Возможности игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном развитии обучающихся
статья по музыке

Музыкально развивать детей, формировать основу их музыкальной культуры благоприятнее всего начинать с детства. Все виды музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагают овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывают особое влияние на музыкальное развитие детей. В ряду различных видов музыкальной деятельности весомое место традиционно занимает игра на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возможности игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном развитии обучающихся

 

Развитие в общепринятом смысле представляет собой «процесс достижения ранее не достигаемого результата» [13].  

Как педагогическая категория, развитие рассматривается в триединстве с обучением и воспитанием и означает приобретение способностей, новых личностных качеств [12].

В современной трактовке Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой [1] понятие «музыкальное развитие» представляет собой одну из составляющих системообразующего понятия «музыкальное образование», наряду с воспитанием и обучением. При этом музыкальное развитие рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле речь идет о развитии музыкальных интересов, вкусов, потребностей обучающихся, их личностных качеств, психических свойств. В узком смысле – о развитии музыкальных и музыкально-творческих способностей обучающихся, музыкальной памяти, исполнительских, слушательских, композиторских умений, навыков и т. п.  По словам Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой, музыкальное развитие должно находиться в центре внимания учителя при обучении и воспитании детей.  

В современной теории и методике музыкального образования приобщение школьников к игре на детских музыкальных инструментах рассматривается в качестве одного из главных способов музыкального развития обучающихся. Рассмотрим возможности игры на детских музыкальных инструментах в развитии детей, трактуемом в широком смысле слова.

Анализируя данные психологических исследований, Б. М. Теплов утверждал, что «раннее вовлечение детей в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям» [19].   

Н. А. Метлов [10] подчеркивал, что включение детей в занятия музыкой оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: у них формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление; ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. В свою очередь, только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.  

В работах современных отечественных педагогов, занимающихся изучением теории и методики игры на детских музыкальных инструментах, данные идеи конкретизируются и рассматриваются в различных аспектах.

Так, например, М. А. Михайлова [11] обращает внимание на то, что, в процессе знакомства с тембром различных детских музыкальных инструментов, у школьников развиваются такие психические процессы, как фантазия и воображение.  

По мнению И. Г. Лаптева [9], детское инструментальное музицирование положительно влияет на общий уровень развития обучающихся начальных классов, а также развивает у них такие качества личности, как воля, дисциплина, стремление к достижению цели, воображение, эмоциональность.  

И. Ю. Дьяченко [4] пишет о том, что игра на детских музыкальных инструментах всегда способствовала раскрытию индивидуального начала и проявлению активной позиции детей.  

И. Г. Лаптев [9] обращает внимание на то, что использование детских музыкальных инструментов сближает возможности всех обучающихся и превращает класс в единый музыкальный коллектив, способствуя в то же время проявлению и развитию индивидуальных музыкально-творческих сил каждого ребенка. Вот что в этой связи пишет на своем сайте Т. А. Рокитянская, автор программы музыкального образования школьников с использованием игры на детских музыкальных инструментах [14]: «Когда встречаются два, три разных инструмента – каждый со своим характером – это уже диалог разных людей. Когда собирается оркестр – это уже художественная модель общества. Разные инструменты в оркестре – это разные люди, при взаимопонимании достигающие мира и согласия. Через художественный образ лежит путь к пониманию социальных отношений».  

Приводя примеры выполнения детьми различных музыкальных заданий, в числе которых указано сочинение простейшего аккомпанемента на ударных инструментах, Д. А. Рытов [15] подчеркивает, что у ребенка активизируются мыслительные процессы, происходит дифференцирование полученных наблюдений, знаний и опыта, а также перенесение их в плоскость реальной эвристической деятельности.

Традиции рассмотрения вопросов музыкального развития детей в узком смысле в педагогике музыкального образования соотносятся с развитием музыкальных способностей. Приобщение школьников к игре на детских музыкальных инструментах в педагогике музыкального образования считается одним из главных способов развития музыкальных способностей.  

Обратимся к теории вопроса. Выдающийся советский психолог Б. М. Теплов [18] выделил и обосновал три основные музыкальные способности:

  1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать эмоциональным компонентом музыкального слуха. В детском возрасте оно проявляется интересом и любовью к слушанию музыки.
  2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, главным образом в пении. Вместе с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что называют «внутренним слухом». Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
  3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В детстве эта способность проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается двигательными реакциями, которые более или менее точно передают ритмический рисунок музыки. Вместе с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Тот комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности, конечно, не исчерпывается этими тремя способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности. По мнению Б. М. Теплова, эти способности развиваются в процессе         музыкального образования         во         всех         видах         исполнительской деятельности.  

Аспект музыкально-ритмического развития получил дальнейшее развитие в работах Г. М. Цыпина: «Экспрессивно-поэтическая “расшифровка” ритма при воспроизведении музыкального произведения, его “переживание” играющим − всем этим и создается наилучшая среда для воспитания музыкально-ритмического чувства. Именно с этой точки зрения исполнительская деятельность детей может рассматриваться как наиболее благоприятная для развития данной способности» [20].  

Рассматривая вопросы ритмического воспитания первоклассников общеобразовательной школы, П. Ф. Вейс [3] указывал на то, что ритмическое воспитание должно быть органической составляющей как слушания, так и разучивания и исполнения музыкальных произведений.  

Включение игры на детских музыкальных инструментах способствует развитию различных сторон музыкального слуха детей. Выдающийся дирижер Л. Стоковский обращал внимание на то, что из всех элементов музыкального языка дети особенно чувствительны к метроритмическим и тембровым изменениям: «Малыши вначале больше интересуются тембрами и ритмами. Они приходят в восторг, когда встречают какой-нибудь новый тембр» [17]. Таким образом, используя естественный детский интерес к музыкальным инструментам, в процессе игры на детских музыкальных инструментах можно значительно расширить спектр тембровой восприимчивости школьников.  

Н. И. Жемчужина [5] считает, что игра на детских музыкальных инструментах, помимо повышения интереса детей к музыкальным занятиям, способствует активизации слуховых образов и их двигательному закреплению. Игра на металлофонах и ксилофонах позволяет подбирать по заданию учителя различные аккордовые сочетания, выделять их функции и взаимосвязь, что способствует развитию гармонического слуха, подготовке слуха к восприятию многоголосия.

Для формирования гармонического и полифонического слуха требуется определенный уровень развития звуковысотных, ритмических и ладовых способностей. Данные виды музыкального слуха формируются в процессе игры на детских музыкальных инструментах в составе оркестра, где на разных инструментах исполняются различные партии. В этой связи И. Г. Лаптев [9] пишет о том, что проигрывание своей мелодической линии с одновременным пропеванием другой позволяет детям услышать многоголосное звучание в своем исполнении. Это способствует развитию гармонического и полифонического слуха детей. А введение одновременной игры на различных детских музыкальных инструментах и имитационных форм исполнения может способствовать формированию и развитию у детей полифонического слуха.  

Многие педагоги обращают внимание на развивающий потенциал игры на детских музыкальных инструментах в аспекте координации между слухом и голосом. По мнению И. Г. Лаптева [9], для детей, не умеющих, верно, интонировать мелодию песни, игра на детских музыкальных инструментах становится лучшим способов развития координации между слухом и голосом.  Коллега К. Орфа, профессор В. Келлер отмечала, что постепенное подстраивание голоса к звукам инструмента полезнее, чем повторение звуков, спетых голосом, так как от детей требуется умение преобразовывать инструментальный звук в вокальный. [6]  

Говоря об особом значении введения игры на детских музыкальных инструментах в работу с нечисто интонирующими детьми, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева [1] подчеркивают, что она является лучшей возможностью самовыражения ребенка в исполнительской деятельности. На этом благоприятном фоне становится возможным включить ребенка в более сложную деятельность, сочетающую игру на инструменте с пением. Литовские педагоги Э. Бальчитис и А. Пиличяускас [2] предлагали следующую последовательность действий: школьники проигрывают элементарные попевки в удобном певческом диапазоне, а затем учитель предлагает пропеть их голосом. Затем попевки усложняются, в результате чего развивается голос, расширяется певческий диапазон, певческая интонация становится более чистой.  

Игра на детских музыкальных инструментах оказывается значимой и для музыкально-теоретического развития ребенка. В этой связи Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева [1] обращают внимание на то, что игра на детских музыкальных инструментах помогает обучающимся овладеть различными исполнительскими средствами выразительности, в том числе такими исполнительскими штрихами, как сфорцандо, маркато и. т. д., использование которых в певческой деятельности возможно лишь на относительно поздних этапах обучения. А также, игра на детских музыкальных инструментах создает благоприятные условия для освоения обучающимися нотной, в том числе партитурной, записи.

«Широкий» и «узкий» смыслы понятия «музыкальное развитие» в процессе изучения развивающих возможностей игры на детских музыкальных инструментах находятся в неразрывном единстве.  

Так, например, при рассмотрении вопросов развития музыкальных способностей ребенка («узкий» смысл) одним из определяющих является вопрос о развитии его способности эмоционально отзываться на музыку, поскольку эта способность, по Б. М. Теплову [18], является центром, «ядром» музыкальности. Раскрывая данный аспект применительно к игре на детских музыкальных инструментах, И. Г. Лаптев [9] пишет о том, что умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности ребенка, формирует более яркое эмоциональное восприятие и воспроизведение музыки. В процессе внимательного прослушивания происходит внутренний словесный анализ музыкального материала, приводящий ребенка к мысли о красоте музыки. Таким образом, от «узкого» рассмотрения вопроса в аспекте развития музыкальных способностей мы приходим к его рассмотрению в широком смысле как развития эмоциональной сферы личности ребенка.

Как отмечает И. Г. Лаптев [9], стабильно протекающий процесс формирования музыкальных способностей в ходе игры на детских музыкальных инструментах обусловливает возникновение интереса, а затем активно выраженной потребности обучающихся в расширении музыкального кругозора, изучении и освоении дополнительного музыкального материала.

Г. П. Сергеева [16] обращает внимание на то, что игру на детских музыкальных инструментах, как вид учебной музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе, следует рассматривать как часть общего и музыкального развития ребенка. Задачами при использовании данного вида музыкальной деятельности являются: развитие музыкальности детей, их эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысления жанровой принадлежности сочинения; развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля; формирование навыков и умений дифференцированного «слышания» музыкальной ткани произведения – вычленения из нее характерных интонаций (подчеркивания мелодических, метроритмических, ладовых, динамических, темповых, тембровых и прочих особенностей), элементов формы (фраза, построение, вступление, заключение, разделы частей композиции), приемов развития; приобретение навыков игры на простейших инструментах – ритмических, звуковысотных, духовых; освоение элементов музыкальной грамоты; развитие координации простейших движений при игре на детских музыкальных инструментах.  

Список литературы:

  1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования:

учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Академия, 2001. 368 с.

  1. Бальчитис Э. О. О формах импровизирования в средних классах общеобразовательной школы // Тезисы V научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха, восприятия и музыкальнотворческих способностей детей и юношества.  М., 1977. С. 107-109.
  2. Вейс Ф. О. методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы // Вопросы методики музыкального воспитания.

М., 1975.  С. 3-4.

  1. Дьяченко И. Ю. Эволюция представлений о музицировании как педагогическом явлении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 77. С.284-288.  
  2. Жемчужина Н. И. О содержании и формах музыкального обучения в общеобразовательной школе // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. / Сост. и ред. А. Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. С 27-29.  
  3. Келлер В. Введение в «Музыку для детей» // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа.  М.: Сов. композитор, 1978.

75 с.

  1. Лаптев И. Г. Детский музыкальный оркестр в начальной школе: кн.для учителя. М.: ВЛАДОС, 2001. 176 с.
  2. Метлов Н.А. Музыка – детям. М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Акад. развития, 1997. 240 с.  
  4. Новиков А. М. Основания педагогики. М.: ЭГВЕС, 2010. 208 c.
  5. Развитие         [Электронный         ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5
  6. Рокитянская Т. А. Программа музыкального воспитания «Каждый ребенок – музыкант» [Электронный ресурс].  URL: http://homomusicus.ru/programm  
  7. Рытов Д. А. Увидеть в ребенке творца // Искусство в школе. 2000. № 5.  С 40-44. 
  8. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.:

Академия, 1998. 136 с.

  1. Стоковский Л. Музыка для всех нас. М.: Сов. композитор, 1963. 216 с.
  2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 335 с.
  3. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АН РСФСР. 1947. № 11. С. 16.  
  4. Цыпин Г. М. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 9. М., 1974. С. 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

"Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Этот мастре-класс предназначен для учителей музыки и музыкальных руководителей в помощь  в работе.Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использова...

Музыкальная библиотека "Струнные музыкальные инструменты"

Краткие сведения о струнных музыкальных инструментах для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей....

"В мире музыкальных инструментов" Сценарий концерта для обучающихся СОШ.

Знакомство с  музыкальными инструментами, на которых можно научиться играть в нашей школе....

Тематическое занятие для старшей группы детского сада " В мире музыкальных инструментов"

Основной целью данного занятия, является формирование и развитие музыкальных способностей детей. Полученные знания помогут детям научиться играть на различных детских музыкальных инструментах. Обогати...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....