Мастер-класс "Мнемотехника"
методическая разработка по музыке

Пархоменко Виктория Владимировна

Здравствуйте коллеги! Сегодня  с радостью хочу поделиться с вами опытом использования мнемотехники в развитии музыкальных способностей детей. Показать этапы работы т различные варианты использования мнемотаблиц в музыкальной деятельности. Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

 

1.Тема "Использование технологии  мнемотехники  в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.»

 

 

2.Цель – продемонстрировать   педагогическую ценность технологии  мнемотехники в развитии музыкальных способностей детей.

 

3. Задачи:

 -Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

- Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития музыкальных способностей.

-Создание условий для плодотворного общения

 - Участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

 

4  Приходится часто слышать от воспитателей и родителей о трудностях, которые возникают у детей в заучивании текстов любимых песен. Это объясняется тем, что у детей преобладает зрительная память и воображение, а слуховая память менее развита, поэтому  им сложно воспринимать текст на слух. Что делает актуальным поиск современных технологий, которые позволили бы развить детскую память.

 

5. Используя  разные  технологии в работе с детьми, я пришла к выводу, что мнемотехника наиболее результативна.

 

6.МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем музыкальной  памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

 

6.  Актуальность использования данной технологии  заключается не только в  развитии ассоциативного мышления, воображения, обогащении словарного запаса и формированию связной речи и развитию мелкой моторики рук, но и в развитии музыкальных способностей.

 

7.  Если ребёнку сложно запомнить текст песни, то с нарисованными к нему  наглядными образами и символами  эффективность запоминания увеличивается.

 

8.В  нашем случае мнемотехника – эффективнее решение вопроса  запоминания структуры песни .

 

9. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям

.

 

 

10.Мнемотехника строится от простого к сложному:мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

 

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. (слайд)

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения (слайд)

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) (слайд)

 

 

11. Алгоритм работы с  мнемотаблицами  состоит из нескольких  этапов:

          1. Прослушивание новой песни.

 

         2. Беседа о характере песни и ее содержании.

 

         3. Рассматривание таблиц и наглядных образов  

            а) определение  текстового значения каждого символа.

            б) осуществление перекодирования информации, те. Преобразование из абстрактных символов в образы. Составляя схемы я подбираю опорные символы так, чтобы нарисованное было понятно детям и вызывало у них наглядную ассоциацию.

 

         4. Разучивание текста  песен и мелодии  по фразам при помощи соответствующих тексту и мелодии  символов.

 

         5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы. Для того, чтобы спеть мнемотаблицу, можно рисовать стрелочки. Они помогают ребенку увидеть движении мелодии, и он может управлять певческим голосом.

 

         6. Закрепление новой песни при помощи выкладывания и рисования символов в соответствии с текстом.  После того, когда дети усвоят эту технологию запоминания, они сами могут нарисовать мнемотаблицу песни. Сначала с помощью музыкального руководителя, а затем самостоятельно.

 

 

 

19. Сейчас мы  на практике   поупражняемся  в составлении мнемотаблицы при разучивании текста песни. Для этого мне понадобиться 6 человек. Прошу пройти к столу.

Кто мне напомнит, какой первый этап? (прослушивание новой песни)

 

а) Прослушивание

Как вы считаете, какой вопрос можно задать детям? (варианты вопросов) Совершенно верно. И вот когда, все таблицы и символы рассмотрены и определено содержание, можно приступить к составлению мнемотаблицы.

 

б) Сейчас мы поупражняемся в составлении мнемотаблиц по фразам. (пою, составляют, пропеваем вместе. Когда вся таблица составлена исполняют  весь куплет)

 

в) А сейчас мы с вами не просто составим мнемотаблицу, а нарисуем ее. (Проводится вся та же работа, но  уже с рисованием символов)

 

Вы молодцы! Отлично справились со всеми заданиями.

 

20. Мнемотехнику можно использовать в самостоятельной музыкальной деятельности в виде игр, включив в развитие музыкальной среды методические пособия.

 

В одной из таких игр я предлагаю поучаствовать всем участникам конкурса, уважаемое жюри тоже просим присоединиться к нам.

 

На экране вы видите мнемотаблицы, ваша задача отгадать, какая песня спрятана в каждой из них. (под фонограмму исполняют все вместе)

Потрясающе! И с этим заданием все справились превосходно!

 

21.Технологию мнемотаблиц  применяются мною и в других видах музыкальной деятельности.

На занятиях по Логоритмике по схемам дети легко запоминают стихи, для декламационного чтения.

 

22. Так же мнемосхемы являются незаменимыми помощниками в обучении метроритма

23 В игре на музыкальных инструментах

 

24 и даже в постановке танцев.

 

25Я надеюсь, что после мастер-класса, продемонстированная мною техника найдет отклик и в вашей работе. Используя технологию  мнемотехники вы однозначно повысите уровень запоминания детьми текстов песен и мелодий, научите их анализировать, сравнивать , обобщать и выделять существенные признаки предмета. А самое главное вы и дети получите огромное удовольствие от совместной деятельности!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс19.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здравствуйте коллеги! Сегодня  с радостью хочу поделиться с вами опытом использования мнемотехники в развитии музыкальных способностей детей. Показать этапы работы т различные варианты использования мнемотаблиц в музыкальной деятельности. Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

1.Тема "Использование технологии  мнемотехники  в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.»

2.Цель – продемонстрировать   педагогическую ценность технологии  мнемотехники в развитии музыкальных способностей детей.

3. Задачи:

 -Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

- Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития музыкальных способностей.

-Создание условий для плодотворного общения

 - Участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

4  Приходится часто слышать от воспитателей и родителей о трудностях, которые возникают у детей в заучивании текстов любимых песен. Это объясняется тем, что у детей преобладает зрительная память и воображение, а слуховая память менее развита, поэтому  им сложно воспринимать текст на слух. Что делает актуальным поиск современных технологий, которые позволили бы развить детскую память.

5. Используя  разные  технологии в работе с детьми, я пришла к выводу, что мнемотехника наиболее результативна.

6.МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем музыкальной  памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

6.  Актуальность использования данной технологии  заключается не только в  развитии ассоциативного мышления, воображения, обогащении словарного запаса и формированию связной речи и развитию мелкой моторики рук, но и в развитии музыкальных способностей.

7.  Если ребёнку сложно запомнить текст песни, то с нарисованными к нему  наглядными образами и символами  эффективность запоминания увеличивается.

8.В  нашем случае мнемотехника – эффективнее решение вопроса  запоминания структуры песни .

9. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям

.

10.Мнемотехника строится от простого к сложному:мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. (слайд)

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения (слайд)

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) (слайд)

11. Алгоритм работы с  мнемотаблицами  состоит из нескольких  этапов:

          1. Прослушивание новой песни.

         2. Беседа о характере песни и ее содержании.

         3. Рассматривание таблиц и наглядных образов  

            а) определение  текстового значения каждого символа.

            б) осуществление перекодирования информации, те. Преобразование из абстрактных символов в образы. Составляя схемы я подбираю опорные символы так, чтобы нарисованное было понятно детям и вызывало у них наглядную ассоциацию.

         4. Разучивание текста  песен и мелодии  по фразам при помощи соответствующих тексту и мелодии  символов.

         5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы. Для того, чтобы спеть мнемотаблицу, можно рисовать стрелочки. Они помогают ребенку увидеть движении мелодии, и он может управлять певческим голосом.

         6. Закрепление новой песни при помощи выкладывания и рисования символов в соответствии с текстом.  После того, когда дети усвоят эту технологию запоминания, они сами могут нарисовать мнемотаблицу песни. Сначала с помощью музыкального руководителя, а затем самостоятельно.

 

19. Сейчас мы  на практике   поупражняемся  в составлении мнемотаблицы при разучивании текста песни. Для этого мне понадобиться 6 человек. Прошу пройти к столу.

Кто мне напомнит, какой первый этап? (прослушивание новой песни)

а) Прослушивание

Как вы считаете, какой вопрос можно задать детям? (варианты вопросов) Совершенно верно. И вот когда, все таблицы и символы рассмотрены и определено содержание, можно приступить к составлению мнемотаблицы.

б) Сейчас мы поупражняемся в составлении мнемотаблиц по фразам. (пою, составляют, пропеваем вместе. Когда вся таблица составлена исполняют  весь куплет)

в) А сейчас мы с вами не просто составим мнемотаблицу, а нарисуем ее. (Проводится вся та же работа, но  уже с рисованием символов)

Вы молодцы! Отлично справились со всеми заданиями.

20. Мнемотехнику можно использовать в самостоятельной музыкальной деятельности в виде игр, включив в развитие музыкальной среды методические пособия.

В одной из таких игр я предлагаю поучаствовать всем участникам конкурса, уважаемое жюри тоже просим присоединиться к нам.

На экране вы видите мнемотаблицы, ваша задача отгадать, какая песня спрятана в каждой из них. (под фонограмму исполняют все вместе)

Потрясающе! И с этим заданием все справились превосходно!

21.Технологию мнемотаблиц  применяются мною и в других видах музыкальной деятельности.

На занятиях по Логоритмике по схемам дети легко запоминают стихи, для декламационного чтения.

22. Так же мнемосхемы являются незаменимыми помощниками в обучении метроритма

23 В игре на музыкальных инструментах

24 и даже в постановке танцев.

25Я надеюсь, что после мастер-класса, продемонстированная мною техника найдет отклик и в вашей работе. Используя технологию  мнемотехники вы однозначно повысите уровень запоминания детьми текстов песен и мелодий, научите их анализировать, сравнивать , обобщать и выделять существенные признаки предмета. А самое главное вы и дети получите огромное удовольствие от совместной деятельности!