Современный урок как педагогическое произведение преподавателя
методическая разработка по музыке

Белянкина Нина Павловна

Вопрос о соотношении технологии и художественного процесса на уроке очень серьезен.  Ведь урок в музыкальной школе - это вечные противодействия ремесла и творчества, технологий и художественного процесса, элементов игры, спектакля и сказки. Все это хочется органично сочетать в одно явление – действо, длящее 40 минут, придать этому действу форму, определить логику развития, выстроить драматургию, не теряя непосредственной эмоциональности, вызываемой воздействием музыкального искусства, процессом музицирования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uro_kak_ped_proizvedeniedocx.docx25.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

                

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Современный урок как педагогическое

произведение преподавателя»

Подготовила:

Нина Павловна Белянкина

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

г. Нягань

 2019 г

Содержание        

  1. Критерии качества современного урока
  2. Драматургия современного урока
  3. Методы работы на уроке с учащимися
  4. Список литературы

Критерии качества современного урока

 Урок в музыкальной школе - это вечные противодействия ремесла и творчества, технологий и художественного процесса, элементов игры, спектакля и сказки. Все это хочется органично сочетать в одно явление – действо, длящее 40 минут, придать этому действу форму, определить логику развития, выстроить драматургию, не теряя непосредственной эмоциональности, вызываемой воздействием музыкального искусства, процессом музицирования. Проникнуть в таинственный мир музыки и постичь смысл и законы ее – это сверхзадача педагога-музыканта. Вопрос о соотношении технологии и художественного процесса на уроке очень серьезен. Выдающиеся педагоги-музыканты ставили вопрос о единстве «художественного и технического» при акценте на - художественное начала в процессе обучения музыке. Любая технология должна быть наполнена эмоциональной атмосферой духовности и творчества, так и обучение музыкальному искусству вообще. Мы живем в такое время, когда целями  музыкального образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений – максимально  использовать то, что заложено генетически в каждом ребенке, раскрытие и развитие потенциала его, создание благоприятных условий для реализации природных способностей. Естественная среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. С позиции этих проблем рассмотрим основные критерии, определяющие качество современного урока.

Качество современного урока определяется, прежде всего рассмотрение каждого урока как выстроенную систему музыкального образования.  Это системный подход по принципу обучающего воспитания. А также комплексный подход к содержанию каждого урока позволяют органично сочетать различные виды музыкальной деятельности. Центром любого урока является личность ребенка, целью, сверхзадачей - развитие Личности. Обучающий на уроке должен быть не объектом, а субъектом обучения, таким образом, преподаватель и ученик вступают в субъект-субъектные отношения. Диалогичность и полилогичность всего музыкально-педагогического процесса являются необходимым условием эффективности музыкальной педагогики. Исходя из вышесказанного, планирование и подготовка урока определяется, прежде всего, поисков форм и видов деятельности учащихся на уроке. Вопрос «что, как и когда будут делать учащиеся» определяет содержание урока, выбор преподавателем методов обучения. Современный урок центральной задачей ставит качество воплощения педагогической идеи. Воплощение разнообразных педагогических идей предполагает большое разнообразие типов уроков. Урок  в силу сочетания разных форм общения с музыкой и по взаимодействию по дидактическим целям почти всегда является комбинированным (освоение нового,  закрепление, повторение). Современная дидактика выдвигает на первый план идею целенаправленности деятельности преподавателя и обучающего на уроке.  Цель урока должна обеспечить реализацию педагогической идеи урока, соответственно воплотившись в определенные типы уроков (урок-процесс, урок-игра, урок-спектакль, урок-размышление, урок-дискуссия, урок-концерт, урок-обобщение). Одним из основных критериев качество урока является целостность, логически

выстроенный дидактический материал, последовательностью педагогических воздействий, подчинение содержанию урока достижению цели урока, воплощенной яркой педагогической идее. Для достижения высокой познавательной и творческой активности детей, развитие музыкального мышления, внедряются процессы самостоятельной учебно-познавательной деятельности.  Важнейшими из них являются:

-работа с учебниками, с партитурами, с нотными текстами музыкальных произведений;

-различные виды диктантов, слуховых работ:

-широкое применение музыкальных тестов

-широкое применение методов и форм проблемного обучения.

Освоение ключевых знаний музыкального искусства возможно на различном психологическом уровне: знание-знакомство, знание-узнавание, знание-воспроизведение, знание-понимание, знание-сравнение, знание-применение, знание-обобщение, знание-потребность; конкретизация дает возможность понять, что наши знания о музыке рождаются в процессе музыкальной деятельности. Принципиальное значение имеет насыщение урока высокохудожественным материалом, так как формирует вкус, музыкальную культуру ребенка. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы – основа эффективности обучения. Дифференцированный уровень заданий позволяет успешно учиться слабым и активно развиваться способным детям. Опора в работе на «ударные» группы сильных учеников определяет возможность обучения на высоком уровне сложности, и соответственно возможностям, подтягиваться к ним остальным. Организованная четкость в конструировании и проведении – залог результативности. Построение урока должно быть нестандартным и требует творческого подхода. Необходимо продумать систему оценки музыкальных знаний, умений и навык учащегося на уроке, систему стимуляции коллективной и индивидуальной музыкально-творческой деятельности. Похвала – главное «оружие», главная форма оценки. Опыт показывает, что надо хвалить детей как можно чаще, а главное, искренне. Психологический и духовный контакт преподавателя и учеников в процессе общения с музыкой определяет качество обучения. Сопричастность, соучастие, сопереживание, единение педагога и группы учеников в процессе музицирования обеспечит активное воздействие на воспитание ребенка. Музыка – общение-знания-путь нравственного формирования личности. Наличие обратной связи преподавателя основано на постоянном получении информации о развитии познавательной интересов учащихся в области музыкального искусства об эффективности педагогического процесса в целом и предполагает гибкую ее коррекцию. С этой точки зрения  важно анализировать устные и письменные оценочные суждения  учеников. Активной формой обратной связи является систематическое проведение различных форм анкетирования.


Драматургия современного урока

Воплощением основных критериев, определяющих качество современного урока, может быть обеспечено только тщательно продуманной драматургией урока. Конструирование  урока  опирается на метод эмоциональной драматургии. Каждый урок- вполне определенное драматургическое действие: в нем есть свое вступление, экспозиция, развитие – разработка, кульминация, кода –обобщение. Стержнем драматургии урока должна быть музыкальная идея. Музыкальной идеей могут выступать выразительные средства музыкального искусства (жанр, тембр, регистр), или определенная интонация аккорда или интервала, гаммы.

Урок можно построить по законам формообразования в музыкальном искусстве. Урок, построенный в форме рондо, способствует как освоению формы рондо, так и закрепление важной мысли урока, давая возможность при многократном возвращении к ней и сопоставляя ее с другим материалом, лучше и глубже усвоить главную идею. Урок – вариации на заданную тему – позволит продемонстрировать различные аспекты одной  и той же темы в разных видах музыкальной деятельности, стать  основой для творческого освоения темы. Трехчастная форма  урока способствует хорошему закреплению основной идеи урока, причем реприза не дословная , а динамическая, развивая главную идею урока на новом материале. Можно говорить о приближении к законам драматургии сонатного аллегро на уроке, где решение поставленной  задачи требует активного размышления, создание проблемной ситуации(ассоциация с активным развитием в разработке), и нахождение решение проблемы в репризе. Музыкальный материал всегда должен быть относительно законченным по форме (фраза, предложение, период, часть). Подобный подход способствует развитию у детей чувство формы, осознанию временной природы музыки, ее содержания, музыкальной структуры. Каждый урок должен иметь четко выверенную кульминацию, ее место на уроке нужно тщательно продумывать. Важнейшим моментом драматургии урока является начало и конец урока. Первые секунды начала урока зачастую определяют атмосферу урока. Продуманность, эмоциональная атмосфера конца урока должна вызвать у детей чувство удовлетворения от достигнутого успеха, радости открытия нового, осознание качества хорошо выполненной работы, желание продолжить ее на следующем уроке.

Методы музыкального образования

 В общей педагогике существуют различные классификации методов: по источнику информации, по степени самостоятельности и активности мышления учащихся, по дидактическим целям. На уроках в школе широко применяются словесные методы: рассказ, лекция, диспут, объяснение, разъяснение. Особая роль принадлежит методу беседа. Эвристическая беседа активизирует самостоятельность мышления учащихся. Герменевтическая беседа предполагает подробное рассмотрение, разъяснение рассматриваемого явления. Сократическая беседа стимулирует способность мыслить неоднозначно. Владение техникой проведения беседы – важное профессиональное качество преподавателя. Основные требования к проведению беседы:

-ясная постановка цели, логически выстроенные вопросы;

-аргументированность ответов учащихся;

-сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы;

-все вопросы должны носить наводящий характер;

-важно давать достаточно времени на ответ.

 В наглядных методах в музыкальном образовании важно выделить все формы слуховой наглядности, прежде всего,  наглядно-слуховой показ. Практические методы, в частности упражнения: пение, импровизация и сочинение музыки, звуковысотное и пластическое моделирование, пластическое интонирование, пластическая импровизация.

Полезно представить обзор специфических методов музыкального образования. Характеристика методов представляет разные педагогические концепции.

Метод музыкального обобщения – нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний:

-активизация музыкального жизненного опыта учащихся;

-знакомство с новой темой;

-закрепление нового знания в разных видах музыкальной деятельности.

2. Метод сравнения

- метод выявления сходства и различия;

- метод идентификации;

- метод перекодирования (представление содержания в иной знаковой системе);

3. Метод наглядно-слухового показа.

4. Метод наблюдения за музыкой.

5. Метод побуждения к сопереживанию.

6. Метод размышления о музыке.

7. Метод сопереживания.

8. Метод контрастных сопоставлений.

9. Метод эмоциональных контрастов и т.д.

Все вышеизложенное  предполагает свободное владение необходимыми профессиональными навыками, творческую интерпретацию различных педагогических технологий, владение всем многообразием современных общепедагогических и специальных методов и приемов музыкального образования. Преподаватель создает определенную психологическую атмосферу урока. Атмосфера приобщения к великому искусству на уроке является непременным условием успеха всей музыкально-педагогической деятельности. Атмосфера урока определяется во многом качеством обучения и формами общения преподавателя и обучающего , способствующих у учеников стремление к познанию и активному музицированию. Преподаватель  и ученик – это коллеги-музыканты, совместно исследующие музыкальное искусство.


Список использованной литературы

 1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей [Текст] : учебное пособие / В.П. Анисимов. – М. : Владос, 2004. – 128 с.

  2. Беловолов, В.А., Беловолова С.П. Основы методологии педагогического исследования [Текст] 2-е изд., доп. / С.П. Беловолова, В.А.Беловолов. – Новосибирск : НГПУ, 2003.  – 198 с.

 3.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]  
Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 536 с.

4. Давыдова, Е.В. Методика преподавания сольфеджио [Текст] : учебное пособие / Е.В. Давыдова. – М.: Музыка, 1986.-158 с.  

5. Зимина, А. Н.  Основы  музыкального    воспитания и  развития   детей младшего возраста [Текст] : учебное пособие / А.Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

6. Казачков, С.А.       От    урока   к     концерт   [Текст ] /   С.А. Казачков.  – Издательство Казанского университета, 1990. – 343 с.

7. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика [Текст] / В.В. Крюкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 280

8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика [Текст] / В.В. Крюкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 280 с.

9. Луканин, А. А. Начало двухголосного пения в школе [Текст] издание 2-е / А.А. Луканин. - М. : Академия пед. наук, 1966. – 38 с.

10. Медушевский, В.В.     Интонационная    форма     музыки      [Текст] /

В.В. Медушевский. – М. : Музыка, 1993. – 262 с.

11. Метлов, Н. А.     Музыка    детям    [Текст] : пособие  для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / Н.А. Метлов. – М.: Музыка, 1985. – 143 с.

12. Огороднов, Д.Е. Музыкально–певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] : методическое пособие / Д.Е. Огороднов. – М. : Просвещение, 1989. – 164 с.

13. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст ] : учебное пособие / В.А. Петрушин. – М.: Владос, 1997 – 384 с.

14. Поплянова, Е.М. Игровые каноны на уроках музыки [Ноты]. – М. : Владос, 2002. – 78 с.

15. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе [Текст] : учебное пособие / Б.С. Рачина. – СПб.: Композитор, 2007. – 544 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок и педагогические технологии

Презентация и тезисы к выступлению по теме...

Современный урок (фрагмент педагогического совета)

Видение  учителя на современный урок....

Статья "Урок - это педагогическое произведение".

Если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организованно так, чтобы оно было подобно процессу общения (...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

«Современный урок: эффективные педагогические технологии»

Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий   личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать.  В этой связи можно выделить основные компетенции...

Учебно-тематический план работы тренера-преподавателя Сиротенко Марины Сергеевны, МБОУ СОШ №4 по теме «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

Цель: повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающ...