Особенности развития Отечественного хорового искусства в первой половине ХХ века
статья по музыке (8 класс)

Чебан Марина Афанасьевна

Начало XX века в России ознаменовалось разными историческими событиями и потрясениями (революции, войны), которые повлияли на изменение направлений и жанров в искусстве. Широко начала развиваться музыкально – пропагандистская деятельность. Стали разрабатываться программы мероприятий по организации просвещения населения и активизации массовости в музыкальном искусстве, характерной чертой которого явилось массовое хоровое пение.В первой половине ХХ века активизируются и развиваются массовые формы музыкального искусства такие, как массовые хоровые песни, кантаты и оратории, так как именно они могли отразить чувства общности и единства. В середине века композиторы стали обращаться к более классическим жанрам хоровой музыки, например, к хоровой миниатюре. В репертуарах  коллективов появляются произведения, которые до сих пор составляют золотой фонд многих отечественных и зарубежных коллективов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oobennosti_horovogo_iskusstva_20v.docx21.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности развития отечественного хорового искусства в первой половине ХХ века

          Начало XX века в России ознаменовалось разными историческими событиями и потрясениями (революции, войны), которые повлияли на изменение направлений и жанров в искусстве. Широко начала развиваться музыкально – пропагандистская деятельность. Стали разрабатываться программы мероприятий по организации просвещения населения и активизации массовости в музыкальном искусстве, характерной чертой которого явилось массовое хоровое пение.

            В послереволюционное время происходит замена церковного обихода на публичные демонстрации, шествия и митинги. Самым доступным репертуаром для участников стали народные и революционные песни.

           В послевоенные годы (с 1945г.) наиболее актуальной и жизнеспособной оказалась хоровая музыка, а именно жанр массовой песни,  который  сформировался в начале 20 века после революции 1917 года. Она родилась на основе уже существующих в народе народных, солдатских и революционных песнях.

         Благодаря активной деятельности хоровых коллективов растет интерес к сочинительству в хоровых жанрах. С развитием хорового исполнительства появилась потребность в обогащении академического репертуара, формированию которого активно содействовали профессиональные композиторы и хормейстеры.

            Первым шагом в устранении проблемы репертуара стало проведение в Москве Республиканского композиторского конкурса в январе 1945 года. Однако, из ста произведений, представленных на конкурсе, жюри рекомендовало к исполнению только цикл М. Коваля на стихи Тютчева и несколько обработок народных песен А. Егорова.

          С целью объединения самодеятельного и профессионального пения для совместной пропаганды хорового искусства в 1957 году во главе с А. В. Свешниковым было организовано Всероссийское хоровое общество. В ходе  работы ВХО стали задействованы смежные с хоровым искусством сферы: государственное управление культуры и образования, средства массовой информации, музыкальное образование и просветительство, любительское и профессиональное хоровое исполнительство, издательское дело.

            Перед хоровым обществом стояли следующие проблемы:

-слабая пропаганда классической музыки;

-недостаток академического репертуара в хоровом исполнительстве;

-музыкальная безграмотность населения;

-низкий уровень вокально-певческого образования в хоровых коллективах;

-нехватка профессиональных музыкальных учреждений и кадров.

         Как указывалось выше, вопрос о проблеме репертуара стоял очень остро, и именно в хоровой музыке a cappella. Подавляющее большинство хорового репертуара до первого десятилетия 20 века составляла духовная музыка, но гонимая политическим режимом Советского Союза, она перестала быть исполняемой, вплоть до 80-х годов 20 века. В связи с этим, интерес к написанию хоров без сопровождения у композиторов был потерян. «…не пройдя должного хорового воспитания, не познав возможности человеческого голоса, композиторская молодежь не имела навыков творить в пределах вокально-хоровых форм, искусно пользоваться богатством певческих средств. Не проявляя должной заботы о яркости и выразительности хоровой музыки, они упрощали фактуру, обедняли ее многоголосное изложение» [1].

            Многие композиторы обращались к хоровой музыке, например, особое место она занимала в творчестве композитора Д. Васильева-Буглая.       В 20-х – 30-х годах ХХ века в этом жанре также успешно работали композиторы  А. Давиденко («Море яростно стонало», «Первая конная»), Б. Шехтер («О чем тоскует Волга», «За Днестром»). Написанные в виде хоров a cappella, эти песни, куплетные по форме, несли в себе большой эмоциональный заряд. К подобным же произведениям следует отнести песню Д. Васильева-Буглая «Гибель Чапаева» на стихи М. Долинова.

             Самым значительным вкладом в развитии хоровой музыки a cappella, стало творчество В. Шебалина. Приоритетным жанром в творчестве композитора стала хоровая миниатюра[2], чья романтическая образная палитра была настолько разнообразна, что открыла большие возможности для творческой реализации. За несколько лет деятельности им было создано более двух десятков хоров. Его произведения довольно быстро приобрели большую известность и любовь слушателей. Одни из лучших миниатюр композитора  – «Утес» на стихи М. Лермонтова, «Зимняя дорога» на стихи А. Пушкина, «Березе», «Мать послала сыну думы» и «Казак гнал коня» на стихи М. Танка, два хора на стихи Пушкина «Стрекотунья белобока» и «Эхо». Произведения Шебалина отличаются высокой художественностью, проникновенностью и задумчивостью.

          Свежую волну хорового творчества, которая открыла огромные возможности в решении художественных и идейных концепций, стали «Десять поэм» на слова революционных поэтов конца XIX и начала ХХ столетия композитора Д. Шостаковича. Внимание композитора привлекла страстность, стремление к свободе и самоотверженность в борьбе авторов стихов. Шостакович назвал эти хоры поэмами, так как конкретность и разнообразие содержания стихов потребовали развернутой формы. Несмотря на то, что каждое произведение обладало самостоятельностью, их объединяла общая драматургическая линия, которая связала их в одно целое.

          Также нельзя не упомянуть и композитора Г. Свиридова, который уделял большое внимание хоровой музыке. В ряду ранних миниатюр композитора – «Песня о Кирове», «Казачьи песни», несколько обработок русских народных песен для смешанного состава. Хоровая музыка Свиридова отличается искренней любовью к Родине, восхищением ее природой. Изобразительность сменяется философскими размышлениями, что делает произведения эмоциональными и красочными. В хоровом языке композитор наиболее тяготеет к диатонике, использованию хоровых педалей и унисонов.

        Помимо хоровой миниатюры в XX веке  продолжали развиваться и крупные вокально-симфонические жанры такие, как опера, оратория и кантата. В оперном творчестве советские авторы обращались в основном к тематике революции и гражданской войны, Великой Отечественной войны и строительства новой жизни.  

          Развитие жанра оратории в отечественной музыке относится к концу 30-х годов[3], оно  ознаменовалось появлением таких сочинений, как: «Емельян Пугачев» М. Коваля (1939 г.), «Возвращение солнца» Е. Голубева (1936 г.), «Ленин» А. Пащенко.

          Во время войны были написаны такие оратории, как «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина, «Народная священная война» М. Коваля,  ставшие особым откликом композиторов на события Великой Отечественной войны.

         В послевоенные годы тематика мира и труда стала ведущей в творчестве советских композиторов. В этом плане наиболее яркими явились оратории «Песнь о лесах» Д. Шостаковича» и «На страже мира» С. Прокофьева. В оратории «Огни над Волгой» композитора Ю. Левитина главной стала тема великих строек, где повествуется жизнь и труд волжан.

         В конце 50-х годов ведущей тематикой оратории становится Октябрьская революция. Примером может служить «Патетическая оратория» Г. Свиридова и оратория-поэма «Двенадцать» В. Салманова.

         Из представленного материала мы видим, что в XX веке хоровое исполнительское и композиторское искусство активно развивается. Характерной чертой музыкальной жизни того периода являлось широкое развитие музыкально-пропагандистской деятельности. Демократизация музыкальной культуры определяла и характер  сферы по организации просвещения общества.

          В первой половине ХХ века активизируются и развиваются массовые формы музыкального искусства такие, как массовые хоровые песни, кантаты и оратории, так как именно они могли отразить чувства общности и единства. В середине века композиторы стали обращаться к более классическим жанрам хоровой музыки, например, к хоровой миниатюре. В репертуарах  коллективов появляются произведения, которые до сих пор составляют золотой фонд многих отечественных и зарубежных коллективов.


[1] Ильин В. Очерки истории русской хоровой литературы первой половины ХХ века. Изд. «Композитор» 2003-стр. 97

[2] Хоровая миниатюра была приоритетным жанром в творчестве русских композиторов конца 19 – начала 20 веков. Один из основных критериев – принцип отражения большого в малом. Романтическая сфера была полностью связана с выразительностью хора a cappella.

[3] Первая советская оратория появилась в 1927 году.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности русской литературы первой половины 19 века.

Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы:   1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...

Развитие культуры Казахстана в XIV - первой половине XV веков

Урок  по истории Казахстана в 7 классе. Содержит информацию по материальной и духовной культуре Казахстана в 14-15 веках. Содержится материал по музыкальному искусству и религиозным верованиям ка...

Развитие культуры Казахстана в XIV - первой половине XV веков

Урок  по истории Казахстана в 7 классе. Содержит информацию по материальной и духовной культуре Казахстана в 14-15 веках. Содержится материал по музыкальному искусству и религиозным верованиям ка...

Хоровое исполнительство в Тамбовском крае (первая половина ХХ века)

Первая половина ХХ века в хоровом исполнительстве Тамбовского края – время становления и целенаправленного развития массового самодеятельного творчества, коллективов академического и народного направл...