Обряды и обычаи в творчестве русских композиторов
учебно-методический материал по музыке (6 класс)

Сёмченко Ольга Вячеславовна

Обряды и обычаи в творчестве русских композиторов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryady_i_obychai_tk.docx26.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 6 классе

«Обычаи и обряды в фольклоре и творчестве композиторов»

Учитель Сёмченко Ольга Вячеславовна

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи:

·         знакомство с музыкальными образами народных песен, песен русских композиторов  и произведениями изобразительного искусства, связанных со свадебными обрядами и обычаями;

  • формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
  • развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

 

Музыкальный материал:

• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» и в обработке М. Матвеева;

• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

• хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Оборудование: мультимедиа, учебник Г.П.Сергеева, Е.ДКритская.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые  УУД

Планируемый

результат

Оргмомент

Включает детей

в музыкальное

приветствие

Включаются вместе

 с учителем

в музыкальное

 приветствие

Учащиеся организованы

на проведение урока музыки

Актуализация

имеющихся знаний

учащихся

Ребята,  разгадайте кроссворд.

1.Музыка, которую исполняют голосом.

2.Традиционный порядок, издавно укоренившийся

в быту народа.

3.Народная мудрость.

4.Русский композитор, который

обращался к фольклору.

 Его слова «Дайте сказку, русалку, лешего, дайте, чего нет,

 только тогда я счастлив».

5.Жанр литературного фольклора.

Учащиеся отвечают

 на вопросы.

Познавательные УУД: рассуждать, обратиться

к своему опыту.

Пробуждение познаватель-

Ного интереса.

Повторение изученного

 материала, подтверждение

 связи темы урока с темой

триместра.

Определение темы

урока.

Постановка цели

 и задач.

Предлагает прочитать информацию о старинном обряде, который раньше соблюдался в

жизни людей.

-Что это за обряд?

Какова цель нашего урока?

Какие задачи будем решать для

достижения цели?

Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится – слюбится».

Тема урока «Обряды и обычаи в фольклоре и музыке композиторов»

Цель: познакомиться со свадебными  обычаями и обрядами в фольклоре и музыке русских композиторов

Задачи:1) определить значение слова «обряд»

2) узнать, какие обряды и обычаи на свадьбах были на Руси

3)  охарактеризовать и обсудить народные и композиторские песни , связанные со свадьбой.

Познавательные УУД:  выдвигать  предположения и формулировать  тему урока.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи;

Регулятивные: формировать мнение в устной речи

Дети  определяют предполагаемую  тему урока и

ее формулируют

Встреча с проблемой, построение

 гипотезы и проверка.

Так как родители сами выбирали пару своему ребенку,

Не интересуясь их мнением,

то какие по характеру песни пели

невесты до венчания?

Слушание песни «Матушка, матушка,

что во поле пыльно?»

Выразительное исполнение песни.

Какой вывод сделать можно о песнях невесты

 перед свадьбой.?

 Какие песни пели на свадьбах?

В своих операх композиторы  часто обращались к песням красочного

свадебного обряда.

Послушайте песню из оперы

«Хованщина» Мусоргского

Ответы  детей.

Высказывают мнение. Песни должны

быть грустные, печальные.

Слушание песни  и обсуждение

в парах средств выразительности.

Мелодия - скачкообразная и плавная.

Лад – минор.

Темп - быстрый и умеренный

Характер: взволнованный и спокойный.

Исполнение в соответствии с

 характеристикой песни.

Слушание и характеристика песни

«Плывет, плывет лебедушка».

Мелодия -плавная

Лад- мажор

Темп – медленный

 Характер - спокойный

Регулятивные: анализируют настроение, характер, песни,

 Характеризуют средства выразительности.

Осуществляют  актуализацию личного жизненного опыта.

Коммуникативные: слушают собеседника,

высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания, исполнение песни классом.

П.-умение анализировать.

Л.-умение выражать свои мысли.

Л.-эмоциональное исполнение

Построение гипотезы и проверка.

Учащиеся слушают и исполняют

 музыку ,

 сравнивают.

Учащиеся проявляют

 готовность

к освоению

 новых знаний с собственным мнением.

Применение знаний и

 умений в новой

ситуации

Посмотрите на репродукции картин  в учебнике

Феоклистова «Приготовление невесты

 к венцу» и

Журавлева «Перед венцом»

Составьте диалог в парах по

 картине.

Регулятивные –активиза-

ция поискового процесса

К.- сотрудничество учащихся  форме диалога.

Л.-эмоциональное исполнение

Передача образа, настрое-

ния героев картины.

Формулирование общих выводов

Подводит учащихся

к общим выводам.

Просит оценить себя.

Учащиеся формулируют

общие выводы

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы

Учащиеся смогут сделать основные выводы  на основе построения знаний в ходе урока

Рефлексия личностной значимости нового знания

Организует оценочную деятельность

Учащиеся смогут адекватно оценить собственную деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал....

"Стиль в творчестве русских композиторов"

Материал подробно раскрывает понятие стиля и раскрывает стили русских композиторов. Каждый композитор имеет свой почерк, свой стиль, по которому его узнают....

творческий проект "Сказка в творчестве русских композиторов"

Зстетическое воспитание дошкольников через знакомство с классической музыкой...

Опросник по творчеству русских композиторов. 5 класс.

В целях подготовки к олимпиадам я подготовила Опросник по творчеству русских композиторов....

"Обряды и обычаи в творчестве русских композиторов"

Раскрыть форму и содержание произведений, несущих лирический образ и осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства....