Артикуляционная зарядка перед пением
консультация по музыке

Руднева Елена Викторовна
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разминка мышц лица, артикуляционного аппарата. Дыхательная разминка.

1.Упражнения  для мышц языка

а) покусать  язык от кончика до основания, высовывая язык до отказа;

б) покусать  краешки языка попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его;

в) уколоть языком щёку изнутри.

Это упражнение можно повторять 3-4 раза, добавив двойные уколы в щёку поочерёдно, то в одну, то в другую. Также  это упражнение можно усложнить, добавив элемент губ, а именно языком поочерёдно упереться в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку.  

г) « Цоканье лошадки »

 Представить, как стучат копытца.

Упражнение нужно делать так, чтобы от активности работы язычков у детей, звук получался ясным и четким и походил на то самое цоканье. При этом можно менять положение рта в свободной форме.

2. Упражнения для губ.

 а) Покусать нижнюю губу, далее верхнюю. Поочерёдно повторить.

б) Вытянуть  губы трубочкой вперёд, а потом улыбнуться, повторить, чередуя.

в) Далее губы тянуть трубочкой вперёд, и там впереди пытаться нарисовать кружок.

Это упражнение не сразу у всех получается, т. к. достаточно непросто его выполнить. Главное быть внимательными и помогать представлениями этого круга. Со временем дети усваивают это упражнение.  

 3. Упражнения на дыхание.

Перед непосредственным выполнением упражнений необходимо напоминать детям о важности дыхания и о различии бытового дыхания и певческого.

а) Встать прямо, ровно. Ноги на ширине плеч. Руки опущены.

- Представить, что нюхаем цветы или что-то ароматное.  И при этом хочется вдохнуть как можно больше этого воздуха.

Основываясь на таких представлениях  упражнение делается по нарастающей,  а именно, с каждым повтором дети должны вдохнуть как можно больше воздуха, при этом вдох должен быть мягчим, спокойным, но полным.  Выдох  делать ртом, как расслабление.

Все последующие упражнения делать на основе хорошего, полного вдоха. Вдох  делать только носом, выдох - ртом.

 б) «Греем руки»

 Делаем хороший вдох носом и на выдохе, широко открыв рот, как- будто греем руки, делаем выдох в ладони. Выдыхаемый воздух должен быть горячим.  Упражнение делаем 3-4 раза.

 Далее делаем упражнение наоборот. Представить, что вашим рукам горячо и вы хотите  их охладить. Вдох - носом, а на выдохе  охлаждаем ладони, немного вытянув губки вперед. Выдыхаемый воздух должен быть прохладным.  Упражнение делать 3-4 раза.

в) «Собачки»

Представим, как собачки и ищут что-то вкусненькое. Имитируем носом эти нюхательные короткие, своего рода «вдохи-выдохи».

Именно в игровой форме это упражнение у детей получается в полной мере. Как только дети начинают задумываться, как это получается, происходит барьер и напряжение.

г) «Свечки»  

Представим, что  пальчики – это свечки, а кончики пальцев - огоньки этих свечей.  Задача – задуть как можно больше свечек, используя только один вдох.

Делая это упражнение, контролировать то, как дети выполняют его. Порой некоторые  ученики  неосознанно берут дополнительные вдохи, что является ошибкой, т. к. цель этого упражнения - увеличение объёма дыхания и именно осознанные действия - выдохи. Поэтому нужно акцентировать внимание на этом моменте.

Вдох должен быть один, а выдохов много. Естественно вдох мы делаем носом, а выдох - ртом. И конечно, чтобы задуть огоньки свечей, нужно делать выдохи резко, активно так, чтобы огонёк потух.

4. Интонационно - фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации.

а) «Штробас» - (от немецкого – скрип, скрежет)

 Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, плоский, расслабленный – лежит на нижней губе. Расслабленное выражение лица.

Это расслабление связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности, а представляющего собою шумовой, низкий шуршащий – скрипящий - рокочущий звук.

 Делаем спокойный, мягкий, полный вдох носом и на выдохе на имитируем  скрип на гласную «а».

 Далее усложняем задание. Теперь нам нужно проскрипеть целую фразу, но при этом не «включать» голосовые связки (голос). Фраза такая: «Покатаемся, поваляемся, поскрипим, Ивашкино  мясо поедим».

б) «Машинки»

 Чтобы сделать это упражнение, губы нужно сомкнуть, взять полный вдох носом и на выдохе через рот, а губы все так же сомкнуты, воспроизвести шум движения машины. И постараться, как можно дольше «проехать».

При давлении воздуха на губы изнутри, губы колеблются  и при задействии голосовых связок получается необходимое звучание.

Учитывая, что машины бывают разных размеров ( большие, маленькие, средние), можно эти сравнения использовать для регистрового звучания.

  Представляем, что машина застряла и буксует. Задействуем все регистры. Берём хороший вдох и начинаем с нижнего регистра, глиссандируя вверх, пройдя средний регистр, стремительно взлетаем  к высокому регистру, далее обратно сверху вниз и снова вверх. Таким образом,  мы воссоздаём имитацию  буксования машины. Упражнение делаем на одном дыхании.

в) «Раскачивание голоса»

Ноги поставить шире плеч, корпус наклонить вперёд, спина прямая, смотрим вниз, руки расслабленно болтаются. На вдохе руки поднимаем влево, прямо перпендикулярно полу и на звук «а» начинаем раскачивать руки, как качели, по нарастающей, то в одну сторону, то в другую одновременно с голосом, увеличивая силу звука и амплитуду движения рук.

г) «Счёт от 1 до 10»

 Считаем от 1 до 10, начиная с шёпота и с каждым следующим счётом усиливаем силу звука до крика.

Упражнение повторить 2-3 раза, следить за качеством выполнения каждого ученика.

5. Скороговорки

 « Наш Филат не бывает виноват, у Филата мама виновата» или « Сварили карапузу в кастрюле кукурузу». Перед быстрым проговариванием скороговорки необходимо в медленном темпе чётко произнести текст. А потом по мере запоминания и усвоения темп ускорять, активизируя внимание на чёткости дикции, проговаривания.



Предварительный просмотр:

Статья о разогреве артикуляционного аппарата перед пением.

Практическое применение упражнений для нижней челюсти.

  1. Свободно опустите челюсть вниз на один-полтора сантиметра. Через две-три секунды сожмите челюсть. Повторите 6-8 раз.
  2. Челюсть двигайте в левую сторону, потом  в правую,  вновь в левую сторону, а затем в правую.   Повторите 6-8 раз.
  3. Челюсть выдвигается вперёд, через одну-две секунды в исходное положение. Повторите 6-8 раз.

Практическое применение упражнений для губ.

  1. Сомкните губы, затем в таком положении вытяните их вперёд, через одну-  две секунды примите исходное положение. Повторите 8-10 раз.
  2. Сомкните губы, вытяните их вперёд и в таком положении поводите ими влево, вправо. Повторите 8-10 раз.
  3. Сомкните губы, вытяните их вперёд и в таком положении поводите ими вверх - вниз. Повторите 8-10 раз.
  4. Сильно произносите П-Б, П-Б, эти звуки укрепляют мышцы губ. Повторите 8-10 раз.

Практическое применение упражнений для языка.

  1. Приоткройте рот и резко вытяните язык вперёд, затем в исходное положение. Повторите 10-12 раз.
  2. Рот слегка приоткрыть и языком нужно коснуться щеки, затем другой,  разумеется, внутренней стороны щеки. Повторите 10-12 раз.
  3. Рот приоткрыт и языком нужно совершать вращательные движения, сначала по часовой стрелке, затем наоборот. Повторите 10-12 раз.
  4. С лёгкой улыбкой произносите Т-Д, Т-Д. Повторите 10-12 раз.

Перед тем, как что-то  спеть, непроизвольно делаем вдох. При пении, как впрочем, и при разговоре, нужно дышать носом.

Эти упражнения желательно делать перед зеркалом.

Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей I (выполнение артикуляционной зарядки)

В памятке представленны основные упражнения артикуляционной зарядки. Родители, заинтересованные в формировании правильного звукопризношения у своих детей,  смогут заниматься с ними дома....

На зарядку становись! Роль зарядки в жизни человека.

Цели: закрепление знаний детей о факторах, способствующих укреплению здоровья; воспитание стремления следить за своим здоровьем....

ЭОР "Иллюстрированная музыкальная артикуляционная зарядка"

ПОДГОТОВИЛА: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МДОУ ЦРР "КРИСТАЛЛИК" - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗУЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА...

Артикуляционная зарядка

Для аттестации...

Занятие – зарядка "Здоровье в порядке – спасибо зарядке!"

Занятие – зарядка "Здоровье в порядке – спасибо зарядке!"...

Памятка "Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для формирования правильной дикции в пении в классе эстрадного вокала"

Для подготовки певческого голоса к пению в классе и выступлению на сцене необходимы не только вокальные упражнения, но и дыхательные и артикуляционные упражнения. Без таких упржнений невозможна полноц...

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...