«Технология развития процессов восприятия музыки»
методическая разработка по музыке

Феоктистова Елена Владимировна

«Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы не отдавать этому сил и времени…»

Д.Б.Кабалевский

   Я стараюсь научить ребят умению выбирать из огромного числа различных направлений и жанров  музыки те  произведения, которые достойны их внимания и понимания. Критерием в этом выборе чаще всего служит наличие в музыке красивой, запоминающейся мелодии, тематическое и смысловое содержание (образ Родины, матери,  дружбы, добра…), которые будут волновать подростков.

 

«Музыка - искусство, то есть некое явление в мире,

 создаваемое человеком, а не научная дисциплина,

 которой учатся и которую изучают»

Д.Б.Кабалевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад21.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ  МУЗЫКИ

«Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы не отдавать этому сил и времени…»

Д.Б.Кабалевский

 «Тайна музыки в том, что она находит

неиссякаемый источник там,

 где речь умолкает»

Э.Гофман.

Поэтому, только через становление в сознании слушателя музыкального образа, происходит процесс восприятия музыкаль-ного сочинения композитора. Вопросы психологии музыкального восприятия детально исследованы как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Эти вопросы освящали в своих работах  Г.П.Сергеева, Д.Б.Кабалевский, А.Г,Костюк, Е.В.Назайкинский, В.Д.Остроменский, Г.С.Тарасов и др. Несомненно то, что есть в нас самих, то мы ищем в музыке. Это полностью подтверждает высказывание великого венгерского композитора Ф.Листа: «Восприятие музыки – это познание самого себя».

 А Д.Д.Шостакович говорил: «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать»!

Такие качества, как эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, изобразительность, вариативность и др. свойственны музыкальному восприятию. В процессе восприятия музыки, по мнению многих учёных-психологов, есть несколько стадий:

  1. При первом знакомстве с музыкой, наиболее ярким является эмоциональный отклик на прозвучавшую музыку. Впечатления учеников пока ещё не совсем ясные и чёткие и конечно же представление о музыкальном образе у них только в общих чертах. Важно то, что эмоции детей, выраженные в жестах, мимике, в различных пластических проявлениях, говорят о понимании ими настроения и характера услышанной музыки. Ничего страшного нет в том, что под воздействием музыки, образ также может быть неравнозначным, как по глубине, так и по силе эмоционального воздействия. Помочь ребёнку отыс кать собственное отношении к музыке с акцентом на её главном достоинстве -мелодии, её ярких интонаций, передающих музыкальный образ, дорогово стоит.
  2. При повторном прослушивании музыки, ученики соединяют воедино свои чувства и мысль, выделяя наиболее яркие особенности музыки и обращая своё внимание, на характерные для этого музыкального произведения, средства музыкальной выразительности, которые и создают неповторимый образ музыкального сочинения. На этой стадии ученик уже анализирует услышанную музыку, смещая акцент с эмоций на слуховые впечатления и размышления о музыке. Из музыкальной интонации в его сердце рождается музыкальный образ, что ведёт его к осмысленному пониманию замысла композитора. Конечно же, чтобы более целостно, осмысленно прийти к восприятию музыкального произведения, нужно ещё одно обращение к музыке. Здесь, важно, высказанное учеником, личное отношение к музыке и значение этой музыки именно для него. Для боле полного соединения с услышанной музыкой можно вместе с учениками создать собственные композиции, вокально пропевая одну часть, другую слушая, а третью исполнить, используя различные музыкальные инструменты или пластически интонируя. Можно использовать связь музыки с другими видами искусства, найти живописное, литературное воплощение музыкаль ного образа данного сочинения.

На восприятие музыки также влияют и индивидуальные особенности учеников: его интересы, привязанности, музыкальный вкус, жизненный опыт, его окружение, его интерес, отношения к музыке в семье, а также ТВ…  Для эффективности музыкального восприятия важны:

 1.Установка – расположение ученика к восприятию музыки. Учитель дол-жен создать благоприятную атмосферу для слушания музыки, организовать детей. Слушать музыку а атмосфере концертного зала, услышать вначале тишину, а потом погрузиться в мир музыки. Есть и методический фактор восприятия музыки: интересный рассказ о жизни композитора, поэтическое вступление, показ видео, слайдов, напоминание главных тем, фрагментов сочинений композитора и т.д. Для формирования вокально-хоровых навыков учащихся на уроке музыки можно использовать музыкальный материал, лишённый образного содержания (гаммы,  отрезки звукоряда, трезвучия), а также попевки. Мне ближе опора на разучи ваемый репертуар. Используя песню в качестве музыкального материала для формирования вокально-хоровых навыков воспитывается слух и голос уча- щихся на художественно оформленном, осмысленном, образном материале и приобретение навыков учащимися непосредственно связано с передачей этими средствами художественного образа. Хотя в своей работе я использую и распевки, а также упражнения в виде попевок из народных песен, песен различных композиторов и своих песен.

Таким образом, в начале на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразовавния и дикции в одноголосном пении (ансамбль, унисон). Далее навыки, приобретённые в унисонном, одноголосном пении, используются и в пении на 2  голоса. Приобретённые вокально-хоровые навыки и умения учащихся являются необходимым средством передачи художественно-образного содержания музыкального произведения и благотворно влияют на качество и выразительность исполнения. Поэтому по мнению Р.Роллана: «Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его»!

Эту технологию я использую на каждом своём уроке и во всех классах, т.к. специфика предмета музыки неразрывно связана со слушанием различных музыкальных сочинений (классической, народной, духовной и современной музыки) и затем дальнейшего разбора музыкального языка, пропевание от дельных частей произведений, их пластическое интонирование, размышление учащихся над прослушанной музыкой. На разных возрастных этапах формирования музыкальной культуры учащихся происходят изменения в дина мике развития процессов восприятия музыки. Так в начальной школе с оди-наковым интересом воспринимают и исполняют музыку различных направлений, стилей и жанров, а уже начиная с 5 класса  их музыкальные интересы и потребности оказываются под «властью» популярной музыки, модных исполнителей, ансамблей, групп, звучание которых у них ассоциируется с периодом взросления,  утверждения собственного «Я», ориентацией на увлечения старшеклассников.

В домашних заданиях уделяю внимание той музыке, которую слушают ученики и прошу их  создать простейшие проекты о своих любимых исполнителях. Моя задача, как учителя музыки проявлять уважение к их современным интересам, а главное вмести с ними найти хорошее и интересное в музыке, которую они слушают и конечно похвалить их за предоставленную возможность мне, их учителю, приобщиться к их музыкальным интересам.

 Совместный поиск ответа на вопрос: «Почему современные модные поп,рэп и рок-музыканты используют в своих композициях лучшие образцы русской и классической музыки?» помогает мне определённым образом восстанавливать баланс между прошлым и будущим музыкального искусства в сознании моих учеников. Моя политика – создать на уроке музыки комфортную обстановку общения учащихся с современной популярной музыкой .  Я стараюсь научить ребят умению выбирать из огромного числа различных направлений и жанров этой музыки те  произведения, которые достойны их внимания и понимания. Критерием в этом выборе чаще всего служит наличие в музыке красивой, запоминающейся мелодии, тематическое и смысловое содержание (образ Родины, матери,  дружбы, добра…), которые будут волновать подростков.

«Музыка - искусство, то есть некое явление в мире,

 создаваемое человеком, а не научная дисциплина,

 которой учатся и которую изучают»

Д.Б.Кабалевский