарядка

1. Кто приходит, кто уходит –

    Все её за ручку водят. (Дверь)

2. Под крышей четыре ножки,

   А на крыше суп да ложки. (Стол)

3. Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

4.Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

- Гости дорогие, а вы сказки знаете русские народные? А сейчас – загадки  про сказки.

- В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь»)

- Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенка-дружок. Был и низок и  высок расчудесный … («Теремок»)

- В какой сказке девочка за своё трудолюбие  и доброту получила  сундучок с богатством? («Морозко )

Хозяйка. Вижу, повеселее вам стало, а уж  чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

                Я пойду да разойдуся

                По зелёной  по траве.

                Заиграли гармонисты –

                Всё волнуется во мне.

                Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Хозяйка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу  своих гостей повеселить нас частушками.

1 ребенок: Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

2 ребенок: Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

3 ребенок: Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

4 ребенок: Я готовила по книжке,
А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что же там сварилося.

5 ребенок: Мы с товарищем плясали
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все-то рты разинули.

6ребенок: И на ручках, и на ножках
Очень звонкие ладошки.
Захочу - похлопаю,
Захочу - потопаю!

Хозяйка: Спасибо  за частушки потешные!

                 Где песня льется,

                 Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой  котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

А теперь давайте ещё поговорим  о скороговорках - «Всех скороговорок  не переговоришь», а мы давайте попробуем.

-  Три  вороны на воротах;

- Около кола колокола;

- Приготовила Лариса  для Бориса суп из риса.

Хозяйка: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица 

недаром  молвится. Я говорю начало  пословицы или поговорки, а вы  продолжите:

«Что посеешь…», «Делу время -…» ,  «Кончил дело - …»,  «Хлеб - …всему голова».

Хозяйка.   Быт людей отмечен веком.

                  Поменялся старый мир.

                  Нынче все мы по «сусекам»

                  Личных дел или квартир.

                  Наш досуг порою мелок,

                  И чего там говорить,

                  Скучно жить без посиделок

                  Их бы надо возродить.

- Я думаю, что нам это сегодня удалось. Кто-то  ещё к нам идёт.

Стук в дверь – заходит дедушка Фольклор.

-  Здравствуйте, дорогие внучата - вот мы и встретились, очень рад нашей встрече. Вы вспомнили   все виды и жанры  фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались  к тому, что придумал  наш  русский народ. Как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».

Танец «Барыня сударыня»

Дедушка Фольклор: Кончилось веселье-

Пришло время угощенья! (обеда)

Всем спасибо, до свидания

Дети расходятся по группам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Фольклорию

Данное внекласное мероприятие рекомендуется провести в 5 классе после изучения темы "Фольклор". Предлагается провести в игровой форме путешествие по отдельным станциям....

Путешествие в страну Фольклорию

Данное внекласное мероприятие рекомендуется провести в 5 классе после изучения темы "Фольклор". Предлагается провести в игровой форме путешествие по отдельным станциям....

презентация к уроку "Путешествие в страну Фольклорию"

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Фольклор"...

Внеклассное мероприятие по музыку "Путешествие в волшебную страну фольклора"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Цель- знакомство с музыкальными жанрами фольклора....

Урок-игра «Путешествие по стране Фольклора»

Урок обобщения знаний по данной теме с использованием ИКТ...

Учебное занятие по литературе "Путешествие в страну "Фольклорию" 5 класс

Обобщающее учебное занятие по литературе 5 класс "Путешествие в страну "Фольклорию" по теме: "Устное народное творчество"...

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку "Путешествие в страну английского фольклора"

Данное мероприятие предназначено для учащихся начального и среднего школьного звена и проводится в форме концерта с использованием песенно-игровых методов работы, ИКТ. Мероприятие  проводят учащи...