Конспект занятия 5 кл музыка
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Аспаева Влада Валерьевна

Конспект занятия для 5 классов по программе Е.Д.Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5klass.docx13.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ Школа № 310 “Слово” Фрунзенского района

г.Санкт-Петербург

Конспект

Урок  музыки в 5 классе

Составила ; учитель музыки  Аспаева В.В.

2022г

Тема: ” Вторая жизнь песни.Живительный родник творчества.”

Цель:  Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

  • Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
  • Знакомство  с современной интерпретацией  классической музыки;
  • Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
  • Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты  изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, колонка,текст песни,презентация.

 Музыкальный материал: «Камаринская»  рус. нар. п.,  П. Чайковский, «Симфония №4»финал.

Ход урока.

Ход урока.

  •  Приветствие учащихся.
  • Проверка по журналу.
  • История создания жанра романс.
  • Прослушивание музыкальных фрагментов,анализ музыкальных произведений.
  • Физкультминутка
  • Прослушивание песни
    “Генерал”
  • Распевание
  • Исполнение песни вместе с учителем
  • Итог темы урока .
  • Выставление оценок.

Организационная часть. Приветствие учащихся..

     Основная часть.

Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились?  Дать определения: песня без слов, баркарола.

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера.  Баркарола - песня на воде.

Вступительная беседа.

В 18 веке стали изучать и фиксировать народную песню,появляютя сборники народных песен с напевами.Поэты и писатели обращаются к народной песне,как источнику русской поэзии.

Скажите ,а могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?           Со всем вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Ответы : Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.

Формулирование темы урока.

- Сформулируйте   тему сегодняшнего урока.

- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

 - Сегодня мы поговорим на тему:  «Вторая жизнь песни».

 - Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.        

Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке.  Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • Послушать произведения П. Чайковского;
  • Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;

            Работа над новым материалом.

Вот что говорил  о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные  произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

        Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним  отличительные черты народной от композиторской.

1. Русская народная песня «Камаринская»

Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.

Задание 1.  Послушать произведения П. Чайковского.

«Камаринская» П. Чайковский.

2. Определить характер музыкального произведения

3. К какому жанру мы можем отнести народную песню?

(ответы уч-ся)

- Давайте  послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

2.«Симфония №4. Финал» П. Чайковский.

(ответы уч-ся)

Народная «Во поле березка стояла»

М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы,  художники,  только её аранжируем».  

Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков  В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .

 «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»

«Во саду ли в огороде» народная песня.

Физкультминутка.

Вокально-хоровая работа

Распевание.

1.Упражнение на дыхание.

2.Упражнение на дикцию

3.Упражнение на ритм.

Прослушивание песни “Генерал”.

Исполнение вместе с учителем.

Подведение итогов.

- Какой вывод можно сделать?

- Песням композитор дал вторую жизнь.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта занятия "Музыка в 1812 году".

Участие нашего любительского объединения в школьной жизни. Занятие с пятыми-седьмыми классами в рамках предметной декады, посвящённой двухсотлетию Отечественной войны....

конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского

Задачи деятельности:               1.     Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2.    Обратить внимание детей...

Конспект занятия по образовательной области "Музыка" в подготовительной группе

На занятии дети приобщаются к культуре родной Кубани.Поют песни о Кубани, танцуют кубанские танцы....

Конспект комплексного внеклассного занятия по музыке и изобразительному искусству «Народное творчество в музыке и живописи»

Данная разработка поможет учителям музыки и изобразительного искусства в проведении внеклассной работы по предметам. В ходе занятия ученики познакомятся с изделиями народных мастеров России, расш...

Конспект занятия по музыке "Детские образы в музыке"

Дидактическое обоснование:Музыка 3 класс, автор программы  Г.И. Сергеева, Е.Д. Критская, 2017 г.Тема урока: «Детские образы в музыке».Дидактическая цель: создать условия для овладения...