Программа" Наставничество"
рабочая программа по музыке

Окользина Вера Ивановна

. Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО                                                          «Утверждаю»

На педагогическом совете                                                     Директор школы

Протокол №                                                                                     _________Г.Н. Прибыткина

от «__»     2022 г.                                                   «    »      2022г.

   

Программа наставничества над молодым специалистом

 

 

 

 

 

                                                                                          Наставник: учитель музыки,

                                                                                          Окользина Вера Ивановна

       Молодой специалист: учитель музыки,

                                                                            Прохоровская Елена Олеговна

 

     Разработала: учитель музыки,

 Окользина В.И.

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности. Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

Актуальность

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы   из-за   отсутствия   необходимого   опыта. Программа «Наставничество» предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Молодому специалисту необходима постоянная помощь опытных коллег, наставников. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставничество в образовании — форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.

Параметры реализации программы

        Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

1.      вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2.      профессиональное самоопределение,

3.      творческая самореализация,

4.      проектирование профессиональной карьеры,

5.      вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6.      самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

1.      Общие положения

Цель  программы:  организация  наставничества        с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении.

Задачи программы:

         обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;

         дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым учителем на основе выявленных потенциальных его возможностей;

         повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

         развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

         повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно— воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:

         планирование        деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);

         консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;

         оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;

         посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов  и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.

Сроки реализации программы: 1 год

Организационные основы наставничества

1.  Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

2.  Руководство        деятельностью        наставников        осуществляют        заместитель директора по методической работе, методист.

3.  Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.

Требования, предъявляемые к наставнику:

    знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

    разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

    изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;

    вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

    проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

    оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

    подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации.

Требования к молодому специалисту:

    изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

    выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

    постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

    учиться у наставника передовым методам и формам работы;

    совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

    периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Виды контроля работы молодого специалиста.

В работе с молодым педагогом правомерны все виды контроля, которые действуют в ОУ. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Его цель – общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого педагога. Затем в течение всего года работы проводится предупредительный контроль. Его цель — выявить и предупредить ошибки в работе молодого педагога.

Ожидаемые результаты:

     активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

     повышению        профессиональной        компетентности        молодого        педагога       в вопросах педагогики и психологии;

     обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

     использовани в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.

Сведения о молодом специалисте

Ф.И.О

Прохоровская Елена Олеговна

Образование и учебное заведение

1.Нижнетагильский колледж искусств,2013

2.СПбГИК, 2019

Специальность по диплому

1.Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

2.Социально-культурная деятельность

Должность

Учитель музыки

Стаж работы

2 года

Кв. категория

—-

Сведения о наставнике

Ф.И.О

Окользина Вера Ивановна

Образование и учебное заведение

Адыгейский государственный педагогический институт, 01.1980 — 30.06.1985

Высшее образование

Специальность по диплому

Учитель музыки

Должность

Учитель музыки

Стаж работы

40 лет

Кв. категория

высшая

 

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

НА 2022-2023 учебный год

Цель — создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы. Формирование профессиональных умений и навыков у молодого педагога для успешного применения на практике.

Задачи:

— помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;

— оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;

— выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;

— создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

— развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста и посещение уроков молодым специалистом.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

7. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

— успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;

— активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

— повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;

— обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

— совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

— использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

      Беседа: «Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы».

      Инструктаж: «Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы».

      Практическое занятие: «Планирование и организация работы по предмету» (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование).

      Изучение инструкций: «Как вести электронный журнал».

сентябрь

      Посещение молодым специалистом уроков учителя — наставника.

     Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

      Практикум по темам «Разработка поурочных планов».

      Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи.

Октябрь-

ноябрь

      Методические        разработки: требования  к  анализу        урока        и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока.

      Занятие: «Работа        с        школьной        документацией. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти».

      Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся.

      Занятие: «Современный урок и его организация».

      Практикум: «Разработка олимпиадных заданий». Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

      Беседа: «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности».

декабрь

      Индивидуальная беседа: «Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся».

      Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания».

январь

      Посещение уроков, мероприятий, праздников у опытных учителей школы.

      Посещение        уроков        молодого        учителя        с        целью        выявления затруднений, оказания методической помощи.

      Посещение открытого урока  молодого учителя-коллеги        с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока.

      Практикум: «Современные        образовательные        технологии, их использование в учебном процессе».

февраль

      Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).

      Беседа: «Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала».

март

    Участие молодого специалиста в заседании ШМО (выступление по теме самообразования);

    Беседа: «Содержание        формы        и        методы        работы        педагога с родителями».

апрель

      Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя.

      Анкетирование: «Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником».

      Анализ процесса адаптации молодого специалиста.

     май