Преодоление сценического волнения у обучающихся
методическая разработка по музыке

Терехина Дарья Сергеевна

В данной работе раскрывается проблема сценического волнения у обучающихся.

Опираясь на личный опыт работы, автор дает методические рекомендации и раскрывает пути преодоления концертного волнения в период подготовки учащихся к концертам и конкурсам с учетом индивидуальных особенностей психики обучающихся.

Эти методические рекомендации могут быть полезны начинающим педагогам, которые постоянно ищут способы преодоления трудностей, связанных с подготовкой обучающихся к концертному выступлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_stsenich.volneniya_u_obuchayushchihsya.doc78.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 555 "Белогорье" с углублённым изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Преодоление сценического волнения у обучающихся»

Автор-составитель:
Терехина Дарья Сергеевна

г. Санкт-Петербург

2019

Аннотация

В данной работе раскрывается проблема сценического волнения у обучающихся.

Опираясь на личный опыт работы, автор дает методические рекомендации и раскрывает пути преодоления концертного волнения в период подготовки учащихся к концертам и конкурсам с учетом индивидуальных особенностей психики обучающихся.

Эти методические рекомендации могут быть полезны начинающим педагогам, которые постоянно ищут способы преодоления трудностей, связанных с подготовкой обучающихся к концертному выступлению.

Терехина Дарья Сергеевна,

педагог дополнительного образования, концертмейстер

первой квалификационной категории,

ГБОУ школа №555 «Белогорье» с углублённым
изучением английского языка г. Санкт-Петербурга,

тел.+79516840739


Введение

Вопрос сценического волнения учащихся всегда волновал музыкантов-педагогов, которые постоянно сталкиваются с ним на протяжении их обучения. Почти все дети испытывают состояние страха и тревожности перед концертным исполнением.

Целью данной работы является выявление и показ методов работы над преодолением излишнего сценического волнения в период подготовки учащихся к концертам и конкурсам, используя как личный опыт работы, так и высказывания великих музыкантов-исполнителей.

Задачи работы:

  • Выявить причины волнения перед публичным выступлением;
  • Найти способы их преодоления;
  • Показать важность психологического настроя перед выступлением;
  • Дать советы преодоления волнения исходя из личного опыта работы.

Как в ДШИ, так и в различных учреждениях дополнительного образования детей, учащиеся постоянно принимают участие в различных концертах и конкурсах. В связи с этим им приходится показывать результат своей работы на сцене. Что же испытывают наши дети, выходя на сцену? Волнение, страх, стресс, а не собранность, свободу и радость. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь в коленях, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Это приводит к неинтересному исполнению, текстовым ошибкам, а иногда к провалу выступления. Все без исключения подвержены сценическому волнению: и малыши, для которых выступление скорее занимательное, чем волнующее событие, и имеющие опыт публичных выступлений учащиеся средних и старших классов.  Для того чтобы понять, чем вызвано это волнение, хотелось бы представить многолетние практические наблюдения и найти решение этой проблемы.

Основная часть

Необходимо правильно подобрать программу публичного выступления. Очень многие преподаватели боятся легкого, хотя и по классу подобранного репертуара. А ведь среди «Жизненных правил для музыканта» Роберта Шумана есть одно замечательное правило: «Старайся играть легкие пьесы красиво и хорошо. Это лучше, чем посредственно исполнять трудные». Но часто бывает, что ученик исполняет с большим трудом непосильную пьесу, не справляясь с ней ни технически, ни музыкально. Конечно, можно выучить с ребенком эту пьесу, но будет ли этот труд эффективным, много ли он принесет пользы и удовольствия преподавателю, ученику, а потом и слушателям, вынужденным терпеть посредственное исполнение? Проанализировав способности и возможности ученика, правильнее выбрать для него посильную программу. Это даст возможность ребенку почувствовать себя сильнее, увереннее, артистичнее и музыкальнее. Чем хуже выучено произведение, тем хуже исполнение и больше волнения.

Также необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Сценическое волнение на всех действует по-разному.  Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, дать ему название, оценить.

Дети по характеру делятся на группы. Одни – чувствительные натуры со слабой нервной системой, легко поддающиеся внешним воздействиям, рассеянные, ранимые. Учащиеся, относящиеся к этой категории, испытывают чрезмерно сильное волнение, которое достаточно сильно может навредить концертному выступлению. Это проявляется в виде паники, страха, смятения. Подобное внутреннее состояние сопровождается низким уровнем самоотдачи, срывами на публичных выступлениях.

Другие, хотя и отличаются некоторой нестабильностью сценических выступлений, но обладают рядом волевых качеств и имеют небольшой опыт внутренней самоорганизации на публике. Эти юные музыканты испытывают средний уровень волнения, с которым могут то справляться, то не справляться. Поэтому им свойственны перепады качества исполнения, неожиданные казусы в процессе игры, технические сбои. Вместе с тем их исполнение может отличаться эмоциональностью, оригинальностью мышления, убедительной подачей музыкального материла.

Третьи – волевые целостные личности, имеющие достаточно высокий уровень внутренней самоорганизации, уравновешенные, уверенные в себе, умеющие сосредоточиться, сконцентрироваться в нужное время и в конкретном месте. Они владеют собой в экстремальных условиях сценического выступления.

Опираясь на труды учёных-психологов, опыт великих музыкантов и на собственный опыт, хочется указать на факторы, влияющие на состояние музыканта-исполнителя до концерта, во время него и после: психологическая установка на выступление, исполнительский опыт, внимание, воля, слуховые представления, эмоциональность, темперамент. Все они взаимосвязаны между собой. А также важна потребность участия в исполнительском процессе и в общении с публикой.  

Назовем причины страха перед выступлением. Одна из них – мысль о возможном неудачном выступлении, которая может перейти в самовнушение. Надо научить юного исполнителя преодолевать эти мысли, переключив внимание на музыкальный образ. Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Ученику не стоит беспокоиться о том, как бы не забыть текст. Некоторые моменты исполнения осуществляются автоматически, без участия сознания. Если произведение исполняется в образе, то небольшие кляксы будут незаметны. Третья причина – неумение игнорировать промах, так как, разволновавшись в этой ситуации, учащийся может вообще прервать свое выступление. Четвёртая причина – неготовность выступать. Даже самый опытный музыкант не застрахован от неудачного выступления, если он не готов к исполнению.  Пятая причина – усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального.

В стадии подготовки к публичному выступлению необходимо практиковать умение исполнять произведение с любого места, чтобы хорошо ориентироваться в неожиданных ситуациях. А также до самого выступления обязательно играть по нотам, в среднем или медленном темпе, в зависимости от ситуации. Важно выучить программу заблаговременно до назначенной даты концерта или выступления. Музыкальный материал должен «прижиться, устояться».

Преподавателю очень важно определить исполнительские возможности своих учеников. За несколько дней до выступления необходимо проводить репетицию с многократным исполнением всей программы, от трех до пяти раз, что позволяет педагогу услышать, какое исполнение будет наиболее удачным. И уже, исходя из этого, в день выступления правильно подготовить ученика перед выходом на сцену.

        К сожалению, не все педагоги практикуют в период подготовки к концерту цельное исполнение программы (хотя все знают о такой необходимости). Даже если перед учеником ставится задача исполнения программы с начала до конца, то в процессе исполнения учеником педагог часто буквально не может усидеть на месте, «не может молчать», слыша несовершенство и какие-либо неточности. Исполнение учащегося прерывается замечаниями учителя. В результате некоторые учащиеся впервые исполняют программу целиком лишь на сцене.

Если педагог хочет хорошо подготовить ученика к концертному выступлению, для него должно стать правилом исполнение на каждом уроке всей программы без остановок и замечаний за месяц до выступления (крайний срок - за две недели). При этом педагог должен вести себя соответственно: сидеть как можно дальше от юного исполнителя, не помогать ему пением, счётом вслух, отбиванием метроритма, дирижированием. Пусть произведение или программа ещё «сыроваты», но такие проигрывания необходимы для тренировки выносливости, широкого исполнительского мышления.

        Если учащийся редко выступает перед публикой, то устойчивость к преодолению волнения у него не формируется. Что уж говорить о юных исполнителях, которые находятся в самом начале своего пути концертного исполнения перед публикой! Для них значимость каждого отдельного выступления велика.

Когда программа выучена, желательно не один раз исполнять ее на публике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке - перед своей семьей, друзьями. Хорошим тренингом по преодолению сценического волнения является большое количество «маленьких» публичных выступлений, где публикой могут быть мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья, одноклассники. Обыгрывание программы надо делать как можно чаще, чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным.

В своей педагогической практике мы иногда превращаем класс в импровизированную концертную площадку. Один ученик исполняет произведение, другой – не просто слушает, а высказывает свое мнение, критикует. Затем они меняются ролями. Кроме того, можно рекомендовать метод записи своего исполнения на телефон или диктофон. Этим самым создается атмосфера публичного выступления. Эффективность таких выступлений для воспитания исполнительской воли и преодоления сценического волнения очень высока.

Для достижения наилучшего сценического состояния можно воспользоваться дыхательной гимнастикой, предлагаемой Струве и Токарским: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять. Для освобождения плечевого пояса: на вдохе - поднять плечи, на выдохе - свободно опустить. Ученикам, стесняющимся так дышать, необходимо объяснить внутренний механизм этого действия: во время вдоха кислород попадает в лёгкие, наполняет кровь, бежит по сосудам в мышцы, поэтому мышцы расслабляются и активизируются. Продлевать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на сцену, на самой сцене до начала исполнения и в перерывах между пьесами.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога, который должен скрывать свое собственное волнение, а в ученика вселять бодрость и уверенность в успехе. Педагог дает ему установку на успех следующим образом: «Ты много занимался, выучил программу и сегодня имеешь право выступить как настоящий артист, настоящий художник. Ты можешь позволить себе даже небольшие ошибки, но не можешь позволить трусливого, неинтересного, немузыкального исполнения!».

Любой промах на сцене надо учиться игнорировать. Скрипач Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты не хирург».

Важно в день концерта дать верный психоэмоциональный настрой учащемуся. На протяжении дня предпочтительно играть программу по нотам, без инструмента, с пением. Очень важно беречь эмоциональные силы ребенка, тем не менее, резкое понижение активности в день выступления отрицательно влияет на тонус во время концерта. Большое значение имеет то, что ученик исполняет перед своим выступлением. Как показывает практика, полезно разыгрывать руки на гаммах и упражнениях, так как в них нет выразительных интонаций.

Заключение

Итак, в своей педагогической практике для психологической подготовки к выступлению мы применяем дыхательные и физические упражнения, освобождающие и активизирующие исполнительский аппарат, концентрируем внимание на средствах музыкальной выразительности и кульминационных точках, а также на воплощении музыкального образа исполняемого произведения.

Выводы следующие: универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося. Но главное – научить ученика преодолевать страх мыслями о воплощении музыкального образа. Он должен работать не только над техникой, звуком, стилем, но и над преодолением сценического волнения, достигая уверенности в себе, преодолевая всякий страх.

Список использованной литературы:

1. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М.: Магистр, 1993. - 193 с.

2. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада - М.: Классика-XXI, 2006. - 156 с.

3. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб. статей. – М.: Сов. композитор, 1983.

4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.: Музыка, 1988.

5. Цыпин. Г.М.  Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М.: Сов. Композитор, 1988.

6. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. - М.: Просвещение, 1994. - 353 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и пути преодоления сценического страха и волнения

Успешное выступления на сцене ребенка является результатом сочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня пред концертной психологичес...

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остро...

Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя

Музыкальная педагогика призвана разрабатывать  прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...

«Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения. Способы преодоления сценического волнения (из опыта работы)»

В данном материале представлен опыт работы и даются конкретные рекомендации по преодолению сценического волнения у юных вокалистов....

Решение проблемы сценического волнения у обучающихся.

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее ...

"Сценическое волнение и способы его преодоления"

  Овладение исполнительским искусством требует от любого исполнителя серьёзной, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своём единстве сущность музыканта. Разного рода ...