Элементарное музицирование как система воспитания и обучения детей музыке
статья по музыке

Иванова Татьяна Николаевна

Приобщение подрастающего поколения к музыкальной культуре остается одной из важнейших задач музыкального образования. Обогащение новыми культурными ценностями учащихся на уроках музыки требуют от учителя новых подходов и нового мышления.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Путь к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход, называемый элементарным музицированием, получил распространение во всем мире.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иванова Татьяна Николаевна,

учитель музыки

МАОУ «СОШ № 65» г. Чебоксары

Элементарное музицирование как система воспитания и обучения детей музыке

Приобщение подрастающего поколения к музыкальной культуре остается одной из важнейших задач музыкального образования. Обогащение новыми культурными ценностями учащихся на уроках музыки требуют от учителя новых подходов и нового мышления.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Путь к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход, называемый элементарным музицированием, получил распространение во всем мире.

Элементарное музицирование – это работа со словом, музыкальными инструментами, это использование ритма, мелодий, гармонии в их простейших формах.

Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку на уроке музыки выразить себя через творчество: придумать интонацию, движения к танцу, подобрать тембры к музыкальным образам, озвучить сказку или стихи, изменить уже придуманное и т.п. Это возможно в условиях педагогики сотрудничества исходя из ребенка, для ребенка, вместе с ребенком, учитывая принцип природосообразности, который соответствует природе человека, психологии ребенка.

Элементарное музицирование – методическая система, которая становится инструментом не преподавания, а учения, деятельностью самого ученика. В системе элементарного музицирования усилена роль ученика, которая определяется его активной позицией в музыке. Эта активность осуществляется на основе конкретно-практического способа овладения музыкой – игрой в оркестре, коллективном пении в коллективных музыкально-театрализованных действиях, освоением нотного письма и музыкальной грамоты, созданием своих музыкальных построений. Дети дошкольного и начального школьного возраста сначала осваивают искусство музыки в практической музыкальной деятельности, а после, в подростковом возрасте, выбирают свой путь в музыке, в том числе и на профессиональном поприще.

Идея создания общего музыкального воспитания и образования на рациональных началах искала воплощения во всем цивилизованном мире. Наиболее полно она была воплощена в известных сегодня всему миру музыкальных учебных системах Эмиля Жак-Далькроза (Швейцария), Карла Орфа (Германия), Золтана Кодая (Венгрия), Пьера ванн Хауве (Голландия). В них ребенку предлагается меньше созерцать, а больше делать – и делать своими руками, дабы практически реализовать свой творческий потенциал [1, с. 132].

Для этого авторы названных систем обратились к организации музыкальных средств – движения, ритма, мелодии, гармонии, формы, оркестровки и др. – на рациональных началах.

Так, Эмиль Жак-Далькроз – швейцарский композитор, пианист, автор системы «Ритмическая гимнастика осуществлял обучение детей музыке на основе музыкального движения, музыкальной ритмики. Он считал, что понять и пережить музыку ребенок должен при помощи движения, пережить музыку телесно. Э. Ж.-Далькроз утверждал, что музыку можно не только слышать, но и видеть в звуках, передавать в пластических движениях. На музыку реагирует каждая клеточка организма человека, и каждый мускул человеческого тела способен отвечать на звуки, динамические оттенки (силу звучания), темп, ритм, агогику, музыкальную интонацию. Происходит «слияние» человека с музыкой.

Большое значение Э. Ж.-Далькроз придавал пластической и музыкальной импровизации. Ученики не заучивают определенные движения, а исходят из собственных мышечных ощущений и представления музыкальной формы. Преподаватель обязан пробуждать в ученике его личный ритм, а не навязывать свой собственный. В танце ценится в первую очередь новизна и непредсказуемость движений [1,  с. 19].

Вместе с движением дети пели хором по нотам, хорошо знали музыкальную грамоту.

Э. Ж.-Далькроз рекомендовал проводить занятия с детьми в игровой форме, насыщенной действием, а не теоретическими объяснениями. Его лозунгом было: «Учить и учиться с радостно, с удовольствием».

Музыкальная система Золтана Кодая «научила петь всю Венгрию». Разработанный им относительный способ пения по нотам восстановил ладовую выразительность мелодии, а его слоговая система ритма (ритмослоги) позволяет легко и быстро осваивать временное значение каждой длительности и целых ритмических фигур. Венгерские учителя музыки имеют счастливую возможность работать в условиях единой музыкально-педагогической системы, которая осуществляется в работе с детьми, начиная с детских садов и до консерватории.

З. Кодай считал, что родным музыкальным языком ребенка должна стать народная музыка, овладев которой он может обратиться к другому музыкальному материалу.

При помощи музыкального инструмента, который всего доступнее, –человеческого голоса, пения − следует, опираясь на народную музыку, постепенно осваивать великие музыкальные творения. По этому пути, как полагал З. Кодай, смогут пойти к музыке не только отдельные избранники, но и широкие народные массы [3, с. 36].

Музицирование опирающееся на пение, составляет основу педагогической концепции З. Кодая.

Карл Орф считал, что у каждого человека имеются элементарные, почти биологические по своей природе музыкальные способности. Задача педагога состоит в томчтобы продолжить развитие этих способностей на основе опыта конкретного ребенка, конкретной группы. Композитор и его коллеги предложили детям специально созданные музыкальные инструменты, благодаря которым они могли коллективно музицировать, играть в настоящем оркестре. Игра в оркестре и пение сочетаются с коллективными играми-представлениями, с декламированием, ритмическими упражнениями и театрализованной пантомимой. Его работа отражена в пятитомном пособии «Schulwerk. Музыка для детей». Слово «Schulwerk», понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим К. Орфом и обозначает «обучение в действии». Главный принцип этой педагогики – «учимся, делая и творя» − позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного  теоретизирования [4, с. 62].

Музыкальные системы Э. Ж.-Далькроза, К. Орфа, З. Кодая сохраняют функции исполнительского искусства, но в них усилена роль ученика, которая определяется в его активной позиции по отношению к музыке. Активность проявляется на основе конкретно-практического способа освоения музыки – музыкальном движении, игре в оркестре, коллективном пении, сочинении, коллективных музыкально-театрализованных действиях и др.

Таким образом, элементарное музицирование помогает развиваться ребенку, заставляет думать над музыкальными произведениями, импровизировать.

Последователями развития элементарного музицирования с детьми в России можно назвать педагогов как Л. В. Виноградов,  В. А. Жилин Т. Э. Тютюнникова.

Вячеслав Александрович Жилин является одним из первых представителей метода «Элементарное музицирование». Начинал свою педагогическую деятельность педагог по методике и теории элементарного музицирования и движения по принципу К. Орфа. В его методику входит музицирование с помощью элементарных звуков и движений: хлопков, шлепков, щелчков, притопов. Например, музицирование известных стихов:

Уронили  мишку на пол (хлопки в ладоши на каждое слово)

Оторвали мишке лапу (поочередные хлопки по коленям разными руками),

Все равно его не брошу (щелчки пальцами разных рук в такт слов),

Потому что он хороший (притопы ногами).

И так можно музицировать любое стихотворение с любыми движениями. Это упражнение развивает такт, ритм и координацию движений. Можно и уши тереть и по плечикам хлопать. Потом это переходит в сидячие танцы. Вся суть методики заключается в том, чтобы ребенок развивал свою координацию с помощью различных движений во время музицирования.

Лев Вячеславович Виноградов – профессиональный музыкант, педагог, психолог, автор уникальной системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей, в которой элементарное музицирование сочетается с движением («Музицирование как деятельность общения»), создатель музыкальных инструментов в традиции Карла Орфа, участник федерального эксперимента «Монтессори-школа в России».

Л. В. Виноградов окончил хоровое училище им. А. В. Свешникова, московскую консерваторию. Работал преподавателем в музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. Позже занял должность старшего научного сотрудника в НИИ общей  и педагогической психологии АПН СССР в лабаратории младшего школьника под руководством академика В. В. Давыдова. Продолжает работать в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Преподает детям музыку в общей сложности 50 лет.

«Элементарное музицирование» как система воспитания и обучения детей музыке выстроена Л. Виноградовым на основе психолого-педагогической системы «Развивающее обучение» Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Она является синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодая, К. Орфа, Э. Ж.-Далькроза, Пьера ванн Хауве. Основной показатель их музыкально-педагогических концепций состоит в переносе внимания на музыкальное воспитание, в основе которого лежит принцип коллективного музицирования.

Музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у школьников не только музыкальных, но, главным образом, общих способностей. В то же время дети учатся свободно читать и петь по нотам, свободно играть  на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре.

При таком обучении учащиеся овладевают необходимыми знаниями вовсе не в результате специальных сознательных усилий (с целью чему-то определенному научиться), а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно – незаметно для самого себя. Все эти занятия напоминают больше веселую игру, чем работу. Но внутри такой работы постепенно созревают основные музыкальные способности.

На своих занятиях Л. В. Виноградов работает над формированием представления у детей о музыкальном квадрате. Рассказывает и показывает на практике, что музыкальный квадрат можно определить по динамике (громко-тихо), по акценту, по гармонии и по счету и в движении. Также Л. Виноградов говорит, что на уроках музыки следует развивать воображение, так как воображение служит глубинной психологической основой развития творчества, развития способности ученика творчески решать те же учебные задания [2, с. 19].

Средства музыки воспитывают богатейшие формы воображения, а воображение, в свою очередь, служит глубинной психологической основой всех форм мышления, всех видов мышления, в том числе и научного. Средства музыки совершенствуют не только мышление, но и взаимоотношения между людьми, с выходом на нравственные позиции.

Из выше сказанного мы приходим к выводу, что познание музыки передается  через ритмические движения, пантомиму. Музицирование  объединяет участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей в единой увлекательной музыкально-художественной деятельности, в центре которой − творческое музицирование, сделать всех единомышленниками и друзьями, партнерами в совместном творчестве, когда дети учатся у взрослых, а взрослые у детей

Главная цель занятий – раскрыть принципы музыкального искусства через познание  элементарных основ музыкального искусства: интонацию, ритм. Через использование инструментов малого ударного состава и  «собственных инструментов» (хлопки, щелчки, шлепки). Познание музыки идет через импровизацию: мелодическому, ритмическому. Форма работы: коллективная. Ребенок учится в коллективе через «себе подобного».

Элементарное музицирование приобщает детей к радости творчества, прививает им на всю жизнь способность и стремление получать удовольствие от встречи  с настоящим искусством, воспитывает у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении.

Таким образом, элементарное музицирование является эффективным методом приобщения школьников к музыкальному искусству, развития личностных качеств, основой для творческой совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апраксина, А.А. Из истории музыкального воспитания / А. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1990. – 207 с.
  2. Виноградов, Л. Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от пяти до десяти лет / Л. Виноградов. – СПб. : Образовательные проекты, 2008. – 160 с.
  3. Сергеева, Г. П.    Детское музицирование в учебно-методическом комплекте "Музыка" для I-IV классов образовательных учреждений / Г. П. Сергеева // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 90-95.
  4. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / сост. Л. А. Баренбойм. – М. : Советский композитор, 1978. – 367 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

В процессе музыкального образования детей младшего школьного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способн...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Инструментарий педагогической деятельности педагога по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого  процесса. Семья является для ...

Разработка и использование курсов в системе Moodle для обучения детей с ОВЗ при дистанционном обучении

Данная статья о практике разработки и использовании курса "Геометрия" по учебнику Л.С. Атанасяна для учащихся 9 класса разработанного в системе Moodle для обучения детей с ОВЗ при дистанцион...