Романтизм в фортепианных произведениях П. И. Чайковского
методическая разработка по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Произведения романтического склада, как и произведения классического стиля, прочно входят в репертуар учащихся ДМШ. Исполнение романтической музыки имеет свои особенности, а следовательно, музыкантам необходимо знание этих особенностей, "законов" стиля. На примере пьесы П. И. Чайковского "Апрель. Подснежник" из фортепианного цикла "Времена года" рассматриваются вопросы исполнения романтической музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel.docx29.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Романтизм в фортепианных произведениях П. И. Чайковского

Произведения романтического стиля в обязательном порядке изучаются в классе фортепиано детской музыкальной школы. Направление романтизм сложилось в музыке в 1820-е годы и его развитие заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались выразить с помощью музыкальных средств богатство внутреннего мира человека. Всем известные Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Лист, Э. Григ, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Лядов являются композиторами-романтиками.

В русской фортепианной музыке XIX века особенно значительное место принадлежит П. И. Чайковскому. Он работал во всех основных жанрах фортепианной музыки и создал в них высокохудожественные произведения.

Чайковский писал фортепианную музыку на протяжении всей своей жизни. Лирика композитора глубока, эмоциональна, при этом, несмотря на глубокий психологизм, очень непосредственна.

Фортепианный стиль П. И. Чайковского имеет ярко выраженный национальный характер.

Его музыка отличается удивительным мелодическим богатством, певучестью.

Умение «петь» на фортепиано – это зачастую сложная задача для пианистов. Нередко вроде бы несложная пьеса оказывается трудна для исполнения.

На примере испольнительского анализа пьесы «Апрель. Подснежник» из «Времен года» П. И. Чайковского рассмотрим некоторые способы работы над кантиленой, которые научат анализировать особенности исполнения произведений романтического стиля, находить рациональные приемы художественной игры, воспитают слуховой контроль.

Пьеса «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского входит в фортепианный цикл «Времена года» и относится к настоящим шедеврам фортепианной музыки.

«Времена года» – это не просто цикл ярких характеристичных пьес. Это настоящий личный дневник композитора, куда он старательно записал все памятные и дорогие для него эпизоды, удивительные картины природы. Здесь тесно сплелись городские картины жизни, деревенский быт, бескрайние просторы и чувства.

Возникновение известнейшего цикла связано с журналом «Нувеллист». Это издание знакомило читателей со всеми новинками из мира музыки, работами отечественных и зарубежных композиторов. Петр Ильич успешно сотрудничал с журналом с 1873 года, тогда он написал специально для издания несколько вокальных произведений. Издатель журнала Николай Матвеевич Бернард в ноябре 1875 года обратился к Чайковскому с просьбой сочинить цикл пьес и пообещал весьма приличный гонорар.

Издатель сразу предложил композитору названия пьес, определив тем самым программу произведений. Сведений о процессе написания цикла практически нет, известно лишь, что в это время Петр Ильич пребывал в столице. В середине декабря 1875 года маэстро в своем письме к Бернарду написал, что сильно обеспокоен тем, что пьесы могут оказаться длинными и скучными. Впрочем, сомнения Чайковского были напрасными, ведь сочинения понравились Бернарду и они были опубликованы точно в срок.

Когда пьесы были готовы и их опубликовали в «Нувеллисте», Бернард к ним добавил поэтические эпиграфы, чтобы полнее раскрыть замысел композитора. Характерно, что эпиграфами к этим пьесам служили стихотворения русских поэтов Пушкина, Вяземского, Майкова, Фета, А.К.Толстого и других.

Само наименование «Времена года» впервые возникло в конце 1876 года, когда был издан полностью весь цикл. Во всех последующих изданиях этот заголовок сохранился. Впрочем, Бернард все же внес свою лепту, добавив к заголовку пояснение «12 характерных картинок».

К сожалению, информации о том, как критики приняли новинку Чайковского и о том, где пьесы были впервые исполнены, нет. Впрочем, признание публики не заставило себя долго ждать. Вскоре этот цикл стал необычайно популярен среди исполнителей, причем как любителей, так и настоящих профессионалов.

Композитору были предоставлены заранее названия всех двенадцати пьес, но некоторые из них он все же озаглавил самостоятельно. Так, миниатюра «Жатва» была обозначена как «Скерцо», а «Святки» – «Вальс». В последствии, эти подзаголовки были убраны другими издателями.

Цикл «Времена года» оказался невероятно популярен среди исполнителей, именно поэтому он существует во всевозможных переложениях для разных инструментах и составов. Многие известные музыканты в свое время занимались оркестровкой партитуры фортепианного цикла.

«Времена года» являются незаменимым материалом по раскрытию духовной сущности русской музыки и русской культуры в целом.

П. Чайковский – мастер звукового пейзажа, создатель своеобразного русского фортепианного стиля – лирико-созерцательного. Именно внутреннее содержание его музыки, его глубокие связи с русской национальной культурой определили основные черты фортепианного стиля великого русского композитора. Он посвятил природе единственный в своем роде цикл фортепианных пьес.

Пётр Ильич обладал удивительно сильным чувством любви к природе. Он наслаждался общением с ней. Это чувство было присуще Чайковскому еще в детские годы, которые он провел среди живописной природы Прикамья, оставившей глубокий след в его душе. Оно не покидало его на протяжении всей его жизни и композитор часто проводил время в уединенной деревенской жизни, вдали от городской суеты. Чайковский признавался: «Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой и русский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть».

Каждый месяц года радовал Чайковского по-своему, но самые восторженные его слова были обращены к весне. «…Какое волшебство наша весна со своею внезапностью, со своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету гостей, а за ними жаворонков и других заморских летних птиц!».

Из всех элементов природы особое отношение было у Чайковского к цветам. Предпочтение же он отдавал цветам лесным и полевым, которые он любил все без исключения.

«Времена года» – циклическая поэма, воспевающая русскую землю; это как бы музыкальное воплощение чувств и настроений, высказанных многими русскими художниками и поэтами того времени. «Времена года» – не отдельные лирические пейзажи, а последовательная смена картин природы и душевных состояний, связанных с увяданием, зимним сном, весенним пробуждением и цветением земли. Лирическая миниатюра – разнообразная в смысле жанров и настроений, богатейшая по глубине и поэтичности сфера его творчества. Певучий характер пьес по настроению, изложению музыкального материала близок к старинным русским фортепианным миниатюрам (Глинка), к некоторым ноктюрнам Фильда, Шопена, к «Песням без слов» Мендельсона и к миниатюрам Шумана.

Фотрепианный цикл «Времена года» – это 12 пьес, неразрывно связанных с русской духовной сущностью, русской живописью, русской культурой во всех ее проявлениях, от культуры русской усадьбы до обрядовой практики.

Музыкальная культура России XIX века – искусство с глубоким внутренним содержанием и собственным смыслом, где «духовное» является одной из основных составляющих.

Национальная природа пьес из «Времен года» имеет сходство с шедеврами реалистической живописи XIX века (И. Левитан, А. Саврасов, А. Венецианов). Так, И. И. Левитан возвысил русскую пейзажную живопись до уровня мирового шедевра; Левитан создал собственную школу простого, естественного реализма, вне «общественной заданности». В его картинах – «У омута», «Вечерний звон», «Над вечным покоем» – природа всегда в движении. Его пейзажи наполняются светом, воздухом, поэтическим настроением.

«Апрель. Подснежник» – это одно из самых проникновенных произведений цикла.

Голубенький чистый подснежник- цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние слезы о горе былом

И первые грезы о счастье ином…(А.Майков).

Основное настроение пьесы – трепетность. Музыка передает все волнение и трепет, который переполняет человека от созерцания пейзажа. Не удивительно, ведь весной пробуждается не только природа, но и чувства человека.

Душевное волнение выражено основными главными элементами пьесы: мелодией и аккомпанементом. Как пишет А. Майкапар, мелодия пьесы рисует как бы рождение цветка, «переживание цветка, сквозь которые просвечивают человеческие чувства».

Одновременно мелодия и аккомпанемент передают трепетность чувства (короткие фразы, устремляющиеся вверх, «женские окончания», выражающие вздохи, ритмические фигуры аккомпанемента (аккордовый склад с паузой на сильной доле).

С передачей трепетности связана и работа над особенностями ритмического строения, ритмической структуры пьесы: 6/8 –3/8 – 6/8.

Форма пьесы: А – В – А – Coda. С этим связана необходимость плавного перехода из первой части в вальс второй части, выход из нее и естественный переход в третью часть. Основная сложность здесь в связке частей. В пьесе все кружится без остановки.  Выявить особенности звукового колорита пьесы помогут представления об оркестровом звучании, где мелодию могут по очереди исполнять флейта, гобой, кларнет, скрипки, виолончель.

Интересен тональный план пьесы. Основная тональность крайних частей Си-бемоль мажор, во второй части – тональность ре минор. Здесь мы видим типичное для русской музыки сопоставление тональностей I-й и III-й ступени.

 В первой части и в третьей встречаются отклонения в тональности ре минор, до минор, соль минор, во второй части происходят отклонения в Фа мажор, до минор, встречаются прерванные обороты. Такое тональное разнообразие очень оживляет музыку и усиливает ею выразительность.

 Фортепианная фактура в «Подснежнике» основана на обилии имитаций, звуковых контрастах, коротких перекличках, быстро мелькающих среди плавного течения мелодии.

Всё это автор книги о творчестве Чайковского А.Николаев назвал «музыкальной живописью»: аккордовый аккомпанемент, противопоставление legato, staccato, «поющие гаммы» как элемент мелодического строения, небольшие мелодические взлеты и заключительные более спокойные обороты. Необходимо владеть различными приемами звукоизвлечения – певучим легато, легким «пальцевым» и острым, сухим стаккато».

Постоянно меняющийся рисунок, подобный мозаике, требует чрезвычайно тонкой педализации; она должна способствовать рельефному звучанию мелодии, не затушевывая деталей аккомпанирующих голосов. Чуткая педализация помогает создать очаровательный колорит пьесы. Не следует педаль брать слишком глубоко, чтобы не перегрузить звучание, не утяжелить музыку. Педалью неплохо поддержать длинные звуки в мелодии, и точно снимать её в окончаниях фраз, избегая «грязи». Естественно без слухового контроля пианисту не справиться с данными трудностями

Интонация – это душа русской музыки. Интонационную особенность русской кантилены можно проследить в пьесе «Подснежник».

В поле зрения ученика должны быть диапазон мелодии, её регистровое расположение, движение мелодии (поступенное, секвентное), смысловое значение пауз и цезур, исполнительское дыхание. Всесторонний анализ мелодического построения облегчает процесс интонирования (опора не только на интуитивное ощущение, но и на логику мелодического развития).

Важный момент – воспитание умения слышать выдержанные, протяженные звуки, благодаря которым возможна большая протяженность распева, что является основным «резервом» кантилены. Плодотворным бывают методы мысленного и реального пропевания мелодии.

Пение на инструменте неотделимо от хорошего звукоизвлечения, от приобретения навыков певучей игры. Чтобы «петь» на фортепиано, нужно знать о подушечном характере прикосновения, о безударности звуковедения и уметь это воплотить в своей игре.

Работа над приемами звукоизвлечения занимает много времени. Над задачей взаимодействия пальцев и руки, для достижения глубины звука и связности мелодии необходимо поработать.

Можно представить, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения. Но также как цветок, он должен питаться соками изнутри, от самого корня. Без поддержки изнутри звук теряет глубину, певучесть и становится сухим.

Левая рука создает гармонический фон, и в то же время должна помочь мелодии сохранить крупные контуры фразы, целиком подчиняясь ей во всех тончайших деталях. Поэтому аккомпанемент следует играть тихо и легко, соединяя в плавное, непрерывное движение.

Необходимо ощутить горизонтальное развитие музыки с объединяющим движением рук. Мелодическую линию следует вести с яркой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Аккомпанемент полностью подчиняется движению мелодии, дополняя ее звучание и помогая ее развитию.

От аккордового аккомпанемента во многом зависит общее звучание музыки. Над ним нужно специально работать, добиваясь ритмической и звуковой ровности, полётности, точности прикосновения к клавишам. Аккорды ни в коей мере не должны утяжелять фактуру.

Для свободного, устремленного движения музыки в «Подснежнике» необходим гибкий ритм, агогические изменения. Это придаст большую выразительность, естественность исполнению. Замедления, ускорения не должны быть преувеличенными, однако строго ритмичная игра не приемлема для данного произведения.

Тонкое исполнение этой поэтичнейшей пьесы невозможно без постоянного слухового контроля. Именно слух направляет исполнителя во время игры, корректирует её. Всё в игре должно быть услышано и осознано.

Итак, при работе над этой совершенно изумительной пьесой П. Чайковского перед исполнителем встают самые разнообразные и непростые художественные задачи, требующие уже определенного мастерства.

Работа над пьесой «Подснежник» П. Чайковского чрезвычайно полезна для музыкального развития юного исполнителя. Она, безусловно, разовьет его творческое воображение, поможет овладеть новыми исполнительскими навыками, привьет любовь к русской музыке.

Очень важно, что в процессе изучения этого произведения происходит формирование духовного опыта учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский альбом» в фортепианном творчестве П.И.Чайковского

Содержание 1.Введение2. История создания3. Образный строй и композиция цикла4. Фортепианный стиль П.И. Чайковского и педагогические проблемы «Детского альбома»5. Основные исполнительские и п...

«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИЗ РЕПЕРТУАРА УЧАЩИХСЯ ДМШ»

Педализацию невозможно точно зафиксировать и записать в нотах.  Записать можно только идею. Точное время и глубину нажатия записать сложно и практически невозможно. Педализация, как и игра руками...

Методический доклад на тему : « О МОЦАРТЕ И ИСПОЛНЕНИИ ЕГО ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

Моцарт- один из первых композиторов, начавших сочинять для фортепиано. Почти все его клавирные сочинения написаны не для клавесина и не для клавикорда, а для молоточкового клавира, то есть для фортепи...

Формирование стилистических навыков у учащихся на примере фортепианного наследия П.И. Чайковского

В данном учебно-методическом пособии даны некоторые рекомендации о методах формирования стилистических навыков у учащихся в классе фортепиано. Обозначены стилистические особенности фортепианного письм...