Конспекты по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Сергеевой, Шмагиной - для среднего звена.
план-конспект урока по музыке

Ахмина Мария Николаевна

Размещены конспекты с 5 по 8 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5_klass.docx37.05 КБ
Файл konspekt_6_klass.docx35.17 КБ
Файл konspekt_7_klass.docx34.6 КБ
Файл konspekt_8_klass.docx36.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки

Шариева Р. Ф.

Дата: 13.04.2021                

Школа №148

Класс 5

Студентки ЧПК №1

40 группы Ахминой Марии

                                                                 

Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра»

Цель: формирование представлений о роли дирижера в оркестре, хоре, о различных видах оркестра.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать общекультурный уровень, посредством знакомства с мировым достоянием музыкального искусства.

Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; овладение способностью понимать и сохранять цели.

Предметные: продолжить знакомство с творчеством Л. Бетховена, на примере «Траурного марша» из Симфонии №3; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, сделать анализ прослушанного произведения;

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа,  объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

  1.  Л. В. Бетховен – «Траурный марш» из Симфонии №3;
  2. А. Зацепин, М. Пляцковский - «Ты слышишь,море»

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

4 мин.

- Здравствуйте, ребята
Учитель вместе с детьми пропевают слово -«здравствуйте»

- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы там видите?

-Верно, известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой и т.д.

- Скрипка совсем необычный музыкальный инструмент, она может выражать большой диапазон эмоций. Она может петь и говорить, плакать и жаловаться. Её голос сравним с человеческим голосом. Прочитайте со слайда стихотворения, подумайте,  какая будет сегодня тема урока.

- Неплохо, на слайде вы видите тему, запишите, пожалуйста.

Дети приветствуют учителя, садятся за парты

- Картины с изображением скрипачей, скрипок отдельно.

- Скрипка , звуки скрипки и т.д.

Л (проявление эмоциональной отзывчивости);

П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

2.

Организация слушательской деятельности

14 мин.

- Скрипка появилась в Европе в конце 15 века. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших людей на различных празднествах. Как народный инструмент она сохранилась в Болгарии, Польше и Румынии . Скрипка звучала и в аристократических кругах, сопровождала балы, трапезы и даже церковные служения. Сегодня мы послушаем фрагменты произведений для скрипки сочиненных в разные века. Начиная от 18 века. Первым произведением, которое мы сегодня послушаем, будет Чакона И. С. Баха. Запишите к себе в тетрадь. Какие эмоции вызвала у вас прослушанная музыка? Три слова характеризующие услышанное.

 Верно, тема нашего урока звучит так –«Волшебная палочка дирижера», тема записана на доске, запишите ее в тетрадь.

- С давних времен люди услышали и поняли разницу в звучании инструментов. Например, в английском драматическом театре времен У.Шекспира зрители еще до поднятия занавеса знали, что будет происходить в следующем действии : трубные фанфары возвещали выходы королей, посланников и вольмож; барабаны сопровождали битвы и марши, нежны голоса флейт пели в сценах свадеб и религиозных церемоний, а лютни и скрипки аккомпанировали любовным песням. Это было в 16 веке, когда еще не существовало симфонических оркестров.

- Отметьте, что в  17 веке сложился классический тип симфонического оркестра, состоящий из нескольких основных групп инструментов.

-Ребята, а какие еще оркестры, кроме симфонического вы знаете?

-Все верно, оркестры бывают разные, сегодня я предлагаю вам представить, что мы тоже небольшой оркестр, но очень необычный, у которого инструмент – тело.  Покажу вам несколько способов «игры на вашем инструменте», а вы повторяйте за мной, после поделимся на группы и каждая группа в оркестре сыграет свою партию.

- Считаю, что у нас получился такой слаженный оркестр, но для сравнения предлагаю вам прослушать произведение в исполнении симфонического оркестра и ответь на несколько вопросов, которые вы видите на экране.

Первичное прослушивание произведения - «Траурный марш» симфония №3 Л.Бетховен.

- Вот мы и прослушали произведение Л.Бетховена под названием –«Траурный марш», ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые задавались в начале прослушивания произведения.

- Вы интересно размышляете. Для того,что закрепить все ваши предположения предлагаю прослушать еще раз, но перед этим поделимся на группы и каждой группы будет своё задание, так же нужен один доброволец, он будет  дирижером, который управляет таким прекрасным оркестром.

Вторичное прослушивание произведения - «Траурный марш» симфония №3 Л.Бетховен.

-Запись темы в тетрадь

- Народный, духовой, струнный, джазовый.

- Разучивание бодиперкуссии.

Прослушивание произведения.

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

3.

Организация исполнительской деятельности

11 мин.

- У вас прекрасно получилось, мы просто слаженный оркестр. Но, ребята, скажите, пожалуйста, всегда ли дирижеру удается сразу настроить свой оркестр?

- Верно, многие отвлекаются, из-за этого происходит множество разных шумов, например таких- учитель показывает распевки 

-Предлагаю вам всем вместе повторить.

- У вас хорошо получается, ребята, скажите, пожалуйста, дирижер бывает лишь у оркестра? А где же еще?

- Верно, у хора тоже есть свой дирижер, правда у них есть небольшие различия. Дирижер – хоровик практически никогда не стоит с палочкой, в отличии от дирижера, который управляет инструментальным оркестром. Вы сегодня уже были в роли оркестрантов, теперь предлагаю побыть в роли зрителя, прослушать произведение и ответить на несколько вопросов, который указаны на экране.

Учитель поёт

-Ребята, вам нравится это произведение? Ответье, пожалуйста, на вопросы, которые перед прослушиванием видели на экране. Считаю, что для нашего с вами хора эта песня прекрасно подойдет и я предлагаю вам разучить это произведение вместе со мной.

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

Ребёнок исполняет фрагмент произведения

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.


- У вас прекрасно получилось исполнить ту песню, всё же волшебство дирижера творит чудеса. Вы так ловко перевоплощаетесь из оркестрантов в хоровиков и обратно.

-Нет

-Нет, дирижер есть у хора

Учащиеся поют

Учащийся поет

Учащиеся поют

П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания).

Л (эмоционально воспринимать песню).

4.

Итог урока

2 мин

- Ребята, но наше с вами сегодня  перевоплощение не может остаться без какого-то итога. Для того, чтоб увидеть в какой же роли вам комфортнее и что же вы запомнили, предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые видите на экране.

Отвечают на вопросы по теме

Л (способность усвоения теоретических знаний)
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

5.

Рефлексия

4 мин.

 - Ребята, теперь вы знаете, что у дирижера есть определенные движения, так как сегодняшняя тема урока звучала, как

- То попрошу вас оценить себя на уроке по- дирижерски. Помним, что чем ярче, громче и веселее, тем руки выше, чем печальней и тише, тем дирижер показывает ниже.

- Думаю, что каждый сегодня почувствовал в роли дирижёра, оркестранта или  частью большого, слаженного хора, у вас получилось здорово перевоплотиться. Урок окончен, до свидания.

 - Волшебная палочка дирижера

Дети оценивают свою деятельность на уроке.

 Л (способность усвоения теоретических знаний)



Предварительный просмотр:

Учитель музыки

Шариева Р. Ф.

Дата: 10.03.2021                

Школа №148

Класс 6

Студентки ЧПК №1

40 группы Ахминой Марии

                                                                         

Тема урока:  «Программная увертюра. Увертюра Эгмонт»

Цель: знакомство учащихся с определением программная увертюра, посредством увертюры «Эгмонт»  Л. Бетховена.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения;  формировать самооценку в процессе рефлексии.

Метопредметные: получит возможность  научиться определять и формулировать тему и проблему урока; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения;

Предметные: продолжить знакомство с творчеством Л. Бетховена; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с понятием программная увертюра и увертюрой «Эгмонт», сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание песни О. Митяева «Как здорово».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа,  объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

  1.  Фрагменты увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена
  2. Фрагмент 1 части Симфонии №5 Л. Бетховена
  3. Песня «Как здорово» сл. и муз. О. Митяева

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

Хронометраж

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

 

1 мин.

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.  Поздороваемся с вами  музыкально. «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте»

(Слайд 2)

Дети заходят в класс и садятся на места.

 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

2.

Организация слушательской деятельности

20 мин

- Сегодня мы будем  знакомиться с музыкальным произведением Л. В. Бетховена, которое написано  драматическому спектаклю, созданному по  трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гёте «Эгмонт».  Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?

- Верно, запишите тему урока в тетрадь.

Звучит фрагмент увертюры «Эгмонт».

- Людвиг Ван Бетховен немецкий композитор, пианист и дирижер, считается основателем программной увертюры. То есть именно он первый создал из увертюры отдельное, самостоятельное произведение с сюжетом.

-   Сейчас мы прослушаем вступление увертюры, ваша задача ответить на вопрос: какие интонации вы услышали?

- Вспомнив Симфонию №5 и прослушав фрагмент увертюры, можем ли мы сказать о каких-то общих интонациях?

-Верно. В трагедии Гёте повествуется о восстании в Нидерландах (Голландии) против испанского владычества. Герцог Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено правителем герцогом Альбой. Эгмонт был заключен в тюрьме и казнен. Вступление же рисует образ жестоких завоевателей, поэтому создается такое впечатление. Сочинена увертюра в сонатной форме, зафиксируйте к себе в тетрадь.

- На жалобной (2) теме вступления рождается страстная тема борьбы и героического порыва. Так начинается экспозиция. Заканчивается она перекличкой двух тем, народного страдания и гнёта государства.

- Прочитайте,  пожалуйста, фрагмент из поэмы Гёте. Предположите, , чем же мог закончиться конфликт из экспозиции?

- Хорошо, сейчас мы прослушаем финал увертюры, может быть, это утвердит ваши предположения, или наоборот заставит посмотреть на сюжет иначе.

- И так, как,  по-вашему, заканчивается эта трагедия?

- Действительно главный герой в конце произведения погибает. Но Бетховен преподносит это не как трагедию, а как победу человеческого духа, самопожертвование ради народа, приводящее к свободе и цели. Какие средства выразительности использовал композитор, чтобы передать характер последней части?

- Верно. Программная увертюра «Эгмонт» Бетховена, одна из ярких примеров героических образов в его творчестве.

- Ребята, на слайде вы видите ребус, попробуйте его отгадать. В нём спряталось название песни, которую мы сегодня разучим.

.

- Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Бетховена.

- Тяжелые, властные, грозные интонации сменяются плачущими  и жалобными интонациями. Бурная, волевая, стремительная интонация перерастает в торжественную и радостную интонацию, но вскоре интонация сменяется на страдательную, молящую о помощи.

- Да, можем.

(Читают со слайда имена героев)

- Ответы детей.

- Ответы детей.

- Быстрый темп, штрихи, аккорды и т.д.

 

- «Изгиб гитары жёлтой»?

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

3.

Организация исполнительской деятельности

15 мин.

- Верно ребята, только название этой песни «Как здорово», эту песню написал Олег Митяев, он автор не только музыки, но и слов. Сегодня мы разучим с вами это произведение Но прежде, чем его разучивать, подготовим наш голосовой аппарат к работе Эту песню обычно поют на природе, у костра, представим, что и мы с вами в лесу, нам необходимо развести костер, но что для этого нужно?

- Верно, нарубим дров (Упражнение на дыхание), а теперь принесем, в костер, подожжем и подуем, чтобы лучше разгорелось (Дыхание).

- Хорошо, а теперь пропоём первую самую известную строчку вместе со мной, поделимся на две команды и посмотрим,  у кого получится четче. (Распевание на Б3).

 - Хорошо, а теперь послушайте, как звучит первый куплет песни. Проговорим слова, попробуем соединить с мелодией. Для удобства вы видите текст на слайде. (Разучивание 1-го куплета) .

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Разные интервалы (бз, ч4, ч5)

Графический показ собственный показ.

Сложный текст

Проговаривание вместе, наглядный показ текста на слайде

- Спички, дрова.

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

4.

Итог

 2 мин.

- Вы большие молодцы, ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня и кто его автор?

-Хорошо, по мотивам, какой трагедии создана увертюра и о чем в ней повествуется?

-

- Верно, какую песню мы разучили сегодня?

- Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен

- Трагедия Гёте «Эгмонт», повествуется о восстании в Нидерландах и о герцоге Эгмонте возглавлявшего его, позже казненного.

- «Как здорово» О. Митяев

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

5

Рефлексия

2 мин.

Отлично, ребята у меня на столе вы видите зеленые улыбающиеся смайлики и грустные красные. Если вам было всё понятно в уроке, и вам он понравился выбирайте зелёные смайлики, если же вам было что-то непонятно, выбирайте красные. Выбирайте цвет соответствующий вашему настроению.

- Нам все очень понравилось, хотелось бы больше смотреть видео и играть в игры.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)



Предварительный просмотр:

Учитель музыки

Шариева Р. Ф.

Дата: 21.03.2021                

Школа №148

Класс 7

Студентки ЧПК №1

40 группы Ахминой Марии

                                                                         

Тема урока: «Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. А. Моцарта»

Цель: ознакомление учащихся с творчеством великих композиторов С. С. Прокофьева и В. А. Моцарта, на примере

 Сонаты №2 Прокофьева и сонаты №11 Моцарта.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Идет солдат по городу» В. Шаинского, М. Танича.

Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; приобретение умения

осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; расширять кругозор и воображение учащихся.

Предметные: углублять представление учащихся о сонатной форме; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения;

разучивать песню «Идет солдат по городу» В. Шаинского, М. Танича.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.

Музыкальный репертуар:

  1. Эпизоды Сонаты №2 С. Прокофьева;
  2. Сонаты №11 В. А. Моцарта;
  3. Песня «Идет солдат по городу» В. Шаинский, М. Танич;
  4.  Л. В. Бетховен «Лунная соната»

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

Хронометраж

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

 

1 минута

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.  Поздороваемся с вами музыкально.

- Наш урок мы начнём с музыки. Прослушайте фрагмент музыкального произведения. Вам знакома эта музыка? Как называется произведение? Кто автор?

- Верно. Это «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

- Что же такое соната?

Соната (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

- Как вы думаете, сколько в ней частей?

- Большинство сонат состоит из трёх частей.

Дети заходят в класс и садятся на места.

- Да, это «Лунная соната» Л. Бетховена

Ответы детей.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

2

 Организация слушательской деятельности

20 минут

- Какой композитор изображён на экране?

- Это В. А. Моцарт - Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Сегодня на уроке мы прослушаем одну из известных сонат великого композитора: «Сонату №11». В этой сонате нет драматического содержания в ней преобладают лирические образы. В музыке 18 века благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам. Соната состоит из 3-х частей.

1 ч. Тема лирического песенно-танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало. Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной непосредственности.

2 ч. Менуэт-танец. тема менуэта не вносит контраста.

3 ч. Рондо – ярко выраженный изобразительный характер. В основе развития в рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена.

Посмотрите на слайд, кто изображён на экране?

Это С. С. Прокофьев – русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. «Соната №2» — одно из самых непосредственных творений С. Прокофьева. Яркость, даже броскость образов, своеобразие и мастерство их воплощения обусловили особую привлекательность и популярность сочинения. Вторая соната представляет для нас особый интерес и потому, что в ней сконцентрировались лучшие черты раннего Прокофьева

Соната отличается ясной и четкой формой, последовательной логикой драматургического развития: ее содержание выражено с театральной конкретностью, лаконично, минимумом музыкальных средств. Свободно льющийся эмоциональный ток сочетается с продуманностью построения, резкими гранями разделов. Волевой динамизм и скерцозность естественно соседствуют с возвышенно светлой, проникновенной лирикой. Национальная характерность интонационного строя выражена вполне определенно. А ведь печать тех лет называла сонату «грубо антимузыкальной», «декадентской и какофонической», находила, что она представляет собой «вопиющую нелепость эквилибристических упражнений. Соната состоит из 4-х частей.  

Мы с вами прослушаем первую часть сонаты.

Первая часть — лирико-драматическая. Ее разнообразный тематический материал со строгой лаконичностью преимущественно лишь экспонируется, а не разрабатывается. Трехчастная тема главной партии устремлена, активна; это поступательное движение к вершине. Мелодическому взлету основной темы противопоставляется настойчиво повторяющееся на одном неизменном уровне упорное «вдалбливание», вызывающей торможение движения.

- В. А. Моцарт

- С. С. Прокофьев – русский композитор 20-го века.

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

3.

Организация исполнительской деятельности

15 минут

- Ребята, вспомните, как называется 3 часть сонаты №11 Моцарта.

- Верно. А где в основном исполняют марш?

- Да, военный марш также был исполнен на параде великой победы 24 июня 1945 года. Какие военные песни вы знаете? О чем они?

- Сегодня мы разучим песню о солдате «Идет солдат по городу».

- Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) 

  - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) 

(Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

- «Турецкий марш»

- На парадах, солдатами в армии, и т.д.

- «Темная ночь», «Катюша» и т.д.

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

4.

Итог

2 мин

- И так, прекрасно получилось. С какими произведением мы сегодня познакомились?

- Верно, сколько частей в этих сонатах?

- Хорошо, какие части сонат вам запомнились больше?

- Верно, какую песню мы начали разучивать на уроке?

 -  С Сонатами №11 и №2 Моцарта и Прокофьева.

- В Сонате №11 – 3 части, в Сонате №2 – 4 части

Ответы детей.

- «Идет солдат по городу»

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

5.

Рефлексия

2 мин

Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде.

- Здорово, интересно, познавательно, увлекательно, скучно, запоминающееся и т.д.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 

        



Предварительный просмотр:

Учитель музыки

Шариева Р. Ф.

Дата: 24.03.2021                

Школа №148

Класс 8

Студентки ЧПК №1

40 группы Ахминой Марии

                                                                         

Тема урока: «Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича»

Цель: знакомство учащихся с творчеством советского композитора Д. Шостаковича, посредством Симфонии №7.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать общекультурный уровень, посредством знакомства с мировым достоянием музыкального искусства; воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Предметные: продолжить знакомство с творчеством Д. Шостаковича; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с Симфонией №5; сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание песни «Дети воины» О. Юдахиной, И. Резника.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа,  объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.

Музыкальный репертуар:        

  1.  Д. Шостакович – Симфония №7 «Ленинградская»;
  2. Песня «Дети войны» - О. Юдахиной, И. Резника.

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация исполнительской деятельности
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

Хронометраж

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

 

1 мин.

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.  Поздороваемся с вами музыкально.

- Послушайте описание человека, и подумайте, исходя из этих качеств, как его можно назвать?

- Верно. Ребята, какие проявления патриотизма вам знакомы из истории?

- Да, вы правы. Сегодня мы познакомимся с вами с произведением советского композитора Дмитрия Шостаковича, которое было написано во время ВОВ . Оно посвящено блокадному Ленинграду, как вы думаете, как может называться это произведение?

- Неплохо. Сегодня мы познакомимся с Симфонией №7 «Ленинградской» Д. Д. Шостаковича. Запишите тему урока в тетрадь.

Дети заходят в класс и садятся на места.

- Патриот.

- Подвиги во время ВОВ, во время Гражданской войны, Куликовской битвы, Ледового побоища и т.д.

- Ответы детей.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

2.

Организация исполнительской деятельности

 15 мин.

-Страшные события отражались везде. Люди рисовали картины, писали инструментальные произведения и, конечно, отразились все эти события в песнях, предлагаю вам прослушать произведение  и ответить на вопросы, которые вы видите на слайде.

Прослушивание песни –«Дети войны»

Учитель поёт

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые перед прослушиванием видели на экране. Предлагаю вам разучить это произведение вместе со мной.

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

Ребёнок исполняет фрагмент произведения


ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.


- У вас здорово получается.

- бойкая, немного торжественная. Нет, услышав такую музыку, я бы не смог сказать, что она написана при таких страшных событиях и что композитор хотел отразить это в своей музыке.

Учащиеся поют

Учащийся поет

Учащиеся поют

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

3.

Организация слушательской деятельности

20 мин.

На слайде вы видите информацию, которую необходимо зафиксировать.

Д.Д.Шостакович – советского пианиста, композитора , героя социалистического труда. Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

В 18 лет Д. Шостакович окончил Ленинградскую консерваторию. В качестве дипломной работы была представлена Первая симфония

Эта симфония сразу же определила место Шостаковича в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых композиторов. Окружающих, профессоров и студентов, поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Дмитрия: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа. Он сочинил 15 симфоний, оперы, балеты, оратории и кантаты, а также музыку к кинофильмам

Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Сегодня мы прослушаем 7 симфонию Д.Д., ребята, кто-нибудь знает, как называют эту симфонию иначе?

- Все верно, 7 симфонию так же называют «Ленинградской», а все потому что музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории, грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Произведение писалось долго, трепетно. Так ещё в 1935 году Д.Д. начал свою работу над данным произ ведением, а закончил лишь в 1945 году.

На протяжении XX столетия дважды разыгрывались страшные трагедии — мировые войны. Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в победу добра и справедливости.
«Седьмая симфония — это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», — писал Шостакович. Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что в августе 1942 г. ленинградцы нашли в себе силы исполнить её в осаждённом городе. В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, Симфонию сыграли в зале Филармонии. Дирижировал Карл Ильич Элиасберг
.

Сегодня предлагаю вам прослушать данное произведение и описать чувства, которые оно вызвало.

Симфония №7 Д.Д.Шостаковича  Первичное прослушивание 

- Вот мы и прослушали произведение, ребята, скажите, какие чувства, эмоции у вас вызвало это произведение?

- Предлагаю вам прослушать произведение ещё раз и подобрать несколько прилагательных, которые  по-вашему мнению охарактеризовывают данное произведение. А вы, ребята, зарисуете то,ю что вам представляется во время прослушивания данного произведения.

 Симфония №7 Д.Д.Шостаковича  Вторичное прослушивание

 Переписывают информацию со слайда, слушают биографию

- С. С. Прокофьев – русский композитор 20-го века.

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

4.

Итог

2 мин.

- Сегодня на уроке мы с вами изучили новое для вас произведение, которое называется ..Верно. Сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме урока, обратите внимание на экране.

- Вижу, что многие справились с вопросами, значит наша тема изучена, а урок уже подходит к концу. Урок окончен, до свидания.

 

Отвечают на вопросы по теме

- «Ленинградская» симфония

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

5.

Рефлексия

 2 мин.

Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»

Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»...

Рабочая программа по музыке 6 кл. по программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа, пояснительная записка и календарно-тематичекий пландля 6 класса по ФГОС...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Рабочая программа по предмету музыка 2 класс Критская, Сергеева, Шмагина

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2 -го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...