Проект открытого урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Шмелева Елена Валентиновна

 Для формирования общепредметных умений и навыков учащихся таких как: умение слушать и слышать, анализировать произведение, знание основных жанров, выделять главное, самостоятельно работать в течение урока и при выполнении творческого домашнего задания, исполнять произведение, владеть основными понятиями музыкального языка, использовались проблемные методы, частично-поисковые, методы активизирующие творческую деятельность учащихся (творческие задания с предварительным обдумыванием проблемных вопросов, дополнительного материала для анализа и выполнения этих работ; ведение справочной тетради «Дневник музыкальных впечатлений»; метод контрольных вопросов; метод работы по аналогии), а также для развития положительной мотивации к предмету разработала творческие домашние задания (требующие расшифровки), которые вызывают большой интерес учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vzaimosvyaz_muzyki_i_literatury.zip1023.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки. 5А класс.                 Учитель: Е.В.Шмелева

5.2.3.

Тема:

«Опера – жанр, рожденный синтезом музыки и литературы».

Цель:

1.Показать неразрывную связь музыки и литературы в одном из крупнейших жанров музыки – опере (на примере оперы «Садко».

2.Познакомить детей с творческим портретом композитора Р.-К.

3.Разобрать музыкальные темы главных героев оперы.

Содержание:

Вступление к опере «Садко».

Фрагмент фильма «Садко», песня Садко «Ой, ты темная дубравушка»

«Колыбельная Волховы».

Оборудование:

  1. Портрет композитора.
  2. Выставка книг на основе которых были созданы оперы.
  3. Видеоряд с открытками, отражающих фрагменты оперных спектаклей, в постановке Большого театра оперы и балета в Москве.
  4. Рисунки детей к симфонической сюите «Шехеразада».
  5. Новые слова: БАЛЕТ, СЮИТА, ЛИБРЕТТО, ОПЕРА, СИНТЕЗ, МАРИНИСТ.
  6. Название оперных спектаклей Р.- К.
  7. Айвазовский репродукция «Девятый вал»
  8. Газета «Римский-Корсаков – композитор-сказочник».
  9. Фрагменты фильма «Садко» и оперы.
  10. Творческое задание с зашифрованным названием литературных жанров, лежащих во основе опер Р.-К., д/з с планом рассказа о творчестве Р.-К.

Ход урока

Вход

Вступление к опере «Садко».

Приветствие.

Введение в тему урока.

Давайте прочитаем тему урока. Как вы понимаете ее?

  • Что такое синтез? (взаимосвязь)
  • О взаимосвязи каких жанров мы будем говорить сегодня? (оперы и литературы)
  • Какие еще музыкальные жанры взаимосвязаны с литературой? (балет, сюита)
  • Почему они взаимосвязаны? (пишутся на основе либретто)
  • А что такое либретто?
  • Сегодня нам предстоит убедиться как же взаимосвязаны опера и литература.
  • Что представляет собой жанр оперы?
  • Какие оперы вы знаете?

Книжная выставка:

Островский «Снегурочка»

«Садко»

Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок»

К.Чуковский «Муха-Цокотуха»

«Кармен»

«Волк и семеро козлят» и др.

Посмотрите на книжную выставку и фоторяд с фрагментами оперных спектаклей. (называем произведения)

  • Подумайте и скажите могли ли появиться оперы без литературы?
  • Почему? (пишутся на основе либретто)  

Вступление к опере «Садко»

  • Ребята, вы узнали музыку, которая звучала при входе в класс? (музыка Р.-К.)
  • Какую картину рисует музыка? (картину моря)
  • В каком произведении Р.-К. мы уже слушали тему моря? (симфоническая сюита «Шехеразада).
  • Сегодня мы продолжим знакомство с творческим портретом композитора Р.-К.

Творческое задание

По рисункам определить музыкальную тему героев оперных спектаклей Р.-К.? (выполняют пять учеников по желанию)

Творческий портрет Р.-К.

Д/з.

Художник-моренист

Айвазовский «Девятый вал»

Портрет С.Мамонтова

Р.-К. был музыкальным волшебником, великим сказочником в русской музыке. На доске вы видите название некоторых из них.

Дома вам предстоит определить какие литературные жанры стали основой опер Р.-К.

  • Вам раздали листочки с заданием, достаньте их. Вы видите, что заданий два: одно зашифрованное, другое – план составления творческого портрета Р-К. (можете пользоваться различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой, компьютером, можно обраться за помощью в кабинет музыки)
  • А я продолжаю, прежде чем стать композитором, Римский-Корсаков многое повидал и немало испытал в жизни. С детства он мечтал стать моряком, как его старший брат, офицер флота. Погожими летними ночами он часами просиживал на крыше, наблюдая за расположением созвездий, ведь астрономию мореходу надо знать прежде всего. Мальчик зачитывался книгами о знаменитых мореплавателях, о кругосветных путешествиях, о сражениях с пиратами...
  • Будущий открыватель новых земель обладал и музыкальным слухом, но музыкой занимался ради игры, хотя и пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты.
  • В 12 лет Р-К блестяще сдал экзамены в петербургский морской корпус и через 6 лет получил первый офицерский чин. Ему предстояло совершить океанское плавание на клипере (военное парусное судно)…
  • А вот как называлось судно нам помогут узнать наши ребята, выполнявшие творческое задание (дети выходят с карточками и совместно с классом складываем название корабля: АЛМАЗ).
  • В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд, готовый к заграничному плаванию. 1 октября он поднял якорь и команда надолго простилась с Крондштатом и Россией.
  • Клипер «Алмаз» однажды пересек Атлантический океан, побывал в Лондоне, Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро и закончил плавание в Италии. Многое узнал юный гардемарин, немало книг прочитал, пробовал сочинять. Вот отрывок из его книги «Летопись моей музыкальной жизни»: «Чудная погода, ровный теплый ветер, легко взволнованное море, темно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками… Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью… Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесное тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на океане чудеснее всего на свете».
  • Сказочное море и волшебство сказки станут истинным призванием Р-К, его творчества в музыке. Музыкальные картины моря можно сравнить с живописью художника-морениста Айвазовского. Его картины моря оживут в симфонической поэме «Садко», в оркестровых номерах оперы «Сказка о царе Салтане».

В декабре 1887 года на сцене частного театра Мамонтова была поставлена опера «Садко», через 35 лет после ухода «Алмаза» в плавание.  

Опера «Садко»?

А.Рыбаков читает отрывок из былины

  • На сюжет какого произведения написана опера «Садко»? (Былинный сказ, былина)
  • Кто такой Садко? Давайте познакомимся с ним?
  • Какая мечта была у Садко?

Фильм ф-т

- Кто из героев, наделенный волшебной силой помогает Садко? (смотрим отрывок, дочь морского царя – Волхова)

Колыбельная Волховы – Надя Слободянюк

Распевание, разучивание 1–ой фразы - нотная запись на доске

  • Каждый персонаж оперы имеет свою музыку, музыкальную характеристику. Давайте познакомимся с Волховой поближе и ответим на вопрос:
  • Какой характер носит ее музыка? (Песенный, народный характер, плавная, напевная, нежная)
  • На какую песню похожа ее музыка? (Колыбельная)
  • Почему? (припевки баю-бай, волнообразное звуковедение)
  • Кого убаюкивает Волхова?

 Р-К. не только использует сюжет народной былины, но и интонации народных песен в характере героев оперы. Это можно отнести как к колыбельной так и к песне Садко «Ой ты, темная дубравушка».

- Мы послушали как Надя исполняла Колыбельную, а теперь послушаем как она звучит в опере в исполнении настоящей оперной певицы.

  • Чтобы лучше прочувствовать народный характер текста и музыки разучим первый куплет.

Гимнастика.

Распевание «Ходит сказка по дворам».

Первая фраза – нотная запись- проговариваем слова в ритме песни.

-  Какая характерная черта музыки подчеркивает ее народность? (многочисленные распевы, старинные слова: ДРЕМА, СОН; широкий напевный характер)

Обобщение темы урока

- Как взаимосвязаны такие жанры как опера и литература? Могут ли они существовать друг без друга?

   

                    Cамоанализ урока музыки в 5-м классе по теме «Опера – жанр, рожденный синтезом музыки и литературы»

                                                                                             Учитель – Шмелева Е.В.  

5 А класс, в котором проходил открытый урок, является базовым. Проведенное интеллектуальное обследование показало, что в классе есть как сильные, способные учащиеся, так и слабые ученики. 74% учащихся класса имеют хорошую мотивацию к учебной деятельности, 17% - низкую, 9% - показали нейтральный уровень. То есть это тот резерв, который требует дальнейшей работы со стороны учителя для повышения мотивационного компонента учащихся.

В классе 34% учащихся имеют низкий уровень познавательной мотивации. Поэтому необходимо, чтобы уроки имели высокий познавательный эффект, задания были разнообразны и интересны.

Уровень сформированности коммуникативных способностей 32%. Это говорит о том, что учащиеся данного класса пока не готовы к учебному диалогу, затрудняются давать полные, развернутые ответы, испытывают трудности при работе в группах. Поэтому  необходимо развивать на уроках навыки активного слушания, умение рецензировать ответ, обобщать полученную информацию, учить совместной работе в классе.

  Триединая дидактическая цель урока:

Обучающая:

1.Показать и закрепить неразрывную связь музыки и литературы в одном из крупнейших жанров музыки – опере.

2.Познакомить с творческим портретом композитора Р-К.

3.Разобрать музыкальные темы главных действующих героев оперы.

Развивающая:

1.Развивать память и речь учащихся и уровень познавательной мотивации.

2.Умение анализировать музыку

3.Развивать творческие способности учащихся.

4.Развивать навыки самостоятельной работы.

Воспитывающая:

1.Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру школьников.

2.Воспитывать любовь к русской музыке, русскому фольклору, русской литературе.

Для достижения дидактической цели мною выбран комбинированный тип урока. Формы и методы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые сочетаясь поддерживали активное внимание и интерес учащихся на протяжении всего урока.

 На главном этапе урока - знакомство учащихся с главными героями оперы, использовался  метод музыкальной драматургии – силами учащихся были представлены Садко и Волхова.

 Для формирования общепредметных умений и навыков учащихся таких как: умение слушать и слышать, анализировать произведение, знание основных жанров, выделять главное, самостоятельно работать в течение урока и при выполнении творческого домашнего задания, исполнять произведение, владеть основными понятиями музыкального языка, использовались проблемные методы, частично-поисковые, методы активизирующие творческую деятельность учащихся (творческие задания с предварительным обдумыванием проблемных вопросов, дополнительного материала для анализа и выполнения этих работ; ведение справочной тетради «Дневник музыкальных впечатлений»; метод контрольных вопросов; метод работы по аналогии), а также для развития положительной мотивации к предмету разработала творческие домашние задания (требующие расшифровки), которые вызывают большой интерес учащихся. Представленная наглядность: книжная выставка, фоторяд, газета, аудиозаписи, фрагмент х/ф, таблицы, рисунки детей – все это побуждала детей к активной работе, мотивировало учащихся на познавательную деятельность.

На уроке использовались межпредметные связи: с литературой (дети читали сказки, находили примеры литературных произведений, ставших основной оперных спектаклей), с изобразительным искусством (использование репродукций Айвазовского, собственные рисунки детей к сюите «Шехеразада»).

Для более полного усвоения стиля композитора использую такую работу как «Творческий портрет композитора». Эта работа не одного урока, а нескольких, в ходе которой ребята самостоятельно или с помощью учителя (подхожу дифференцированно к каждому ученику) составляют портрет композитора. Есть учащиеся, которым очень нравится такая форма деятельности, и они заранее готовят ее, используя различные источники (в том числе и компьютер).

Для достижения целей урока важную роль играет исполнительская деятельность детей. Так как на этом уроке материал скомпонован больше для слушания, анализа, рассуждения и расширения кругозора детей, времени на исполнение отводилось меньше, чем на хоровых занятиях. Но не смотря на это, была проведена артикуляционная гимнастика, небольшое распевание, которое органично вписывалось в урок, не нарушая его драматургию («Колыбельная» на сказочный сюжет, взятая из моей  методической разработки, которая особенно активно используется на уроках в начальной школе), и с использованием нотной записи разучили первую фразу Колыбельной Волховы.

Таким образом, эмоциональный настрой класса, применение мотивационных заданий и вопросов, рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, уважительное обращение учителя с учениками – все это обеспечило успех работы. В конце урока дети получили оценки.

Считаю, что цели урока достигнуты, дети получили много новой информации, которая была интересна и познавательна, получили творческое домашнее задание, заинтересовались творчеством композитора, прониклись теплыми чувствами к русскому фольклору и литературе.