Я не учу.
статья по музыке

Сальникова Татьяна Петровна

Трудный вопрос, который задают не только дети, но и родители. Зачем урок музыки в школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ne_uchu.docx18.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Я не учу, я – пробуждаю

Часто на уроках мне задают вопрос, который приколачивает к стене, гвоздями, намертво. Этот вопрос задают дети всех возрастов, в каждом классе. Задают его с вызовом. И ждут от меня прямого, однозначного ответа. Даже не ответа – рецепта применения. А у меня нет ответа, такого, который был бы как лозунг, простой, броский, понятный, однозначный. И не потому, что я так и не поняла за эти тридцать лет работы, чем я все-таки занимаюсь, а главное – зачем? Для меня все просто. Это как дышать. Я этим живу. Меня наполняют звуки. Мне не хватает слов в языке, иногда мне кажется, что невозможно найти адекватных слов не только в моем, родном языке, а вообще, в человеческом. Что же это за вопрос такой?

«Зачем мы изучаем музыку? Она нам в жизни вряд ли понадобится. Мы не собираемся становиться музыкантами!» Вот так категорично, просто и ясно. А ответа нет. Точнее, нет одного для всех. Такого рецепта по использованию музыки в жизни. Для каждого свой ответ. И иногда он грустный. Человек живет, и вся музыка которая его окружает, которую он слышит вокруг это музыка из телевизоров в рекламе. Ну еще в Макдаке. Что то там звучит, играет…Стоит ли обращать внимание, мелочи какие…

Но ответ найти необходимо. И не только для детей, которые пытливо смотрят в глаза. Для себя. Для каждого.

То, что музыка звучит и наполняет нашу жизнь, ни у кого не вызывает сомнения. Мы часто не придаем значения тому, что слышим, и даже тому, что намеренно слушаем. А между тем, музыка, как пища для ума и души. Она, попадая к нам в мозг, никуда не девается, не теряется, Она постепенно нас не только наполняет, но и формирует. Мы, часто не задумываясь, принимаем этот код, и вот уже что то изменилось в душе, что то стало другим. Но мы не обращаем внимания. Нам кажется, что все по старому. Однако, все не так просто, а главное, не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Музыка, это не просто рандомный набор созвучий. Она послание музыканта к нам. Это он делится с нами, хотим мы того или нет. И мы принимаем эту мысль, идею. Часто не задумываясь о том, что эта идея – лекарство для души, или яд, душу отравляющий. И вот здесь наступает тот самый момент, когда нужно отнестись к своей душе бережно и не отравлять и не засорять ее мусором. И как понять, что не навредит нам, что нашей душе необходимо, а что вредно или даже опасно?

Я не смогу этому научить. Любить. Не смогу заставить. Любить. Но мне бы очень хотелось пробудить в душе те самые заветные струны, которые будут наполнять душу волшебными звуками. А это требует работы ума. Именно поэтому мы должны учиться вслушиваться, вдумываться, настраивать свой внутренний камертон.

Ни для кого уже давно не секрет, что музыка – это не только украшение жизни, так сказать десерт. Ученые давно доказали, что музыка – мощнейший инструмент влияния на мозг человека, а стало быть, им можно не только услаждать слух, но и лечить, а еще калечить.

Искусство, танец, живопись, музыка – это языки. Автономные, и, так сказать, международные. Слушая «Лакримозу» Моцарта и немец, и русский, и эстонец, да неважно кто, будет переживать одно и то же чувство: скорбь. Здесь не нужен перевод. Здесь понятно все с первого звука. Но в то же время, эти языки искусства друг на друга не переводятся. Они взаимосвязаны. Но не переводимы ни на один язык. И понятны всем. Понятны. Но, каждому по своему. Для одного «Лакримоза» - шедевр мировой классики, для другого – печальная история из жизни, для третьего – открытие и потрясение. Не стоит искать одинакового восприятия музыки. Мы все разные. И будем слышать по разному. И тем не менее, необходимо научиться понимать этот язык.

Ученые, изучающие мозг, утверждают, что люди, занимающиеся музыкой, имеют в результате мозг, обладающий более сложной нейронной сетью. То есть это дает мозгу большую пластичность, а вместе с этим высокую способность к учению (не только в школе, разумеется) Еще необходимо отметить, что такие дегенеративные состояния мозга, как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, для тех, кто занимался музыкой с детства, как бы отодвигаются во времени. То есть, мы даем себе еще пять-десять лет здоровой жизни мозга. И этому есть научное объяснение.

Те же ученые, изучающие работу мозга, говорят о том, что мышление людей, занимающихся музыкой отличается от тех, кто музыкой не занимался. Это другой тип мышления. Занятия музыкой не только дисциплинируют мыслительный процесс, но еще и позволяют научиться мыслить одновременно в нескольких действиях.

Продолжая тему нужности и даже необходимости занятий музыкой, нельзя не вспомнить о том, что музыка непосредственно связана с речью. То есть не в красоте языка (хотя и это тоже), а именно в более точном, ясном и полном развитии речи. Но здесь все просто объясняется. Когда мы слушаем музыку (разумеется, не в фоновом ее звучании), мы не просто слушаем звуки, мы вслушиваемся. Мы вынуждены вслушиваться. Ведь музыка имеет сложную ткань, особенно полифоническая музыка, которая сродни алгебре. А кроме того, различные средства выразительности заставляют вслушиваться и находить в созвучиях главное. То есть процесс слушания – это не просто незатейливый отдых. Иногда это работа не только души, но и ума.

Но, говоря о прикладном значении музыки, то есть как это работает технически, какую приносит пользу, нельзя забывать и о главном смысле. Музыка – это то, чем мы питаем не только мозг. Это то, чем мы наполняем душу. Музыка  бывает разной: трепетной, взволнованной, печальной, ликующей… Она бывает камерной, многозвучной, яркой, вокальной, инструментальной, симфонической, народной… Но, главное, она должна наполнять душу прекрасным, хорошим. Это то, с чем останется наша душа, с чем она будет жить, на что отзываться. Мне бы не хотелось повторять за многими критиками, как рок плохо влияет на нас, а Моцарт хорошо. Иногда бывают моменты, когда симфония Бетховена не отзывается в душе, а печальный наигрыш свирели заставляет душу плакать. Мы – люди. И нам свойственно не только думать, но и чувствовать. И этому тоже необходимо учиться.

Но вот вопрос, который требует ответа, зачем мы занимаемся изучением музыки в школе, если не собираемся быть музыкантами? Для того, что бы понять, зачем нужно (а этим непременно нужно, необходимо просто) заниматься в школе музыкой, мне бы хотелось ответить так. Каждый из нас находит свою музыку в океане всей музыки мира. Но, что бы найти, узнать свою, необходимую только тебе, нужно научиться понимать язык, пробудить свой слух и свою душу. Это потребует труда ума и души. Без этого никак. Только вслушиваясь, удивляясь, сравнивая можно научиться узнавать то, что станет необходимостью для твоей души. Сейчас столько разной музыки, целый безбрежный океан. Разобраться в нем непросто. Еще сложнее понять, что же нашей душе необходимо, а что лучше и не слушать. Для этого нужен наставник, учитель, который расскажет, какая она бывает, музыка, кто эти люди, в чьих душах она живет и рождается. Учитель, который не станет поучать, а который сможет пробудить.