Технологическая карта урока "Музыкальные и художественные выразительные средства оперы «Князь Игорь»
учебно-методический материал по музыке

Зайцева Анастасия Леонидовна

Технологическая карта урока "Музыкальные и художественные выразительные средства оперы «Князь Игорь»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №7»

города Тихвина Ленинградской области

Технологическая карта урока

Учитель:

Зайцева Анастасия Леонидовна, Горская Ольга Евгеньевна

Класс

7

Предмет:

Музыка, изобразительное искусство

Авторы   учебника:

 «Музыка 7 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М,  «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс А.С. Питерских, Г.Е. Гуров (Школа России)

Тема урока:

Музыкальные и художественные выразительные средства оперы «Князь Игорь»

Тип урока

Интегрированный. Урок-проект.

Цель:

выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе  выполнения информационного проекта

Задачи:

1. Актуализировать знания о  музыкальных выразительных средствах, использованных в опере А.Бородина «Князь Игорь».

2. Познакомить с деятельностью театральных художников.

3. Развивать умение  осуществлять поиск информации, анализировать, обобщать, делать выводы.

4. Продолжить формирование навыков декоративной работы и развития творческого воображения, чувства красоты и гармонии, активного отношения человека к окружающей  жизни.

5. Совершенствовать навыки групповой работы.

6.Продолжать формировать знания о творчестве русских композиторов.

7.Продолжать формирование навыков игры на народных инструментах.

8.  Воспитывать в детях российскую гражданскую идентичность.

 9.Формировать трудолюбие, аккуратность, терпение.

Результаты:

Личностные:

в  ценностно – ориентационной сфере

- формирование чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-осознание ценности изучаемого материала;

-осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать   свою работу и полученный результат.

в трудовой сфере

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России;

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

в познавательной сфере

- осознание практической важности изучаемого материала;

-умение познавать мир через образы и формы музыкального и изобразительного  искусства

Метапредметные :

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия  с планируемыми результатами,  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные:

в познавательной сфере

  -развитие индивидуальных творческих способностей     обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

-развитие наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса, творческого воображения;

-приобретение опыта создания художественного образа в декоративно – прикладном искусстве;

в ценностно – ориентационной сфере

-формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;

-формирование активного отношения к традициям художественной, музыкальной  культуры как смысловой, эстетической и лично – значимой ценности;

в коммуникативной сфере

- ориентирование в социально – эстетических и информационных коммуникациях;

-организация диалоговых форм общения с произведениями искусства;

в эстетической сфере

- реализация творческого потенциала в собственной художественной, музыкальной  деятельности, осуществление самоопределения и самореализации личности на эстетическом уровне;

-проявление устойчивого интереса к музыкальному и изобразительному  искусству.

в трудовой сфере

-применение различных выразительных средств, художественных материалов и техник в своей творческой деятельности.

Оборудование:

Учебники «Музыка 7 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М,  «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс А.С. Питерских, Г.Е. Гуров А.С. Питерских, Г.Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс.

  • ножницы, бумажные заготовки, кисти, краски, клей, карандаш, фломастеры,  листы ватмана А2.
  • Презентация по теме урока
  • Мультимедийное оборудование
  • Музыкальные инструменты: гитара, домра, балалайка, металлофон.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Настраивает детей на работу.- 

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Проводят  инструктаж,  проводят проверку готовности к уроку.

- Сегодня на уроке  вы работаете в группах. Капитаны групп внимательно наблюдают за активностью членов группы и фиксируют результаты в оценочных листах.

Настрой на работу.

Проверяют готовность к уроку.

Знакомятся с оценочными листами.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока

Создание  условий для включения обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.

- Предлагаем вам, ребята, послушать  два исполнения отрывка из стихотворения, посмотреть две репродукции как иллюстративный материал к отрывкам.

-Вы узнали, кто герой этого литературного и художественного произведения?

-В чём состоит отличие двух вариантов отрывков и репродукций?

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок и какова его тема?

-Тема урока «Музыкальные и художественные выразительные средства оперы «Князь Игорь». 

-Что бы вы хотели узнать по теме урока?

-Откуда вы можете почерпнуть  информацию на ваши вопросы?

Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения.

Прослушивание отрывков стихотворения, просмотр репродукций.

- Князь Игорь

- Отрывки и репродукции разные по выразительности.

-_Средства выразительности в опере «Князь Игорь»

1) Как композитору удалось передать  историческую эпоху,                                                                                                                                                                                                        настроение героев оперы, характер героев                                                                   2) Какие инструменты звучат в опере «Князь Игорь»

3) Какие художники оформляли оперу    «Князь Игорь»                                                                        4) Как удалось художникам передать   характер героев, историческую эпоху,  настроение героев оперы.                                                                                                                                                                                                       

- Из учебников, из Интернета, из книг, из справочной литературы, из либретто к опере и т.д.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

3. Определение цели проекта и задач.

Организуют целеполагание, планирование обучающимися своей деятельности. Задание №1

1)Составление плана работы над проектами

2)Выбор средств и методов выполнения проектов

3)Распределение обязанностей в группах

Предметные: формирование навыков построения и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планирование учебной деятельности

4. Реализация проекта. Практическая работа

Контроль за работой в группах

Учитель изобразительного искусства осуществляет текущий контроль, оказывает незначительную помощь

Работа по проекту в группах.

1). Подбор информации по теме проекта

2). Самостоятельное определение критериев оценивания практической работы.

3). Выбор формата

4).Выбор композиции листа.

5). Выбор материалов и инструментов, техники выполнения работы

6).Создание композиции листа (техника аппликация)

Регулятивные: контроль и коррекция; прогнозирование

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные:  логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)

Предметные: приобретение опыта работы различными художественными материалами в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;

развитие индивидуальных творческих способностей;

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности

Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

 5. Защита проекта

Учителя создают условия для защиты проекта

Учитель музыки создает условия для распевки 

Учитель музыки создает условия для игры на музыкальных инструментах

Докладывают о результатах своей работы:

1 группа представляет результаты своей работы;

2 группа представляет результаты своей работы; распевка,

играют на музыкальных инструментах;

3 группа представляет результаты своей работы

Личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира

Регулятивные:

выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

6. Закрепление и обобщение материала

Организуют викторину

Организуют самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Обобщают и оценивают деятельность обучающихся на уроке.

Организуют выступления капитанов  групп с оценочными листами. Оценку «5» получает та группа, которая выполняла правила дружной работы, была дисциплинированной, работы выполнили аккуратно.

Отвечают на вопросы викторины

Оценивание выполненных работ. Самооценка. Обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Капитаны групп  анализируют коллективную работу согласно поставленной цели урока.

Регулятивные: 
-  умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; 
-  умение давать оценку групповой деятельности на уроке; 
Коммуникативные: 
-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-  умение владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

7. Рефлексия учебной деятельности

Подводят итог работы, анализируя достигнутые результаты.

Обучающиеся сообщают о своем  впечатлении от урока

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: 

планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные:

 умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование

8. Домашнее задание

Предлагают домашние задания по результатам деятельности обучающихся.

Комментируют домашнее задание.

Мы благодарим вас за урок. Урок окончен.

Капитаны групп раздают  домашнее задание по группам:

 1.Домашнее задание по музыке: подготовиться к музыкальной викторине, выучить текст песни из оперы «Князь Игорь» «Улетай на крыльях ветра…»

2. Домашнее задание по изобразительному искусству: принести материалы и инструменты

  Предметные:

- осознание ценности изучаемого материала;

-осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация А.П. Бородин. Опера "Князь Игорь"

Презентация выполнена к уроку 7 класса "А.П. Бородин. Опреа "Князь Игорь"...

Конспект и презентация урока музыки "Опера Князь Игорь""

Методическая разработка включает в себя конспект, презентацию. На уроке учащиеся продолжают знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствова...

Презентация на тему:"Опера Князь Игорь"

Данная презентация представляет информацию о музыкальном творчестве  великого русского композитора 19 века А.П.Бородина....

Презентация "Опера Князь Игорь"

Презентация "Опера Князь Игорь"...

Близость оперы "Жизнь за царя" М. И. Глинки и оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина

Учащаяся Дарья Пархоменко анализирует безусловную близость опер Глинки и Бородина в плане исторического сюжета, идеи, характристики героических мужских и образов, женских лирических образов, в опоре н...

Разработка урока в 7 классе "Опера Князь Игорь"

Урок в 7 классе "Опера Князь Игорь"...

Урок по Мировой художественной культуре в 11 классе. Патриотизм и героика в русской музыке - опера «Князь Игорь» А.П. Бородина

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки....