Урок музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Волшебная палочка дирижера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_palochka_dirizhera.docx22.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Волшебная палочка дирижера» 5 класс

Цель урока: Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки;

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование основ музыкальной культуры;

умение эмоционально и осознанно относится к музыкальному искусству;

 развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Метапредметные

научится исполнять музыку, передавая художественный смысл;  

научиться определять и формулировать  тему и проблему урока; 

научится организовывать работу в паре, группе;

научиться сотрудничать со сверстниками в процессе   работы в группе при решении творческих задач;  

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Личностные:    

формирование основ уважительного отношения к традициям музыкального искусства;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Технология: Развивающая , сотрудничество.

Тип урока: Комбинированный.

Межпредметные связи: история, литература.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран, электронная презентация ,

CD: М.И.Глинка Увертюра к опере »Руслан и Людмила»,П.И.Чайковский «Вальс цветов», таблица «До и после», раздаточный материал : виды оркестров, стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает», детские музыкальные инструменты, песня - композитор – Э. Хонок, текст – С. Островский «Зима».

Ход урока

  1. “Мы играем в оркестр”.

Сейчас я Вам предлагаю побыть в    роли музыкантов оркестра

Все группы одновременно сопровождают звучащую музыку

 (М.И.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»)

1.        хлопают в ладоши

2.        стучат карандашом по парте

3.        сложив ладоши – гудят

4.         щелчки пальцами

- Красивая музыка у нас получилась

- Почему такой хаос, чего или кого не хватает - дирижёра

-  Какова роль дирижёра оркестра

- Что держит дирижёр в руках  - палочку

Историческая справка

        История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

   В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках

у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута»

Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким»

- И мы с вами сейчас это проверим. (Звучит музыка П.И.Чайковский «Вальс цветов», а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.)

- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

        В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок  или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.

Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор, а потом Рихард Вагнер.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

- Почему стали использовать маленькую палочку а не батуту?

- Эту палочку иногда называют волшебной. Почему?

 (Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм, один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.)

- Сформулируйте  тему нашего урока?

Тема урока «Волшебная палочка дирижёра»

2 Работа в группах Заполнить таблицу «До и после»

 

- Записать в столбике «До» музыкальные инструменты , которые входят в состав того или иного оркестра

«До»

Состав инструментов

Название оркестра

«После»

Состав инструментов

Симфонический

Духовой

Джазовый

Русский народный

Каждой группе предлагается прочитать материал об оркестре заполнить таблицу «После» - поделиться со стальными группами своими знаниями ( остальные группы  слушая заполняют столбик «После») .

1 Симфонический оркестр

2 Духовой оркестр

3 Джазовый оркестр

4 Русский народный оркестр

- Что объединяет оркестры

- Чем отличаются между собой оркестры (составом инструментов)

3 Музыкальная импровизация стихотворения С.Есенина «Поёт зима, аукает»

Каждой группе предлагается часть стихотворения, которое они должны озвучить с помощью звуков и  инструментов.

1. Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

 Седые облака.

2. А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

 Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

 Прижались у окна.

3.  Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

  И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

  И злится все сильней.

4. И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

 У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

  Красавица весна.

Каждая группа исполняет свою часть, выбрав  автора и дирижёра, после представления каждой группы  выбирается лучший автор и дирижёр , класс образует единый оркестр исполняя всё стихотворение.

4 Исполнение песни «Зима»

Выбирается дирижёр хора ,ему предлагается исполнительский план песни.

Исполнительский план

1 куплет  - 2 группа

Припев  - 1 группа

Повтор  - все вместе

2 куплет- 4 группа

Припев – 3 группа

Повтор  - все вместе

5 Вывод

- Важна ли профессия дирижера?

- В чем она заключается?

Дирижер направляет, управляет и руководит оркестром или хором, а помогает дирижерская палочка.

- Почему палочку дирижера называют волшебной?

- Какими качествами должен обладать дирижер?

Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, жизненная активность, хорошая физическая форма, громадная сила воли, широкий кругозор знаний в самых разных областях..

5 Рефлексия

  Каждой группе дается одно предложение - продолжить фразу

-  Я сегодня узнал…

-   Было интересно…

-   Было трудно…

-   Я научился…

6 Домашнее задание

1 Составить список известных дирижёров мира

2 Приготовить сообщение  -  оркестры Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....

Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Цели урока:Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности раз...

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

История возникновения дирижерской палочки...