Исследовательский проект "Возможности развития музыкального слуха"
проект по музыке (8 класс)

Одностайченко Татьяна Владимировна

Материал исследовательского проекта по музыкн.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №473

Калининского района Санкт-Петербурга

Исследовательский проект по предмету «Музыка»

Вид проекта: информационно - реферативный

Тема:

«Возможности  развития

музыкального слуха»

Выполнила проект: ученица 9 «А» класса ГБОУ СОШ  №473

Калининского района Санкт-Петербург Фадеева Юлия Дмитриевна

Руководители проекта:

учитель музыки  - Одностайченко Татьяна Владимировна

                                                       2019

Содержание:

Титульный лист.………………………………………………………….……………………………………….1

Содержание………………………………………………………………………………………….…….……2-3

Обоснование выбора темы……………………………………………………………..…………………3

Актуальность темы………………………………………………………………………..….……..……..3-4

Гипотеза………………………………………………………………………………………………………………5

Цель и задачи проекта……………………………………...……………………………………………….5

Задача №1.Понять, что значит музыкальный слух?....………………………….…......5-7

1.1.Звуки музыкальные и немузыкальные………………………..………………………………7

1.2.Те, у кого есть музыкальный слух умеют хорошо петь…………………………….….8

1.3.Уровни развития слуха, выражаемого в чистом пении……………….……..……8-9

1.4.Что такое ритм?.................................................................................................9

1.5.Исследование – в форме опроса…………………………………………………………....9-10

Задача№2. Раскрыть многообразие музыкального слуха

2.1.Разновидности музыкального слуха…………………………………………………….10-12

2.2.В разном возрасте люди слышат музыку по-разному……………………...........12

2.3.Мужчины и женщины слышат музыку одинаково……………………………………12

2.4.Животные не имеют музыкального слуха………………………………………….…12-13

2.5.Музыкальный слух передается по наследству………………….…………………..….13

2.6.Наличие музыкального слуха зависит от языка , на котором говорит человек……………………..………………………………………………………………………………………13

2.7.Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь………………………………………………………………………………………………………………..14

2.8.Восприятие музыки……………………………………………………………………….…..……….15

Задача№3.Выяснить, можно ли развить музыкальный слух?

3.1. Можно ли вообще развить музыкальный слух, если врожденного таланта у человека нет?......................................................................……………….………15-16

3.2. Исследование уровня музыкального слуха. Диагностика…………………..16-17

3.3.Важно, в каком возрасте начать тренировать свой слух ……………………….…17

3.4. Инструкция по его проверке музыкального слуха…….…….....................18-19

3.5. Развитие музыкального слуха………………………………………………………..………...19

3.6.Что нужно делать, чтобы натренировать музыкальный слух………………20-22

 Результаты исследования………………………………………………………………………………..22

Приложения и использованные материалы……………………….….…………….………..23

Обоснование выбора темы проекта:

С раннего детства я занимаюсь в театральной студии, очень люблю музыку и все, что связано с ней. У меня есть друзья, у которых не получается петь и они очень хотели бы развить музыкальный слух. Мы часто размышляем об этом,  и мне стало очень интересно  исследовать тему  о  «Возможностях развития музыкального слуха». Я надеюсь, что проведя исследование,  мне удастся хоть чем-то  помочь моим друзьям. Тем более эта тема мне очень актуальна и значима для многих современных подростков.

Актуальность темы

С давних времён музыка является одним из самых важных средств формирования личностных качеств человека, становления его духовного мира.    Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление.

«Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.  Музыкальная культура важна людям любого возраста. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для  духовного становления человека» (Радынова О.П.)

Музыка закрепляет в гармоничных сочетаниях звуков душевные движения людей, в которых - как в древности, так и в наши дни - наиболее полно выражается отношение человека к окружающему его миру. В этих душевных движениях и отношениях с миром, собственно, и состоит жизнь.. Причина этого в том, что в тончайших, душевных взаимоотношениях, в чувственной сфере человека кроется глубокое интуитивное знание, благодаря которому он точнее и эффективнее воспринимает природу и окружающих его людей. Недаром в древних философских учениях интуитивно-врожденное (т.е. переданное человеку по наследству, можно сказать, по социальному наследованию) знание почиталось высшим знанием. И именно с его помощью только и мог человек постичь сущность музыки. Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы, взгляды, убеждения.

Музыкальное развитие - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в раннем возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, научиться правильно воспринимать, сопереживать разное настроение, а в дальнейшем точно интонировать мелодию.

Гипотеза:

Музыкальный слух можно развить у каждого человека, были бы желание и возможности.

Цель и задачи проекта

Цель: Исследовать природу и возможности развития музыкального слуха.

Задачи:  1.Понять, что такое музыкальный слух?

      2.Раскрыть многообразие музыкального слуха.

                3.Предложить рекомендации по развитию музыкального слуха.

Задача №1: Что такое музыкальный слух?

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил". Большая часть людей сжилась с той идеей, что нет слуха и не надо. Хотя прежде чем ставить такие утверждения, стоит изначально узнать, что такое музыкальный слух. Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки. Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Если вы действительно любите музыку и хотите ей научиться, не стоит комплексовать из-за отсутствия слуха. Насколько вы способны к музыке, покажут только занятия ею. Заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях!

Важнейшим компонентом музыкального слуха является общая музыкальность, выражающаяся в эмоциональной отзывчивости на музыкальные явления, в яркости и силе специфических музыкальных переживаний. Как показывает практика, без такой эмоциональной предрасположенности человек оказывается непригодным к композиторской и исполнительской деятельности, а также к полноценному восприятию музыки.

Музыкальный слух — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства. Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.

С музыкально-психологической стороны музыкальный слух  - своеобразный механизм первичной переработки музыкальной  информации и выражения отношения к ней - анализа и синтеза её внешних акустических проявлений, её эмоциональной оценки. Умение воспринимать, определять, понимать, представлять различные отношения, функциональные связи между звуками, основывающееся на уже природных данных ; в этой связи говорят о чувстве ритма, ладовом чувстве, мелодичных, гармоничных и др. видах слуха. При восприятии музыкант интуитивно или сознательно учитывает самые различные отношения между звуками. Ладовое чувство, с одной стороны, основывается на способности слуха к различению высоты, громкости, длительности звуков, с другой - суть его в осмыслении, понимании и эмоциональном переживании функциональных связей между звуками, составляющими музыкальное  целое (устойчивость,  неустойчивость, тяготение, степеней напряжённости звуков в мотиве, фразе, интонационной определённости, образно-эмоциональной характерности мотивов и фраз и т. д.).

В словарях музыкальный слух - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними или основа музыкального мышления и музыкальной оценочной деятельности.

Говоря о музыкальном слухе, в том числе внутреннем, необходимо отметить разницу между музыкальным и физиологическим слухом, то есть способностью слышать звуки вообще, которой наделен любой здоровый человек. Острота физиологического слуха зависит от состояния здоровья человека (слухового органа и всей нервной системы), а также рода занятий, в процессе которых слух может понижаться (например, под воздействием шума) или, напротив, обостряться (если профессия предполагает острый слух – например, охота). Музыкальный слух является дополнением к физиологическому. Но тесной связи между музыкальным и физиологическим слухом нет. Человек может обладать острым физиологическим слухом и очень слабым музыкальным; известны обратные случаи (глухота Бетховена имела физиологический характер, а редчайший музыкальный слух у него был сохранен, полностью переместившись во внутреннюю форму). В большинстве случаев музыканты имеют также хороший физиологический слух, так как постоянное вслушивание обостряет и его. Но с возрастными и болезненными изменениями острота физиологического слуха может понижаться, что не влечет за собой снижения качества музыкального слуха.

Звуки музыкальные и немузыкальные

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук. Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе). А вот немузыкальные звуки называются шумовыми, для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.

Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.

На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного — нет пределов совершенству. Главное — иметь желание и не сомневаться в своих способностях.

Уровни развития слуха, выражаемого в чистом пении:

1. Клинический - отсутствие такового (5%)

2. Внутренний. Не выражается в пении.

3. Способность "подтягивать" мелодию за другими поющими или под игру мелодии на инструменте.

4. Способность чисто петь только под аккомпанемент, имея под мелодией аккордовую базу и начальный звук мелодии.

5. Способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи.

6. Способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии.

В общем, пение не может быть 100% показателем наличия или отсутствия музыкальных способностей. Более серьёзные показатели – наличие чувства ритма, ощущение звуковысотности.

Что такое ритм?

В разных сферах под этим термином понимают разные, хоть и имеющие много общего, явления. Ритм в музыке - последовательность звуков и пауз, сменяющих друг друга с определенной частотой. Это явление сопровождает каждого человека от рождения и до самой смерти. Дыхание, сердцебиение, смена времен года и дня и ночи - всему этому присуща ритмичность, которая была закономерно перенесена и в другие сферы жизни, а наиболее ярко проявила себя именно в музыке.

Чувство ритма во многом определило развитие музыки на ее начальном этапе. Первыми инструментами, известными еще на заре человечества, стали ударные. Под их звуки люди танцевали, призывая дождь, умоляя богов сохранить урожай, принося дары, проводя различные ритуалы. И с развитием цивилизации это важное чувство не было утрачено. Позднее ритм в музыке развивался, приобретая более сложные формы, на него накладывались различные мелодии. Одним словом, он и сегодня не утратил своего значения.

Исследование – в форме опроса.

Я провела опрос среди друзей, спросив несколько вопросов на тему развития музыкального слуха. Результаты я изобразила в виде диаграммы:

1.Как вы считаете, есть ли у вас музыкальный слух?

2.Как вы считаете можно ли развить музыкальный слух?

3.Как вы считаете,  для чего человеку нужен музыкальный слух?

Среди 28 опрошенных появились такие результаты:

1.На первый вопрос:

50% ответили, что да

20% ответили, что не знают, их это не интересует

30% ответили, что нет

2.На второй вопрос:

30% считают, что музыкальный слух можно развить.

25% не знают, не задумывались насчет этого

45% считают, что нельзя

3.На третий вопрос:

 30 %Ответили что музыкальный слух нужен для того, чтобы саморазвиваться

50% Ответили что музыкальный слух нужен чтобы петь

 20% Ответили, что он не для чего конкретного не нужен.

Задача №2: Раскрыть многообразие музыкального слуха.

Разновидности музыкального слуха

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением). Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

*относительный или интервальный, слух — способность определять звуковысотные соотношения, то есть расстояния между нотами в мелодии, гармонических интервалах и аккордах. Относительный слух наиболее важен для музыкальной деятельности, его развитие входит в обязательную программу профессиональной подготовки музыканта

абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука, позволяющая человеку определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания заранее известных нот; возможность определять ноты после прослушивания «эталонного» звука появляется у всех музыкантов и сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно; вопреки расхожему мнению, абсолютный слух не приносит значительных музыкальных преимуществ.

*внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков определённого тембра, мелодических и гармонических построений, а также целых музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», без внешних источников звука;

*мелодический слух — обеспечивает целостное восприятие всей мелодии или музыкальной фразы, а не только её отдельных нот и звуковых интервалов;

*гармоническийслух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно звучащих нот (гармонических интервалов, аккордов), а также воспроизводить одновременно прозвучавшие ноты по одной голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте;

*ладовый слух — способность воспринимать и различать музыкальные лады и ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждой ноты в контексте музыкальной композиции;

*полифонический слух — способность воспринимать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;

*интонационный слух— способность воспринимать экспрессию (выразительность) музыки, её эмоционально–смысловые аспекты;

*ритмический слух — способность воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма, точно его воспроизводить;

*тембральный (или тембровый) слух — способность ощущать и различать тембральную окраску звуков разных музыкальных инструментов и разных певческих голосов;

*фактурный слух — способность воспринимать нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;

*архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.

Все эти виды музыкального слуха есть у каждого человека, но не все развиты одинаково хорошо. Конечно, полностью отрицать уровень природных данных в вопросе развития разновидностей музыкального слуха нельзя. НО любой человек может добиться высочайших результатов в этом направлении при регулярных целенаправленных занятиях по развитию слуха.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

 На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Животные не имеют музыкального слуха.

Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук. Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.Одаренность зависит от места проживания. Вернее от языка, на котором разговаривает человек. Существует группа народностей, общающихся на «тональных» наречиях. Например, японцы и китайцы. Их речь наполнена различными эмоциональными переходами, от которых во многом зависит суть сказанного. Тестирование, проведенное учеными из США, показало, что различить сложные звуковые тона смогли больше половины коренных жителей Азии и всего 14% носителей английского языка

Наличие музыкального слуха  зависит от языка, на котором говорит человек!

Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык — не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален — с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».Музыка – связующая нить, которая объединяет людей разных культур. Музыка – одна из немногих вещей, с которой каждый из нас так или иначе соприкасался. Одна и та же песня может вызвать множество самых разных воспоминаний и имеет совершенно иной смысл для каждого человека. Для одного эта песня связана с совершенно безумными выходными, для другого – с разводом, а третий, услышав знакомую мелодию, вспомнит собаку, которая была у него в детстве. Может быть, эта собака танцевала под звуки любимой песни. И не имеет значения, печальная ли мелодия, или веселая, или романтическая, или это жесткий рок. Воспоминания можно вызвать музыкой любого жанра, даже той, которая вам не нравится.

Вспомните саундтрек фильма, мелодию-заставку телешоу или даже традиционную музыку кантри, которую вы слышали во время путешествия. Она наверняка вызовет определенный образ, картинку. Каждая нота найдет отклик в вашей памяти.

Воспоминания, которые ассоциируются с музыкой, невозможно забыть. Вы не можете предсказать, какая мелодия затронет вас, пока это не случится. Именно поэтому, например, «мелодия» любовников или супругов имеет так много значения для них. Вы можете проводить вечер с близким человеком в ресторане, слушать множество разных песен, но одна из них внезапно изменит настрой всего вечера. И вы, совершенно неожиданно, незапланированно, начинаете чувствовать связь с этой мелодией. И даже более того: когда в следующий раз вы услышите эту песню, воспоминания о том вечере немедленно нахлынут на вас.

Восприятие музыки

Восприятие музыки – процесс, представляющий собой раскодирования слушателем чувств и мыслей , заложенных в музыкальное произведение композитором  и воспроизведенных исполнителем.

Исследования показывают, что эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от  содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания и как складывался его музыкальный опыт.

    Если музыка воспринимается в живом исполнении , то бывает небесполезно  войти в образ исполнителя и представить себе, что это ты играешь на скрипке или фортепиано, это твои пальцы бегают по клавишам или грифу , это ты – дирижер , управляющий первоклассным оркестром . тогда восприятие музыки будет более реалистичным и более приятным.

Задача№3:  Выяснить, можно ли развить музыкальный слух?

Можно ли вообще развить музыкальный слух, если врожденного таланта у человека нет?

Оказывается, музыкальный слух, как и любая другая способность человека, подвергается развитию и тренировке. Работа слуха заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой. То есть «наличие» музыкального слуха это применение определенных знаний на практике плюс развитая слуховая память.

Отсутствие же музыкального слуха в подавляющем большинстве случаев говорит лишь о том, что у человека нет знаний об основных аспектах музыкального образования. В любом возрасте можно научиться петь и играть на музыкальном инструменте. Возрастные особенности развития слуха лишь в том, что в более раннем возрасте развить в себе музыкальные способности гораздо легче, чем в более зрелом. В принципе, это касается не только музыкального образования и развития музыкального слуха, как мы все знаем, быстрее учатся любому интересному занятию дети, будь то катание на коньках или езда на велосипеде, чем взрослые. Но развить музыкальный слух можно в любом возрасте, все зависит от вашего трудолюбия, желания и терпения.

Исследование уровня музыкального слуха. Диагностика

Чтобы нагляднее понять  уровень музыкального слуха я решила провести диагностику среди своих одноклассников. Я нашла в интернете задания в которые входили:

1.Восприятие музыки.  Для выполнения этого задания ребятам предлагают прослушать два разнохарактерных произведения и определить характер произведения, определить жанр (песня, танец, марш), выделить наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

2.Пение (задание состоит из двух частей) Вначале учащемуся предлагается исполнить песню, которую знает. Это позволяет определить особенности интонирования, ощущение тональности.  Для второй части задания используется мягкая игрушка «музыкальный мяч». Проводящий диагностику человек  предлагает поиграть в музыкальный мяч. Игра состоит в том, что он и учащийся импровизируют по очереди мелодические фразы. Тот, у кого в руках находится мяч, поет любой мотив и затем передает мяч другому участнику. Упражнение позволяет определить особенности интонирования, ощущение тональности, метро – ритмическое чувство, дает представление о вокальном диапазоне, вокально-интонационном опыте, объеме памяти.

3.Музыкально – ритмические движения.  При выполнении этого тестового занятия учащемуся предлагают подвигаться под музыку. В зависимости от индивидуального опыта ребенка это может быть танцевальная импровизация, «дирижирование», игра с куклами, другие виды движений.

Для этого задания используют 2 – 3 разнохарактерные пьесы. Задание позволяет распознавать чувство ритма, уровень эмоционально-образного восприятия музыки.

4.Ритмическое эхо. Учащемуся предлагают повторить за проводящим ритм – прохлопать определенный ритмический рисунок. Задание позволяет определить уровень развития чувства ритма и ритмической памяти

 Диагностика проводилась индивидуально. Баллы заносились в таблицу и суммировались. В зависимости от количества баллов определяется уровень каждого учащегося и определяется тип музыкальности:

От 5 до 7 баллов – низкий уровень развития музыкального слуха и III-й репродуктивный тип музыкальности. Дети с этим типом музыкальности с трудом подбирают мелодии, совершают ладовые ошибки; они характеризуются слабым развитием музыкально-ритмического чувства (слабый уровень развития кинестезии, отсутствует чувство времени и др.).

От 8 до 11 баллов – средний уровень развития музыкального слуха и II-й рациональный тип музыкальности. Музыкально-ритмическое чувство этих детей отличается прямолинейностью, механистичностью, малой выразительностью.

От 12 до 15 баллов – высокий уровень развития музыкального слуха и I-й эмоционально-образный тип музыкальности. Дети свободно подбирают мелодию, и у них уже есть чувство функций аккордов, хорошее чувство лада; музыкально-ритмическое чувство хорошо развито (у них пластичная двигательная сфера, развитая кинестезия).

 В результате проведенного эксперимента мы получили следующие данные:

По диаграмме видно, что у большинства детей экспериментальной группы средний уровень развития музыкального слуха. Количество людей с высоким уровнем развития музыкального слуха равно шести, что соответствует 25% от общего количества людей в экспериментальной группе. Людей со средним уровнем развития музыкального слуха 13 человек (54%), а людей с низким уровнем развития музыкального слуха этой группе 5 человек (21%).  

Важно, в каком возрасте начать тренировать свой слух!

Это утверждение не верно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Инструкция по определению, есть ли музыкальный слух у человека:

Первое правило музыкальной педагогики гласит: нет людей, не имеющих музыкального слуха. Но есть люди, в которых слух и голос не скоординированы. Иначе говоря, музыкант отличается от обывателя способностью не только определить высоту тона, но и повторить звук. Впрочем, в качестве природного задатка эта способность наблюдается и у людей, далеких от музыки.

Попросите знакомого музыканта сыграть наугад несколько нот. Каждую из них повторите максимально точно. Называть ноты необязательно – точная интонация уже свидетельствует о многом. Если вам не удалось повторить ни одного звука, не отчаивайтесь, есть два объяснения. Во-первых, музыкант мог играть в неудобной для вас тесситуре. Как ни удивительно, человек без музыкального опыта плохо определяет звуки за пределами своих вокальных возможностей. Слишком высокий или слишком низкий звук вы не сможете спеть даже на октаву выше или ниже – для этого требуется особый навык.

Если музыкант сыграл звуки в пределах вашего диапазона, но вам не удалось их воспроизвести, отчаиваться тоже не стоит. Музыкальный слух у вас есть, но пока не скоординирован с голосом. Проблема решается благодаря специальным упражнениям. Наличие развитого музыкального слуха в начале занятий – полезный бонус, но никак не обязательное условие.

Способность определять не только высоту, но и нотное обозначение звука связано с наличием так называемого абсолютного слуха. Обладать этой способностью музыкант не обязан, но существует две точки зрения на вопрос, кто может развить в себе этот слух. Обладателям абсолютного музыкального слуха в какой-то степени труднее, чем менее слышащим коллегам: где обычный музыкант слышит полноценный аккорд той или иной окраски, там «абсолютнику» видится только набор не связанных между собой звуков. Только после нескольких занятий сольфеджио музыкальные тоны обретают в глазах и ушах музыканта систематизированность и упорядоченность.

Согласно первой точке зрения, абсолютный музыкальный слух свойствен единицам музыкантов. Только немногие могут, услышав звук сказать: «это до, а это ми». Остальные могут только стремиться к совершенству. Другие музыканты, в том числе практикующие педагоги, настаивают, что абсолютный слух может развить любой человек, было бы желание.

Развитие музыкального слуха

Чтобы добиться результатов, нужно помнить о таких важнейших факторах

1.Постоянство.

2.Регулярность.

3.Настойчивость.

О чем идет речь? Вы должны оставаться верны своему делу – работе над собою. Никогда не пропускать занятия, особенно в те моменты, когда лень пытается вас победить. И если что-то не получается, то не нужно опускать руки и бросать работу на полпути к цели.

Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях — предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Очень важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело, - пишет ученый - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (Б.М. Теплов).

Если вы не знаете, есть ли у вас музыкальный слух, то по данной инструкции   вы сможете узнать, определить!

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Этот пункт так называется , потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе…                                  вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

7.Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

8.Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

9.Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

10.Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.

И главное, так как развить музыкальный слух не получится за один-два дня, вам следует систематически (каждый день!) этим заниматься в течение, по крайней мере, одного года. Слушайте красивые качественные мелодии, старайтесь повторять те же музыкальные ноты за профессиональными исполнителями, слушайте, запоминайте и воспроизводите музыку. Любой слух подвергается совершенствованию и развитию. Умение слышать и воспроизводить музыкальные композиции зависит только от вашего желания и работоспособности.

Результаты исследования

Действительно, музыкальный слух – это то, что раньше всего обращает на себя внимание при разговоре о музыкальных способностях. Звуковые волны, достигающие органа слуха, воспринимаются им, то есть отражаются в височных долях коры головного мозга. В общеобразовательной школе изучается строение человеческого органа слуха (ухо внешнее и внутреннее), так что в общих чертах оно известно учащимся музыкальных училищ, для которых развитие слуха сопровождает всю дальнейшую жизнь.

Использованные материалы

Литература:

  1. «Занятие по развитию музыкального слуха у детей» В. А. Петрова.
  2. «Музыкальная психотерапия» В. И. Петрушин.
  3.  «Музыкальные способности» Д. К. Кирнарская.
  4.  «Музыкальный слух» А.П. Бушина.
  5.  «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития» С. М. Майкапар.
  6. « О возможности развития музыкального слуха» А. Н. Леонтьев.
  7.  «О психологии музыкального восприятия» Е. Назайкинский.
  8.  «Основные элементы слуховых ощущений» Е. Мальцева.

Интернет сайты:

      1.    https://www.molomo.ru/myth/ear_for_music.html

      2.    http://sch1482.mskobr.ru/files/1_izuchenie_priemov.pdf

      3.      https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4534716/

      4.      https://vikent.ru/author/218/ЛеонтьевАлексейНиколаевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио»

План методической работы по теме:«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио» 1.     Введение.2.     Работа по развитию мелодического слуха.3....

Русская народная песня как средство развития музыкального слуха у учащихся 1 класса на уроках сольфеджио

В статье рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства метро-ритма, чистоты интонирования и музыкальной памятиу учащихся 1-х классов на основе русского народного музыкально-песенн...

Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей

Целью настоящей работы является  рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и фор...

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....

Способы развитя музыкального слуха учащихся младших классов

Различные виды музыкального слуха связаны с дифференциацией слуховых ощущений, которые развиваются в процессе целенаправленного обучения. Основой для музыкального слуха служит звуковысотный слух...