Урок музыки в 1-м классе "И муза вечная со мной"
план-конспект урока по музыке

Царева Наталья Евгеньевна

Конспект урока музыки в 1-м классе "И муза вечная со мной" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_muza_vechnaya_so_mnoy.docx442.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 1

Тема: «И муза вечная со мной»

Цель урока: ввести учащихся в мир музыкального искусства.

Задачи урока:  

- образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о понятиях “композитор”, “исполнитель”, “слушатель”; установить логические связи между их видами деятельности;
  • познакомить с происхождением слова “музыка”;
  • познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета “Щелкунчик”;
  • побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;

- воспитательные:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету;

- развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;
  • развивать певческие навыки и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания.

Тип урока: вводный

Методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.

УУД, формируемые на уроке:

  1. личностные УУД:

- умение выражать свое впечатление в пении, игре или пластике;

      2) коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном пении, эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

     3) регулятивные УУД:

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

     4) предметные УУД:

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение определять настроение музыки, соблюдать певческую установку, владеть первоначальными певческими навыками.

Виды деятельности обучающихся:

  1. Слушание музыки и первые размышления о ней.
  2. Различие настроений, чувств и характеров, выраженных в музыке.
  3. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
  4. Размышление об истоках возникновения музыкального искусства.
  5. Знакомство с правилами поведения на уроке музыки, правилами пения.
  6. Наблюдение за музыкой в жизни человека.
  7. Вокально-хоровая работа.
  8. Восприятие учебного материала небольшого объема со слов учителя.

Музыкальный материал:

  1. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский;
  2. видеофрагмент балета “Щелкунчик”;
  3. иллюстрации композитора, исполнителя, слушателя, оркестра;
  4. портрет П.И.Чайковского;
  5. песня для входа в класс («Теперь мы первоклашки»);
  6. песня для разучивания (Г.Струве «Всё новое у нас»)

Ход урока

1. Организация начала урока.

- Здравствуйте ребята. Какой замечательный класс присоединился к нашей дружной школьной компании! Поздравляю вас с очень важным событием – вы стали школьниками! Меня зовут Наталья Евгеньевна. Я учитель музыки.

- Ребята, как называется урок, на который вы пришли? (Музыка).

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Теперь у вас есть урок, на котором вы услышите много прекрасной музыки. Я буду вас учить петь, слушать музыку и размышлять о ней, танцевать, сочинять свои песенки, играть на музыкальных инструментах и даже путешествовать! А помогать мне в этом будет вот эта Муза!

Учитель показывает изображение Музы.

- А вы знаете, кого называют Музой? (Ответы детей)

- Муза — волшебница, добрая фея. Она вдохновляет художников, музыкантов, поэтов на создание своих замечательных произведений.

- Наша Муза является Музой музыки.

- Как вы думаете, зачем нужна музыка? (Ответы детей)

- Где вы встречались с ней? (Ответы детей)

- А кто знает, что такое музыка?

- Почему музыку назвали музыкой? (Ответы детей)

- Слово “музыка” появилось очень – очень давно. Оно пришло к нам из Древней Греции. В греческом языке слово “музыка” звучало немного иначе – “мусике”, что означало “искусство муз”.

3. Изучение нового материала.

- Сейчас мы с вами погрузимся в мир музыки и послушаем одно музыкальное произведение. Некоторым оно может показаться знакомым. После прослушивания музыки  скажите, какие чувства у вас возникли.

Слушание. Звучит «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

- Расскажите о своих впечатлениях. Как звучала эта музыка, какой у нее был характер? Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает. (Ответы обучающихся)

- Молодцы!  А кто был внимательнее всех? Кто ответит мне на вопрос: «Кто исполнил музыку, один инструмент или много?»

- Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

Показ иллюстрации. C:\Users\Наталья\Desktop\1 класс\1 класс. Урок 1. И муза вечная со мной\Иллюстративный материал\оркестр 2.jpg

- А может быть, кто-то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром? Про него сочинили вот такую загадку:

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент!

- Верно. Это дирижер.

Иллюстрация

C:\Users\Наталья\Desktop\1 класс\1 класс. Урок 1. И муза вечная со мной\Иллюстративный материал\дирижёр.jpg

- А давайте представим себя дирижерами оркестра.  Каждый из вас, хотя бы раз в жизни, видел по телевизору, как дирижер управляет оркестром. Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими дирижёрами и расскажем музыку с помощью выразительных дирижерских жестов.

Звучит «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Прием свободного дирижирования.

- А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку? (Ответы детей)

- Музыку сочиняют для нас композиторы.

Иллюстрация:

C:\Users\Наталья\Desktop\1 класс\1 класс. Урок 1. И муза вечная со мной\Иллюстративный материал\композитор.jpg

- А знаете ли вы имена каких-нибудь композиторов? (ответы детей) 

- Посмотрите, сколько таинственных незнакомцев в классе! (учитель показывает на портреты композиторов на стене) Все они - композиторы. Среди них есть портрет замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыку, которую вы только что слышали, написал именно он.

- Чайковский жил в 19 веке и очень любил театр. Среди его известных на весь мир произведений есть музыкальный спектакль. Этот спектакль необычный, в нем все танцуют! И называется этот спектакль – балет «Щелкунчик».

- Отрывок из этого балета мы только что послушали. Значит, мы были с вами только что слушателями.

Иллюстрация:

C:\Users\Наталья\Desktop\1 класс\1 класс. Урок 1. И муза вечная со мной\Иллюстративный материал\слушатель.jpg

- А сейчас я вам предлагаю погрузиться в мир театра и увидеть своими глазами балет. Готовы?

Просмотр видеофрагмента балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

- Итак, мы с вами выяснили, что композитор пишет музыку, исполнители (оркестр, певцы, танцоры) её исполняют, а слушатели слушают.

- Вот сейчас мы будем с вами исполнителями. Я предлагаю вашему вниманию послушать, а затем разучить песню о школе.

4. Вокально – хоровая работа. Песня «Всё новое у нас» - разучивание 1-го куплета

 5. Обобщение темы урока.

Задание классу: «Найдите ошибки в тексте»

- Человека, который сочиняет музыку – называют писателем.

- Пётр Ильич Чайковский – это русский поэт.

- Балетный спектакль Чайковского называется “Приключения Буратино”.

- Исполнитель – в зрительном зале, а слушатель – на сцене.

- Чем громче музыка, тем она полезнее.

- Для записи музыки композиторам требуются буквы.

- Слушатели благодарят исполнителей за выступление аплодисментами.

- Давайте и мы поблагодарим друг друга за работу на уроке бурными аплодисментами!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 5 классе "Время-вечная загадка"

               Цели урока:·        создать условия для обобщения начальных знаний о летоисчислении, времен...

и муза вечная со мной

презентация  к уроку музыки "И муза вечная со мной"...

"И Муза вечная со мной!"

Первоклассники знакомятся с музой, которая поведет их по страницам учебника....

«И Муза вечная со мной»

Цель урока:  Знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений...

Конспект урока музыки 1 класс. И муза вечная со мной.

Конспект урока музыки в 1 классе. И муза вечная со мной....

Презентация к уроку музыки 1 класса "И музы вечная со мной..."

Тема урока: «И Муза вечная со мной!»(разработка урока музыки в 1 классе)ЦЕЛЬ:  познакомить детей с разнообразием видов деятельности на уроках музыки.ЗАДАЧИ: увлечь музыкой, разви...

И Муза вечная со мной. 1 класс 1 четверть. урок музыки

КомпозиторИсполнительСлушатель...