2019 г. - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ «Жизнь и творчество Александра Фёдоровича ГЕДИКЕ»
классный час по музыке

Матишинец Оксана Павловна

Цель: познакомить слушателей с жизнью и творчеством русского композитора А.Ф. Гедике.

Задача: заинтересовать слушателей творчеством композитора, побуждая к более глубокому изучению его произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx46.04 КБ
PDF icon Сжатая версия слайдов2.32 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

Музыкальная гостиная

«Жизнь и творчество
Александра Фёдоровича ГЕДИКЕ».

преподаватель

Матишинец Оксана Павловна

г. Железногорск, 2019

Пояснительная записка

Целевая аудитория: учащиеся 1-8 классов детской музыкально-хоровой школы им. Г. Струве.

Место проведения мероприятия: концертный зал ДМХШ им. Г. Струве.

Цель: познакомить слушателей с жизнью и творчеством русского композитора А.Ф. Гедике.

Задача: заинтересовать слушателей творчеством композитора, побуждая к более глубокому изучению его произведений.


СЦЕНАРИЙ

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня с вами мы поговорим о жизни и творчестве одного из крупнейших русских музыкантов - композитора, органиста, пианиста и педагога, основателя советской органной школы – профессора Московской консерватории АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВИЧА ГЕДИКЕ.

Александр Гёдике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье.

В своём дневнике Гедике писал: «Отец мой служил в те годы органистом церкви св. Людовика, служил также пианистом оркестра Большого театра. Давал он в то время немало частных уроков. Женился он уже в 36 лет, в то время как моей матери было 21». Отец композитора, Федор Карлович, родился в Москве, в немецкой семье, но считал себя русским, и не любил, когда к нему обращались на немецком языке. Первоначальное музыкальное образование Федор Карлович получил у своего отца Карла Андреевича Гедике; в дальнейшем учился у Дюбюка. Кроме игры на фортепиано, занимался игрой на скрипке и композиции. Отец начинает свою «музыкальную родословную» от деда Генриха Гедике – педагога – пианиста в Петербурге. Он пользовался огромным уважением многих замечательных деятелей русской культуры.

Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии, а по достижении ею 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками. Гедике пишет: «Музыкальными способностями она не обладала, но очень интересовалась музыкой и мечтала научиться играть на фортепиано, частенько садилась за инструмент и разбирала французские романсы и песни, очевидно, имея в виду, что ей придется заниматься музыкой с нами. Моя мама принадлежала к тем людям, которые живут и делают все для других, никогда не делая ничего для себя».

А сейчас мы послушаем «Мотыльки»

исполняет – Гридасова Алиса

«Музыка занимала в нашей жизни большое место. К отцу, служившему в Большом театре, постоянно приходили музыканты, готовившиеся к конкурсу, и мы внимательно их слушали. Тут бывали скрипачи, виолончелисты, духовики. Невольно мы изучали звучание, и свойства того или иного инструмента. Отец был хорошим пианистом, мы всегда с интересом слушали его игру, особенно любили мы Шопена».

В 1887 году Гедике поступил в гимназию, с большим удовольствием занимался там хоровым пением и рисованием. «Начиная с 12 лет, я заменял отца во французской церкви в качестве органиста, и делал это неплохо, а главное с удовольствием. Я умел недурно импровизировать». Дома у Гедике часто звучала музыка П.И. Чайковского, И.С. Баха, в исполнении семейного ансамбля, который состоял из двоюродных братьев Александра Фёдоровича. Переложение для этого ансамбля делал сам Александр.

В 1891 году Гедике перешёл в четвёртый класс гимназии, но музыка поглощает все его силы и внимание. И тогда он решает готовиться к поступлению в консерваторию. Подготовив программу по специальности, сдав сольфеджио, Александра принимают в консерваторию. «Поступив в консерваторию, я ясно увидел, что не ошибся в своих мечтах, и, что воздух, которым я стал дышать, совсем не похож на воздух гимназии. В те годы в атмосфере консерватории чувствовался артистический дух, привнесённый Николаем Рубинштейном. Я впитывал этот дух полной грудью, и эта пора, несомненно, была самой счастливой в моей жизни» - писал Гедике. Сестра композитора О.Ф. Метнер (Гедике) писала: «Как он горячо принялся за дело! Каждый день в 8 часов утра садился за рояль, играл гаммы, этюды, пьесы и своего любимого И.С. Баха. Он был рассеян и, кроме музыки, казалось, ни о чем не думал».

Сейчас мы послушаем «Этюд» ми минор

исполняет – Каханова Настя

В этот период он начал давать частные уроки музыки, чему был несказанно рад, а также начал сочинять. Специального композиторского образования в консерватории Гедике не получил, а опыт сочинительства приобрел в самостоятельном, упорном, каждодневном, напряженном труде и изучении творчества величайших композиторов разных эпох.

Огромное значение для Гедике имело знакомство с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. «Каждый вечер, проведённый у Сергея Васильевича, бывал для меня праздником, а если приходилось поиграть в четыре руки, праздник это делался двунадесятым» - писал Гедике.

В 1898 году Александр Фёдорович оканчивает консерваторию с золотой медалью. После окончания консерватории начал давать частные уроки. Работал в Николаевском и Елизаветинском женских институтах. В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и композитор. В композиторской номинации был удостоен премии (единственной разыгрывавшейся на конкурсе) за Концертштюк для фортепиано с оркестром, скрипичную сонату и фортепьянные пьесы. Также был удостоен почётного отзыва как пианист. Известный музыкант - педагог А.Б. Гольденвейзер писал: «Александр Федорович был большим композитором, с очень здоровым оптимистическим мировоззрением. Он обладал первоклассным техническим мастерством. Сочинения Александра Фёдоровича выявили большую многогранность таланта. Ему была чужда погоня за внешними эффектами, за «новизною», как за самодовлеющею ценностью. Будучи превосходным пианистом, он сохранил своё пианистическое мастерство до конца жизни, несмотря на то, что в зрелые годы выступал, главным образом как органист. Игра Александра Фёдоровича отличалась мужественностью, полным, красивым звуком, безукоризненным техническим мастерством и непогрешимым ритмом».

А сейчас мы послушаем «Прелюдию» ля минор

исполняет – Данчина Полина

Гедике женился на Екатерине Петровне Чернышёвой, тёте одной из своих частных учениц. Поселились с женой на Немецкой (ныне Бауманской) улице. Гедике купил для занятий комнатный орган и установил в своём доме.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ― заведовал кафедрой камерного ансамбля. С 1920 года вёл также класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца), а в 1923 году возглавил кафедру органа и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории.

В творчестве Александра Фёдоровича как, композитора, незаметно преобладание каких-то ни было «излюбленных» жанров. Композитор трудился в самых разнообразных областях инструментальной и вокальной музыки. Среди крупных инструментальных произведений композитора выделяются наиболее значительные: три симфонии, фортепианное трио, фортепианные, органные концерты и концерты для духовых инструментов. Всем этим произведениям свойственно высокое профессиональное мастерство, глубокая и органическая связь с классическими традициями. Гедике – автор четырех больших опер: «Виринея», «У перевоза», «Жакерия», «Макбет».

А сейчас мы послушаем «Песню»

исполняет – Рождественский Олег

Среди многочисленных вокальных произведений Гедике выделяются кантаты: «Слава советским пилотам», «25 лет Октября». Лучшими вокальными сочинениями являются замечательные по мастерству обработки русских народных песен, которые принадлежат к числу наиболее ценных работ в этой области.

Непрестанная забота о росте и развитии обучающейся молодежи побуждала композитора непрерывно работать в области педагогического репертуара, создавая многочисленные циклы этюдов, упражнений и пьес для фортепиано. Пьесы для детей занимают большое место в творчестве А.Ф. Гедике. Они сочетают в себе две главные задачи в развитии юного музыканта – художественную и техническую. Сочинения Гедике для детей способствуют развитию у них художественного вкуса и музыкального чутья и одновременно – различных сторон техники фортепианной игры, они до сих пор пользуются огромной популярностью среди педагогов и очень любимы детьми.

В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений.

После революции А.Ф. Гедике, вместе с матерью, женой, душевнобольным братом Павлом Фёдоровичем, и племянницей переселился в профессорскую квартиру в здании Московской консерватории, где прожил до конца своих дней.

В последние годы жизни А.Ф. Гедике продолжал играть с неослабевающей активностью, преодолевая частое физическое недомогание. Он просто не мог не играть, не мог перестать давать концерты, хотя нередко весь вечер в Большом зале дежурил врач. Верный своему внутреннему долгу, Александр Фёдорович мастерски провёл весь концертный сезон 1956/57 г. – свой последний концертный сезон, оставив в памяти своих слушателей много прекрасных и незабываемых впечатлений.

Александр Фёдорович умер 9 июля 1957 года.

А сейчас мы послушаем «Этюд»

исполняет – Гридасова Агата


Из воспоминаний современников.

Один из учеников Гедике пишет: «У Александра Фёдоровича было какое - то исключительное умение использовать время…Он успевал много работать как композитор, постоянно занимался на органе и несколько раз в году давал органные вечера, и вести педагогическую деятельность. При такой насыщенной работой жизни, Александр Фёдорович все-таки успевал общаться с людьми…, посещать своих друзей».

Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы он сказал ученику резкость. Хотя он часто говорил ученикам, что вот-вот рассердится, - но никогда не сердился. Невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально.

Отдельного упоминания заслуживает любовь Гедике к животным. В его квартире жило до дюжины кошек, выхоженная им покалеченная собака, а все птицы вокруг консерватории узнавали его, потому что он всегда кормил их по утрам.

Сейчас мы послушаем «Танец» и «Этюд»

исполняет – Сиваволова Софья

Хотя А. Ф. Гедике внешне никогда не суетился, внутри, по утверждению друзей, он был очень беспокойным и впечатлительным человеком. Очень переживал, в особенности за других людей, принимал всё близко к сердцу.

А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность. Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он не пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей.

Ещё об одном впечатлении, связанном с Гедике-композитором.

В необычайно торжественной обстановке, в переполненном Большом зале консерватории 19 марта 1957 года шёл концерт, посвященный 80-летию Александра Фёдоровича. Во втором отделении — поток поздравлений, и вот в какой-то момент маленький мальчик, не спеша уселся за рояль и в сдержанном темпе заиграл… «Заиньку». «Заинька» в Большом зале!!! Представьте себе, что после этого творилось — зал буквально рухнул от аплодисментов: всё выглядело тем более уморительно, что игра ребенка была полна серьезности и достоинства. И, конечно, юбилею Александра Фёдоровича это «происшествие» придало черты абсолютной неповторимости…

Звучит произведение «Заинька» (запись mp3)

Хотя Гедике был приверженцем полифонической музыки, обожал Баха, он всегда, до старости, был открыт для восприятия новых музыкальных идей, ему нравилась музыка Прокофьева, Шостаковича. Не любил только новаторство ради новаторства, не любил вычурность и очень не любил легкомысленность в музыке, высказывался по этой части довольно категорично. В фортепианной игре не переносил резкости.

Гедике, вероятно, огорчало, что его крупные симфонические произведения редко исполнялись, но он никогда не говорил об этом и, будучи скромным человеком, никогда никому не навязывал своих произведений.

А. Б. Гольденвейзер вспоминал забавный случай, когда он уговорил Гедике научить его рыбачить. Гольденвейзер, руководимый Гедике, рыбача в первый раз в жизни, поймал тогда около дюжины мелких рыбёшек; Гедике же, будучи заядлым рыбаком, как ни старался, не поймал ни одной. И хотя он ничего не сказал, этот случай так раздосадовал Гедике, что он больше никогда не рыбачил.

А сейчас мы послушаем «Пьсу» и «Этюд»

исполняет – Митина Милана

Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом. Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. Ходил с тростью, не спеша, был человеком довольно высокого роста.

А.Ф. Гедике вошел в историю как основатель советской органной школы. Благодаря Александру Федоровичу орган, в нашей стране, получил статус самостоятельного инструмента.

Одним из таких произведений является «Каприччио» для органа (видео)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Жизнь и творчество У. Шекспира".

Внеклассное мероприятие по английскому языку в 10 классе, посвящённое 450 - летию У. Шекспира в 2014 г....

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографи...

Литературная гостиная «Жизнь и творчество Генриха Гейне»

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Генриха Гейне...

Сценарий проведения литературной гостиной "Жизнь и творчество К. Симонова"

Разработка внеклассного мероприятия по творчеству К.Симонова....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

2021 г. - Музыкальная гостиная «Жизнь и творчество КАРЛА ЧЕРНИ»

Цель: познакомить слушателей с жизнью и творчеством венского композитора Карла Черни.Задача: заинтересовать слушателей творчеством композитора, побуждая к более глубокому изучению его произведений....