Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
учебно-методический материал по музыке

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Для установления уровня развития ладового чувства:                                                                                                

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.                                                                                                                                                                       

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.                                                                                                                                                            

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений                                                           

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)                                                                                                                                                                                                                                Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).                                                                                                                                                                                        

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.                                                                                                                                          

 Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.                                                                        

Для установления уровня развития чувства ритма                                                                                                        

 Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.                                                                                                                                                                           

Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.                                                                                                                            

 Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.                                                                                

Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

 

Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)                                                                                                                                

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.                                                                                                                                                                 

Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.                                  

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Проверив музыкальные данные детей на констатирующем этапе можно сделать соответствующие графики и диаграммы (Приложение 2).                                                                                                                                           Отбор детей в вокальную группу производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности.                                    

 Задача учителя музыки определить диапазон голоса каждого ученика, музыкальную память, уровень развития музыкальных способностей.

 

 

Задачи вокальной группы:

1. Формирование устойчивого интереса к пению

2. Обучение выразительному пению

3. Обучение певческим навыкам

4. Развитие слуха и голоса детей

5. Формирование голосового аппарата

6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей

Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише.

Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику.

Занятия с вокальной группой в нашей школе проводятся с периодичностью, два раза в неделю. Кроме того, учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве – с каждым учащимся, который записан в вокальную группу, занимаюсь индивидуально. Для этого, используя богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Т. М. Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного, а также передовой педагогический опыт, взятый из журналов “Музыка в школе”, в работе с детьми применяю:

1. Специальные упражнения для развития всех трёх компоненты музыкальности по Б.М. Теплову.                  

- упражнения на развитие ладового чувства                                                                                                                       

- упражнения на развитие музыкально слуховых представлений                                                                                            

- упражнения на развитие чувства ритма

2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.

3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:                                                        

- упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку);               

 - музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку;                                                                                                                                                                                                                    

 - художественное слово;

В свой план непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы.

При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Особое внимание уделяю интонации интервалов.

Для вокальной группы “Колокольчик” составлены схемы вокальной группы. (Приложение 3; Приложение 4;)

 

Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:                                                                                                       

 - пения естественным звуком без напряжения;                                                                                                                            

- чистого интонирования в удобном диапазоне;                                                                                                                          

- пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;                                                                  

 - слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;                                                          

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;                                                                                                        

 - самостоятельно попадать в тонику;                                                                                                                                    

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;                                                                                                                                                       

 - чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос.

Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.

Подбор репертуара:

1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.

3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.

4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.

5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.

6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе, И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.)

7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства.

8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.

9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Выбрав песню, учитель должен использовать методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент.

Для того, чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске.

 

Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение.

При разучивании песен всегда придерживаюсь плана:

  • Беседа
  • Знакомство с песней, название, авторы музыки и текста
  • Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.
  • Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с учителем, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают.
  • Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Использовать показ чисто интонирующих детей.
  • Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом.
  • Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.
  • Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.

Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков.

Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.

Для сложных произведений можно использовать в своей работе метод “Ступенчатого” разучивания песенного репертуара, т.е, после разучивания произведения педагог может оставить его до того времени, когда дети сумеют продолжить работу над ним на новом уровне владения вокально-хоровыми навыками, но в течении всего этого времени (допустим, одного учебного года) повторять произведение по партиям, отрабатывать отдельные его фразы и предложения.

Здесь необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии, становятся для учащихся ближе и любимее.

Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты интонирования.

Во втором ряду у нас сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно самостоятельно чисто интонировать мелодию.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания.

Учитывая, то дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, non legato. “Ёжик” “Что за шар, не разберёшь?” “Это я, колючий ёж” “Мальчик и пальчик”Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А-А-А-А…………..  Завязали пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха – Ха – Ха – Ха……….

Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа.

У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая.

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

При исполнении аналогичной игры “Иностранец”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня весёлая, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть.

Упражнение “Через стекло” имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, и характер песни.

Развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику, помогает упражнение “Паук и мухи”

На паркете в восемь пар мухи танцевали

Увидали паука, в обморок упали!

В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того петь выразительно, передавая характер песенки.

Для развития чувства ритма младших школьников, тоже есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют. В игре “Ритмический кубик” можно разделить детей на подгруппы. На сторонах кубика графически изображены различные комбинации ритмических рисунков. Дети, по очереди бросают кубик и отбивают соответствующий ритм. Для более точного воспроизведения ритма при разучивании песни используем игру в дирижёра. Кто-то из детей, “волшебной палочкой” подсказывает ритм при исполнении мелодии.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.

“Только смеяться”

Только смеяться и улыбаться!

Крепко держаться и снова смеяться!

“Я хороший”

Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший!

Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!         

“Да и нет”

Нашему здоровью - да , да, да!

А всему плохому - нет, нет, нет!

“Счастье”

Счастливый и довольный, уверен я в себе

Иду по жизни весело и радуюсь судьбе.

Тренировать дыхание можно тоже с помощью интересный упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

“Шарики”

Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите? Звучит тихая музыка. На крещендо дети “надувают шарик”, короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. (1)                                                                                                           

Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).(2)                                                                                                                         

Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять.  Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). (3)                                                                                                   

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. Действия аналогичны первоначальным. (1)

 

ПОРОСЯТА                                                                                                                                                                    

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.(1)                         

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы                                                                                      

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные пальцы                                                                            

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. "Фонарики". (2)                                                                                 

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.  Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)                                            

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние пальцы (1)                                                                 

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.  Указательные пальцы (1)                                                                

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. "Фонарики". (2)                                                                                    

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)                                                     

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие пальцы (1)                                                                      

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.  Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

ЖИРАФ                                                                                                                                                                                      

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.                                                                                                        

 У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. (1)                                       

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                                                                                                                      

Есть на носах, на животах, коленях и носках.  Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)                                                                                                                                                 У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.                                                                                           

 У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипаем себя, как бы собирая складки.                  

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                                                                                                                       

Есть на носах, на животах, коленях и носках.  Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)                                                                                                                                                  У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.                                                                                                                 

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку                                                                                                                                                                                             

На лбу, ушах, на шее, на локтях,   Есть на носах, на животах, коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)                                                                  

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)                                                                                                       

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего малыша. Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков.В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

Апельсин                                                                                                                                                                                  

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)                                                                                    

Много нас – а он – один                                                                                                                                                            

Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)                                                    

Эта долька – для чижа                                                                                                                                                                                                                                

Эта долька – для котят                                                                                                                                              

Эта долька - для утят                                                                                                                                                                                                         

Эта долька - для бобра                                                                                                                                                                   

А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

Гости                                                                                                                                                                                     

К Кате гости прибежали,  (бежим пальчиками по столу или по полу)                                                                                          

Все друг другу руки жали.                                                                                                                                          

Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)                                                                       

Здравствуй Жанна,(большой и средний)                                                                                                                                    

Рад Серёжа,(большой и безымянный)                                                                                                                                                   

Рада Снежана (большой и мизинец)                                                                                                                                           

Не хотите ль пирожок?  ( ладошки складываем вместе)                                                                                                    

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)                                                                                                                      

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)                                                                                                                                     

Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)                                                                               

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)                                                                                     

Все стряхнули быстро крошки                                                                                                                                                   

И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)                                                                                              

Маленькие гномики:                                                                                                                                                                        

 Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. (загибать пальчики, начиная с мизинца)                                         

 Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)                                                                                                                        

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)                                                                                                  

Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)                                                                                                                                   

 Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки,                                                                                                                                      

Микки умница был, Всем водичку носил.

Дом                                                                                                                                                                                            

Стук -стук- постук, раздается где то стук.                                                                                                            

Молоточки стучат, строят домик для зайчат                                                                                                                            

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)                                                                                                                                    

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)                                                                                                                                

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)                                                                                                                    

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)                                                                                                                  

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик                                                                                                                                                                                      

 Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )                                                     

 Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )                                                                                                                 

Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )                                                                                                                                   

И в окошко постучусь.                                                                                                                                                                                    

Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 

 

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)                                                                                                               

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)                                                                         

Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)                                                                          

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)                                                                                

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)                                                                              

Если дам иголки - съедят меня волки!!! (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

 Замок                                                                                                                                                                                               

На двери висит замок (руки в замке)                                                                                                                                     

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)                                                                                     

Потянули, (потянули)                                                                                                                                              

Покрутили, (вращаем руки)                                                                                                                                         

Постучали (стучим основанием ладоней)                                                                                                                                  

И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста                                                                                                                                                                                          

 Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)                                                                                                                  

 Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)                                                                                                                                     

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)                                                                                                                          

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)                                                                                                      

В баночку кладём и пробуем.

Комар                                                                                                                                                                                                   

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)                                                                                               

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)                                                                                          

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)                                                                                                          

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)                                                                                                                                                

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)                                                                                                                                                         

Отпустим комара? Отпустим!(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)                                                                                                                                        

Котик лапкой умывается                                                                                                                                                        

Видно, в гости собирается                                                                                                                                                       

Вымыл носик.                                                                                                                                                                                 

Вымыл ротик.                                                                                                                                                                       

Вымыл ухо.                                                                                                                                                                           

Вытер сухо.

Котёнок                                                                                                                                                                                           

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)                                                                                                     

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)                                                                                                                                                                      

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)                                                                                              

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)                             

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)                                                                                                       

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)                                              

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)                                

Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка                                                                                                                                                                              

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)                                                        

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)                                                                                                      

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)                                                                                        

Лапками гребите (загребаем ручками),                                                                                                                       

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)                                                                                                                              

Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)                                                         

Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernye_zadaniya_dlya_opredeleniya_ladovogo_chuvstva.docx30.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Для установления уровня развития ладового чувства:                                                                                                Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.                                                                                                                                                                       Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.                                                                                                                                                            Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений                                                            Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)                       Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).                                                                                                                                                                                        Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.                                                                                                                                           Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.                                                                        

Для установления уровня развития чувства ритма                                                                                                         Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.                                                                                                                                                                           Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.                                                                                                                             Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.                                                                                 Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)                                                                                                                                Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.                                                                                                                                                                  Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.                                   Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Проверив музыкальные данные детей на констатирующем этапе можно сделать соответствующие графики и диаграммы (Приложение 2).                                                                                                                                           Отбор детей в вокальную группу производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности.                                     Задача учителя музыки определить диапазон голоса каждого ученика, музыкальную память, уровень развития музыкальных способностей.

Задачи вокальной группы:

1. Формирование устойчивого интереса к пению

2. Обучение выразительному пению

3. Обучение певческим навыкам

4. Развитие слуха и голоса детей

5. Формирование голосового аппарата

6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей

Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише.

Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику.

Занятия с вокальной группой в нашей школе проводятся с периодичностью, два раза в неделю. Кроме того, учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве – с каждым учащимся, который записан в вокальную группу, занимаюсь индивидуально. Для этого, используя богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Т. М. Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного, а также передовой педагогический опыт, взятый из журналов “Музыка в школе”, в работе с детьми применяю:

1. Специальные упражнения для развития всех трёх компоненты музыкальности по Б.М. Теплову.                  - упражнения на развитие ладового чувства                                                                                                                        - упражнения на развитие музыкально слуховых представлений                                                                                             - упражнения на развитие чувства ритма

2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.

3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:                                                         - упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку);                - музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку;                                                                                                                                                                                                                     - художественное слово;

В свой план непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы.

При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Особое внимание уделяю интонации интервалов.

Для вокальной группы “Колокольчик” составлены схемы вокальной группы. (Приложение 3; Приложение 4;)

Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:                                                                                                        - пения естественным звуком без напряжения;                                                                                                                             - чистого интонирования в удобном диапазоне;                                                                                                                           - пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;                                                                   - слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;                                                           - слышать и оценивать правильное и неправильное пение;                                                                                                         - самостоятельно попадать в тонику;                                                                                                                                    - эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;                                                                                                                                                        - чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.

Подбор репертуара:

1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.

3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.

4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.

5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.

6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе, И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.)

7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства.

8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.

9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Выбрав песню, учитель должен использовать методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент.

Для того, чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске.

Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение.

При разучивании песен всегда придерживаюсь плана:

  • Беседа
  • Знакомство с песней, название, авторы музыки и текста
  • Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.
  • Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с учителем, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают.
  • Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Использовать показ чисто интонирующих детей.
  • Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом.
  • Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.
  • Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.

Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков.

Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.

Для сложных произведений можно использовать в своей работе метод “Ступенчатого” разучивания песенного репертуара, т.е, после разучивания произведения педагог может оставить его до того времени, когда дети сумеют продолжить работу над ним на новом уровне владения вокально-хоровыми навыками, но в течении всего этого времени (допустим, одного учебного года) повторять произведение по партиям, отрабатывать отдельные его фразы и предложения.

Здесь необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии, становятся для учащихся ближе и любимее.

Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты интонирования.

Во втором ряду у нас сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно самостоятельно чисто интонировать мелодию.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания.

Учитывая, то дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, non legato. “Ёжик” “Что за шар, не разберёшь?” “Это я, колючий ёж” “Мальчик и пальчик”Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А-А-А-А…………..  Завязали пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха – Ха – Ха – Ха……….

Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа.

У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая.

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

При исполнении аналогичной игры “Иностранец”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня весёлая, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть.

Упражнение “Через стекло” имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, и характер песни.

Развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику, помогает упражнение “Паук и мухи”

На паркете в восемь пар мухи танцевали

Увидали паука, в обморок упали!

В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того петь выразительно, передавая характер песенки.

Для развития чувства ритма младших школьников, тоже есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют. В игре “Ритмический кубик” можно разделить детей на подгруппы. На сторонах кубика графически изображены различные комбинации ритмических рисунков. Дети, по очереди бросают кубик и отбивают соответствующий ритм. Для более точного воспроизведения ритма при разучивании песни используем игру в дирижёра. Кто-то из детей, “волшебной палочкой” подсказывает ритм при исполнении мелодии.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.

“Только смеяться”

Только смеяться и улыбаться!

Крепко держаться и снова смеяться!

“Я хороший”

Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший!

Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!         

“Да и нет”

Нашему здоровью - да , да, да!

А всему плохому - нет, нет, нет!

“Счастье”

Счастливый и довольный, уверен я в себе

Иду по жизни весело и радуюсь судьбе.

Тренировать дыхание можно тоже с помощью интересный упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

“Шарики”

Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите? Звучит тихая музыка. На крещендо дети “надувают шарик”, короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. (1)                                                                                                            Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).(2)                                                                                                                          Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять.  Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). (3)                                                                                                    А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. Действия аналогичны первоначальным. (1)

ПОРОСЯТА                                                                                                                                                                     Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.(1)                         Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы                                                                                       Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные пальцы                                                                            Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. "Фонарики". (2)                                                                                  Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.  Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)                                             Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние пальцы (1)                                                                  Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.  Указательные пальцы (1)                                                                Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. "Фонарики". (2)                                                                                     Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)                                                      Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие пальцы (1)                                                                       Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.  Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

ЖИРАФ                                                                                                                                                                                      У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.                                                                                                         У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. (1)                                        На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                                                                                                                      Есть на носах, на животах, коленях и носках.  Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)                                                                                                                                                 У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.                                                                                            У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипаем себя, как бы собирая складки.                   На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                                                                                                                       Есть на носах, на животах, коленях и носках.  Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)                                                                                                                                                  У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.                                                                                                                 У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку                                                                                                                                                                                             На лбу, ушах, на шее, на локтях,   Есть на носах, на животах, коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)                                                                  А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)                                                                                                       На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках. 

Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего малыша. Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков.В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

Апельсин                                                                                                                                                                                  Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)                                                                                     Много нас – а он – один                                                                                                                                                            Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)                                                     Эта долька – для чижа                                                                                                                                                                                                                                Эта долька – для котят                                                                                                                                              Эта долька - для утят                                                                                                                                                                                                         Эта долька - для бобра                                                                                                                                                                    А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

Гости                                                                                                                                                                                      К Кате гости прибежали,  (бежим пальчиками по столу или по полу)                                                                                           Все друг другу руки жали.                                                                                                                                          Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)                                                                       Здравствуй Жанна,(большой и средний)                                                                                                                                     Рад Серёжа,(большой и безымянный)                                                                                                                                                    Рада Снежана (большой и мизинец)                                                                                                                                            Не хотите ль пирожок?  ( ладошки складываем вместе)                                                                                                    Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)                                                                                                                       Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)                                                                                                                                      Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)                                                                                Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)                                                                                      Все стряхнули быстро крошки                                                                                                                                                   И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)                                                                                              Маленькие гномики:                                                                                                                                                                         Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. (загибать пальчики, начиная с мизинца)                                          Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)                                                                                                                         Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)                                                                                                  Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)                                                                                                                                    Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки,                                                                                                                                      Микки умница был, Всем водичку носил.

Дом                                                                                                                                                                                            Стук -стук- постук, раздается где то стук.                                                                                                             Молоточки стучат, строят домик для зайчат                                                                                                                            Вот с такою крышей, (ладошки над головой)                                                                                                                                     Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)                                                                                                                                 Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)                                                                                                                    Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)                                                                                                                   И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик                                                                                                                                                                                       Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )                                                      Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )                                                                                                                  Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )                                                                                                                                            И в окошко постучусь.                                                                                                                                                                                     Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)                                                                                                               Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)                                                                         Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)                                                                           Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)                                                                                Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)                                                                              Если дам иголки - съедят меня волки!!! (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

 Замок                                                                                                                                                                                               На двери висит замок (руки в замке)                                                                                                                                      Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)                                                                                     Потянули, (потянули)                                                                                                                                               Покрутили, (вращаем руки)                                                                                                                                         Постучали (стучим основанием ладоней)                                                                                                                                  И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста                                                                                                                                                                                           Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)                                                                                                                   Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)                                                                                                                                     Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)                                                                                                                           Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)                                                                                                       В баночку кладём и пробуем.

Комар                                                                                                                                                                                                   Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)                                                                                                Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)                                                                                           Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)                                                                                                           А мы его - хлоп (ладошкой до лба)                                                                                                                                                И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)                                                                                                                                                          Отпустим комара? Отпустим!(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)                                                                                                                                         Котик лапкой умывается                                                                                                                                                         Видно, в гости собирается                                                                                                                                                        Вымыл носик.                                                                                                                                                                                 Вымыл ротик.                                                                                                                                                                        Вымыл ухо.                                                                                                                                                                           Вытер сухо.

Котёнок                                                                                                                                                                                           Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)                                                                                                      Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)                                                                                                                                                                       Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)                                                                                              Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)                              У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)                                                                                                       На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)                                               Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)                                 Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка                                                                                                                                                                              Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)                                                         А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)                                                                                                       Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)                                                                                         Лапками гребите (загребаем ручками),                                                                                                                       Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)                                                                                                                               Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)                                                         Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся

Музыкально-ритмическая способность, то есть  музыкальный  ритм,  ощущение его человеком – это  основа  музыкальности. Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из на...

«Влияние музыкально-дидактических игр на развитие у детей чувства ритма»

В наше время важное место в работе каждого педагога работающего с дошкольниками, занимает дидактическая игра. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обста...

Дидактический материал для развития чувства ритма у начинающих музыкантов

Игра в паровозик, где колёса каждого вагончика стучат свой ритм. Ребёнок сам расставляет вагончики в разной последовательности и стучит пульс, поёт ритмослоги.Предназначен для детей младшего школьного...

Методические рекомендации по воспитанию чувства ритма у обучающихся

Цель данных методических рекомендаций  - помочь разобраться в причинах отрицательных явлений у обучающихся , найти методы развития верного метро-ритмического чувства и в дальнейшем сознате...

Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки

В реферате рассмотрен очень важный  аспект музыкального  развития ребенка-  ритмическая сторона. Многие годы педагоги "бьются" над этой проблемой и не секрет, что неритмичных детей...

Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

Методическая статья. Развитие вокально-ладового чувства на уроках музыки в школе.

Одной из основных форм деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе является пение . Именно через пение происходит самовыражение учащегося. С позиций методики этот процесс связан с формир...