Проект "История нот"
проект по музыке (6 класс)

Красильникова Ирина Юрьевна

Проект раскрывает  историю возникновения нотной записи,  выявляет  с помощью каких специальных условных знаков записывались музыкальные звуки на протяжении своего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_pridumal_noty.doc111 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 34»

Информационно-творческий проект       

«Кто придумал ноты»

Выполнила: 

Учащаяся  6 «Д» класса

Санникова Олеся

Руководитель: учитель музыки

 Красильникова Ирина Юрьевна

г. Саратов 2019

Оглавление

Паспорт проекта……………………………………………………………стр.3

Введение ……………………………………………………………………стр.4

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Древнее нотное письмо………………………………………………  стр.5

1.2. Средние века, невменная запись……………………………………  стр.7

1.3. Гвидо де Ареццо – основоположник нотной записи………………стр.8

1.4. Происхождение названий нот……………………………………… стр.9

1.5. Современная нотная запись…………………………………………стр.11

Глава 2. Практическая часть ………………………………………………..

Заключение ……………………………………………………………… стр.12

Список используемой литературы  …………………………………… стр.13

Приложения ………………………………………………………………….

Паспорт проекта

Проблема

Прошло несколько тысячелетий  с момента возникновения нотной записи. Многие ли знают многовековую историю  развития нотной записи? Если мы будем знать  историю возникновения нотного письма, мы поймем, какой за ним кроется смысл и расширим свои познания в области музыки.

Объект исследования

ноты

Тип проекта

Информационно-творческий  

Цель

Узнать  историю возникновения нотной записи.

Задача

  1. Выявить с помощью каких специальных условных знаков записывались музыкальные звуки на протяжении своего развития;
  2. Проследить,  как менялась на протяжении многовекового развития музыкальной культуры нотная запись
  3. Собрать материал для сборника (ребусы, рисунки, загадки, раскраски, и т.д.)
  4. Выяснить актуальность темы
  5. Провести опрос учащихся, учителей

Предметные области

Музыка , история.

Результат-продукт

Игры, загадки.

Результат-эффект

В ходе работы над проектом разработана презентация, которая знакомит с историей возникновения нотной записи, а  также тренинговые карточки с загадками, шарадами из нот.

Введение.

Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации. Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди привыкли к той форме нотной записи, которая используется сейчас.  В  настоящее  время  приняты  следующие  названия  нот:  До,  Ре,  Ми,  Фа,  Соль,  Ля,  Си. Если вдуматься, то непонятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, и какой  за  ними  кроется  смысл? Эти вопросы  я  задала  себе,  подбирая  тему  для  исследования,  и я сделала вывод, что данная тема актуальна, так как она не входит в школьную программу по музыке и расширяет знания по предмету. Чтобы это подтвердить, я решила  провести опрос учеников и учителей  нашей школы, а также  педагогов  гимназии.  Результаты  опроса  показали,  что выше  перечисленные  знают названия нот, но не знают историю их создания. Занимаясь изучением данной темы, я узнала много новых сведений о музыке, которыми хотела бы поделиться сегодня.

  1. Древнее нотное письмо.

Но́та (лат. nota — знак) — условный графический знак, находящийся на нотном стане (нотоносце, как иногда называют пять линий, на которых и записываются ноты) и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука. 

Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся, как предполагают ученые, в Древнем Вавилоне. До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры. Этот ряд – звукоряд – позже стал называться Пифагоровым строем, или Пифагоровым звукорядом.

 Однако, по словам итальянских исследователей, им удалось доказать, что аналогичная система существовала на берегах Нила уже в середине IV тысячелетия до нашей эры! Для записи нот использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. Среди них - Солнце, Луна и звезды: Сириус, посвященный богине Изиде, и Венера, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени.

          Нотная грамота могла зародиться и на территории современной Сирии.

С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. Тогда археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Завершенное на днях исследование подтвердила сделанная в Угарите находка - первая запись музыкального произведения в истории человечества.

Таким образом, возникновение нот приблизительно можно датировать 3500 годом до нашей эры.

Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более широкое распространение. Мелодия записывалась с помощью греческих и финикийских букв, причем существовали различные обозначения нот для вокальной и инструментальной партий. По мнению исследователей, древнегреческая музыка была преимущественно одноголосной. Хотя эта система фиксировала только высоту звуков, но не их длительность, она удовлетворяла музыкантов того времени, поскольку музыка древних греков была одноголосна и мелодия была тесно связана с поэтическим текстом.
Особую роль при управлении хором  играл дирижер. ХЕЙРОНОМИЯ, хиронумия (греч. xeironomia, от xeir - рука и nomos - закон) - условная жестикуляция, применявшаяся при управлении хором и указывавшая певцам ритм, динамику и характер исполнения песнопений. ХЕЙРОНОМИЯ использовалась для того, чтобы напомнить певцам сложный мелодический  оборот или орнаментальный распев, не поддающиеся записи. Возникновение ХЕЙРОНОМИи  относят к древнейшим временам. Так, некоторые египетские изображения позволяют предположить, что этот способ дирижирования был известен уже в 3-м тыс. до н. э. и, возможно, повлиял на египетское нотное письмо. Дальнейшее развитие ХЕЙРОНОМИЯ получила в дрревне-греческой, раннехристианской музыке и церковной  музыке средневековья (Византия). Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть. Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно Нужно было искать какой-то выход…

 (слайд)

2. Средние века, невменная запись.

А вот в Европе нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор. У разных народов были свои способы записи музыки. В средние века появляется невменнная нотация, характерная для культовой музыки.

Одна из разновидностей невменного письма - русское крюковое, или знаменное письмо. Условные обозначения состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Так появился основной вид древнерусского пения – знаменный распев. Знаменное пение (распев) – вид древнерусского богослужебного пения. Под распевом необходимо понимать распевание текстов, предназначенных для церковного богослужения, то есть слово, произнесенное нараспев. На древнерусском слово «знамя» обозначает «знак». Задача знака (крюка) состоит в том, чтобы напомнить исполнителю о заранее изученной известной ему мелодии.  Знаменная нотация призывает певца мыслить целыми оборотами – мелодическими формулами. Знак обозначал от одного до восьми звуков, а также содержал информацию о продолжительности, силе, окраске и высоте звука. Нотация лишь только показывала направление мелодии и певчие должны были запоминать песнопения наизусть. (слайд)

         А в  григорианской музыке (пение в римско-католической церкви) сложилась особая система записи звуков – невмы (буквально “знак, намек” от греч. pneuma “дуновение”) и записывалось они при помощи безлинейной невменной нотации. По замечанию исследователей невма, как форма  нотации, была принята римским папой Григорием Великим. Невмы состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений. Певцы нередко путались из-за неразборчивости символов. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку.  Система знаков, применявшаяся для записи григорианского хорала, назвалась  хоральной нотацией. Позднее невмы стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или их цвет (красный, желтый) определяли высоту расположенных на них невм. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи. (слайд) Самые ранние рукописи григорианского пения (конец VIII века) содержат только тексты. От IX века до нас дошли первые нотные рукописи. (Слайд)

Все эти обозначения были не совсем удобными.

3. Гвидо де Ареццо – основоположник нотной записи

Музыкой в средние века могли заниматься только монахи и богословы. В конце 10 века один из них сделал гениальное изобретение. Он провел на бумаге линию, на которой нарисовал невмы одной высоты. Эта линия была красного цвета. Потом кто-то добавил к первой линии вторую. Она была желтой и означала другой звук.

           В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо д'Ареццо (около 992 — около 1050) произвёл переворот в системе записи, введя еще две линии. Невмы стали располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Четырехлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.  

В Ареццо был монастырь, где Гвидо занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению. Он сам очень хорошо пел . Занятия проходили каждый день и начинались с распевки.  Распевкой служил "гимн святому Иоанну". Теперь его можно назвать самой важной песней в истории музыки, потому что именно этот гимн положил начало нотам. А дело было так...

Каждую следующую строчку гимна мальчики должны были петь немного выше предыдущей. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте. Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли "читать" музыку с листа. Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна на четырех линеечках, в виде квадратных значков. Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке, располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых соответствовала звуку. Вначале, Гвидо использовал красные, черные и желтые линеечки для размещения нот. Он создал для детей понятный и наглядный музыкальный алфавит. Позже линеечки перестали рисовать цветными, все они стали черными, а ноты из квадратных превратились в круглые. Скорее всего, когда начали писать ноты вручную быстрее и удобнее было нарисовать кружочки, чем квадратики.

4. Происхождение названий нот.

Названия нот сохранились до наших дней. Это — первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей. и изначально первая нота называлась УТ, но, из-за неудобства пения слог УТ был заменен на ДО. Нота си была добавлена позднее.

  • Ut queant la xis – Чтобы в полный
  • Resonare fibris - голос
  • Mira gestorum – Смогли воспеть рабы
  • Famuli tuorum – Твоих деяний чудеса,
  • Solve poluti – Сними грех с (их)
  • La bii reatum – уст,
  • Sancte Johannes – Святой Иоанн

Этот гимн-молитва о том, чтобы Святой Иоанн (покровитель пения) помог звучать голосам певчих, которые будут восхвалять Господа, без хрипоты.

Для утверждения своего нововведения Гвидо встречался в Риме с Папой Иоанном XIX. Авторитетное благоволение позволило придать латинской буквенной нотации статус общепринятой в западной Европе, в таком виде она дошла и до наших дней.

Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной.

Решение этой проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII-начале XIII века, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация. Мензуральная нотация - система записи музыкальных звуков, применявшаяся в 13 — 16 веках.

 В отличие от более ранней нотации, она позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. Система знаков мензуральной нотации, полностью сложившаяся к 16 веку, составила основу современной нотации. К концу  13 в. для обозначения длительности звуков и пауз в применялись следующие знаки (даны в порядке убывания длительности; все термины - латинские):  —  максима или дуплекс лонга (самая большая или двойная длинная нота),  —  лонга (длинная нота),  — бревис (короткая),  —  семибревис (полукороткая). В 14 в. были введены и более мелкие длительности:  —  минима (малая нота) и   семиминима(самая малая нота). Особые знаки служили для обозначения пауз. Счётной единицей вначале была лонга, позднее бревис, с 14 в. семибревис. Максима и минима всегда были двудольными, остальные ноты могли быть как двудольными, так и трёхдольными. Виды ритмического деления назывались мензурами; они обозначались специальными знаками в начале нотной строки. Позднее для обозначения больших длительностей были введены "светлые", белые знаки. Система знаков Мензуральной нотации, полностью сложившаяся к 16 в., составила основу современной нотации.

5. Современная нотная запись.

По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой - акколадой.С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас  Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.
Для того чтобы записать свой музыкальный шедевр нужно элементарно освоить нотную грамоту, хотя бы на уровне музыкальной школы. Но современная жизнь не стоит на месте и век технического прогресса затронул и музыку. Существует масса возможностей записать музыку: магнитофоны, диктофоны, компьютеры, нотные редакторы. Нотная запись не остается неизменной. По мере развития музыкального искусства расширяется его образная сфера, обновляются музыкальные темы, появляются новые музыкальные формы, утверждаются новые средства выразительности. Все это требует постоянного совершенствования нотной записи. Дополняется и уточняется система условных обозначений, появляются новые способы записи.

Выводы.

1.Так, благодаря стараниям Гвидо Аретинского и других музыкантов нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сначала во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

2. К сожалению, в связи с долгим развитием и становлением нотной записи многие музыкальные произведения древности до нас так и не дошли и мы не имеем представления о древней музыке нашего народа.

3. Существующая на сегодняшний день нотная запись не является самой удобной, но это пока самый оптимальный вариант и лучшего ещё никто не придумал.

Список используемой литературы:

1. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт – Петербург «Диамант» «Золотой век», 1997

2. Энциклопедия для детей, т. 7 «Искусство» ч.1, М. «Аванта», 2001

3. Интернет ресурсы: · Википедия, «Нотная запись»; · нотные редакторы – особенности и основные функции (Павел Живайкин, на основе материалов книги «600 звуковых и музыкальных программ»)

Защита проекта.

Сегодня я    представляю  проект «История нот»

Тип проекта – информационно- творческий.

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что данная тема актуальна, так как она не входит в школьную программу по музыке и расширяет знания по предмету. Чтобы это подтвердить, провела  опрос учеников и учителей  нашей гимназии.  Результаты  опроса  показали,  что выше  перечисленные  знают названия нот, но не знают историю их создания.

Гипотеза: если мы будем знать  историю возникновения нотного письма, мы поймем, какой за ним кроется смысл и расширим свои познания в области музыки.

Цель моего проекта заключалась в том, чтобы  узнать  историю возникновения нотной записи.

Для этого , я решала следующие задачи:

  1. Выявить, с помощью каких специальных условных знаков записывались музыкальные звуки на протяжении своего развития;

  1. Проследить,  как менялась на протяжении многовекового развития музыкальной культуры нотная запись;
  2. Собрать материал для сборника  (ребусы, рисунки, загадки, раскраски, и т.д.)
  3.  Выяснить актуальность темы.
  4. Провести опрос учащихся, учителей.
  1. Сначала  я  выбрала такие направления работы – сбор информации  на сайтах в интернете, работа  с литературой, выполнение  компьютерного оформления.
  2. Потом я изучала полученный материал и систематизировала его.
  3. Я выяснила роль нотной записи,  изучила  историю возникновения нотного письма в древности, в средние века и сравнила нотное письмо  с современной нотацией.

  1. В завершении я  оформила газету  ребусов, загадок о нотах. В ходе реализации проекта мною были созданы: задачи, кроссворд, которые обеспечивают овладение теоретического материала. Данный дидактический материал может быть использован учителем во внеурочной деятельности, или в параграфе занимательной странички; учеником может быть использована для общего развития. Оценивая работу в целом, можно утверждать, что поставленной цели я достигла.

         Я  считаю, что мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнала о том, что классическая нотация сформировалась в процессе длительной эволюции музыкальной записи от Античности до наших дней.  Слайд 4

До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры. Этот ряд – звукоряд – позже стал называться Пифагоровым строем, или Пифагоровым звукорядом.

Слайд 5

Нотная грамота могла зародиться и на территории современной Сирии.

С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. Слайд 6

Интересно, что до 1000-го года музыканты пытались записывать музыку, но общего метода записи не существовало, поэтому все запоминали длительность нот и их высоту на слух. У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма. Слайд 7

Первым кто предложил универсальный способ записи музыки был монах Гвидо д''Ареццо. Он разработал систему, при которой любой, кто владеет такой нотной грамотой, мог точно прочитать и воспроизвести мелодию, записанную на бумаге. Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Современная нотная грамота была изобретена на основе этой самой первой системы. Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной. Слайд 8

По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой - акколадой.С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире. Слайд 11

Выводы.

1.Так, благодаря стараниям Гвидо Аретинского и других музыкантов нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сначала во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

2. К сожалению, в связи с долгим развитием и становлением нотной записи многие музыкальные произведения древности до нас так и не дошли и мы не имеем представления о древней музыке нашего народа.

3. Существующая на сегодняшний день нотная запись не является самой удобной, но это пока самый оптимальный вариант и лучшего ещё никто не придумал.

В процессе работы над проектом, я научилась:

  • выполнять поиск необходимой информации при решении поставленных задач;
  • принимать решения,
  • работать  с электронными ресурсами
  • выполнять сбор и анализ информации, научилась создавать информационные продукты: презентации, игры.
  • самостоятельно анализировать, оценивать факты

Эта нота в каждом доме,

В каждой будочке живет.

То лежит она в ладони,

То на лодочке плывет.

Нота мчит на бал в карете,

Плещет в море и в реке,

Есть она и в винегрете,

И в ремне, и в теремке.

Нота водится в камине,

Ест миндаль и ходит в мини,

Может мину заложить

И в милиции служить.

Облачившись в сарафаны

И фату из целлофана,

Нота-фараон опять

В саркофаг ложится спать.

Нота на консоль встает

И сольфеджио поет.

Эта нота есть в гуляке,

И в каляке, и в маляке,

В землянике на полянке,

А еще в стеклянной склянке.

Нота говорит: "Мерси!",

Ездит только на такси,

Обожает мокасины,

Силачей и апельсины.