Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.
статья по музыке

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать «принцип метапредметности». Как следствие изменился подход к результатам обучения. Приоритетное место среди всех результатов обучения стали занимать метапредметые.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Блинова Е.М., учитель

ГБОУ СОШ  №125 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.

 

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать «принцип метапредметности». Как следствие изменился подход к результатам обучения. Приоритетное место среди всех результатов обучения стали занимать метапредметые.

 Основным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения. С внедрением метапредметного подхода в образовании, метапредметные результаты вышли на первое место среди всех результатов обучения. Метапредметные результаты – это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов. При этом должны быть отражены следующие показатели:

  1. Самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
  2. Способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата;
  3. Реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи;
  4. Владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решения и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  5. Способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать в составе группы и индивидуально;
  6. Способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;
  7. Умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;
  8. Умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты путём формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, т.е. универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметный подход представляет собой такой подход к образованию, при котором ребёнок одновременно и овладевает системой знаний, и усваивает универсальные способы действий, при помощи которых он впоследствии сможет эту информацию найти. При этом проводятся различные типы уроков: от урока-лекции (с элементами беседы, презентации) к уроку-погружению, - путешествию, - концерту. Так, например, урок-концерт является жанровой разновидностью урока и может быть выстроен на основе одной из моделей музыкальной деятельности (только слушание или только исполнение) либо на основе их комбинации (сочинительско-творческая деятельность и исполнительская). Урок-концерт вариативен: выстраивается на этапе подготовки к выходу концертного номера или в качестве результата демонстрации достижений в классе внешним зрителям, предполагает игровую форму проведения или дебаты (ведущий, композитор, исполнитель, музыкальный критик и др.).

Вспомним слова В. А. Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. В настоящее время музыка, являясь одним из видов искусства и форм общественного сознания, в рамках общеобразовательной школы представлена как предмет эстетической направленности. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства.  Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Необходимо развивать музыкальные умения и способности каждого ученика, пробуждая истинное и непреодолимое желание познавать прекрасный мир музыки, ощущать постоянную потребность в общении с богатейшим музыкальным наследием. Начинать приобщать школьников младшего возраста к традиционной народной культуре нужно через музыкальное искусство и фольклор русского народа, знакомя с традициями воспроизведения и обычаями, помогая воспитать любовь к истории и культуре своего народа. Последующее же освоение национальных музыкальных традиций других стран и народов мира способно стать фактором воспитания культуры межнационального общения и толерантности.

В современных условиях реализации образовательных стандартов особую значимость приобретает развитие духовно-нравственного и личностного потенциала личности, что подразумевает грамотное распределение универсальных учебных действий (УУД) на уроках музыки. Поэтому одним из наиболее перспективных и приоритетных направлений в развитии современного образования считается метапредметный подход и соответствующие ему образовательные технологии. Музыка напрямую связана с миром чувств, переживаний и эмоций, который невозможно развить в отрыве от иных видов искусства и предметных областей (литературы, изобразительного искусства, окружающим миром, историей и др.).

 Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. При слушании произведений подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей. В сферу исполнительской деятельности учащихся   добавляется пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.    Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма. Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. При разборе песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала   развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.

Фрагмент урока.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.

Следовательно, постижение одного и того же музыкальногопроизведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой:

1.История: при слушании произведений подбираются слова синонимы, соответствующие характеру музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей.

2.Математика: в сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.

3. Письмо: обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма.

4. Иностранный язык: ведение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками.

5. Литература: при инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки.

6. Изобразительное искусство: помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические подходы к организации самоподготовки, обеспечивающие реализацию требований ФГОС"

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,мы украдем у детей ЗАВТРА»Джон Дьюи(Слайд2)     В последнее время российская система образования претерпевает постоянные и...

Презентация «Методические подходы к организации самоподготовки, обеспечивающие реализацию требований ФГОС"

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,мы украдем у детей ЗАВТРА»Джон Дьюи...

"Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания"

Статья, посвящена особенностям метапредметного подходо к проектированию уроков истории и обществознания....

Особенности современного урока при реализации требований ФГОС системно-деятельностный подход

Особенности современного урока при реализации требований ФГОС: системно-деятельностный подход...

Доклад «Метапредметный подход в обучении физики, как основное требование ФГОС»

Метапредметный подход в обучении физики согласно требованиям ФГОС...

Доклад «Метапредметный подход в обучении физики, как основное требование ФГОС»

Метапредметный подход в обучении физики согласно  требование ФГОС...