Музыка разработки уроков
план-конспект урока по музыке

Потехина  Наталья Сергеевна

Музыкальное искусство

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок №21 музыки  в 6 классе Разработка учителя Потехиной Н.С.                                 Дата:__________                                                                                                                 Тема урока:   «Инструментальный концерт».

Педагогическая цель: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.                                                                       Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:                                                                 * Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.

*Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.

*Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран..

Планируемые результаты:

Личностныеу обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять муз. произведения; ориентироваться в муз.жанрах, образах, формах; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале; осмыслять специфику музыки и литературы как видов искусства. 

Метапредметные.

Личностные: ученик научитсяпроявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; ученик получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и образы одного произведения, находить общее и различное; оценивать и соотносить черты творчества композитора. Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса, использовать разные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе; излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами; получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование:  ноутбук, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 классов, цикл «Времена года» А. Вивальди, распечатанные слова песни А. Ермолова «Времена года»

ХОД УРОКА

  1. Организационный  момент. Эмоциональный настрой.

- приветствие;

 - Здравствуйте, дорогие ребята, рада вас видеть.

- Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.

2.Актуализация знаний.                                                                                                            1) На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о камерной музыке. Скажите, что такое «камерная музыка»?

Камерная, т.е. комнатная музыка,  предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории (ответы детей).

1.

- чтобы понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, предлагаю вам отгадать кроссворд. Слово спряталось по вертикали.                                         Работаем в парах.

                                                             

  1. Большой коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих произведение (ОРКЕСТР)
  2. Музыка, исполняемая голосом без слов на слог или гласный звук (ВОКАЛИЗ)
  3. Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра (КАНТАТА)
  4. Музыкальный спектакль, в котором основным средством выразительности является пение (ОПЕРА)
  5. Оркестровое вступление к опере, спектаклю или самостоятельное симфоническое произведение (УВЕРТЮРА)
  6. Ансамбль из четырёх исполнителей (певцов или инструменталистов) (КВАРТЕТ)
  7. (по вертикали) Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и какого либо солирующего инструмента, состоящее из 3 частей (КОНЦЕРТ)

- проверка, оценивание;                                                                                            3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной  деятельности учащихся

У. - Сформулируйте тему урока.

Д.- Тема  урока «Инструментальный концерт» (записать на доске).

У.-Какие цели мы можем поставить?

Д. Узнать новое о разных видах концерта, повторение и введение нового материала.;

4.Первичное усвоение новых знаний                                                                                                   У.- Давайте вспомним, что такое концерт?

Д.- Концерт - (в переводе с итальянского означает согласие, с латинского – состязание). Концерт - музыкальное произведение,  для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Обычно состоит из трех частей. Встречаются концерты для одного инструмента, без оркестра, для оркестра  без солиста, концерты для хора. В русской музыке широко применялся жанр хорового духовного концерта.

У.Инструментальный концерт -  концерт для   одних только музыкальных инструментов, без пения.

- Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

Беседа учителя  с учащимися                                                                                                                          Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко
Был создателем жанра – инструментального концерта.

-Определите одним словом эпоху барокко?( Причудливость).

Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.

Вершина творчества Вивальди.  Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра.  В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания   * скрипки - solo    * оркестра – tutti   (в переводе с итальянского значит все).

Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему

-Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?

-Вы знаете такие произведения?

Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.

 5.Первичная проверка понимания                                                                          Сегодня мы сравним, как изображено каждое время года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди., который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы.

Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года. 

Прослушивание  музыки Вивальди . Беседа   Слушание  «Зима»  (2ч. Largo)  А. Вивальди.

- Почему в наше время часто исполняется музыка, написанная более трех веков назад? - Итак, ребята, ваши впечатления?

- Какое это время года?

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- А как это передано в звучании, в исполнении?

( тема, движение мелодии, сила звука)

Да. Создаётся ощущение всепронизывающей зимней стужи, как будто «под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу» (показ слайда)

- Как вы думаете, в музыке только образ природы, зимы, или переданы чувства человека- композитора?

Да. Ведь человек – это часть природы, и в этой музыке мы чувствуем собранность, волю, готовность человека преодолеть невзгоды зимы: стужу, холод. (Ответы уч-ся). Музыка спокойная, напевная задушевная, задумчивая, лирическая.

  • У.- Какие чувства выражает эта музыка?
  • С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?
  • Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц- это весна
  • Д. Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.

У.- Как звучит главная мелодия 1-й части концерта?

Д.- эта часть начинается веселой беззаботной мелодией, легкой, светлой, прозрачной, непринужденной.

  • У.Что композитор изобразил в эпизодах?
  • Д.- Пение птиц, журчание ручейков, удары грома и вспышки молний.
  • Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

Учащиеся: Возможные ответы детей:  ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром  в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

6.Первичное закрепление                                                                                                                                                             Итак, что же вы почувствовали, представили?

- Это ранняя весна или поздняя?

- Да. Ранняя, так как музыка изображает пробуждение природы.

- Как звучит музыка, передающая это состояние (стремительно, энергично, порывисто…)

Ответы учащихся

- Вы услышали, как инструменты подражали звукам природы? (показ слайда)

Радостное пение птиц, веселое журчание ручейков, нежное веяние ветерка, сменяемое грозовым шквалом.

- А может это состояние человека, наблюдающего весеннее пробуждение жизни?

- Как вы себя ощущаете весной?

- Какие новые чувства возникают у вас?

Ответы учащихся

Учитель дополняет: ощущение счастья, света, тепла, торжества природы.

Учащиеся определяют, что это ВЕСНА. Вывешиваем репродукцию о весне.

 Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором 

- Литературный текст подобен музыкальному и каждое из искусств своими средствами воспроизводит состояние человека, его чувства, вызванные приходом весны.

Тема времен года всегда была популярна в искусстве.                                             Объясняется это несколькими факторами.

Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.

Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом:          смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни  

 весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность                                                                    

 зима - конец пути - старость.

4) физминутка;

Если есть время, то по тому же времени характеризуем часть «Лето», часть «Осень».

Учитель вместе с детьми определяют  Принцип контраста  произведения

  • 1-я часть – Allegro (Пришла весна)

быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

  • 2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам
  • 3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий

- поставьте оценку за эту работу в своих оценочных листах.

4) составление синквейнов ( по группам);

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

 (слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.
  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.
  3. Пришла, расцвела, разбудила.
  4. Душа полна предчувствием счастья.
  5.  Благодать!

 Выставление оценок.

В ы в о д:  Композитор, в своих концертах выразил собственное восприятие окружающего мира. В музыке переданы чувства человека, его отношения к природе, миру. Они неизменны, постоянны, независимо от того, в какую эпоху живет человек.

Концерты Вивальди положили начало развитию жанра инструментального концерта.

4. Вокальная работа.

- дыхательная гимнастика;

- распевка

7. Итоги. Рефлексия.

Что узнали?

Что понравилось?

(заполняем лист   настроение ). Учитель оценивает работу учащихся, выставляет оценки.

8.Задает домашнее задание:- прослушать самостоятельно концерты Вивальди «Весна» и «Осень» и составить свою программу к прослушанному концерту;

Лист самооценки                                              Лист самооценки

№ задания

оценка

№ задания

оценка

1.

2.

3.

4.

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки                                              Лист самооценки

№ задания

оценка

№ задания

оценка

1.

2.

3.

4.

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки                                              Лист самооценки

№ задания

оценка

№ задания

оценка

1.

2.

3.

4.

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки                                              Лист самооценки

№ задания

оценка

№ задания

оценка

1.

2.

3.

4.

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки                                              Лист самооценки

№ задания

оценка

№ задания

оценка

1.

2.

3.

4.

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки                                              Лист самооценки

№ задания

оценка

№ задания

оценка

1.

2.

3.

4.

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

                                                              7.

                                                              7.

                                                              7.

                                                              7.

ВЕСНА (La Primavera)

 

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

 Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

 Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

 Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

 

ЛЕТО (L'Estate)

 В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

 Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

 Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

 От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

 

ОСЕНЬ (L'Autunno)

 

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

 А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

 А утором на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

 Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

 

ЗИМА (L'Inverno)

 Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах

 Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

 На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима.

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

 (слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.
  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.
  3. Пришла, расцвела, разбудила.
  4. Душа полна предчувствием счастья.
  5.  Благодать!

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

 (слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.
  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.
  3. Пришла, расцвела, разбудила.
  4. Душа полна предчувствием счастья.
  5.  Благодать!

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

 (слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.
  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.
  3. Пришла, расцвела, разбудила.
  4. Душа полна предчувствием счастья.
  5.  Благодать!

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

 (слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.
  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.
  3. Пришла, расцвела, разбудила.
  4. Душа полна предчувствием счастья.
  5.  Благодать!

левитан Золотая осень

        

И

        

Левитан Весна

        

        

левитан лето 2



Предварительный просмотр:

Может ли быть современной классическая музыка?

(конспект урока по музыке в 8 классе)

ТЕМА: « Может ли быть современной классическая музыка?»

ЦЕЛЬ:

доказать, используя музыкальные примеры, прозвучавшие на уроках, что мы можем воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников;

показать, что современная музыка может стать классической;  

раскрыть современность и общность музыкальных задач произведений прошлого и настоящего;

закрепление понятий «классика», «классический».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ:

И.С. Бах «Токката и фуга ре минор»;

Н. Паганини «Каприс».

«Вчера» муз. П.МакКартни и Д.Леннона.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портреты композиторов.

Высказывание:

«Музыка должна вырывать огонь из души человеческой». Л.Бетховен.

1. Вступительная часть.      

  Ребята, какую тему мы с вами изучаем в этой четверти? Можно ли говорить о современности в музыке, опираясь лишь на время создания произведения? Соотносимы ли понятия «чувство» и «современность»?

   Исполнение песни.

   Мы с вами разучиваем песню, которая основана на чувствах и переживаниях человека. Отражает ли она  переживания и чувства современного человека? Почему?

Давайте исполним эту песню так, чтобы каждый понял смысл, который заложен в содержании.

  1. Распевка.
  2. Исполнение разученных куплетов.

«Вчера» муз. П.МакКартни и Д.Леннона.

  2. Основная часть.

  Сегодня продолжая, но и уже делая выводы, говорить о современности в музыке, мы постараемся ответить на вопрос, являющийся темой нашего урока.

Может ли быть современной классическая музыка?

И мы вновь, обращаемся к понятиям «классический», «классика». Вспомните перевод этого слова? (с латинского «образцовый», «первоклассный»).

   Принцип меры, гармонии содержания и формы, идеальной соразмерности частей и целого, благородная простота композиции, языка и стиля вот что характерно для классики.

Классическое искусство это не стареющая эстетическая ценность, имеющая мировое значение и являющаяся шагом  вперед в художественном развитии человечества.

Классическое искусство устремляет идеалы своей эпохи в будущее, вскрывает главные проблемы общечеловеческого сосуществования.

       

       Круг вопросов:

Приведите примеры произведений, относящихся, по вашему мнению, к классическим. Объясните свой выбор.

Слушание:

И.С.Бах «Токката и фуга ре минор».

Анализ произведения:

Выявление общечеловеческих ценностей отражающихся в прозвучавшей музыке?

Какие элементы музыкального языка отражают замысел композитора?

Как вы думаете, можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох, как своих современников, если их музыка жива до сих пор?

Важно ли для человека – думать, страдать, переживать и т.д.

         А теперь, ребята, после нашей беседы о значимости классики, -  как искусства утверждающего идею красоты и гармонии мира, веру в совершенство человека, безграничные возможности его разума, я хочу предложить вам фрагменты рассказа Нильса Нильсена «Никудышный музыкант».

Нильс Нильсен

НИКУДЫШНЫЙ МУЗЫКАНТ

                                                                                                           

                                                                               Танцуй, качайся,

                                                                               Страна счастья твоя…

« Серебреные мембраны куплетных роботов услаждали слух танцующих, заключительными фразами очередной песенки. Толпа, одетая в пестрые пластиковые костюмы самых веселых тонов, медленно кружила по залу, Тысячи пар глаз отсутствующе смотрели в сизый от табачного воздуха воздух. Тысячи застывших лиц выражали бездумье высшей марки»…

    И вот вниманию людей механизированного рая 2141 года Служба Полного довольства представила «комический» номер – выступление последнего в мире скрипача-виртуоза. Публике казался смешным этот образчик «тренибрений» ХХ века, ибо все произведения, так называемого подлинного искусства были давно сожжены в соответствии с законом, который устранил все, что может разбудить мысль и вырвать человека из его естественного счастливого, бездумного состояния.

        « Вольфганг Бюффон начал играть. В его струнах звучал рассвет, и утренняя роса, и шелест листвы древнего дуба; они пели про могучий морской простор и сумеречную тишину леса, про вечное беспокойство, снедающую душу человека, Мелодия плыла над публикой на крыльях тонкой красоты и прозрачной гармонии. Ожил гений замечательного композитора, но скрипка пела также об одинокой жизни музыканта, о долгой борьбе его рода за то, чтобы в медовом мире узаконенного бездумья сохранить хотя бы частичку великих творений. Скрипач пытался проникнуть в эти изнеженные души, поведать им о чем-то новом. Наверно, это последняя возможность, и ему стоило таких трудов пробиться к микрофону…

   Мощные передатчики СПД разнесли призыв его скрипки в самые отдаленные уголки земного шара. Десять миллиардов человек – на Гавайских островах, в Чили, в Греции – везде слушали его, и странная тоска охватила их души, тоска по чему-то неведомому, забытому…

   Конферансье обливался потом. Неужели промах? Вон как подозрительно на него поглядывают работники Службы ПД.… Еще немного, и публика начнет думать! Какой скандал! Ведь вот они, метровыми золотыми буквами на голубом заднике сцены лозунги СПД: « Веселье! Потеха! Беспечность!». Только мыслящие люди причиняют хлопоты властям, пустые и бездумные – никогда! А скрипка на эстраде продолжала петь. Над ней, под прицелом телевизионных камер, склонилось худое, озаренное внутренним светом лицо. И во всем мире замолкли восторг-автоматы и синтетические соловьи, из бесчисленных телевизоров и радиоклипсов звучала незнакомая трепетная мелодия…  Казалось, над Розовым весельем 2141 года занялся ясный, росистый рассвет. Десять миллиардов смутно ощутили, какой мир погиб, когда утвердился механизированный рай, мир, в котором еще умели плакать и смеяться, любить и отчаиваться. Тогда еще рождались на свет гении и даровали людям невиданные краски, мелодии, мысли. Подумать только – каждый день тогда нес с собой перемены!

   Какая же сила была заложена в тех днях, если и теперь, много столетий спустя, в век механизированного довольства их голос звучит со струн хрупкого инструмента в руках какого-то замухрышки, повелевая онемевшему человеческому сердцу: «Проснись! Смотри: весь мир, до самых далеких галактик, - твое достояние! Не позволяй удобства ради, услужливым машинам превращать тебя в безвольного раба! Твоя вера еще способна сокрушать горы,  твои мысли – лететь быстрее света!»

  Вот что говорила скрипка Вольфганга Бюффона, последнего музыканта, жертвам комфортабельной тирании машин в этот странный вечер 2141 года. И так проникновенно звучал зов минувшего, что грядущее всколыхнулось, и тысячи смутных слов родились в душе его обитателей – слов, которых никто не знал, не смел произнести, таких новых и смелых слов!.. Минуту люди слушали, молчали и думали.

   Круг вопросов:

Научно-фантастический рассказ датского писателя Н. Нильсена написан в 1964 году.

Оправдаются ли опасения писателя за духовный мир современного человека?

За судьбу классического искусства?

Присутствуют ли явления из фантастического рассказа в наше время? Если бы вы были писателями, то какую музыку включили бы в рассказ о последнем музыканте. Почему?

( ответы учащихся).

Я предлагаю вам послушать произведение Н. Паганини. Постарайтесь вслушаться в музыку, услышать то, что сделало это произведение бессмертным, то, что заставляет каждого  почувствовать себя Человеком – разумным, мыслящим, творческим!

Слушание:

Н. Паганини «Каприс».

  3. Заключительная часть.

    Каждое время имеет свои проблемы, свои краски, поиск нового в содержании, форме, средствах выразительности и приемах искусства. Но великий художник, обращаясь к прошлому или будущему, всегда передает дух своей эпохи, идеи, которые волнуют его современников.

  И если музыка с помощью своего музыкального языка позволяет нам понять то, что заложил в нее автор, то мы можем говорить о современности этого произведения.

Воспевание любви, добра, красоты – вечных бессмертных тем в искусстве, делает произведение современным, нужным человеку.

Поэтому настоящее искусство – бессмертно – это родник общей человеческой духовности!

Список использованной литературы

1. Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д. Б. М.: Просвещение, 2004.

2. Нильс Нильсен «Никудышный музыкант», рассказ, 1958 год.