«Вокализ» С.В. Рахманинова (в помощь концертмейстеру)
учебно-методический материал по музыке

Павловская Анна Владимировна

Историческая справка о создании произведения. Особенности рахманиновского музыкального языка на примере "Вокализа". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22vokaliz22_rahmaninova.docx15.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

        

«Вокализ» С.В. Рахманинова

(в помощь концертмейстеру)

        Романсы С.В.Рахманинова заслуженно являются «золотым фондом» камерной вокальной лирики. По своей популярности они соперничают с фортепианными произведениями композитора. Всего Рахманиновым написано около 80 романсов. Ведущие вокалисты всего мира неизменно включают их в свой репертуар. И перед певцами и перед пианистами-концертмейстерами, исполняющими рахманиновские романсы, встают сложнейшие художественные и технические профессиональные задачи, требующие высокого художественного вкуса и мастерства. Решить их поможет знание стилистических особенностей композиторского письма, его истоки, история создания отдельных произведений, сохранившиеся авторские звукозаписи и воспоминания современников. В синтезе с собственным индивидуальным прочтением это позволит создать яркий, выразительный музыкальный образ исполняемого произведения.

        Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает гениальный «Вокализ» (ор.34), написанный в 1915 году. Существует огромное количество его переложений для оркестра, множества различных инструментов (скрипка, виолончель, кларнет и т.д.), а так же интерпретаций. Это одно из наиболее часто исполняемых концертных произведений композитора, в том числе и в практике детских музыкальных школ, поскольку предоставляет исполнителям (ученикам) исключительную возможность продемонстрировать красоту звучания своего инструмента и мастерство кантилены на нем (научиться этому искусству).Вокализ как жанр вокальной музыки – это произведение для пения без слов, на гласный звук. Как правило, вокализ представляет собой упражнение или этюд для развития вокальной техники - разных приемов вокального звукоизвлечения - legato, staccato, non legato, выработки красивой кантилены (певучести) и подвижности  голоса. Пение различных вокализов необходимо для выработки у певцов: основных певческих навыков, певческого дыхания; ровного, плавного, свободного звучания голоса (кантилены), сглаживания регистров, владения переходными нотами; развития подвижности, гибкости голоса; постепенного расширения диапазона; достижения высокой позиции звучания, выравнивания гласных и т.д. В дальнейшем это подводит певца к художественно-выразительному пению произведений с текстом. Многие композиторы, а еще больше вокальные педагоги, писали вокализы. В педагогической практике повсеместно употребляются вокализы итальянского педагога Дж. Конконе и Г. Панофки. Вокализы сочиняли М. И. Глинка, А. E. Варламов, Некоторые вокализы представляют собой концертные пьесы, например, «Вокализ в форме хабанеры» М. Равеля, Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра, «Соната-вокализ» и «Сюита-вокализ» Н. Метнера. К числу концертных произведений относится и «Вокализ» С. Рахманинова.

         Представляет интерес история создания произведения. Все романсы ор. 34, в который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. Известно, что 1 сентября того же года они были проданы издательству А. Гутхейля и уже в следующем году вышли в свет. Но для завершения работы над «Вокализом» композитору понадобилось три года, если считать со времени первого наброска романса, сделанного весной 1912 года. Чистовая рукопись (второй редакции произведения) датируется даже позже того времени, которое указал сам композитор - сентябрем 1915 года.Весной 1915 года Рахманинов показал 1-ю редакцию «Вокализа» А. В. Неждановой. Тогда же, прислушавшись к её замечаниям, сделал несколько исправлений карандашом в вокальной партии, занося в партитуру также исполнительские штрихи и нюансы. Композитору потребовалось еще некоторое время, чтобы подготовить окончательный вариант нотного текста, который существенно отличается от первого: одно из отличий состоит в изменении тональности: es moll на cis moll. «Вокализ» опубликован под старым издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой, которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А. Кусевицкого. Благодарный композитор подарил  певице первый вариант рукописи.

        Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении: «В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:

        - Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.»

Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. «Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».        

        Итак, вокальный стиль композитора отличается протяженностью, широтой и свободой мелодического дыхания, сочетанием плавной и пластичной кантилены с чуткой, всегда психологически оправданной декламацией. Вокальное начало, пение господствует в романсах Рахманинова, вокальная мелодия является для композитора основным средством раскрытия лирико-психологического содержания и создания обобщенных музыкальных образов. Одна из существенных особенностей романсного стиля Рахманинова - исключительно большая роль и разнообразие фортепианного сопровождения. Фортепианную партию романсов Рахманинова невозможно назвать просто аккомпанементом. Интересно привести замечание композитора по поводу романса "Ночь печальна": "...собственно, не ему (т. е. певцу) нужно петь, а аккомпаниатору на рояле". И действительно, в этом романсе (как и во многих других) голос и рояль сливаются в вокально-инструментальный ансамбль-дуэт.Традиционное понимание Рахманинова, как гомофонно мыслящего композитора, имеет под собой довольно прочные основания. Одной из главных причин, предопределивших сложившееся стереотипное мнение, стал гениальный мелодический дар композитора. Однако привычная интерпретация широко известных слов Рахманинова о том, что «мелодия - это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление…» не единственная из возможных.

        Полифония такая же неотъемлемая часть рахманиновского письма, как и мелодия. Исследователями прослеживается родство рахманиновского полифонического мышления с баховским Оно проявляется на глубинном уровне формирования фактуры. Принципы организации музыкального материала, на основе которых у Баха рождаются микроструктуры, а затем - цельная форма предложений и периодов, в равной мере можно отнести к рахманиновской фактуре. Вследствие этого у Рахманинова вся фактура целиком обладает полифоническим звучанием и свойствами полифонической структуры.

        Еще один источник полифонии Рахманинова связан с традициями русского народного подголосочного пения. Взаимосвязь рахманиновской полифонии с русской подголосочной, при внимательном рассмотрении даже более прочная, чем может показаться на первый взгляд, наглядно обнаруживается на двух уровнях: характера тематизма и способов организации полифонической ткани. Рахманиновский тематизм вбирает в себя и объединяет присущие народной песне и знаменному распеву интонационные, метро-ритмические и структурные особенности, создающие необычайную протяжность, широту мелодической линии, её стремление «продлиться». По-своему преломляя и концентрируя их в себе, рахманиновская «бесконечная мелодия» становится необыкновенно емкой и обладающей полифоническим потенциалом. Отмеченные свойства народного и знаменного пения в полной мере реализуются и в условиях многоголосия. В звучании фортепианной фактуры или симфонического оркестра, не говоря уже о хоровых партитурах, Рахманинову удается найти адекватное выражение принципам народного голосоведения.

        Всё вышесказанное относится и к «Вокализу». Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью.

О связи "Вокализа" с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, "бесконечный" характер её развития. Плавности и текучести движения способствует отсутствие строгой повторности и симметрии в строении и последовательности фраз, предложений, периодов. Как и большинство аналогичных широко распевных тем Рахманинова, она построена на вариантно-попевочном принципе. Благодаря «цепляемости» попевок возникает впечатление непрерывной, безостановочной текучести: при этом свобода и непринужденность мелодического развертывания соединяются с чертами строгой классичности, выраженной и в ровном, размеренном ритме аккордового сопровождения и в некоторой инструментальности самой мелодии (неслучайно такое многообразие переложений для солирующих инструментов).  Русский характер музыки "Вокализа" подчеркнут и гармоническими средствами: использование композитором диатоники, плагальных оборотов, частых параллелизмов в голосоведении («ленточное пение»). Красота, внутренний драматизм мелодии, полифоничность фактуры сопровождения, обилие гармонических красок, модуляций, непрерывное развития музыкальной формы ставят перед исполнителями вопрос о драматургии исполнения:

-  Какие части (первую или вторую, или же обе) играть с повторами или не повторять вовсе и исполнять «насквозь».

- Какие изменения в исполнении повлечет за собой решение повторить ту или иную часть.

Будет ли подчеркнуто лирическое начало или, наоборот, драматическое. Это решение очень индивидуально и рождается в творческом диалоге обоих исполнителей.

Солист и концертмейстер здесь равноправные партнёры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

"Я - концертмейстер" методическое пособие для концертмейстеров ДМШ и ДШИ

Настоящее методическое пособие достаточно широко и подробно раскрывает профессиональную деятельность пианиста-концертмейстера в музыкальных школах и школах искусств. Отражена работа концертмейстера со...

"Я КОНЦЕРТМЕЙСТЕР" - учебно-методическое пособие для концертмейстеров отделения хореографического искусства

"Я КОНЦЕРТМЕЙСТЕР" - это Учебно-методические пособия для концертмейстеров отделений хореографического искусства по Ритмике и Классическому танцу 1, 2 , 3, 4  год обучения в ДШИ и ДМШ.Музыкальный ...

Презентация к уроку "Вокализ - песня без слов"

Презентация к уроку "Вокализ - песня без слов"...

В помощь концертмейстеру хореографических коллективов

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физичес...

Образовательная программа для вокально-театральной студии "ВОКАЛИЗ"

Образовательная программа по вокалу для вокально-театральной студии ВОКАЛИЗ Руководитель Педагог ДО РОдионова А.А. 3 года обучения....

Что такое вокализ

Реферат по  музыке что такое вокализ?  История происхождения, творческое звучание в музыке....