"Актуальные проблемы современного фортепианного обучения"
статья по музыке

Фалатюк Екатерина Владимировна

Проблематика исполнительской техники разработана глубочайшим образом в трудах великих пианистов - классиков XX века, но в основном для взрослых, или уже играющих детей. Накоплен огромный педагогический репертуар из произведений различных стилей школ и эпох.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_obucheniya_statya.docx20.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гурьева Е.В.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа «Апрель» имени Владимира Ионовича Михайлусова города Димитровграда Ульяновской области"

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

     

      Современный рояль (фортепиано) в достигнутом техническом и звуковом состоянии находится более 100 лет. Проблематика исполнительской техники разработана глубочайшим образом в трудах великих пианистов - классиков XX века, но в основном для взрослых, или уже играющих детей. Накоплен огромный педагогический репертуар из произведений различных стилей школ и эпох.

   Но по-прежнему остаётся вопрос: как сыграть “Детскую музыку” Прокофьева, когда ребенка это еще интересует, т.е. в 7-9 лет, а уровень сложности этих пьес по программе относится к 5-6 классу (это 11-12 лет), когда этих детей уже не интересуют «детские» пьески, а интересуют более сложные «романтические» произведения: «Лунная соната», «Турецкое рондо» Моцарта, «Ноктюрны» Шопена и др. Проблема эффективного, быстрого и комфортного для ребёнка обучения игре на фортепиано до сегодняшнего дня остаётся актуальной, как актуальна и проблема подготовки педагогов-пианистов, владеющих всеми навыками современного музыкально - педагогического мастерства.

    Новых способов игры на рояле не придумали, хотя композиторы конца 20 века (Губайдуллина С., Щедрин Р., Денисов, П. Булез и др.) пополнили репертуар пианистов произведениями с необычными сонорными эффектами: алеаторическими “формантами” (квадрат, варьируемый по желанию исполнителя), кластерами, игрой по струнам (Слонимский), эпизодами с эффектами речи исполнителя и т.д.

    И, более того, есть тенденция к упрощению музицирования по части технических возможностей: - совместное ансамблевое музицирование на основе элементарных музыкальных эффектов, что возможно даже для неподготовленных участников - шумовые сочетания, отдельные звуки в любых регистрах и ритмических рамках.  Для подготовительного периода или начала занятий, активизации интереса и творческого воображения ученика эти формы музицирования вполне доступны и интересны.

    Традиции высокой (классической) культуры заключаются в сохранении наиболее значительных явлений человеческого духа как в литературе, в живописи, архитектуре, философии, так и в музыкальном искусстве и, в частности, в фортепианном исполнительстве. Репертуар современного пианиста включает в себя все лучшие образцы музыкальных стилей предыдущих эпох. Несмотря на то, что инструментарий (клавир) претерпел значительные преобразования, по-прежнему востребованы сочинения Рамо, Куперена, Баха, Генделя, Моцарта и Гайдна, Равеля, Чайковского и Мусоргского и многих других композиторов прошлого. Но чтобы эти сочинения звучали в соответствии с замыслом композитора, с присущей ему манерой, артикуляцией и выразительными средствами, необходимо знать и владеть этими средствами исполнения, необходимо их изучать.

    И сегодня нужны эффективные результативные методики, помогающие ребёнку быстро и легко ориентироваться в нотном тексте и на рояле, помогающие ему реализовать своё эстетическое и музыкальное чувство.

   Отсюда вытекают главные сверхзадачи и цели музыкального образования и обучения, которых я придерживаюсь и ставлю в основу процесса обучения:

I - Научить ребенка понимать музыкальный язык и его:

  •  закономерности:

мелодия - это речь, декламация, пение, мелодекламация (речитатив);

гармония - это цвет музыки: напряжённость («краснота») доминант, «вопросительность» субдоминант, или покой тоники, магнетизм и сила Кадансов и т.д.

динамика - это результат взаимодействия мелодии + гармонии + фактуры;

жанр влияет на размер, энергию движения,

размер (метр) определяет форму движения, пластику рук и т.д.

тонально-ладовая структура - влияет на форму произведения, его архитектонику и кульминацию.

  •  выразительные возможности:

звук имеет тембр, тембр требует своего туше (способа касания клавиши), туше ведёт к определенному штриху и артикуляции, которая влияет на  музыкальный образ произведения, музыкальный образ возбуждает дальнейшее  воображение исполнителя и т.д.

  •  конструктивные связи:

 интонации складываются в мотивы,

 мотивы сливаются во фразы,

 фразы - в предложения, предложения в - периоды, и рождается  целостная форма произведения на основе сквозного ладо - гармонического тяготения.

II - Научить технике игры, очень сложной и трудоемкой части исполнительства:

  •  освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого;
  •  освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторные представления правильных игровых ощущений; штрих - это комплекс образных (слуховых) представлений и физических ощущений, переходящий в навык - приём, symbol или «штамп» в положительно профессиональном смысле;
  •  освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через взаимодействие всех частей аппарата (4-х, -5-ти ступеней уровней веса), на основе музыкальных представлений (слухо-моторный комплекс) и рационально организованной тренировки.

III - Способствовать развитию индивидуальных особенностей художественной натуры ученика: реализации его личности, самосознания, накоплению им эмоциональных, духовных впечатлений для дальнейшей самостоятельной деятельности (участие в концертах, в конкурсах, игра в ансамбле, чтение с листа, сочинение, самостоятельное разучивание любимых пьес и т.д.).

IV. - Научить профессиональному способу (навыку) мышления в процессе регулярных занятий:

  •  активному, требовательному слуху - вслушиванию в процесс создания звука, интонации, мотива, фразы и т.д.
  •  слуховому контролю за ритмической энергетикой - внутридолевой, долевой, внутритактовой, фразировочной и т.д.
  •  мышечному контролю за уровнями веса руки при считывании длительностей, долей такта, сильных и слабых тактов и т.д.
  •  сценической выдержке, сценическому поведению, умению направлять стратегический слух (внимание), опережая звукоизвлечение, успевая корректировать будущее звучание от предыдущего, выстраивая перспективу, и управлять необходимыми эмоциями.

   Каждый из этих разделов обширен и труден, а их объединение в органический сплав представляет собой суть “комплексного” метода музыкальной педагогики. Сокращая или уменьшая один из перечисленных разделов, педагог непременно дезориентирует мышление ученика, создавая одностороннее представление об исполнительском искусстве.

    Комплексный метод предполагает, на мой взгляд, не только методику и принципы занятий, знания, умения, навыки по обучению детей игре на фортепиано, но и возможность расширить представление обучающихся о последних научных достижениях в психологии, структуре и работе человеческого мозга и сознания, которое управляет всем комплексом способностей человека, его музыкальным восприятием и воспроизведением на основе творческого воображения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1) Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М.: "Музыка", 1974.

2) Бочкарев Л. Л. Психология музыкальных способностей.- М.: Институт психологии РАН, 1997.

3) Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Просвещение, 1975.

4) Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976.

5) Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. - С-Пб.:  Союз художников, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суицид - актуальная проблема современности

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст...

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...

Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"

Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....

Актуальные проблемы современной дидактики в химии

Игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения, повышения познавательной активности на уроках химии, повышения качества знаний....

Актуальные проблемы современного образования

В статье изложены краткие сведения об актуальных проблемах современного образования, а также ключевые аспекты, которые привели к проблемам в образовании....