" Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке"
материал по музыке (7, 8 класс)

Ковалёва Лариса Владимировна

Приобщение обучающихся к творчеству

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке.

1.Активизация школьников на основе самостоятельного мышления.

2.Дискуссии на уроке – определение своего собственного, личного взгляда на её предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным музыкальным творениям.

3. Необычные задания: миниатюрные сочинения, пояснения цитат, занимательные факты, примеры из жизни музыкантов и т.д. – необходимый настрой в уроке, активизация работоспособности детей.

4. Творческие работы учащихся.

Когда человек не знает, к какой пристани держит  путь, для него ни один ветер не будет  попутным.

                                     

                                                                                                                        Сенека( Младший).

1.Готовясь к одному или другому уроку, в младшем классе или старшем, мы не только пишем конспект, продумываем ход урока, но в первую очередь ставим перед собой цель урока. Сегодня это цель не только учительская, но и ученическая.

Музыка определяет направление цели учащихся. Результатом её достижения становятся изменения в самом учащимся.таким образом, изменения, происходящие в музыкальной культуре учащихся, есть результат, к достижению которого направлена цель урока музыки.

Хочу поделиться  своим опытом работы проблемного обучения. Как метод он основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Я люблю этот процесс, он активный, как в математике с элементами неизвестного, а ответы открываются при выполнении заданий.

Работаю в обычной школе, не в лицее, не в гимназии, приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально « не желают входить» в ситуацию, избегают излишнего напряжения и « мозгового беспокойства» , а другие с большим энтузиазмом выслушивают рассказ учителя, нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответов. В таком случае, я привлекаю к самостоятельному поиску новых знаний, вскрываю противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ученик убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь и возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, обобщениях, и учащиеся проявляют большой интерес к изучаемому. Конечно же ,дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы в стенах школы готовить музыкальных экспертов, теоретиков, критиков. Смысл проблемных заданий в развитии умения слышать не только саму музыку, но и анализировать её различное исполнение.

Начинается интенсивная умственная работа. Ребята высказывают, доказывают, сравнивают, опровергают, а это им очень нравится. Очень важно, чтобы они не стеснялись, а говорили свободно, именно свои мысли, выражали откровенно свои чувства, но это происходит только в атмосфере обоюдного доверия.

Есть такая замечательная восточная мудрость: « Может ты столько лет искал то, что находилось в тебе, и нужно только лишь почувствовать это». Эта мысль определяет на мой взгляд стержень роста личности ученика.

2. Яркий пример: Проблемное обсуждение интерпретации разучиваемой песни (« Атланты») А.Городницкого – 6 класс. Её содержание многообразно, и разобраться в нем не так уж просто .Для каждого исполнителя произведение наполняется новым смыслом. Анализируем исполнительское воплощение, ведь оно способствует развитию музыкального вкуса, интереса к песне. Поиски вариантов исполнения имеют форму свободного высказывания, мнений ( можно устроить конкурс на лучшую интерпретацию). В более продвинутых ( музыкальных) классах предлагаю « стать на место дирижера».

 Считаю, что польза своеобразной « конфликтности», диалога, дискуссии о музыкальном произведении, направлении, исполнении заключается в самом процессе поиска « вслух», а не в нахождении единственного верного, подытоженного учителем ответа.

Задача дискуссии – определение своего собственного, личного взгляда на её предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным творениям.

Вопросы для дискуссии подбирая в соответствии с темой урока, четверти, состава класса:

Почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь?

Как вести себя при определенных ситуациях на концерте, в театре?

Какими инструментальными тембрами можно определить звуки природы: гром, пение птиц, переливы морских волн? ( примеры – Б.Николаев, ).

3. Творческую атмосферу урока очень оживляют необычные задания, например: миниатюрные сочинения, поясни цитату и др., они вносят элемент дискуссионности и необычности, иногда вызывают бурное обсуждение.

Немецкий мыслитель Г.Лейбниц : « Понимайте значение слов, и мир будет избавлен от множества ошибок».

Этот  афоризм можно использовать на уроке в 5-м классе: « Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слышать, это тоже музыка»

Или эпиграф к уроку « Вокальная музыка» в 6-м классе: « Что значит хорошо петь? Это значит хорошо себя слышать». Это не призыв к развитию вокальной наблюдательности, на слушание звучания голоса, как он меняется физически, уровня исполнительства, развитие культуры и мышления.

 

Необходимый настрой вносят в содержание урока занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, которые стараюсь сопровождать проблемными увлекательными заданиями, это способствует сосредоточению школьников. Они позволяют, переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие  сознание легкие и не отвлекают от основного познавательного содержания урока.( пример: письма барона Мюнхаузена).

Урок музыки ----- сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Поэтому проблемное обучение на уроке – это неотъемлемая часть музыкальной интеллектуальной работы школьника.

Примеры: Стихи  Екатерины  Дмитриевой

                                 Цымбал Вероники( Педагогическое училище)

                                 Николаевой Валерии ( Театральный университет)

                                 Николаева  Бориса

Ещё одна проблема: умеем ли мы читать детские художественные произведения?

Ведь наряду с высказываниями мастеров есть и детское, ученическое слово( в линии, цвете, форме и так далее).

Думал ли ребенок, когда рисовал о том, о чём мы размышляем при обсуждении? Мы читали жесты, знаки, читали интонацию их. А ребенок вряд ли думает об этом. Чаще всего творчество интуитивно. Очень часто бывает, что зрители , слушатели досказывают художнику его произведение. Этим и живо искусство: самораскрытием автора, но и самораскрытием зрителя.

Сейчас редко встречаются дети, которые видят ассоциации везде и повсюду, слышат музыку, и возникают поэтические, литературные ассоциации; видят рисунок – мгновенно рождается музыкальный образ. Поэтому часто даю такое задание : увидев в этих линиях кого-то или что-то, дорисовать, разукрасить ( исправлять линии нельзя). Зачем на уроке музыки это задание? Движение линии рождает образ, всё это переводится на музыкальный язык, так как с живописью музыку роднит пластика, жест. И здесь такое богатство ассоциаций, что дух захватывает от предвкушения творчества.

Каждое произведение обращено к человеку: от человека к человеку, от души к душе!

А разве не для этого существует искусство? Что такое музыка? Это разговор по душам о душе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Проблемное обучение как метод формирования УУД действий

На мой взгляд, технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, ...

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики....

Презентация "Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"

Презентация"Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"...

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...