Открытый урок "Нужна ли музыка литературе. Опера «Война и мир» С.Прокофьева"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Бабаянц Ирина Юрьевна

Основная цель урока установить интонационно-образные связи музыки и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.ur_._nuzhna_li_muzyka_literature.doc81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                 Руководитель МО

                                                                                    ( искусства и физической культуры)

                                                                                        ________________Цаллагова С.Ю.

                                                                                                                                               

                                                                                        « 7 »  декабря     2019 г.

                   

                                                                               ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Информационно-целевой блок

ФИО преподавателя      Бабаянц И.Ю.

Класс                предмет   музыка    «  7  »   декабря  2019г.

Тип урока       урок «открытия нового знания»

Тема урока     Нужна ли  музыка  литературе. Опера «Война и мир» С.Прокофьева.

      Цели урока:

Образовательные: научить определять взаимодействие музыки и литературы на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и оперы С.Прокофьева, осознавая специфику языка каждого из них;  

Развивающие: развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и выделять главное.

 Воспитательные : воспитывать любовь к Отечеству, русской музыке, воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям  переданным в музыке, культуры слушания музыки и текста

Планируемые результаты:

Предметные : понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания языка каждого из них (звук, интонация, жизнь, общность жанров)

Метапредметные:   инициировать сотрудничество обучающихся в поиске, сборе информации, развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка

Личностные:  способствовать эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения;

-создать условия для развития творческого потенциала, способность к планированию самоподготовки

Инструментарий урока (технологии, методы работы, приемы)   объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный,  частично-поисковый  или эвристический,  (слушание), вокально-хоровая работа

Техническое оборудование_____компьютер, проектор, доска_

Используемые электронные образовательные ресурсы_Программа_«Просвещение» «Музыка»  5 класс Е. Д. Критской ,          аудиозаписи, видеоматериал, презентация 

Организационно-деятельностный блок

Организационный этап

Организовать деятельность обучающихся на уроке

           Приветствие

Приветствие. Подготовка к уроку

Планирование учебного сотрудничества

Целеполагание, мотивационный этап

Активизировать интерес обучающихся

Краткая вступительная беседа в тему урока (тема четверти, прошлого урока) В чём роль музыки в баснях, сказках? Чему учат

 сказки? Добро всегда побеждает зло. Перечислите жанры литературы.

Сообщение темы урока «Нужна ли музыка литературе». Формулировка задач урока совместно с обучающимися.

-продолжить изучать взаимосвязь музыки и литературы

-определить роль музыки в литературном жанре-роман

Озвучивают тему полугодия, четверти, прошлого урока (Музыка в

баснях).

Отвечают на вопрос преподавателя (повести, басни, былины, поэмы, стихи, рассказы)

Формулируют задачи урока.

Умение грамотно формулировать ответы на вопросы преподавателя, обобщать знания, полученные на прошлых занятиях

Актуализация знаний обучающихся

Обобщение знаний прошлого урока

Приведите примеры произведений, в которых музыка помогала, приносила подпору и утешение в трудную минуту?

Сказки, былины, басни…

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку

 «Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...»  

Из какого литературного произведения взяты эти строки? Кто автор? О каких событиях идёт речь?  Практически каждый писатель, поэт  19 века, считал своим долгом прикоснуться к этой теме, теме высочайшего патриотизма, долга перед Родиной, отваги и мужества.

И мы поговорим сегодня об одном из таких шедевров, о романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и одноимённой опере С.С.Прокофьева.                            

Отвечают на вопрос преподавателя, не опираясь на записи в тетради.

Приводят примеры: опера-былина «Садко», музыка Садко сделала добрым сердце морской царевны, и она отпустила Садко, спасла ему жизнь. Сказка «Чонгурист», «Бременские музыканты». «Волшебная дудочка», и.т.д.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Записывают тему урока в тетради

Совместно с преподавателем формулируют задачи урока

Способность внимательно слушать, выделять самое главное, основное, важное из полученной информации, дополнять ответы своих товарищей, иметь свою точку зрения.

Усвоение новых знаний

Подвести  к восприятию основной темы урока

Просмотр презентации о жизни и творчестве композитора С.С. Прокофьева.

Подробнее остановиться на последнем слайде презентации, картине «Совет в Филях».

Разбить русскую армию при Бородино Наполеону не удалось. Французы понесли большие потери. Несмотря на то, что русская армия оставила противнику поле Бородинской битвы, она одержала абсолютную стратегическую победу. В ближайшие недели она имела все возможности значительно усилить боеспособность, в том числе за счёт поступления резервов. На совещании высших русских генералов в Филях 13 сентября шёл спор о том, оставить Москву или нет. Кутузов принял решение: «Потеря Москвы не означает потерю России».
Кутузов исполняет свою арию сразу же после совета в Филях.
Главная тема арии проникнута беспредельной любовью к матери-родине. В арии Кутузова господствует мужество полководца, готового вести свою армию в бой к победе. 1 и 3 части звучат величественно, торжественным гимном, прославляя Москву и Российскую державу. А в средней части слышны интонации волнения и тревоги за судьбу Родины. С какой арией героя оперы (знакомой нам ранее), который отдал жизнь за Россию, можно сравнить арию Кутузова? Правильно, с арией Ив.Сусанина. (Вспоминаем что такое ария, кто автор оперы «Жизнь за царя»)

В русской армии было много талантливых и смелых генералов, но по-настоящему великих полководцев только два: Суворов и Кутузов. Учитель и ученик, они прослужили вместе много лет и хорошо понимали друг друга — вместе воевали, вместе взяли неприступную крепость Измаил и победили турок.

Суворов любил Кутузова не только за его храбрость (храбрецов в русской армии всегда доставало), но и за ясный ум. Что Кутузов отважен, знали все. Спокойный, добродушный, он никогда не похвалялся своими победами, не любил споров и легко соглашался с начальством. Разве таким должен быть боевой генерал? На самом же деле Кутузову просто нравилось казаться простаком — так для дела удобнее. А Суворов и сам был большой хитрец и знал, что, ласково кивая головой на чужие глупые идеи, во всем будто бы соглашаясь, Кутузов потом сделает по-своему, как считает нужным. И победит. И сегодня мы увидели Кутузова именно с этой стороны, уверенным, умеющим принимать сложные решения, за которые нужно нести ответственность!

«С потерею Москвы не потеряна Россия, но когда потеряна армия, тогда потеряны и Москва, и Россия». Так говорил Кутузов, принимая решение в Филях.

 

Индивидуальные задания обучающихся о композиторе: интересные факты из жизни С. Прокофьева. Ответы детей.

Записывают основные произведения, даты.

Прослушивают арию Кутузова из оперы, дают характеристику мелодии, тексту, образу Кутузова

Отвечают на вопросы преподавателя, не опираясь на записи в тетрадях.

Исполнение песни «Учил Суворов»

«Шли солдаты на войну»

Исполнение песни

Способность логически мыслить, рассуждать, высказывать своё собственное мнение, суждения. анализировать прослушанную музыку, информацию;

Умение отстаивать свою собственную точку зрения, умение выполнять практические задания, работать в группе, и индивидуально.  

Воспитание культуры слушания музыки, способности размышлять о ней.

Умение обобщать полученную информацию и знания, давать полные развёрнутые ответы на вопросы преподавателя.

Способность слушать своих товарищей в хоровом пении, проявлять старание и выразительное исполнение в вокально-хоровой работе.

Умение эмоционально исполнять песню в характере. Проявлять  вокально-хоровые навыки.

Закрепление знаний и навыков

На примере какого литературного жанра мы рассматривали взаимосвязь музыки и литературы?

Можем ли мы сказать, что музыка способна создать полноценный образ главного героя романа? Музыка выражает эмоции композитора, чувства, мысли?

Что объединяет музыкальную и разговорную речь?

Ответы детей на вопросы преподавателя. Рассуждают о связи музыки и литературы на примере оперы Прокофьева и романа Толстого.

Обращают внимание на задачи, поставленные в начале урока, дают ответы на наводящие вопросы преподавателя.

Средства музыкальной выразительности

Развитие способности логически мыслить, делать выводы, обобщать полученную информацию, грамотно формулировать свои ответы.

Способность выражать своё личное отношение к прослушанной на уроке музыке, уметь высказывать своё мнение, аргументируя собственные ответы.

Рефлексия, подведение итогов занятия

Подвести пятиклассников к выводу о том, что музыка и литература не просто взаимосвязаны, они дополняют друг друга, обогащая спецификой своего языка.

Оценить работу  на уроке.

Поясняют особенности разговорной речи и музыкальной речи.

Что их объединяет.

Записывают задание на дом: прочитать рассказ К.Паустовского «Струна»

Умение применять знания, полученные на прошлых занятиях, обобщать полученную информацию, выделяя самое основное в ней.

Способность объективно оценивать свою работу на уроке.

Методическая цель урока:   Формирование УУД с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных образов      и литературного произведения.

                                                                                                                             Подпись педагога_________________

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».

15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

Открытый урок "Дроби и война"

Урок, освященный годовщине Сталинградской битвы....

План конспект открытого занятия на тему: «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

План конспект открытого занятияя. разработанный мной по материалам районной газеты "Заря", надеюсь кому нибудь поможет в работе с разновозратсными детьми....

074. Тема 21 Прокофьев Опера Война и мир Уроки 44-48

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Сценарий,посвященный открытию мемориальной длски ветерану войны и труда Шириеву.Ш.Ш.

Сценарий посвященный открытию мемориальной доски ветерану войны и труда Шириеву Ш.Ш....

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...

урок музыки в 6 кассе" Образ мира и образ войны в творчестве Сергея Прокофьева и Тотурбека Хосроева."

Пронаблюдать учащимися, как музыка раскрывает два важных образа-образ мира и войны, в которых слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба народов....