Освоение выборной системы в ДМШ и ДШИ по классу баяна.
статья по музыке

Светашов Александр Михайлович

Перед педагогом, занимающимся с учащимися любой степени подготовленности, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над полифоническим произведением. Полифонический способ изложения, художественные образы полифонических произведений, их музыкальный язык должны стать для учащегося привычными и понятными. Полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, и осваивать ее следует с начального этапа обучения игры на современном выборном баяне. Причем современные, тембровые, выборные баяны имеют все необходимые качества для полноценного исполнения полифонии.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_vybornoy_sistemy_v_dmsh_i_dshi_po_klassu_bayana.docx39.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Освоение выборной системы в ДМШ и ДШИ по классу баяна.

Разновидности баяна

Баян - музыкальный инструмент, усовершенствованный от хроматической  гармоники. Название происходит от имени певца Древней Руси Бояна.

Баян состоит из двух крышек-коробок, соединенных между собой мехами,  и двух кнопочных клавиатур для правой и левой рук. Правая клавиатура используется обычно для выполнения голосов мелодии, а левая - для аккомпанемента. Эта разновидность баяна получила название готового баяна.

Ноты пишутся на двух нотоносцах, соединенных акколадой, в скрипичном и басовом ключах; аккорды левой руки часто обозначаются буквами. Звуковой диапазон клавиш правой руки - от B к cis4, двух строк клавиш левой руки - от G к fis, другие три строки клавиш левой руки предназначены для исполнения аккомпанемента.

Баян как сольный инструмент гораздо моложе инструментов симфонического оркестра, фортепиано или органа. Инструмент со своей первоначальной конструкции (гармоника) получил распространение во многих странах мира, становясь в них национальным инструментом. Обладая такими преимуществами как богатство звучания, несложная конструкция для первоначального освоения, мобильность, стойкость к смене температуры, баян стал истинно народным инструментом. Пройдя бурный этап развития в 20 веке, этот музыкальный инструмент с каждым днем занимает все более прочное место в современном мире.

Постепенно совершенствуясь, баян становится полноправным концертным инструментом. 
Усовершенствованные концертные баяны имеют несколько более широкий диапазон, а также дополнительную строку кнопок левой руки для игры уменьшенных септаккордов.

С появлением многотембрового готово-выборного баяна появилась возможность исполнять переложения для баяна произведений классического наследия композиторов прошлых столетий, что дисциплинирует художественное мышление музыканта, открывает исполнителям доступ к сокровищам культуры, без которой невозможно воспитание музыканта-баяниста. Сегодня баян по существу превратился в небольшой орган, или мини - симфонический оркестр, с огромным диапазоном звучания, богатым тембровым разнообразием. 

Разновидность баяна - выборный баян - отличается отсутствием готовых аккордов. На выборном баяне левая рука может выполнять разнообразные аккорды на усмотрение композитора или исполнителя, который увеличивает возможности этого инструмента, но и  значительно усложняет технику игры на нем. Баян применяется как сольный и ансамблевый инструмент. 

Многие молодые исполнители, используя возможности современного инструмента, занимают ведущие места на международных конкурсах и фестивалях, тем самым еще раз подтверждая статус современного баяна как классического инструмента. Благодаря их концертной деятельности повышается интерес к баяну не только в профессиональных кругах, но и в широких массах. Современные молодые композиторы знакомые с возможностями баяна создают уже высокохудожественный баянный репертуар, в корне отличающийся от оригинальных пьес для баяна прошлого века. В концертных пьесах для баяна расширяется круг музыкальных образов, другой становится эстетика звучания инструмента, значительно усложняется и техника игры. Вместе с новыми возможностями появляются и новые приемы исполнения. Многие труды видных педагогов-баянистов посвящены проблемам формирования звука. Воплощение композиторского замысла в реальном звучании инструмента - самая важная, ответственная и трудная проблема любого музыканта, тем более-начинающего. Поэтому начальному этапу обучения в любой современной школе игры на баяне уделяется особое внимание, ведь главные исполнительские навыки необходимо формировать с детства, т.е. в рамках детской музыкальной школы.

Современные методики обучения игры на баяне ориентированны на готово-выборный инструмент, с его тембровыми и техническими возможностями. Всех их объединяет работа по пятипальцевой системе, длинный донотный период и большое внимание к игровым формам работы на уроке. Ввести ребенка в мир классической музыки, заинтересовать его, позволить ему полюбить инструмент - такую задачу ставят сегодня ведущие педагоги. Приобрести основные навыки игры на инструменте и только после этого аккуратно вводить нотную грамоту. Все методики, учитывая тенденции развития в современном образовании, стремятся раскрыть творческий потенциал ученика, поддерживая его инициативу и любознательность.

В «Современной школе игры на баяне» ведущего исполнителя композитора и педагога В. Семенова хочется выделить следующие моменты: коснуться методики начального обучения: приемам звукоизвлечения и оригинального дополнительного приспособления, изобретенного опытным педагогом-новатором.

Игра на баяне требует определенных физических усилий. В процессе звукообразования на баяне важную роль принадлежит меху. Но при этом важно сохранить ощущение свободы. Усилия, которые требуются при работе мехом, могут вызвать зажатость отдельных групп мышц или всего корпуса. Наибольшую сложность представляет вертикальное перемещение левой руки вдоль клавиатуры. Семенов советует сделать небольшое приспособление, которое представляет собой мягкий щиток из металлической основы с добавлением тонкого слоя поролона, обтянутый тканью или кожей. Приспособление крепиться к крышке левого полукорпуса. Это позволяет приподнять руку над левой клавиатурой и тем самым обеспечить кисти большую свободу движения. Кроме этого педагог рекомендует прикрепить два небольших деревянных порожка между ремнем и корпусом баяна в верхней и нижней части, чтобы дать свободу передвижения левой руке.

Роль звукоизвлечения на баяне невероятна высока. Многие баянисты, увлекаясь техническими упражнениями, игнорируют это средство художественной выразительности. Однако именно чуткое, бережное отношение к звуку необходимо прививать учащимся с первых шагов обучения. Хороший педагог и исполнитель должен хорошо знать преимущества и недостатки своего инструмента и умело ими распоряжаться. Если пианист теряет власть над гаснущим звуком, а органист не может придать живость тянущемуся звуку, то баянист имеет возможность управлять звуком по своему усмотрению. Особое значение это имеет при игре протяжных пьес, где необходимо вести и развивать звук. При работе с начинающими В.А. рекомендует следующие упражнения: Учитель и ученик изображают небольшую сценку, где варьируются ритм, динамика и тесситура. Весь способ построен на импровизации на небольшое упражнение. Для развития координации движений Семенов рекомендует упражнение «Эхо». Одни и те же звуки играют поочередно на правой и левой клавиатурах. Педагог должен обратить внимание на начало продолжение и окончание звука. Особо выделяет В.А и приемы работы с большим пальцем правой руки. Игра пяти пальцами правой руки – новый прием в процессе обучения на баяне. Подготовка этого пальца необходима для успешного освоения позиционной техникой игры, т.к. он отличается и формой и положением. Семенов рекомендует начать с освоения легкого удара по клавише во второй и третьей позиции. Потребуется немало времени для того, чтобы появились ловкость и автоматизм движений первого пальца.

Остальные пальцы, не участвующие в работе должны оставаться над клавиатурой.

В методике И. Пурица важно отметить, что обучение проходит на готово-выборном баяне с тремя рядами в правой и левой руке. Занятия на таком инструменте имеют свои преимущества. Так, например трехрядный баян намного легче пятирядных инструментов, что позволяет снять лишнюю нагрузку на корпус, сделать движения рук свободными. Три ряда для правой и левой рук позволяют ребенку быстрее начать ориентироваться в клавиатуре, способствует пропорциональному развитию техники обеих рук. Ну и конечно занятия в классе на готово-выборном инструменте позволяют расширить репертуар начинающего баяниста, обогатить его музыкой композиторов классиков. Как и в школе В.А.Семенова занятия с ребенком начинаются без изучения нотной грамоты, т.н. «донотный» период длится у Пурица в отличие от Семенова от одного до нескольких месяцев. Очень интересен метод от «целого к частному». На первом уроке ребенка не сажают за инструмент, ученик должен визуально познакомиться с баяном. Увидеть вертикальные и диагональные ряды, которые по виду напоминают горки. Сравнить, как чередуются на инструменте черные и белые клавиши. После этого ученика подводят к инструменту и предлагают провести подушечкой второго пальца по вертикали и по диагональным рядам, которые мы называем «хроматическими горками». Это расположение кнопок баяна и есть хроматическая гамма, которая является алфавитом баянной клавиатуры.

По звукам хроматической гаммы в прямом движении играются основные на данном этапе обучения ритмические формулы. И.Г. Пуриц называет их - «ритмические блоки». Начинают с освоения ритмического рисунка. Ритм мелодии простукивают, проигрывают с подтекстовкой. Потом ребенок исполняет этот ритм-блок одноголосно. Потом вводят игру малыми терциями и уменьшенными аккордами. Игру малыми терциями и аккордами можно ассоциировать с игрой в два, три и четыре этажа. На маленького ребенка такие сравнения будут оказывать стимулирующее воздействие при освоении двойных нот и аккордов. Это позволяет уже на начальном этапе обучения играть более сложные и интересные мелодии и пьесы.

Пока ученик не будет уверенно ориентироваться на клавиатуре, подбирать по слуху несложные мелодии и транспонировать их, не рекомендовано переходить на игру по нотам. Постепенно ребенок обучается основным навыкам взаимосвязи движения и слуха. И здесь очень важно, чтобы приобретенные фактурные навыки (формулы-рисунки) находили свое применение в художественном материале.

Необходимо сказать, что, как и во всех современных методиках обучения на инструменте, в школе И.Пурица широко применяются творческие формы работы. Например, движение под музыку, транспонирование. Особенности строения инструмента заставляют искать нестандартные методики для освоения клавиатур. Начинают обучение с небольших упражнений в 2-3 ноты, которые потом служат основой для небольших пьесок. Именно эти пьесы потом подбирают на слух и транспонируют, используя метод от частного к целому.

Стоит отметить, что в отличие от школы Семенова в методике Иосифа Пурица большой палец правой руки в течение двух-трех недель остается за грифом. Это позволяет создать дополнительную точку опоры при движении руки по грифу. Пятипальцевую систему на начальном этапе применяют позднее.

Санкт-петербургская школа им. В.В. Андреева стала развиваться в несколько другом направлении. Творческий коллектив преподавателей создал и теоретически обосновал свою оригинальную авторскую программу, по которой уже несколько лет сплоченно работает весь коллектив. Основа этой методики - комплексная программа обучения музыке на уроках по специальности. Кроме репродуктивного направления, появился и второй путь воспитания юных музыкантов - творческий. Педагоги школы разработали и внедрили творческие разделы обучения: подбор по слуху, транспонирование, сочинение мелодий на предложенные стихи, игра кадансов, гармонизация одноголосных мелодий из песенных сборников по буквенно-цифровой системе, чтение с листа. Все эти разделы обучения и способы проверки ЗУН заложены в годовых и зачетно - экзаменационных требованиях. Удачное сочетание в программе исполнительства и творчества превращает занятия музыкой в приятный и увлекательный процесс. Обучение на баяне начинается по слуховому методу- с подбора знакомых мелодий, песенок, попевок. Подбор по слуху- центральный раздел программы творческого музицирования. В этом ему помогает освоить детям элемент такого раздела программы как изучение кадансов. На их основе обучаются элементарной импровизации, включая творческое воображение. На основе простого каданса ставятся различные задачи. Например, фактурное изменение, игра в других тональностях, игра секвенций, игра в различных жанрах (марш, вальс, полька). В старших классах каданс усложняется. Развернутый каданс становится основой импровизации. Здесь он предстает как творческое преломление в свободном изложении. Импровизация, в свою очередь, тесно связана с сочинением, где творческий процесс, имеет более завершенную форму. В первых опытах сочинительства будет возможно много изобразительности и програмности. Большинство детских сочинений являются перенесенной на бумагу импровизацией. Другая форма творческого музицирования - сочинение молоди на текст. Этот вид творчества выявляет сходство между музыкальной интонацией и интонацией человеческой речи. Если ученик научиться «слышать» и понимать музыкальную интонацию как речевую, можно быть спокойным за качество исполнения. Конечно программа творческого музыцирования не ставит своей целью обучению композиции. Она является лишь средством мотивации ученика. Благодаря ей стало возможным не только определить потенциальные творческие возможности ученика, но и овладеть различными исполнительскими навыками в процессе обучения игре на инструменте.

Изучив представленные методики преподавания баяна в школе, можно сделать вывод, что современные преподаватели баянного искусства шагают в ногу с инновационными образовательными стандартами. В основе всех трех методик лежит принцип наглядности и доступности. Акцент в своей работе педагоги делают не на освоении инструментом, а на повышении общей мотивации учащихся посредством раскрытия их творческого потенциала, что достигается различными приемами, но служит достижению единой цели. Воспитание творчески активной личности, которая сможет реализовать себя в быстро развивающемся информационном мире.

Начальный этап освоения готово-выборной системы на баяне.

В настоящее время интенсивное развитие инструментального исполнительства на баяне, создание оригинальных произведений большой сложности для баяна потребовали создание нового типа этого инструмента — готово-выборного баяна. Его характерной особенностью является наличие в левой клавиатуре двух звукорядов: готового с кварто-квинтовым расположением басов и готовыми аккордами, а так же выборного, который построен по принципу правой клавиатуры: его звуки расположены в хроматической последовательности на трёх рядах готовых аккордов. Выборный звукоряд звучит в унисон, без какого-либо удвоения. Только самые низкие звуки имеют октавное удвоение, что соответствует звучанию басов основного и вспомогательного рядов. Переключение звучания в левой клавиатуре с готового на выборный звукоряд и наоборот осуществляется с помощью специального механизма нажатием на рычаг переключение. Для обозначения готового и выборного звукоряда и их переключения выработана особая запись в нотном тексте. Так В — обозначает выборную клавиатуру, Г — басы и готовые аккорды, О — в некоторых изданиях, Б — басы основного и вспомогательного рядов при включении выборной механике. В современной педагогической и исполнительской практике получили распространение и признание несколько различных конструкций готово-выборных баянов:

  •  «Россия» — конструкция баяна мастера В.А. Колчина. Производство Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры — от ми большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон выборной клавиатуры — от ми контроктавы до до-диез третьей октавы. Правая клавиатура имеет 12 тембровых регистров.
  • «Ясная Поляна» — конструкция баяна В.К. Овсянкина. Производство Тульской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от ми большой октавы до ля-диез четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры — от ми-бемоль контроктавы до си второй октавы.
  • «Рубин» — конструкция мастера Н.Ф. Самоделкина. Производство Кировской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от соль большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от фа контроктавы до фа второй октавы.
  • «Юпитер» — конструкция мастера Ю.К. Волковича. Производство Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры — от ми большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от ми контроктавы до ми третьей октавы. В правой клавиатуре существует 15 тембровых регистров.
  • «Тула 412» — производство Тульской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от соль большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от ми-бемоль контроктавы до ля-диез третьей октавы.

Необходимо отметить, что в конструкциях баянов «Ясная Поляна», «Тула 412», «Юпитер», «Россия» существует шестой ряд в левой клавиатуре, что способствовало появлению дополнительного ряда выборной клавиатуры дублирующего третий ряд основного выборного звукоряда [1, с. 6].

С появлением готово-выборного баяна значительно расширились его выразительные и технические возможности, а конструктивное сходство двух клавиатур дало возможность одновременно использовать различные виды техники. На выборной клавиатуре удобно в использовании гаммообразное движение, в том числе и хроматическое, короткие арпеджио, репетиционная техника в звучании созвучий и аккордов, интервалы: примы, терции, сексты, октавы в умеренном движении и небольшом диапазоне. Однако стоит учитывать то, что возможности левой руки ограниченны, её положение статично, ограничено в больших скачках, а также на выборной клавиатуре невозможна пяти пальцевая аппликатура как система. Поэтому многие виды техники,  широко применяемые на правой клавиатуре, не могут в той же мере использоваться при игре на выборной клавиатуре.  К таким видам техники, которые представляют значительные трудности, относятся: терции, сексты, октавы, исполняемые в подвижном темпе и в широком диапазоне,  различными штрихами, а также «скачки» связанные со значительным перемещением левой руки. Поэтому данные технические особенности выборной клавиатуры необходимо учитывать при подборе репертуара и переложении музыкальных произведений.

Положение левой руки при игре на выборной клавиатуре имеет свои особенности. Главной из них является иной принцип расположения по сравнению с правой. Если на правой клавиатуре низкие звуки вверху, а высокие снизу, то на выборной клавиатуре всё с точностью наоборот. Эта особенность предопределяет специфику игры [2, с. 8].

Во-первых, кисть исполнителя предельно направлена со стороны левой линии мизинцем и безымянным пальцами внутрь клавиатуры, к меху. Такая позиция руки достигается с помощью более низкого, чем при игре на готовой левой клавиатуре, положения локтевого сустава.

Во-вторых, на выборной клавиатуре пальцы левой руки по сравнению с готовой клавиатурой совершают более гибкие и разнообразные движения, которые связаны с исполнением гаммообразных аккордов и арпеджированных последовательностей. Каждому из этих основных видов техники соответствует определённое положение руки.

На начальном этапе освоения выборной клавиатуры следует усвоить два основных положения руки. В первой позиции естественное положение руки, которое подходит для исполнения хроматических гамм и других гаммообразных последовательностей. Первый палец и ребро ладони составляют опору руки во время игры. Вторая позиция предназначена для свободного исполнения арпеджио и аккордов. Здесь ладонь левой руки плотно не прижимается, а прилегает к ней свободно. Кисти и запястье расположены на одном уровне по отношению к клавиатуре.

Быстрая ориентация на левой клавиатуре у баянистов представляет на начальном этапе обучения значительную трудность, так как на инструменте исключена возможность визуального контроля над действиями левой руки (в отличии, например от пианистов). Тем не менее, уверенное и точное исполнение немыслимо без свободной ориентировки, которая связана с развитием интервального ощущения. В первую очередь необходимо научиться точно находить любую клавишу до извлечения звука. Существует несколько способов для выполнения поставленной цели:

  • Отмер от верхней или нижней части клавиатуры;
  • Отмер от басов основного и вспомогательных аккордов;
  • Использование разметки по октавам.

Расстояние между клавишами Ля бемоль-До-Ми-Соль основного звукоряда соответствует интервалу октавы выборной клавиатуры. Вместе с этим следует учитывать закономерность соотношения басов и выборной клавиатуры — повторение одинаковых нот в основном басовом и первом выборном рядах через каждые две клавиши.

Первоначальное знакомство с левой клавиатурой можно начинать при отсутствия выборного баяна. Для этого необходимо перевернуть инструмент и начать играть на правой клавиатуре левой рукой. Именно такое расположение будет на выборной клавиатуре. При первом знакомстве с новым типом клавиатуры целесообразно начать с изучения расположения клавиш и можно начать это делать с игры хроматической гаммы, которая способствует выработки устойчивого положения руки и быстрому освоению клавиатуры. В качестве упражнений можно использовать небольшие мелодические построения, которые основаны на движении 2, 3, 4 пальца по соответствующим рядам клавиатуры. Такие упражнения исполняются в умеренном темпе и обязательно с соблюдением указанной аппликатуры. При исполнении на legato следует следить за одинаковым нажимом пальцев на клавиши и плавным переходом от звука к звуку. Движение меха должно быть плавным, ровным, без толчков. Только после закрепления таких упражнений и выработке навыков игры необходимо переходить к исполнению музыкального произведения двумя руками. Основной цель этой работы необходимо определить развитие у учащихся координации движений правой и левой руки. Педагогу необходимо наметить план работы, который должен придерживаться принципа последовательности обучения с постепенным усложнением материала [3, с. 4].

Первый этап такой работы должен начинаться с разучивания пьес, в которых тематический материал проводится поочерёдно в партиях правой и левой рукой. В процессе работы над таким произведением у учащегося появляется возможность тщательно подготовить каждое мелодическое построение, уточнить аппликатуру, уяснить ритмический рисунок. Во время исполнения он может контролировать работу пальцев правой и левой руки и таким образом добиваться правильного и чёткого звучания. Задача педагога на данном этапе освоения инструмента заключается в том, чтобы помочь учащемуся добиться смыслового единства тематического материала музыкального произведения.

Вторым этапом освоения выборной клавиатуры является исполнение произведений, в которых музыкальный материал изложен в партиях обеих рук. Приступая к работе над пьесой, учащейся должен внимательно разобрать партию каждой руки, уяснить их ритмическое строение и уточнить аппликатуру. Вместе с этим необходимо выяснить темп и понять характер музыкального произведения. После предварительной подготовки пьеса исполняется двумя руками. Теперь задача учащегося состоит в том, чтобы добиться чёткой координации движения пальцев правой и левой руки. Педагог должен продолжить работу над развитием слухового контроля учащегося и контролирует выразительное исполнение произведения. 

На третьем этапе освоения в программу включаются произведения в которых в партии левой руки существуют мелодические обороты арпеджированного характера и различные созвучия. Для дальнейшей свободы исполнения пьес с новым фактурным изложением учащемуся необходимо усвоить 2-ю позицию левой руки. Педагог, познакомив учащегося с таким положением руки, должен сравнить его с 1-ой позицией и на конкретном музыкальном материале выявить характерные особенности второй позиции.

Последним этапом освоения выборной клавиатуры является развитие координации пальцев при разнообразных приёмах звукоизвлечения. Теперь учащемуся предлагается произведение, в котором поставлены более сложные исполнительские задачи. Игру двумя руками следует начинать только после уточнения характера штрихов. Особенно внимательно следует прорабатывать штрихи в партии левой руки. 

Таким образом, начальный этап игры на готово-выборном баяне является базовым для дальнейшего музыкального и технического развития музыканта и позволяется расширить репертуар и его исполнительские возможности. Поэтому педагогу необходимо уделять должное внимание обучению учеников своего класса навыкам игры на готово-выборном баяне в старших классах музыкальной школы.
 Рабочая образовательная программа «Специальность: баян, аккордеон (готово-выборные)» составлена для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» на основе федеральных государственных требований.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по специальности баян, аккордеон и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства. 

Отличительная особенность программы

  • минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;
  • обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики:

Особое внимание следует уделять формированию у учащихся исполнительского аппарата. В программе представлены технические комплексы, содержание которых направлено на формирование и совершенствование технических умений и навыков, различных игровых (меховых, мехопальцевых и т.д.) приемов. Освоение выборной клавиатуры предполагает ознакомление учащихся со спецификой игры на готово-выборном баяне (аккордеоне). Объем инструктивного материала (освоение выборной клавиатуры, меховых приемов) для учащегося учитель определяет сам, исходя из его индивидуальных возможностей.

Следует отметить, что профессионально ориентированным учащимся технический комплекс рекомендуется осваивать в полном объеме как для готового, так и для готово-выборного баяна, аккордеона. Контроль над уровнем технической подготовки учащихся осуществляется учителем (вместе с руководителем методического объединения) в классе на контрольных уроках технического мастерства с обязательной фиксацией результатов в индивидуальном плане.

На протяжении всего периода обучения ученик должен изучить (в том числе в ансамбле) произведения различных музыкальных стилей, направлений, жанров. В программе должна быть представлена русская и якутская музыка: старинная, народная, современных композиторов; музыка эпохи барокко и классицизма; музыка композиторов-романтиков (русских, западноевропейских, якутских); современная музыка для баяна, аккордеона; джазовая и популярная музыка; народная музыка разных стран. 

Учащиеся в процессе обучения могут освоить навыки игры не только на готовом, но и на готово-выборном баяне (аккордеоне по возможности), так как он обладает большими исполнительскими возможностями, соответствует современным стандартам. Его освоение обогащает содержание подготовки учащегося, поэтому изучаемую программу (пьесы отмечены *) на готово-выборном инструменте (объем и степень ее сложности) учитель определяет в зависимости от индивидуальных способностей учащегося, перспективы его развития, профессиональной ориентации. 

Технические задачи, заложенные в освоение выборной системы ученик должен совершенствовать со второго класса. Я приведу ряд  технических требований для выборного баяна по классам ( кроме освоения упражнений, гамм и этюдов для готовой клавиатуры) 

Освоение выборной клавиатуры.

2 класс

  • Гаммы до, соль мажор двумя руками штрихами нон легато (non legato), легато (legato), стаккато (staccato) в 1–2 октавы;
  • фа мажор – правой и левой руками отдельно в 1–2 октавы;
  • хроматическая от любого звука правой и левой руками отдельно (без нотной записи, как упражнение).

Творческие задания:

  1. Подбор по слуху 2–3 пьес.
  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.
  3. Сочинение.
  4. Чтение нот с листа.
  5. Импровизация на тему, гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

3 класс

  • Гаммы до, соль, фа мажор двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в две октавы;
  • ля, ми минор (гармонические, мелодические) правой и левой руками отдельно в одну октаву;
  • хроматическая от звука «до» двумя руками основными штрихами в две октавы.
  • Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.
  • Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).

Творческие задания:

  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (двумя руками вместе).
  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.
  3. Сочинение.
  4. Чтение нот с листа.
  5. Импровизация на тему, гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.
  6. Основы аккомпанемента. Знакомство с буквенным обозначением простых аккордов.

4 класс.

  • Гаммы до, соль, фа, ре мажор двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы;
  • ля, ми минор (гармонические, мелодические) двумя руками основными штрихами в 1–2 октавы;
  • ре минор (гармонический, мелодический) правой и левой руками отдельно в 2–3 октавы;
  • хроматическая от звука «до» двумя руками с использованием всего диапазона инструмента.
  • Арпеджио, аккорды в вышеуказанных тональностях.
  • Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).

 Творческие задания:

  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей записью на ноты одной из пьес).
  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.
  3. Сочинение.
  4. Чтение нот с листа.
  5. Импровизация на тему, гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.
  6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах. 

5 кл.

  • Гаммы: мажорные в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы;
  • ля, ми, ре минор (гармонические, мелодические) двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2 октавы;
  • хроматическая от любого звука двумя руками с использованием всего диапазона инструмента.
  • Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.
  • Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).

Творческие задания:

  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей записью на ноты одной из пьес).
  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.
  3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию).
  4. Чтение нот с листа.
  5. Подготовленная импровизация (спонтанная, по желанию), гармоническая последовательность. Жанровое разнообразие.
  6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах. 
  7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).

6 кл.

  • Гаммы: мажорные в тональностях до трех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы;
  • минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы.
  • Приемы игры мехом: рикошет (ricochet) (квартольный рикошет (quadruple ricochet)); вибрато (vibrato).

Творческие задания:

  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (двумя руками).
  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.
  3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию). 
  4. Чтение нот с листа.
  5. Подготовленная импровизация (спонтанная – по желанию) на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.
  6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах. 
  7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).

7 кл.

  • В течение учебного года ученик должен освоить не менее 5 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе полифоническое, крупной формы, 3 пьесы различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения). 
  • Технический комплекс:
  • 1–2 этюда на различные виды техники.
  • Повтор и совершенствование вышеизложенного инструктивного материала.

 Творческие задания:

  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей нотографией одной из пьес на компьютере) по возможности.
  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.
  3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию). 
  4. Чтение нот с листа.
  5. Подготовленная импровизация (спонтанная – по желанию) на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.
  6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах. 
  7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).
  8. Самостоятельное создание фонограммы на компьютере для одной из разучиваемых пьес (по возможности). 
  9. Переложения для готово-выборного баяна.

Главная задача современной методики обучения на баяне состоит в том, чтобы ввести  начинающего музыканта в мир  современного баянного исполнительства, привить ему тонкий музыкальный вкус, помочь в овладении  выразительными средствами современного баяна, воспитать инициативную творческую личность.

Ожидаемые результаты

К концу обучения ученик должен овладеть необходимым комплексом музыкально-теоретических знаний, а также навыками игры на баяне в соответствии с программными требованиями.

Учащийся должен овладеть следующими навыками:

  • разбора и исполнения произведений различных эпох и стилей простой (двух-, трехчастной) и крупной форм (вариации, рондо, сонаты), а также произведений полифонического склада;
  • самостоятельной работы над музыкальным произведением;
  • звукоизвлечения; владения штрихами, динамическими и агогическими оттенками; 
  • навыками для исполнения произведений разнообразной фактуры (монодической, аккордовой, полифонической и гомофонно-гармонической);
  • игры в ансамбле;
  • творческой деятельности: 
  • (подбора по слуху, создания аккомпанемента, транспонирования, сочинения, импровизации, чтения нот с листа и т. д.).

Учащийся должен уметь:

  • свободно читать нотный текст несложных произведений в простых 2–3-дольных размерах, включая различные ритмические группы из наиболее употребительных длительностей (синкопы, триоли, пунктирный ритм), мелизмы (форшлаги, морденты, трели);
  • самостоятельно делать несложные переложения популярной музыки для баяна.

Работа над полифонией на начальном этапе

Репертуар баянистов за последние десятилетия обогатился новыми оригинальными талантливыми сочинениями, в которых сложный композиторский язык служит средством выражения глубокого содержания. Это, в свою очередь, потребовало и от баянистов поиска адекватных исполнительских средств. Многотембровый готово- выборный баян располагает богатыми художественными и техническими возможностями и позволяет исполнить такой музыкальный жанр как полифония.

Начальное обучение является самым главным, самым основным в общем, музыкальном развитии ребенка, поэтому третья глава полностью посвящена этой теме. Здесь я рассматриваю первое знакомство с полифонией, начальные шаги ее изучения, а также как правильно преподнести новый и довольно сложный материал ученику, увлечь его и не допустить ошибок в исполнении полифонии.

Изучение многоголосной (в широком смысле) музыки — стало основой воспитания и обучения баяниста. Это положение давно получило всеобщее признание. В музыкальной литературе для учащихся-баянистов, созданной композиторами нашего века, полифония, а также музыка с элементами многоголосия стала занимать значительное место. После кратковременной работы над одноголосными линиями юные баянисты приступают к изучению двухголосия в простейшей его форме.

Двухголосно ставит перед учеником двойную задачу: слышание и проведение обоих голосов. Ученикам, хорошо знакомым с хоровым пением, а тем более участвующим в хоре, сравнительно легко удается первая из этих задач. И наоборот, малоразвитые музыкально ученики, даже в том случае, когда их руки как будто благополучно справляются с двумя голосами, ясно слышат только лишь верхний голос, средние же голоса проигрывают весьма смутно и приблизительно. С этой целью полезно сыграть ему первые изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть их вместе с учеником (один голос исполняет ученик, другой педагог). Если имеется два инструмента, полезно поиграть оба голоса одновременно на двух баянах – это придает каждой линии большую рельефность.

Для того, чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Не только на ранних этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более сложных произведений, необходимо добиваться того, чтобы ученик с самого начала  возможно лучше услышал требуемое полифоническое сочетание. Заметно, что слуховое внимание ученика переключается с одного голоса на другой, выделяя лишь отдельные, наиболее выразительные моменты. Разрыв между слышанием и двигательным воплощением отрицательно влияет на музыкальное развитие ученика. Нередко он обнаруживается и у подвинутых учеников при исполнении сложной полифонии. Для предотвращения этой опасности необходимо воспитывать полифоническое слышание с первых шагов обучения, продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности, и неуклонно учить пользованию простыми и рациональными способами работы над полифонией.

После того, как полифоническое задание будет осознано и нужное сочетание по возможности ясно услышано, следует поработать над отдельными голосами. Сосредоточивание внимания на каждом голосе позволяет лучше уяснить себе его развитие в целом и во всех деталях. Необходимо добиться, чтобы ученик смог сыграть каждый голос сначала до конча вполне законченно и выразительно. На это хочется тем более обратить внимание ,что значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводиться формально и не доводиться до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как самостоятельную мелодическую линию. 

При соединении голосов целесообразно играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь к наиболее трудным местам. Весьма эффектный способ работы для подвинутых учеников – пропевание какого-либо голоса, в то время как другие исполняются на баяне.

В дальнейшем, когда вся ткань полифонического произведения будет разучена, необходимо, чтобы он время от времени проигрывал отдельные голоса и наиболее трудные в полифоническом отношении сочетания.

Опытным педагогам хорошо известна антипатия многих учащихся и не только начинающих к полифонии. Причина этого—восприятие ими полифонических пьес только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада; поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные по музыкальной образности полифонические пьесы. Именно в этом проявится искусство педагога.         Добавлю к этому, что помимо тщательного изучения немногих характерных полифонических пьес очень важно, чтобы ученик знакомился в общих чертах с разнообразными по складу пьесами, включающими отдельные моменты многоголосия.

Полифонию, доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три группы. Первая из них — народно-песенная музыка подголосочного склада, где второй голос (или несколько голосов) не является самостоятельным: он поддерживает, обогащает основной напев. Вторую группу образуют пьесы с двумя контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее, значительная линия баса (контрастная полифония). Наиболее трудны для восприятия и исполнения сочинения имитационного склада. Композиторы нашего века, сознавая исключительную важность и одновременно трудность для учащихся имитационной полифонии, создали множество простых и лаконичных пьес, вводящих ученика в этот музыкальный стиль. Первым в ряду этих композиторов, конечно, нужно назвать Б. Бартока. 

Значительное место в репертуаре начинающих баянистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой, без каких-либо усилий исполнителя тембровый контраст между ними. При исполнении же этих пьес на баяне необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведет верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую отдельные моменты имитации. Пьесы такого рода часто исполняются с различной артикуляцией двух голосов.

Рекомендуемые способы изучения пьесы: исполнение поочередно отрывков каждого из голосов с обязательным сохранением контраста между ними; вступление сначала одного голоса, а затем «на ходу» присоединение к нему другого.

Шедеврами пьес этого типа являются менуэты, полонезы, марши из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха. В форме менуэта Бах выражал различные эмоциональные оттенки — жизнерадостность, задумчивость и печаль. В некоторых менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. Верхний голос любого из менуэтов отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний же голос обычно ведет хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдержанную и плавную линию. Так возникает контраст между двумя голосами. Нижний голос в одних редакциях предлагается исполнить legato, в других - преимущественно поп legato. Отдельные моменты имитации, встречающиеся во многих менуэтах, должны быть проведены достаточно рельефно, но без нарочитого выделения, подчеркивания, что нарушило бы цельность и плавность голоса. Новая ступень в развитии полифонического слышания ученика — передача значительности, самостоятельности нижнего голоса и в то же время проведение его все же как бы на втором плане.

Тщательное изучение разнообразных по полифоническому складу пьес подготовит ученика к более сложной и развернутой полифонии.

Заключение.

Подводя итоги работы, я хотела бы заострить внимание на особую важность включения полифонии в баянный репертуар.

Перед педагогом, занимающимся с учащимися любой степени подготовленности, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над полифоническим произведением. Полифонический способ изложения, художественные образы полифонических произведений, их музыкальный язык должны стать для учащегося привычными и понятными.

Овладение полифонией много дает учащимся не только для приобретения навыков исполнения полифонической музыки, но и для музыкально-исполнительской подготовки в целом. Особенно значительна роль работы над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести мелодическую линию. Бесспорную пользу приносит работа над полифоническими произведениями в области технического мастерства; они вырабатывают точность, чеканность звучания, воспитывают внимание к ведению меха.

Развитие полноценного восприятия полифонии немыслимо без музыки Баха, которая сочетает в себе черты как полифонического, так и гомофонно-гармонического мышления. Наиболее яркий тематизм и четкая логика Баха послужит отправной точкой знакомства детей с полифонией.
 

Я считаю, что полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, и осваивать ее следует с начального этапа обучения игры на современном выборном баяне. Причем современные, тембровые, выборные баяны имеют все необходимые качества для полноценного исполнения полифонии.

Список литературы

  • А.Д.Алексеев. Работа над музыкальным произведением с учениками школ и училищ. // Музгиз. 1957.
  • Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1978.
  • Власов В.П., «Методика работы баяниста над полифоническими произведениями», Москва, 2004 г.
  • Липс Ф., «Искусство игры на баяне», Москва, «Музыка», 2004 г.
  • Липс Ф., «Об искусстве баянной транскрипции», Москва, «Музыка», 2007 г
  • Пуриц И., «Методические статьи по обучению игре на баяне», Москва, 2009 г.
  • Семенов В.А., «Современная школа игры на баяне», Москва, «Музыка», 2007 г.
  • Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1977.
  • Сурков А., Плетнёв В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. М.: Музыка, 1977.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по классу баяна «Творческая свобода владения инструментом»

Программа по классу баяна «Творческая свобода владения инструментом» разработана для развития у ребенка навыков сочинения собственных  произведений, подбора по слуху и аккомпанемента....

Развитие техники в классе баяна

Данная разработка содержит методические рекомендации и упражнения для развития техники баяниста....

Развитие творческих и импровизационных навыков у детей, в ДМШ на уроке специальности по классу баяна.

Научить ребенка элеминтарным навыкам аккомпанимента, включающими элементы импровизации, которые пологут в дальнейшем свободно владеть инструментом....

Образовательная программа по классу баяна «Современный курс изучения и освоения инструмента»

Образовательная программа «Современный курс изучения и освоения инструмента» направлена на обучение игре на готово-выборном баяне и включает в себя приобретение теоретических знаний и практическ...

Системы уравнений и неравенств ( по материалам открытого банка ФИПИ)

Материал для закрепления темы, а также для текущего и итогового повторения....