Программы "Сударушка" и "Лапотушки"
рабочая программа по музыке

Ирина Васильевна Метлицкая

 программы по дополнительному образованию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sudarushka_metlitskaya.docx51.28 КБ
Файл lapotushki_3-4goda.docx40.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №6»

Г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

 «Сударушка»

(для детей дошкольного возраста 5-7 лет)

срок реализации 1 год

2018г

Содержание

1.Пояснительная записка        1

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по развитию музыкально-творческих способностей «Сударушка» разработана для детей дошкольного возраста 5-7 лет  и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно – эстетическому развитию.        1

Направленность программы        1

Новизна программы.        1

Актуальность программы.        2

Педагогическая целесообразность программы        3

Организационно-педагогические условия        3

Планируемые результаты освоения программы        5

2.Учебный план        6

Материально-техническое обеспечение:        13

Список литературы        13

1.Пояснительная записка 

             Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по развитию музыкально-творческих способностей «Сударушка» разработана для детей дошкольного возраста 5-7 лет  и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно – эстетическому развитию.

Современное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно – эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребёнка.                                    

Направленность программы

  Способность к творчеству – отличительная черта ребёнка, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.  Мы, взрослые,  должны помочь ребенку открыть в себе художника,  развить способности,  которые помогут ему стать личностью.  Творческая личность – это достояние и будущее всего общества.

  Программа «Сударушка» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - общекультурная; по форме организации-кружковой;  по времени реализации — годичной. Программа составлена в соответствии  с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6» с учётом авторской парциальной программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, рекомендованной  комитетом по образованию г.Санкт-Петербурга.

Новизна программы.    

           Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения.  Развитие предпосылок детской одаренности в совместной и самостоятельной деятельности через организацию детского оркестра.

          Отличие данной программы от уже имеющихся заключается в том, что программа    комплексная, включающая занятия инструментальным музицированием, коллективной музыкальной деятельностью (игра в оркестре), которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющаяся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Актуальность программы.

       Одно из приоритетных направлений современного дошкольного  образования – создание условий для развития творческой личности, направленное на интеграцию и гармонизацию отношений с миром в процессе личностного роста ребёнка-дошкольника.   

         Инструментальное  музицирование  является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание детского оркестра до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни. Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

        Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, скованность, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, выполнения музыкально ритмических – движений; они чище поют, чётче воспроизводят ритм.

   Педагогическая целесообразность программы  заключается в следующем:

Коллективная музыкальная деятельная деятельность формирует чувство коллективизма, партнерства, которое опирается на личную ответственность за общее дело, помогает преодолеть чувство неуверенности, робость, пробуждает интерес к музыкальным занятиям, развивает музыкальный слух, внимание, воспитывает дисциплинированность, усидчивость, художественный вкус.

               В процессе музыкальной деятельности дети учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости -  все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей

    Обучая детей с интересом работать со звуками, понимать образное, эмоциональное содержание простых песенок, надо стремиться к тому, чтобы музыка стала для ребят средством постижения окружающего мира, чтобы она расширяла возможности детского восприятия. Главное, чтобы дети хотели выражать в музыкальных звуках то, что они видят, что их интересует и волнует. Большая радость, которую получат дети оттого, что имеют возможность с первых уроков «разговаривать» на языке звуков, является сильнейшим стимулом к дальнейшим занятиям музыкой.          

Организационно-педагогические условия

    К организационным условиям относятся: ориентация на творческую деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.

   Программа состоит из модуля (для средней и старшей групп), работа над которым продолжается параллельно в течение года и 36 занятий в год.

    Занятия  продолжительностью 25 минут проводятся  в  вечерние  часы, в регламентированное  время, один раз в неделю.

        Дети  приглашаются  в   студию без каких-либо требований, по желанию. Оптимальное  количество детей на занятии – 8-10  человек.

Принципы реализации программы:

  • Принцип поддержки разнообразия детства;
  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  •  Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

       На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Занятия имеют следующую структуру:

  1. Музыкальная грамота.
  2. Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения.
  3. Разучивание  и исполнение музыкальных произведений.
  4. Творческое музицирование.

       На каждом занятии представлены все элементы структуры.

Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально.

     Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, экскурсия, конкурс, викторина, творческая встреча, праздник, путешествие, открытое занятие, практическое занятие, концерт.    

Цель программы.

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогащать опыт детей по восприятию музыки;
  2. Учить детей правильным приёмам звукоизвлечения;
  3. Познакомить с  элементарными музыкальными понятиями
  4. Учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду.
  5. Учить детей играть на музыкальных инструментах простые мелодии  индивидуально и в ансамбле;
  6. Учить взаимодействовать, уступать друг другу, договариваться о совместном музицировании.

Развивающие:

  1. Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному, осмысленному музицированию.
  2.  Развивать умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  2. Воспитывать у дошкольников интерес к детским  музыкальным инструментам, желание  научиться играть на них;
  3.  Воспитывать у детей чувство ритма,

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения по программе «Сударушка» воспитанники будут

 знать:

  • элементарные музыкальные понятия;
  • сформировано активное отношение к инструментальной музыке и к игре на детских музыкальных инструментах;
  • сформированы – музыкальный вкус, высокий уровень  музыкального развития детей, устойчивые исполнительские навыки;
  • сформировано желание участвовать в коллективном и творческом процессе;

уметь:

  • применять свой опыт в свободной музыкальной деятельности.
  • играть на музыкальных инструментах простые мелодии  индивидуально и в ансамбле;
  • слушать музыку сосредоточенно, отмечать характер и настроение;
  • воспроизводить простой ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
  • проявлять себя во всех видах исполнительской деятельности;
  • играть одному и в ансамбле;
  • слушать и исполнять свою партию в многослойной фактуре;

применять:

  • проявлять творческие музыкальные  способности;
  • индивидуальные навыки при игре на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

В течение учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных  мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах).

 

Формы аттестации:

  1. Открытые занятия.
  2. Выступления  на утренниках и развлечениях.
  3. Выступления  на городских конкурсах и фестивалях.
  4. Итоговый концерт для воспитанников и родителей.

 Итоговая аттестация проводится в виде концерта.

Мониторинг реализации программы:

Критерии

И.ф.ребенка

Умеет  различать изученные инструменты

Чувствует      метрический пульс, сильную долю и темп произведения.

Понимает  смысл понятий: тихо - громко,

долгие и короткие звуки.

Чувствует     темп произведения; умеет самостоятельно замедлять и ускорять темп в исполнении произведения.

 Умеет  слышать двухчастную форму музыки.

Чувствует  движение мелодической линии вверх и вниз.

Умеет  придумать     свой ритмический рисунок и передать его на музыкальных инструментах.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

 

 

Форма проведения мониторинга – итоговое занятие. Для получения дополнительной информации осуществляется наблюдение за детьми на других занятиях. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с уровнем развития (Высокий, средний, низкй), характеристика которых составлена на основе рекомендаций

Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.

Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.

Низкий уровень : нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах,  нечеткое ансамблевое исполнение

2.Учебный план

 (5-7 лет)

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

I раздел.  Знакомство с инструментами и оркестрами

Сентябрь – октябрь

   

Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые, пневматические. Познакомить с металлофоном.

Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на аудиокассету или CD диск

Ноябрь – декабрь

   

Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник). Бубен

П. Чайковский, Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»

Январь – февраль

 

 Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта)

Знакомство с барабаном.

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Март – апрель

Познакомить с народными инструментами: гармоника, балалайка, домбра, гусли, трещотка, коробочка, баян, деревянные ложки.

Познакомить с оркестром русских народных инструментов.

Русские народные мелодии:

«Пастушок играет на рожке»,

«Пойду ль, выйду ль я»,

«Полянка» и др.

Май  

Познакомить с музыкальными игрушками

Свободные пляски, игры,

подвижные игры «Угадай-ка»

II раздел.  Элементарная музыкальная грамота

Сентябрь – октябрь

   

Познакомить с понятиями:

музыкальные и немузыкальные звуки,

звуки высокие и низкие, долгие и короткие;

темп; длительности – четверть, восьмые, половинка;

Динамика – форте и пиано

Строение металлофона

Ноябрь – декабрь

   

Познакомить с записью ритмов    

Та,  та,  та,  пауза.          Ти-ти, та        и др.

 Рассказ об устройстве бубна: корпус,

донце, ямка, металлические пластинки,

бубенчики.

Беседа о разных видах бубнов: малые,

средние, большие концертные, с

бубенчиками и без бубенчиков.

Определение на слух звучания различных

бубнов, показ.

Музыкально-дидактическая игра

«Тихо-громко в бубен бей», «Этот удивительный ритм»

Январь – февраль

 

 Закреплять пройденные понятия.

Знакомить с новыми понятиями «мажор», «минор», «затакт» «Тембр»

Познакомить с записью ритмов

          Та, та, та         Ти-ти, та, та            Та, пауза, та

Объяснить, что такое вступление, заключение

«Барабан. Строение барабана»

«Разновидности барабана»

«Тембр. Различие в звучании разных барабанов»

 

Восприятия на слух звучания различных

барабанов. Различать звучание больших,

малых и железного барабана.

Март – апрель

Ложка — музыкальный инструмент.

Описание ложки: расписные, деревянные,металлические, большие, маленькие,пластмассовые.

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,пяточка. Как извлекается звук.

Игра на трещотке, баяне.

Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото»

Май

Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек.

Повторение и закрепление пройденного материала.

III раздел.  Игра на ДМИ

Сентябрь – октябрь

   

Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах

В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. Выделять сильную долю такта

Знакомство с игрой на металлофоне. Учить:

самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и настоле с поворотом кисти

На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук.

Марши А.Филиппенко, С.Прокофьева, А.Жилинского, Н. Метлова;

Польки П.Чайковского, М.Глинки; А.Спадавеккиа;

«Итальянская полька» С.Рахманинова;

«В садике» С.Майкапара

Ноябрь – декабрь

   

Выделять сильную долю на слух в игре на детских музыкальных инструментах.

Работать над ритмическими эталонами: Та,   та        Ти-ти,  та        Та-а        Та, пауза      Пауза, та

Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле

Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно, держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

«Звенящий треугольник» Р.Рустамова;

«Немецкая песенка» П.Чайковского;

«Игра со звоночками» Ю.Рожавской;

«Этюд с музыкальными инструментами» ф. Госсека;

«Полька» М.Глинки;

«Аннушка», чеш.нар.мелодия

Игра «Бубен»

Фрида «Тихо-громко в бубен бей»

«Лесенка» Е.Тиличеевой

«Андрей-воробей», рус.нар.песня;

«Небо синее» Е.Тиличеевой

Январь – февраль

 

 В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом: Та, та, та          Та, ти-ти, та        Пауза, та, та         Та, та, пауза

Выделять сильную долю

Играть попевки индивидуально и в ансамбле

Знакомство с игрой на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.

Вальсы П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана, Э.Грига;

«экосез» Л. Бетховена;

«Менуэт» И Баха;

Латвийская народная полька

«Скок,скок, поскок», рус.нар.песня;

«Василёк», рус.нар.песня;

«Игра с погремушками» С. Майкапара;

«Сорока-сорока», рус.нар.попевка Песня «Барабан»

«Маленький марш»

Парлова

Марш под барабан

Упражнение «Гулять-отдыхать»

Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан»

Март – апрель

Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю

Выделять сильную долю

Играть на металлофоне песенки, состоящие из 2-3 звуков

Слушать звучание различных ложек,

определять на слух большие и маленькие,

деревянные, металлические и пластмассовые.

 

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

«Танец маленьких лебедей»

П. Чайковского;

«Киска» М.Дюбуа;

«Танец дикарей» Е. Накада;

Ре, до, ре, до – капли капают в ведро

До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми.

«Этюд» А. Рожицки

«Ах вы сени, мои сени» Р.Н.П.

Май

Повторение и закрепление пройденного материала

IV раздел.  Игра в оркестре  (ансамбле)

Сентябрь – октябрь

   

Учить детей:

 – играть простейшие партитуры в индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре);

 –  играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение;

 –  индивидуально разучивать партии.

«Полька», М. Глинки;

«Петушок», рус.нар.песня

«Вот какие чудеса», А.Филиппенко

Ноябрь – декабрь

   

Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий теми, динамику и настроение музыкального произведения.

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.

Грамзапись любой русской народной мелодии»

«Вот какие чудеса» А. Филиппенко

«Часики» М. Вольфензона

Январь – февраль

 

 Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки

Играть небольшими группами инструментов

Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамку, одновременно начинать и заканчивать исполнение

Русские народные песни:

«Василек», «На зеленом лугу»,

«Зайчик»;

«Часики» М. Вольфензона;

«Вальс петушков» И. Стрибогга

Март – апрель

Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов.

Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания.

«Старинная французская песенка» П. Чайковского.

Май

Повторение и закрепление пройденного

Подготовка и проведение концерта.

V раздел.  Творческие задания

Сентябрь – октябрь

   

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов

Звукоподражать голосам животных и птиц

Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов

Уметь отгадывать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок.

Ноябрь – декабрь

   

Уметь подыграть музыканту

Импровизировать «Дождик».

Импровизация сказки «Теремок»

Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст.

Январь – февраль

 

Импровизации на ударных (ритмических) инструментах

Играть в оркестре

Проговаривать различные тексты в определенном размере

Играть с дирижером

Март – апрель

Импровизации на «мелодических» ударных инструментах

Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами

Подыграть музыканту

Импровизация «Гроза»

Отзовись, кого зовут

Сочинить сопровождение.

Май

Закрепление и повторение пройденного материала.

           При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики, но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними. Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низко звучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей.

Материально-техническое обеспечение:

  • детские шумовые инструменты: треугольники, бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки, деревянные ложки;
  • звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны;
  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки;
  • дидактические игры, наглядные пособия.

Список литературы

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева  И.А «Ладушки» Невская НОТА. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.2015
  2. Каплунова И.М. «Наш веселый оркестр» Невская НОТА. Методическое пособие.2013
  3. Каплунова И.М. «Ансамбль ложкарей» Невская НОТА. Методическое пособие.2015
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
  5. Гогоберидзе А.Г.,Деркунская В.А. «Детство с музыкой» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  6. Мерзликина С.И «Фольклор-музыка-театр» программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. - М., 2003
  7. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»  М.,1990.
  8. Журнал «Музыкальный руководитель» М., 201

Модуль 2.

 2  год обучения (6-7 лет)

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

I раздел.  Знакомство с инструментами и оркестрами

Сентябрь – октябрь

   

Повторение материала, пройденного в старшей группе.

Ноябрь – декабрь

   

Познакомить с духовыми инструментами:

Деревянные – флейта, гобой, кларнет, саксофон;

Медные труба, тромбон.

Познакомить с духовым оркестром.

Дм. И Дан. Покрасс. «Марш Буденного», «Военные сигналы»;

А.Вивальди. «Концерт для флейты с оркестром. Соль минор» (отрывок)

Январь – февраль

 

 Познакомить с оркестром электромузыкальных инструментов.

Познакомить с детскими электромузыкальными инструментами: «Фаэми», «Малыш», электрогитара

Использовать любые записи мелодий оркестра электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина.

Март – апрель

Познакомить с инструментами различных стран мира

Исполняются любые записи детских песен народов мира

Май

Повторение и закрепление пройденного

II раздел.  Элементарная музыкальная грамота

Сентябрь – октябрь

   

Повторение материала, пройденного в старшей группе

Ноябрь – декабрь

   

Гамма  До мажор петь и играть на металлофоне, ксилофоне

Познакомить с пунктирным ритмом: четверть с точкой – восьмая – та да ти

Учить схематично записывать ритмы в размере 2/4, используя для выкладывания на фланелеграфе длинные и короткме полоски

Ти-ти , пауза.     Пауза, ти-ти.        Та-а.      

Триоли:   ти-ти-ти

Январь – февраль

 

 Познакомить с нотным станом и расположением на нем нот.

Учить схематично записывать ритмы в размере ¾

Комбинация ритмов: (триоль) Ти-ти-ти, та;       Ти-ти,   ти-ти-ти (триоль)

Март – апрель

Средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамика – форте, пиано

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

III раздел.  Подготовительные упражнения

Сентябрь – октябрь

   

 «Настроение в музыке» Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

Ударно-шумовой оркестр  Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

«Полька» Красева

 

«Марши»

«Пойду ль я»

подвижные игры

 

Ноябрь – декабрь

   

Петь и играть гамму До мажор в различных ритмических эталонах.

Играть прием «глиссанде»

«Турецкое рондо» В. Моцарта

«итальянская полька» П. Чайковского

«Вальс» П. Чайковского

«Росинки» С. Майкапара

«Санта-Лючия», итал.нар.песня

Январь – февраль

 

 Играть на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, скачки на различные интервалы.

Играть трезвучие

Играть партитуры Та,    ти-ти-ти (триоль),  та  

 Та,    та,   та

Игра «Ритмическое эхо»

Проигрывать ритмы потешек и стишков

«Мелодия» В. Моцарта

«Анна-полька» И. Штрауса

«Маленькая сказка» С. Майкапара

«Неаполитанская песенка»

П. Чайковского

Март – апрель

Работать над ритмическими эталонами:

           Ти,  та,  ти.      Ти,  та-да        Ти-ти-ти (триоль) та,  та.

Игра «Ритмическое эхо»

Играть партитуры:  Ти,  та,   ти,   та,   та         Ти, та,   ти,  та,   та

  Та,     та,       та,   та         Та,     та,      та,   та        

Проигрывать ритмы потешек и стишков.

«Танец маленьких лебедей»

П. Чайковского;

«Киска» М.Дюбуа;

«Натали и Дед Мороз» М. Дюбуа;

«Танец дикарей» Е. Накада;

«Тамбурин» Ж.Рамо

Ре, до, ре, до – капли капают в ведро

До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми.

«Этюд» А. Рожицки

Май

Повторение и закрепление пройденного материала

IV раздел.  Игра в оркестре  (ансамбле)

Сентябрь – октябрь

   

Повторение материала, пройденного в старшей группе

Ноябрь – декабрь

   

Играть простейшие партитуры индивидуально, небольшими группами и в ансамбле (оркестре)

Играть в оркестре простые песенки и потешки, соблюдая общий темп, динамику и настроение

Индивидуально разучивать партии.

«Микки Маус» М. Шмитца

«Мороженое» Э. Градески

«Пестрый колпачок» Г. Струве

Январь – февраль

 

 В шумовом оркестре учить своевременно вступать и заканчивать игру своей партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.

«Этюд»,М. Дворжака

«Солнечная капель», С. Соснина

Март – апрель

Индивидуально разучивать партии

Играть небольшими группами инструментов, всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно вступать и заканчивать исполнение

Исполнять гаммы в различных ритмических вариантах

«Шарманка», Д. Шостаковича

«Немецкая песенка», П. Чайковского

«Пойте, мамы, вместе с нами» С. Соснина

Май

Повторение и закрепление пройденного

Исполнительская работа над партитурами в составе оркестра

Подготовка и проведение концерта

V раздел.  Творческие задания

Сентябрь – октябрь

   

Сочинить мелодию на заданный текс

Отгадать музыкальный инструмент и повторить ритмический рисунок

Подыграй музыканту

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритм слов, имен, фраз, стихов

Конструктивные импровизации на ударных (ритмических) инструментах

Ноябрь – декабрь

   

Придумать песенку на 2-3 звуках

Играть в оркестре

Проговаривать текс в определенном ритме

Мелодизация стихов на интонацию терции

К знакомым песням подобрать музыкальный аккомпанемент

Уметь дать образные импровизации «Весной в лесу».

Январь – февраль

 

Конструктивные импровизации на мелодических ударных инструментах

Образные импровизации на тему «После дождя»

Сочинить песенку на заданный текст

Сочинить аккомпанемент

Звукоподражание шуму ветра, шелесту листьев, шуму дождя

Играть в оркестре

Проговаривать различные тексты в определенном размере

Играть с дирижером

Март – апрель

Идти, как звучит музыка (марш, полька, крадучись, мягкий шаг и т.д.)

Образные импровизации на тему «Гроза»

Отзовись, кого зовут

Отгадать инструмент

Импровизация «Мы едем, едем, едем…»

Сочинить сопровождение к небольшому музыкальному фрагменту (мелодии)

Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами

Подыграть музыканту

Импровизация «Гроза»

Отзовись, кого зовут

Сочинить сопровождение.

Май

Закрепление и повторение пройденного материала



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №6»

Г.НАЗАРОВО

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

 «Лапотушки» 

(для детей дошкольного возраста 3-4 лет)

срок реализации 1 год

Пояснительная записка   

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по музыкальному, народному фольклору «Лапотушки» разработана для детей дошкольного возраста 3-4 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно – эстетическому развитию.

Современное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно – эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребёнка.              

                 

Направленность  программы: 

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки

Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Программа «Лапотушки» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации - кружковой;  по времени реализации — годичной.

    Программа составлена на основе программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной  Министерством образования Российской Федерации.

Новизна программы: 

        Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

         Детям раннего возраста свойственно особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и

интенсивностью социализации. И именно ритм, и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально- сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.

 Актуальность программы:

        Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.  Возрождение историко - культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры.

          Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон ярких красок, образов. Народная песня передает дух народа, его помыслы и мироощущения. Доступный, эмоциональный язык народной песни понятен и интересен детям, и поэтому русские народные песни, помимо активного влияния на музыкальное развитие, формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений.

Программа дополнительного образования «Лапотушки» для детей 3-4 лет направлена на:

– создание условий для развития ребенка; 

– развитие мотивации к познанию и творчеству; 

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка; 

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям; 

– создание условий для творческой самореализации личности ребенка;

  • интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

– укрепление психического и физического здоровья;

–  организацию взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность программы:

        Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.        

         Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

На кружке дети знакомятся с народным прикладным искусством, с предметами быта, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования. 

          Через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Народные игры с пением и движением развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

 Данная программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками,  загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.

Организационно-педагогические условия.

Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с сентября по май).

Время проведение занятий: 1 раз в неделю не более 20 минут.

Занятие  состоит из различных видов деятельности: просмотр сказок, диафильмов и беседы об увиденном, игры-хороводы, игры-забавы, заучивание потешек, поговорок,  разучивание песен, танцев, инсценировки песен, игра в оркестре.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 3-4 года, количество детей в одной группе -10.

      На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Лапотушки» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, для них составляется по необходимости адаптированная программа.

   Принципы реализации программы

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Цель программы

Развитие музыкальных  и творческих способностей малышей через народный фольклор.

Задачи  дети 3-4 года

  • Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • Знакомить детей с русским народными   музыкальными инструментами (ложки, трещотки, шумелки,  колокольчики);
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, хороводов, игр, забав;
  • Прививать любовь к русской песне, сказкам  и традициям, через русские народные игры, хороводы, театрализацию.

Ожидаемые результаты:

Дети 3-4 года

  • Слушать и узнавать знакомые песни и попевки;
  • Петь не отставая и не опережая друг друга;
  • Различать и называть  музыкальные инструменты, подыгрывать на них;
  • Самостоятельно выполнять танцевальные движения (кружиться в парах, притопывать ногами, двигаться под музыку, в хороводе)
  • Знать, проговаривать выразительно  потешки, прибаутки.
  • Проявлять доброжелательность в играх со сверстниками

Формы подведения итогов:

Театрализованные представления, концерты; открытые занятия.

Видео и фотоматериалы;

Учебно-тематический план

Программа «Лапотушки» имеет следующие разделы:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хороводы».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал.        в кажВ

 Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых.

Содержание программы

Дети 3-4 года I.

ТЕМА 1.Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички., обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

ТЕМА 2. Потешный фольклор

Потешный фольклор-прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека . Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

ТЕМА 3. Игровой фольклор

     Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

    Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.

Структура занятия для детей 3-4 года

  1. Приветствие;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Основная часть:- пение, музыкально – ритмические движения, музицирование.
  4. Игра.

Методическое обеспечение:

        ♫         фортепиано;

♫        магнитофон, аудиокассеты;

♫         видеомагнитофон, видеокассеты;

        ♫          иллюстрации;

        ♫        костюмы, декорации;

        ♫        атрибуты  к занятиям;

        ♫        музыкальные  инструменты;

        ♫        дидактические  игры, музыкально-дидактические  игры.

  Список используемой литературы

  1. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей. АРКТИ Москва 2002г.
  2. Капранова Л.Н. Бабушкины забавушки. «Феникс» 2008г.
  3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник Линка – пресс 2000г.
  4. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор Москва 2000
  5.  Калужникова Т.Н. Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала. Екатеринбург 2002г.
  6. Бердникова Н.В. Веселая ярмарка. Академия развития 2005г.
  7. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. АРКТИ 2005г.
  8. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. «Учитель» 2005г.
  9. Кузнецова Г. Время праздников Обруч 2011г.
  10.  Михайлова М.А. Народные праздники, игры и развлечения Академия развития 2005г.
  11. Мерзлякова С. Гармошечка-говорушечка «Музыка» 1988г
  12. Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход ТЦ, 2007.
  13. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
  14.  Петров В.М.. Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.  Сфера.2002г.

                                                     Перспективный план

работы с детьми  3-4 года

Сентябрь

Цель занятий.  1.Развивать ритмичность, координацию рук и ног.

2. Знакомить детей с хороводными играми, календарными песнями.

3.Развивать речевой диалог в инсценировках.

Тема занятия.

                                          Содержание

1.«Репка»

Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Попевка «Петушок». Игра «Репка»

2.«У березки»

Арт. гимнастика. Скороговорка. Попевка «Петушок». Хоровод «Березка». Игра «Репка»

3.«Осенние хлопоты»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Петушок». Хоровод «Березка». Игра «Репка»

4.«Сделал дело – гуляй смело»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Петушок». Хоровод «Березка».  Песенка «Мишка косолапый». Игра «Репка»

                                                               Октябрь

Цель занятий. 1.Закрепить умение вести диалог.

2. Учить согласовывать движения с текстом.

3.Учить петь выразительно, хорошо проговаривая текст.

4.Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

5. Познакомить с народными инструментами (ложки)

5.«Теремок»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Заинька». Хоровод «Березка».  Песенка «Мишка косолапый». Игра «Каравай»

6.«В гости к Лесовичку»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Заинька». Хоровод «Березка».  Песенка «Мишка косолапый». Игра «Каравай»

7.«У бабушки в деревне»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Заинька».   Песенка «Веселые гуси».  Хоровод «Заинька попляши». Игра «Гуси, гуси»

8.«Осенний лес»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Заинька».   Песенка «Веселые гуси».  Хоровод «Заинька попляши». Игра «Гуси, гуси»

Ноябрь

Цель занятий. 1.Познакомить с балалайкой и её звучанием.

2. Освоить танцевальное движение «топотушки»; подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов.

3.Продолжать знакомить с народными песнями.

9.«В хороводе были мы»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Котик».   Песенка «Веселые гуси», «Красные сапожки». Хоровод «Заинька попляши». Игра «Гуси, гуси»

10.«Весела  была беседа»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Котик».   Песенка «Веселые гуси».  Хоровод «Во поле береза стояла». Игра «Гуси, гуси»

11.«Ярмарка игрушек»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Котик».   Песенка «Матрешки». «Красные сапожки».   Хоровод «Во поле береза стояла». Игра «Гуси, гуси»

12.«При матушке добро»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Котик».   Песенка «Матрешки», «Красные сапожки».  «Колыбельная». Хоровод «Во поле береза стояла». Игра «Гуси, гуси»

Декабрь

Цель занятий. 1.Знакомить детей с народными играми, хороводами.

2.Учить создавать образы игры через пение и движение.

3.Развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре.

4. Учить инсценировать небольшие сказки, поддерживать интерес к театрализации.

5. Познакомить с трещеткой и её звучанием

13.«Здравствуй, зимушка – зима»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Зимушка зима».   Песенка «Матрешки».  Хоровод «Дед Мороз». Игра «Зимушка». Сказка «Заюшкина избушка»

14.«Весёлый оркестр»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Зимушка зима».   Песенка «Матрешки».  Хоровод «Дед Мороз». Игра «Зимушка». Сказка «Заюшкина избушка»

15.«В гости к Снегурочке»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Зимушка зима».   Песенка «Матрешки».  Хоровод «Дед Мороз». Игра «Зимушка». Сказка «Заюшкина избушка»

16.«Новый год у ворот»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Зимушка зима».   Хоровод «Дед Мороз». Игра «Зимушка» Сказка «Заюшкина избушка»

Январь

Цель занятий. 1. Познакомить детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор.

2.Развивать выразительность речи, через потешки.

3.Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации сказки.

4. Учить петь напевно, одновременно начинать и заканчивать песню.

17.«Снег-снежок»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Снег-снежок».   Хоровод «Как на тоненький ледок». Игра «А мы веселимся». Сказка «Заюшкина избушка»

18.«Зимний  лес»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Снег-снежок».     Хоровод «Как на тоненький ледок». Игра «А мы веселимся». Сказка «Заюшкина избушка».

19.«Лиса и заяц»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка Попевка «Снег-снежок».      Хоровод «Как на тоненький ледок». Игра «А мы веселимся». Сказка «Заюшкина избушка»

20.«Чудо – балалайка»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Снег-снежок».     Хоровод «Как на тоненький ледок». Игра «Я на скрипочке играю». Сказка «Заюшкина избушка»

Февраль

Цель занятий 1.Узнавать балалайку по тембру.

2.Учить детей передавать весёлый характер песни. Добиваться в пении чёткой артикуляции.

3.Разучить танцевальные движения «фонарики», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»).

4. Познакомить с песенками - закличками, загадками. 

21.«Красна песня ладом»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Снег-снежок».     Хоровод «Как на тоненький ледок». Игра «Я на скрипочке играю».

22.«Заяц белый, куда бегал?»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Зайка серенький».     Хоровод «Как на тоненький ледок». Игра «Я на скрипочке играю».

23.«Ой, блиночки мои»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Зайка серенький».  Хоровод «Блины». Игра «Я на скрипочке играю».

24.«Вот и кончилась зима»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Зайка серенький».     Хоровод «Березка».  Игра «Я на скрипочке играю».

Март

Цель занятий. 1.Знакомить детей с колыбельными, учить передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь.

2.Привлекать детей к разгадыванию загадок, рассказыванию потешек о героях сказки.

3.Знакомить детей с народными приметами весны, закличками.

4.Закреплять в играх, хороводах знакомые танцевальные движения.

5.Обогащать словарный запас детей. 

25.«Колыбельная песенка»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Котенька - коток».  Песня «Баю-баю»   Хоровод «Березка». Игра «Как на горке снег».

26.«Заюшкина избушка»

Сказка «Заюшкина ибушка»

27.«Грач на горе, весна на дворе

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Котенька - коток».  Песня «Баю-баю»   Хоровод «Березка». Игра «Как на горке снег»

28.«Поскорее подрастай, да к работе поспевай!»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Котенька - коток».  Песня «Баю-баю»   Хоровод «Есть у нас огород». Игра «У медведя во бору»

Апрель

Цель занятий. 1.Знакомить детей с колыбельными, учить передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь.

2.Привлекать детей к разгадыванию загадок, рассказыванию потешек.

3.Знакомить детей с народными приметами весны, закличками.

4.Закреплять в играх, хороводах знакомые танцевальные движения.

5.Обогащать словарный запас детей.

29.«Птицы летите, весну несите»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Дождик».  Песня «Баю-баю»   Хоровод «Есть у нас огород», «Ой бежит ручьем вода». Игра «У медведя во бору»

30.«Весна идет»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Дождик».  Песня «Матрешки»   Хоровод «Есть у нас огород», «Ой бежит ручьем вода». Игра «У медведя во бору»

31.«Как у наших у ворот»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Дождик».  Песня «Матрешки»   Хоровод «Есть у нас огород», «Ой бежит ручьем вода». Игра «У медведя во бору»

32.«На зелёном, на лугу»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Дождик».  Песня «Матрешки»   Хоровод «Есть у нас огород». Игра «У медведя во бору» Оркестр «Взяли в руки ложки»

Май

Цель занятий. 1.Закрепить ранее полученные знания фольклорного музыкального материала..

2.Чередовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске.

3.Узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них.

4.Побуждать к чёткой артикуляции и выразительности в пении.

5.Побуждать детей к преодолению застенчивости, создать условия для проявления своих артистических способностей.

6.Создать атмосферу радости от общения. 

33.«Весёлые звоночки»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Дождик».  Песня «Птичка»   Хоровод «Мы на луг ходили». Игра «У медведя во бору». Оркестр «Взяли в руки ложки»

34.«Веселый концерт»

Петь знакомые песни и хороводы.

35. «В хороводе были мы»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Дождик».  Песня «Птичка»   Хоровод «Мы на луг ходили». Игра «У медведя во бору» Оркестр «Взяли в руки ложки»

36. .«В гостях у сказки»

Арт.гимнастика. Скороговорка. Попевка «Дождик».  Песня «Птичкаи»   Хоровод «Мы на луг ходили». Игра «У медведя во бору»