«Знакомство с инструментами симфонического оркестра»
план-конспект урока по музыке

Рыбакова Лариса Владимировна

План-конспект урока по музыке «Знакомство с инструментами симфонического оркестра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_muzyke_04.02.2019.docx165.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Конспект урока музыки

по теме:

 «Знакомство с инструментами симфонического оркестра»

в 4 «Б» классе

урок провела учитель музыки Рыбакова Л.В.

дата проведения: 04.02.2019 г

Цель: Знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

  • развитие заинтересованности в прослушивании симфонической музыки;
  • формирование эмоциональной отзывчивости на серьезную музыку;
  • повышение творческой активности;
  • расширение словарного запаса.

Изобразительный ряд:

  • Симфонический оркестр;
  • рисунки музыкальных инструментов.

Музыкальный ряд:

  • Разучивание: «Блины» - русская народная песня.

    Повторение: «В гостях у вороны» - муз. М. Раухвейгера, сл. М Кравчука.

      Прослушивание: «Утро» - муз. Э. Грига.

Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра;

Оборудование: музыкальный центр, синтезатор

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Приветствие.

III. Новая тема.

- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим в окно, солнечная погода улыбнитесь друг другу и своей улыбкой порадуйте соседа. Дети, а вы любите путешествовать?

Предлагаю вам сегодня совершить удивительное путешествие в музыкальную страну, где мы узнаем много интересного.

- А отправимся мы в путешествие на воздушном шаре. Согласны? Рассаживайтесь по удобнее. Все готовы? Тогда в путь!

Звучит музыка Э. Грига «Утро»

Уплывает земля из-под ног,
Открываются дальние дали.
И на детских лицах восторг:
Мы летим на воздушном шаре!

- Чтобы наше путешествие сложилось удачно нужно дать нашему воздушному шару и нашему уроку название. А сделать вы сможете с помощью моей загадки:

Инструментов много в нем:
Манят струнные смычком,
Это - флейты, а соседи –
Группа труб из красной меди.
Есть в нем группа из альтов, 
Арфы перебор –
К выступленью он готов.
Браво, дирижер! (Оркестр)

- И так как же мы с вами назовём наш урок? (Ответы детей)
- Если у нас не просто урок, а урок путешествие, значит тема урока:
«Знакомство с инструментами симфонического оркестра». Вот мы с вами и прибыли в музыкальную страну. Когда мы летели на воздушном шаре, вы слышали мелодию, это произведение Эдварда  Грига «Утро» её исполнял симфонический оркестр.

УТРО - это светлый гимн природе, полный радости, ликования.

- Вот мы сегодня это и узнаем, какие инструменты исполняют это произведение что же такое по вашему симфонический оркестр?

-Итак, оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр.

- Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену. Но почему же оркестр не начинает играть? А чтобы это нам узнать нам нужно отгадать загадку.

Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это...(дирижер.)

– Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть красивые композиции? (Ответы детей)

Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?

Игра «Поиграем в дирижёра и оркестр».

- А теперь представьте, что наш класс – дирижёры. 
И давайте вспомним как это происходит у дирижёра.
Весь класс дирижирует размер 2-4 под счёт учителя.
– А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. 
В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов.
- Давайте еще раз  послушаем, как звучит симфонический оркестр?

Звучит повтор произведения Эдварда Грига  «Утро»

- Скажите какой характер этого произведени?

-Какое настроение вызывает эта музыка?

-Правильно, молодцы!
- В симфоническом оркестре много инструментов. И настроение ,характер произведения также они передают .

Инструментов знаем много музыкальных,
Голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: «Как быть?»
И решили всех по группам разделить,
Чтоб не путались в оркестре никогда
И садились сразу на свои места.

- Сегодня я вам расскажу, из каких групп состоит симфонический оркестр.

- Давайте посмотрим, какие в этой стране проживают семейства?

1 семья струнно-смычковых инструментов-А вот здесь проживает самая многочисленная группа, к ним-то мы и отправимся в гости. Во главе этого семейства стоит самая огромная по количеству и изящная из всех струнных инструментов, красавица дочка – скрипка. У скрипки много родственников. Давайте познакомимся с ее двоюродным братом. Его зовут Альт. Он очень похож на скрипку, но больше по размеру.

В семье струнно-смычковых инструментов есть виолончель, её можно назвать мамой скрипки и альта. Она больше размером, играют на ней сидя. У нее есть специальная палочка, на которую во время игры опирается инструмент. Голос у нее более низкий, мягкий. Про виолончель говорят, что она плачет. В симфоническом оркестре также существует контрабас. Он занимает самую заднюю позицию струнно – смычковых инструментов. 

2 Следующая группа: духовые инструменты. - Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. 
- Одни из них прямые и сравнительно короткие. Одни изготовляются из дерева. 
- Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида.
Как звучат эти инструменты мы сейчас послушаем.

3 Следующая группа: Медные духовые инструменты современного симфонического оркестра.

Тромбон переводится с итальянского языка как труба. Это духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Высота звука тромбона может регулироваться кулисой или вентилями, специальными приспособлениями на трубе.

Туба называется «басом». Это духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Он издает самый низкий звук из всех духовых инструментов в оркестре.

Валторна - его звук был слышен более чем за 14 верст вокруг. Этот музыкальный инструмент можно назвать одним из самых первых, которые начал использовать человек. На Руси труба была известна с глубокой древности. В летописи записи о трубе датированы 10 веком. Трубы применяли для управления войском, в княжеских охотах, в языческих праздниках и обрядах.

4 Ударные инструменты.

- В течение многих веков складывалась группа ударных инструментов - самая неустойчивая по составу, но и самая разнообразная в современном симфоническом оркестре. 
- Сейчас в нее входят литавры, большой и малый барабаны, тарелки. Кроме них встречаются бубен или тамбурин, гонг, треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, виброфон.

- Только некоторые среди этих очень разных инструментов обладают звуками определенной высоты.

VI.Закрепление изученного материала:

- Ребята, у вас на столах лежат конверты с картинками музыкальных инструментов, но пока мы с вами путешествовали, сильный ветер разбросал их в разные места, ваша задача – разложить их и собрать инструмент.
- Молодцы с заданием справились, ну а теперь я думаю в нашем путешествии пришло время песен.

V. Вокально-хоровая деятельность:

- Исполним песню и распоёмся на ней «В гостях у вороны» - муз. М. Раухвейгера, сл. М Кравчука.

- А сейчас давайте разучим русскую народную песню «Блины» (разучивание 1 куплета и припева).

VI. Подведение итогов

- Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться обратно. А вот и воздушный шар, отправляемся в путь. Рассаживайтесь поудобнее.
С семьей каких инструментов мы с вами познакомились?

Какие инструменты бывают в симфоническом оркестре? Я сейчас проверю вас  с помощью загадок:

1. Вот такая вот красотка,

 Струны есть у неё.

Для души поёт, старается.

 А как называется?

 (Скрипка)

2. Первые марши играют военные,
 Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
 А вот вторые на крышах стоят,
 Дружно зимою все сильно дымят.
 
(Трубы)

3. Музыкант смычок берёт,
 К инструменту он идёт.
 Назовём мы как сейчас
 В оркестровой яме бас?
 
(Контрабас)

4. Я стою на трёх ногах,
 Ноги в чёрных сапогах.
 Зубы белые, педаль. Как зовут меня?

 (Рояль)

-Молодцы, ребята. Всем спасибо, все были все внимательны  на уроке!


ФОТООТЧЕТ УРОКА

C:\Users\комп\Desktop\Брягиня\101___02\IMG_0694.JPG

C:\Users\комп\Desktop\Брягиня\101___02\IMG_0692.JPGC:\Users\комп\Desktop\Брягиня\101___02\IMG_0691.JPGC:\Users\комп\Desktop\Брягиня\101___02\IMG_0690.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инструменты симфонического оркестра

Схема расположения инструментов симфонического оркестра...

Инструменты симфонического оркестра

Презентация знакомит учащихся с инструментами симфонического оркестра....

Урок музыки в 3 классе. Инструменты симфонического оркестра.

Научить учащихся не только угадывать на слух инструменты симфонического оркестра, но и понять, что каждый из них- индивидуальность, со своим "ХАРАКТЕРОМ" , " ОКРАСКОЙ" звучания....

Знакомство с медными духовыми инструментами симфонического оркестра

Предлагаю всем желающим разработку урока "Знакомство с медными духовыми инструментами симфонического оркестра". По разработке есть видеоматериал (видеовикторина и примеры с качеством видеоро...

Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра

Занятие разработано для учащихся 1-го года обучения по образовательной программе художественно-эстетического направления «Слушание музыки» для отделения народных и духовых инструментов детских школ ис...

Знакомство с инструментами симфонического оркестра

Урок во 2 классе. Разработка урока....

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...