Распевание на уроках музыки в начальной школе
статья по музыке

Распевание на уроках музыки в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspevanie_na_urokah_muzyki.docx16.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Распевание на уроках музыки  в начальной школе.

Значение распевок на уроках музыки сложно переоценить. Перед пением детям обязательно необходимо «разогреть» голосовой аппарат, особенно в начальной школе, когда учащиеся не вполне способны правильно оценить свои голосовые возможности, часто любят  петь громко, «кричать», как говорят учителя.

Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение, что и разминка перед физическими нагрузками. Голосовые связки перед основной работой необходимо  разогреть. Разогретые голосовые связки гораздо более послушны, лучше управляются, распевание помогает предотвратить травмы голосовой аппарата детей.

Распевание собирает внимание детей, позволяет детям сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс.

Вокальные упражнения при распевании  не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но и помогают  различные вокальные задачи.   Главная  задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. С помощью распевок  могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения в распевках  формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные в распевках затем используются в пении произведений.

Работа по распеванию проводится путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, в пределах диапазона детского голоса: «до» - первой октавы - «ре» второй октавы.

Конечно, распевки в начальной школе должны быть интересными для детей. В основном, распевание проводится в игровой форме.

Исполнять упражнения по полутонам вверх следует не слишком громко и не слишком тихо, но обязательно активно, что предохраняет голосовые связки от вялости, так и от перенапряжения, а вместе с тем поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться от вредных для голоса привычек.

Работу над распевками для учащихся 1-2 классов целесообразно начинать с тренировки внимания на жест дирижера.

Для этого можно использовать, например,  игру «Регулировщик». Учитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Ученики– музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь).

Распевки для начинающих (1-2 класс) можно строить на основе детских песенок («Самолет», «Солнышко», «Петушок»). Начальный диапазон-1-2 тона, с последующим расширением хода распевки до 2-3 тонов.

Распевки для учащихся   3-4 классов можно строить уже на основе распевания несложных слогов:  ми-мэ-ма-мо-му, ми-я, лё –о-о-о, зи-я и т.д. Работа над распевками на слоги начинается обычно с распевки закрытым ртом на 1 звук.  Распевание начинают с примарной зоны - с середины детского  диапазона «до» первой октавы – «ре» второй октавы.

Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, спускаются вниз.

Еще один прием распевания на уроках музыки – выбирается небольшой, наиболее сложный отрывок в песне, и прорабатывается   различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропевать, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропевать, «сидя на лошади» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдувать» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропевать, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).

5. Пропеть мелодию  «шепотом», и т.д.

Таким образом, правильное распевание на уроках музыки,  кроме подготовки голосового аппарата к пению, разогрева артикуляционного аппарата и проработки сложных отрывков в произведениях, помогает решить такие задачи как  развитие  звуковысотного слуха, развитие  чистоты интонации, расширение диапазона голоса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в начальной школе.

Урок музыки в 3 классе, тема урока "Норвежский сказочник - Эдвард Григ", тема триместра "Построение музыки" + самоанализ урока по теме семинара ОМО учителей художественного творчества "Здоровьесберега...

Применение дидактических игр на уроках музыки в начальной школе

Дидактические игры в начальной школе являются еще и видом контроля усвоения знаний и навыков, имеют место в развитии способностей и творчества...[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5482...

Примерное тематическое планирование уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения.

Критская Е. Д. Музыка. Начальные классыПримерное тематическое планированиеуроков музыки в начальной школев учебных часах по годам обучения№ п/пРазделы и темыКол-во часовII класс (33 ч)Музыка вокруг на...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе

Содержание:1. Введение                2. Ценностные ориентиры в начальной школе...

Вокальная импровизация на уроках музыки в начальной школе как элемент игровых технологий

Проблему влияния игры на процесс формирования личности ребёнка исследовали отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Эльконин. Игра естественно включает детей в процесс по...