Уроки музыки. Дистанционное обучение.
учебно-методический материал по музыке

Сёмченко Ольга Вячеславовна

Уроки музыки. Дистанционное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_muzyki_distantsionnoe_obuchenie.docx100.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОКИ МУЗЫКИ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Современные педагоги предметов искусства должны уверенно владеть информационно-коммуникационными технологиями, осознавать их роль в жизнедеятельности человека и общества, знать дидактические и воспитательные возможности, принципы их применения в художественно-творческом развитии школьников, уметь использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Все это подчеркивает значимость и актуальность учебной программы курса «Информационные технологии в преподавании музыки в условиях ФГОС». Использование ИТК-ресурсов на учебных занятиях по музыке обеспечивает современный, качественно новый уровень преподавания музыкального искусства, предоставляет доступ к огромному количеству информационных источников, в т.ч. аудио- и видеозаписям, позволяет моделировать художественно-творческий процесс создания произведения искусства, открывает новые возможности для совместного творчества педагога и учащегося.

Все чаще и чаще в наши дни используется компьютер. Все больше сфер деятельности человека он затрагивает. Компьютер давно уже превратился из источника развлечений в надежного спутника, позволяющего систематизировать работу, улучшить и облегчить ее. Компьютер “может объяснить” непонятную тему, послужить электронной книгой, а также надежным экзаменатором, непредвзятым и честным. Компьютер сможет быстро и качественно проверить работу, поставить оценку, корректно указать на ошибки.

В связи с высокими темпами компьютеризации повседневной и профессиональной жизни человека назрела реальная потребность использования компьютеров как инструментов для достижения конкретных целей, решения различного рода задач, проведения экспериментов, моделирования ситуаций, прогнозирования. В настоящее время наблюдается активное внедрение информационных технологий в учебный процесс. Использование электронных пособий на учебных занятиях является востребованным, так как они позволяют проводить занятия интересно и увлекательно. Данная работа предназначена для учащихся 4 классов. Сайт познакомит пользователей с музыкальным языком казахского народа и музыкой наших соседей, таких как Кыргызстан, Узбекистан, и других, музыкой народов Кавказа, а так же музыкой славянских народов и народов Европы; с новыми понятиями, такими как опера и увертюра, сопрано и альт, баритон и тенор и многими другими.

Данный сайт создан на бесплатном хостинге wix.com. Для вставки видео и звука использовались плагины, для создания таблиц использовался встроенный плагин, в котором прописывается код таблицы в HTML. Использованы сканированные изображения из книг и журналов.

Актуальность работы. В современных условиях необходимость внедрения компьютерных технологий в процессе обучения несомненна. Выпускаемые различные мультимедийные пособия для средних школ не всегда могут быть хорошим подспорьем в обучении музыке и пению.

Данный  сайт, может применяться на уроках, а также для самостоятельной подготовки учащимися домашнего задания, разучивания песенного материала в домашних условиях.

Интерфейс.

В браузере, после набора в адресной строке musickstkz.wix.com/music открывается окно (рис. 1.), состоящее из двух частей: вверху отображается название и меню, снизу обложка.

https://urok.1sept.ru/articles/652154/1.jpg

Рис.1. Окно сайта

При переходе на ссылку Содержание в нижней части отображаются 4 раздела: Продолжение традиции, Симфонический оркестр – вершина европейской культуры, Знаменитые театры мира, Вместе - дружная семья (рис. 2). При выборе любого раздела отображается его содержимое (рис. 3).

https://urok.1sept.ru/articles/652154/2.jpg

Рис. 2. Разделы

https://urok.1sept.ru/articles/652154/3.jpg

Рис. 3. Выбор раздела: Знаменитые театры мира

При выборе одного из разделов отображаются сверху раздел, ниже темы раздела. Для перехода на тему раздела достаточно щёлкнуть по теме и произойдет переход на данную тему.

Отличительной особенностью данного сайта является то, что при выборе любой темы пользователь может прослушать звуковое сопровождение или просмотреть видео ролик по этой теме (рис. 5.)

https://urok.1sept.ru/articles/652154/5.jpg

Рис. 5

Содержание.

На данном сайте представлены следующие разделы: “Продолжение традиций”, “Симфонический оркестр – вершина европейской культуры”, “Знаменитые театры мира”, “Вместе - дружная семья”.

В разделе “Продолжение традиций” представлены следующие темы: “Кали Жантилеуов – ученик Курмангазы”, “Певец, композитор – Манарбек Ержанов”, “Жусипбек Елебеков – хранитель аркинских песен”, “Жаппас Каламбаев вернул кобызовую музыку”, “Чарующий голос Гарифуллы Курмангалиева”, “Даулет Мыктыбаев – знаток казахских легенд”, “Толеген Момбеков – ученик, достойный великого Учителя”, “Казахские исторические песни и кюи”. В каждой теме представлены биографии известных композиторов и музыкальные произведения в их исполнении.

В разделе “Симфонический оркестр – вершина европейской культуры” представлены темы: “Как появился симфонический оркестр”, “Струнные инструменты – фундамент оркестра”, “Разноцветные краски симфонического оркестра”, “Когда возникли медные инструменты?”, “Ударные – самая разнообразная группа инструментов”, “Сколько лет арфе?”, “Король инструментов – рояль”. В данном разделе учащиеся знакомятся с инструментами симфонического оркестра.

В разделе “Знаменитые театры мира” представлены темы: “История оперного театра”, “Колыбель оперного искусства – Ла-скала”, “Метрополитен-опера – ведущий театр в США”, “Театральные сезоны Большого театра”, “Венский оперный театр – центр европейской культуры”, “Сиднейский оперный театр – символ Австралии”, “Байретский театр Вагнера”, “Оперный театр в Астане”. Знакомятся с историей рождения оперы, с композиторами, которые писали оперы, а так же знакомятся с понятиями опера, певческие голоса, видами увертюр.

В разделе Вместе - дружная семья” “Русская плясовая”, “В гопаке – вся украинская душа”, “Корифей киргизских музыкальных инструментов. Уйгурские мукамы”, “Узбекский карнай зовет на праздник”, “Корейский театр – центр культуры”, “Лезгинка – сердце Грузии”, “Немецкий лендлер”, “Татарские зажигательные такмаки”. В разделе учащиеся знакомятся с музыкой народов Азии и Европы.

Данная работа представляет собой сайт для изучения тем по календарному планированию учащихся 4 класса, может быть использована не только в качестве учебника, но и как дополнительный материал к уроку, а также во время подготовки домашнего задания.

ДИСТАНЦИОННЫЕ УРОКИ МУЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Только благодаря дистанционному обучению стало реальным изучать любой предмет, не только не выходя из дома, но и не вставая с кресла. Разработанные медиками программные продукты, позволяющие компенсировать последствия различных (особенно неврологических) заболеваний и даже улучшать состояние больного, легко встраиваются в дистанционные системы».

В журнале «Музыка и время», 2013, №2, опубликована статья С. А. Хорева «Основы организации и проведения дистанционного урока музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья», в которой автор предлагает формы и методы дистанционного обучения музыке детей с ОВЗ2 . Безусловно такие уроки не рассчитаны на профессиональное образование, их цель – дать ребенку общее музыкальное развитие. Автор статьи, анализируя особенности работы с такими детьми, дает педагогу ряд рекомендаций для дистанционного проведения уроков музыки. «Поскольку спектр заболеваний детей с ОВЗ весьма широк. а дистанционные занятия всегда проводятся индивидуально с каждым учащимся, то информационная база для каждого урока должна включать разнообразный материал (конечно в рамках темы). Если ребенок не может писать, письменные задания заменяются устными. Если ребенку трудно говорить, но он может писать, то имеет смысл предлагать письменных и слуховых заданий. Если ребенок не может ни писать, ни печатать на клавиатуре компьютера, ни говорить, ни петь, то остается слушание музыки и просмотр обучающих видеофрагментов. А значит в информационной базе урока должны быть предусмотрены и письменные упражнения (прописи, картинки для раскрашивания), и звуковой материал (детские песни, классическая музыка, фрагменты аудиокниг), и графический (рисунки, репродукции картин, схемы, памятки), и интерактивные модели и презентации и ссылки на видеофайлы, музыкальные сайты, различные базы данных (коллекции музыкальных произведений, песен, стихов, базы звуков и шумов). Иными словами, одно из важнейших условий индивидуализации дистанционных занятий – богатый выбор дидактического материала для каждого дистанционного урока – важнейшая часть его подготовки».

Вместе с тем, педагогу, по возможности, следует придерживаться традиционных для урока видов деятельности: прослушивание музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, выполнение практических и творческих заданий. Прослушивание музыки – важная составляющая часть урока. Для этого вида деятельности С. А. Хорев рекомендует программы i-chat или PhotoBooth, которые позволяют учителю видеть то, как ученик эмоционально относится к звучащей музыке, насколько внимательно он ее воспринимает. Очень важным является содержание произведений. Оно должно соответствовать возрасту ребенка, его жизненному опыту. Необходимо учитывать особенность детей с ОВЗ, у которых зачастую бывает дефицит положительных эмоций. Поэтому им рекомендуются произведения спокойные, светлые или веселые, шуточные. Учитывается и продолжительность звучания музыкального произведения, так как дети с ОВЗ быстро утомляются. Нельзя не упомянуть учебное пособие О. П. Радыновой «Слушаем музыку».

В процессе дистанционного обучения важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Занятие тем или иным видом творчества не только приобщает к духовной культуре, но одновременно мешает врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании личности и помогает инвалиду так организовать свою жизненную среду, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность или по крайней мере минимизировать значимость дефекта в общей структуре образа жизни. Для лиц с дефектом овладение дополнительными культурными знаниями и навыками позволяет преодолевать ощущение собственной неполноценности в окружении обычных здоровых людей.

Все педагоги, занимающиеся дистанционным обучением, указывают на большую роль родителей ребенка, включение их в процесс освоения как технического оборудования, так и непосредственно изучаемого материала. Авторы методик дистанционных уроков музыки указывают как родители могут помочь ребенку на дистанционном уроке или в выполнении различных заданий. Например, обсудить видеоматериал, прозвучавшее музыкальное произведение, вместе с ребенком спеть песню, подобрать мелодию, поучаствовать в музыкальной игре. «Для детей крайне важно проявление к звучащей музыке взрослого (педагога, родителей). Равнодушное отношение взрослого снижает реакции на музыку детей» .

Учителям, разрабатывающим дистанционный курс уроков музыки, рекомендуется следующая литература:

1. Городецкая Н. И., Калинкина Е. Г. Рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий // Серия «Научнометодическое сопровождение образовательной деятельности ГОУ ДПО НИРО». Вып.2. – Нижний Новгород: ГОУ ДПО НИРО, 2011. 2. Ксюк Ю. М. Психологические проблемы и преимущества при дистанционном обучении // Проблемы открытого образования: материалы III международной научно-практической конференции. – Владивосток: ДВГУ, 2003.

3. Ломакин В. И. От составителя // Фестивали творчества инвалидов: опыт и перспективы. – М.: ВОИ, 2000.

4. Радынова О. П. Слушаем музыку. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М., 2009.

5. Хорев С. А. Основы организации и проведения дистанционного урока музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья // Музыка и время. – М., 2013. №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для дистанционного обучения

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Классификация и номенклатура". Составлен для проведения занятия в дистанционном режиме....

Конспект урока для дистанционного обучения "Зрительный анализатор" 8 класс

Представлен урок для дистанционного обучения учащихся 8 класса надомного отделения по предмету биология с возможностью использования маркерной доски IDroo. Для использования презентации необходимо ска...

ЕГЭ русский язык. Конспекты уроков для дистанционного обучения. Блок С

2 урока для подготовки к блоку С ЕГЭ по русскому языку. Имеется приложение с перечнем тем и литературных аргументов....

Разработка урока по дистанционному обучению по теме "Поверхностное натяжение" (10 класс)

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям, обучающимся по системе надомного образования с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующе...

Разработка урока по дистанционному обучению по теме "Поверхностное натяжение" (10 класс)

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям, обучающимся по системе надомного образования с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующе...

Урок-карта дистанционного обучения английскому языку 5 класс Master chef

Урок-карта дистанционного обучения английскому языку 5 класс Master chef...

Урок-карта дистанционного обучения английскому языку 5 класс It\'s my birthday

Урок-карта дистанционного обучения английскому языку 5 класс It's my birthday...