План-конспект урока по фортепиано.
план-конспект по музыке

Дикун Екатерина Владимировна

Начальный этап развития навыков игры на фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_fortepiano_2.docx36.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Начальный этап развития навыков игры на фортепиано

Цели урока:

  • формирование исполнительских навыков игры на фортепиано

Задачи урока:

  • освоение исполнительской техники
  • приобретение навыков позиционной игры
  • продолжение знакомства с музыкальными терминами.
  • развитие навыка игры в ансамбле на фортепиано и металлофоне.
  • подбор мелодии по слуху.
  • работа над интонацией.
  • совершенствование навыка игры поп legato.
  • разучивание способа звукоизвлечения на legato.

Тип урока:

  • изучение нового материала

Методы обучения:

  • наглядные
  • демонстрация упражнений
  • практические (игра в ансамбле с преподавателем)
  • словесные (сообщение новых знаний)
  • анализ

Оборудование:

  • фортепиано

  • нотная литература

  • металлофон

  • наглядный материал

Структурный план урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление студента.

  1. Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на фортепиано.

2.1. Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на фортепиано, (работа над двигательным аппаратом):

  • раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса
  • упражнения на мелкую моторику
  • супинация и пронация рук и пальцев
  • постановка руки

2.2. Разучивание музыкального произведения К. Лонгшамп-Друшкевича «На льду».
2.3. Работа над ансамблем И. Берковича" Мелодия".
2.4. Подбор на металлофоне и пение детской песни "Василёк".

  1. Подведение итога учебного занятия.
  2. Информация о домашнем задании.

Содержание урока

          Урок проводится со студенткой I курса МКТ. Студентка ранее не обучалась игре на музыкальных инструментах, в связи с чем обучение нотной грамоты и постановка руки - всё начато с «нуля».

          Начальный этап развития навыков игры на фортепиано включает в себя не только приведения аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, студент не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.

          До первого прикосновения к клавишам, педагог занимается несколько минут гимнастикой, что позволит полностью организовать пианистический аппарат и подготовит руку к игре сочным, красивым звуком.

Разучивание пьесы К. Лонгшамп-Друшкевича «На льду».

Преподаватель: Какой штрих используется для связного голосоведения?

Студент: Легато

П: Не связного голосоведения?

С: Нон легато

П: Этот же штрих используется и в пьесе И. Берковича «Мелодия», которую мы продолжим разучивать.

П: Пьеса написана для одного исполнителя?

С: Двух

П: Эта пьеса написана для двух исполнителей, как называется ансамбль двух исполнителей?

С: Дуэт

П: Эту же пьесу можно исполнять в ансамбле с металлофоном. При игре дается понятие ауфтакт (показ вступления).

П: Как переводится термин «Металлофон»?

С: «Фон» - звук, «металл» -материал, из которого сделаны пластины инструмента.

П: На первых уроках мы с тобой разучивали детскую песню «Василек»... Вспомни, как движется мелодия, с какой ноты начинается пьеса? (ФА) На металлофоне эта нота обозначается буквой "F". Подбери на металлофоне. Вспомни слова песенки.

П: Повторим, с чем мы сегодня познакомились?

Какие слова-термины повторили и выучили?

Способы звукоизвлечения?

Способ игры (педалью)?

Исполнительские формы: индивидуальная игра, ансамбль (два вида дуэта: на фортепиано в четыре руки и фортепиано - металлофон).

П: Домашнее задание:

  • повторение на немой клавиатуре и перед зеркалом разминочных упражнений.
  • самостоятельная подготовка за инструментом в кабинете.
  • самоанализ урока. 

          Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента студента – всё это приходится учитывать при составлении программы. Правильно же подобранная программа позволяет студенту обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.

          Студентка 1 курса, отделения МКТ имеет хорошие природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Музыкой профессионально не занималась, поэтому навыков пения, игры на музыкальном инструменте, подбору на слух у неё нет. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, за короткий промежуток времени были восполнены пробелы в знаниях, умениях и приобретены первоначальные пианистические навыки. Студентка не очень усидчива, но это не мешает ей ответственно относится к учёбе, добросовестно выполнять все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которого трудно добиться свободы самоощущения.

          Исходя из темы урока, думаю, что обучающий аспект цели урока можно сформулировать широко: освоить исполнительскую технику, отработать у студента умение анализировать состояние своего пианистического аппарата, выполняя упражнения на различные виды техники и постановку руки. Этот вид деятельности многократно проводится на всех занятиях и работа над ним ведётся с первого урока. Целью этих упражнений является доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты. Форма работы: индивидуальная.

          Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают речь, усиливают коммуникативность, обогащают словарный запас студента, развивают внимание, воображение и фантазию.

          На протяжении урока подчёркивалась связь с жизнью и практикой, проводилась профессионально значимая мотивация деятельности.

В работе со студентом используется дифференцированный подход в обучении: игру на металлофоне по системе К. Орфа. Помимо того, что этот вид деятельности является стимулирующим фактором в процессе обучения, закладывает фундамент музыкальности, воспитывает творческое начало, творческое мышление, но и в дальнейшем найдёт применение в профессии, в новых жизненных условиях. А умение активно и творчески оперировать полученными знаниями создадут основу для развития личности, позволят будущему педагогу встать на более высокую ступень развития.

          В работе со студентом учитывались её индивидуальные особенности и стремление познать новое.

          Подведение итога урока - обобщающее повторение и закрепление изученного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка результата).

          В конце урока проводится инструктаж, даются рекомендации к выполнению домашнего задания, которое основано на изученном материале. Являясь самостоятельной формой обучения, домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке на уровне обобщения.

         Методы и формы обучения на уроке соответствовали цели занятия.

Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы, в сочетании с требовательностью и уважением к личности студента; доброжелательное отношение педагога и студента через организацию индивидуальной формы работы и создание дружеской обстановки, что способствовало достижению воспитательных задач.

          Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Занятие проведено результативно. Цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы, в результате успешной работы на уроке сформированы первоначальные умения и навыки игры на фортепиано, что, несомненно, скажется на дальнейшем обучении. Студентка заслужила положительную оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...

План-конспект открытого урока по специнструменту фортепиано преподавателя Кочергиной Ирины Владимировны. тема: "Какие мы разные"

Если вы посмотрите на фортепианную клавиатуру, то увидите, что она состоит из белых и черных клавиш, расположенных в определенной последовательности, которая повторяется семь раз. Почему именно т...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».

Цели занятия:·        Развитие культуры общения.·        Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...