Доклад "Современная методика обучения детей музыке".
учебно-методический материал по музыке

Елена Анатольевна Марченкова

В данной работе рассматриваются различные аспекты обучения детей музыке, творческий подход к данной проблеме, пути усовершенствования музыкального воспитания юных музыкантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический доклад15.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современная методика обучения детей музыке.

  «Что же это за страшная сила!» - говорил о музыке Лев Толстой. Во все времена эту силу старались использовать для воздействия на чувства и волю людей. И музыка много раз доказывала, что она способна воспитывать человека и общество, активно влияя на взгляды, нравы, представления о красоте.  «Она вся – порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она  властительно  ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так – с  романтической приподнятостью и пламенной восторженностью пишет о музыке Гоголь в известной статье  «Скульптура, живопись и музыка». Никакое  другое искусство  не вторгается с такой властной  силой  в наш эмоциональный мир,  подчиняя его себе как музыка. Музыка  обогащает умственно, способствует росту основных  человеческих способностей – способности  к  логическому мышлению и способности к овладению языком  и речью. Музыка расширяет и усиливает все духовные  и интеллектуальные возможности человека. Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне – позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности. На  протяжении  уже ни одного  столетия  методика преподавания претерпевала  свои  изменения более или  менее  удачные,  которые  были  направлены  на  улучшение  качества образования. Методы  преподавания являются  ключевым  вопросом  в  преподавательском  процессе в настоящее время, так  как   усвоение  знаний учащимися зависит от  того  как преподаватель  преподносит  учебный  материал. К музыкальной педагогике в целом сегодня предъявляются новые требования. Традиционная  методика   преподавания направлена  на  передачу классических  знаний  и опыта. На современном этапе следует сочетать традиционные методики и современные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал. Поэтому  необходимо  выстраивать  уроки направленные  не  только  на  приобретение   классических  знаний  и  опыта, а  и  на  развитие   творческого   потенциала   учеников.  

    Современные фортепианные методики основаны на всестороннем развитии музыкальных способностей обучающихся. Благодаря изучению игры на инструменте дети получают   новые  знания,  навыки,  развивают исполнительскую инициативу, и  за  счет  этого активно формируются музыкальные способности в целом.  На протяжении долгого времени перед   педагогом-музыкантом   стоит    вопрос: как пробудить интерес   у своих учеников к музыке и воспитать всесторонне развитую личность. Во время занятий музыкой в центр внимания должно быть поставлено воспитание у детей  интереса к музыке, к игре на  музыкальном инструменте, к  музыкальным занятиям.  Ученик должен с радостью  посещать музыкальную школу.  Он является движущей силой учебного процесса. Учащийся является не объектом   воспитания, а равноправным субъектом  учебного процесса  потому,  что  нормальное   развитие   ученика   возможно только в обстановке уважения к нему как к личности. Для этого необходимо:                                                                                                                   -  проводить обучение на основе современной  развивающей методики;

-  на уроке создать режим благоприятной  обстановки для каждого ученика;

-  поддерживать и поощрять самостоятельность каждого ученика;

- необходимо проявлять постоянную заботу о расширении  музыкального кругозора каждого ученика;

-  необходимо воспитывать чувство гордости за свою школу в каждом ученике.

    Главная задача педагога сделать занятия познавательными, увлекательными, интересными и разнообразными.

Начальное музыкальное образование начинается с детского музыкального творчества, в процессе которого ребенок с желанием осваивает грамотное  пение и музицирование.  Надо полноценно, гармонично и одновременно развивать основные музыкальные способности детей и навыки начального музицирования.  

    Прежде чем приступить к занятиям, надо настроить ученика  на творчество в мире красоты: прочитать стихотворение о радуге, показать рисунок радуги. Объясните ученику, что краски в радуге и ноты в гамме расположены  в определенном строгом порядке. Предложите ребенку самому придумать, как лучше запомнить последовательность красок в радуге. Если ноты на линейках раскрасить красками, то они лучше  и быстрее запомнятся. У каждого ребенка свое видение нот в цвете и не обязательно их раскрашивать в такой же последовательности красок, как они расположены в радуге.

   Для благоприятного усвоения учеником  новых  знаний необходимо создать наилучшие условия обучения  и  приобретения  этих  знаний. Педагогу  в первую  очередь  необходимо создать  в классе обстановку, которая  будет  способствовать  стимуляции   развития  врожденных  познавательных  способностей  детей. Для этого на  уроке  мы  можем  использовать нарисованный большой  красочный нотный  стан, который  можно  помещать   в  любые  удобные  для  обучения  места: на стену,  на  фортепиано и т.д. С  помощью  нотного стана, расположенного  на  фортепиано, мы  можем наглядно показывать ученику соотношение нот  на нотном стане и  соответствующее им положение  клавиш фортепиано.

   Проведите  знакомство с выразительными возможностями инструмента.  В этом  нам   помогут: игра на одном звуке в ансамбле с педагогом,  слушание фортепианной музыки в живом исполнении педагога  и учеников  старших классов.  При знакомстве  с инструментом, необходимо  обращать  внимание  ученика  на  красоту  и многообразие  звуков   и  созвучий,  надо  научить его  слушать   и  слышать  звуки,  которые  соединяются  в  мелодию.  Слышать -  это  просто  слышать   окружающие  звуки,  слушать -  это  значит  вслушиваться  в  красоту   музыкального  звука. Очень полезно  направить  внимание ученика   на звуки  природы,  окружающие  нас,  так  как   они   являются  источником  любой   музыки.  

    Для  знакомства  ученика с выразительными   возможностями   фортепиано   используйте  звукоподражательные   игры.  Исполните пьесу на тему природы и попросите ребенка передать эмоционально-смысловое содержание данного произведения, импровизировать голосом звуки природы, птиц. Поиграйте с учеником   в  игру   «отгадай-ка сам»,  « вижу ушами» - дети  любят  отыскивать  на  клавишах прозвучавшую ноту. Так в игровой форме они запоминают, как звучат ноты. Игра « Эхо» (повторение голосом сыгранных или спетых звуков и попевок) тренирует   координацию   слуха   и  голоса. Надо  также   приучать   ученика    «слышать ноты глазами» на рисованных клавишах и на нотном стане. Спросите его: « Как звучит твоя любимая нота? Спой ее, сыграй, раскрась на нотных линейках ».

   Важным  фактором  в  развитии  ученика  на  начальном  этапе   является пианистическая  постановка  руки. Для  этого мы можем использовать игру «Радуга». Попросим   ученика  нарисовать  каждой рукой  в  воздухе радугу-дугу:  один конец радуги  в землю  ушел (ставим пальчик на коленку  или  крышку  фортепиано), другой  конец  радуги  в  небо  стремится, а  затем   в обратном направлении. Поработать сначала левой рукой, затем правой. 

Детям  очень нравятся пальчиковые игры.  Например, « Английская игра».

Два пухлых поросенка      Два больших пальца, опущенные вниз, рисуют круги.

Купаются в пруду.

Два ловких поросенка            Указательные  пальцы  «перескакивают»  друг  

Играют в чехарду.                     через    друга.

Два сильных и высоких          Средние пальцы поднимаются -

Играют в баскетбол.                «подбрасывают мяч».

Два самых быстроногих         Безымянные пальцы «толкают мяч».

Бегут гонять в футбол.

Два маленьких,  веселых         Два мизинца «скачут».

Танцуют и поют.

Потом все поросята                  Все пальцы «шагают».

Обедать в дом идут.

Два пухлых поросенка           Движения вверх-вниз большими пальцами.

Готовят винегрет.

Два ловких и умелых                Указательные  пальцы  рисуют  круги  на

Готовят всем омлет.                   поверхности  стола.

Два сильных и высоких            Движения   вперед-назад  средними  пальцами.

В столовой моют пол.

Два  аккуратных  ставят            Безымянные  пальцы  «ставят точки» на  ладони

Еду на чистый стол.                   другой руки.

Два маленьких веселых             Мизинцы «скачут».

Всем песенки поют.

И снова поросята                         Пальцы «бегут».

Гурьбой гулять идут.

Следующая ступень развития  ученика – это работа над   звукоизвлечением. Упражнение  «радуга» переносим на  клавиши фортепиано: играем До первой октавы, затем До второй октавы и обратно: До первой октавы. То же самое играем от каждой последующей клавиши.  При этом:

  1. Поочередно отрабатываем постановку третьего пальца обеих рук;
  2. В образной форме «глубоко и мягко» знакомим   с исполнительским штрихом нон легато;
  3. Знакомим с правой педалью – звук  зависает  в  воздухе  словно  краски радуги.

  Можно  предложить  ученику поиграть  в игру «Цветной дождик».  Предложите ему нарисовать цветной  дождик. Рассмотрите  вместе  с ним его  рисунок  и изобразите его на клавишах, играя  поочередно  только  третьими  пальчиками обеих рук  с правильной  пианистической постановкой: До – левая  рука, Ми – правая рука (стаккато красивым звуком, сначала  медленно, затем  и  подвижно). На  каждом  новом  занятии, несомненно,  надо  усложнять  игру: придумайте  сюжет, как  дождик  начинается  и падают  первые  тяжелые  капли

(нон легато). Затем  начинается частый дождик. Он поет песенку и танцует (стаккато) – попробуйте сочинить  мелодию  капелек  на  близлежащих  клавишах  в  секунду,  терцию. Пусть  ученик  сам   поищет  ее,  развивая  способность «слышащей  руки».  Предложите  ему сыграть  дождик  стаккато: красивым звуком  медленно,  затем подвижно  сразу  двумя руками (третьими пальцами: До – левая рука,  Ми – правая рука, затем вторыми  и четвертыми   пальцами  и  только  спустя  некоторое  время, когда  окрепнут  пальчики -  первым  и пятым). Маленький  ребенок -  это  большой  фантазер. Он  познает  мир  всем  своим  существом: руками,  глазами, ушами. Музыкальный  инструмент  он исследует  также, поэтому надо  предоставить  ему  возможность вести  поисковую работу в  нужном  учебном  направлении.

  Необходимо  соединить  игру  на клавишах с пением  нот.  «Радугу на клавишах» ученик  играет  и одновременно  поет с  названием  нот  в первой  октаве (от звуков До, Ре, Ми первой октавы).Для  одаренных  детей  необходимо  усложнить задание – играйте на педали До  второй октавы,  а на звучащем  фоне  пусть  ребенок  активно ищет  слухом  и голосом До  первой  октавы.  И  так  постепенно от  каждой  клавиши, тренируя  слух  и голос ребенка. Эти  упражнения  необходимо  закреплять на каждом уроке. Если ученик  слишком увлекся  импровизацией дождя, используйте этот  порыв  в  учебных  целях.  Например, закрепляйте пианистическую  постановку рук  и усложняйте задание: капельки звучат  в разных  ритмах (можно подыграть пульс, ритм,  устроить  ансамбль  в несколько  детских  рук). Подыграйте детям  гром в  низком  регистре: СИ-ФА (тритон), уменьшенное трезвучие (СИ-РЕ-ФА), затем покажите, как капельки стекают, и рождается мелодия: МИ-РЕ,  МИ-ДО,  МИ-СИ,  МИ-ЛЯ. Объясните  ученику, что расстояние между  звуками  называется интервалами. Когда  ученик   их играет,  он  легко  запоминает названия  интервалов. Постепенно  вводите  в  игру  черные  клавиши: МИ-Ми бемоль, РЕ-РЕ бемоль, ДО – ученик  будет  в восторге, открывая  удивительный  мир  звучаний   на  клавишах. Это  позволит ему  испытать прекрасное чувство музыкального  вдохновения и  радость творческих  открытий. Продвигаясь  вперед на последующих  занятиях  усложняйте обучение, приобщайте ученика к различным  нотным  длительностям   практически:  в правой  руке дождик звучит  быстро  частыми капельками, в левой руке – медленно редкими капельками. На одну капельку в левой руке приходится две  капельки в  правой руке. Здесь  возникает  естественная  потребность вести  музыкальный счет. Игру  в дождик  можно исполнять  в разных  ритмах,  темпах  и с минорными аккордами  в гармоническом  сопровождении педагога. Придумайте  вместе  с учеником  сюжет: скворец  поет  свою  песенку «ДО-ДО-ДО», А Котенок  ему  подпевает  дуэтом в  терцию (МИ-МИ), они  поют  поочередно, затем  вместе. Можно  подыграть  гармонию (трезвучие: ДО-МИ-СОЛЬ).  Попробуйте  выполнить  с учеником  самое  трудное задание – наложить голосом  звук   РЕ   (Щенок)  на звучание  ДО (Скворец).  Закаляйте  детей  в  трудностях.  

   Большое значение  в музыкальном  воспитании   ученика  имеет  развитие  его  самостоятельного  мышления. Умение   самостоятельно  мыслить  воспитывается  путем  определенной  тренировки  воли   и  внимания. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося.  Используя небольшие задания,   необходимо  дать  ему   возможность самому  дойти  до решения задач, т.е. развивать у ребенка творческую инициативу. Для  этого следует, к примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть её от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску (отрывок) и угадать из какого фильма или телепередачи эта музыка, самостоятельно проставить аппликатуру и т.д..

   На первых уроках в классе фортепиано необходимо особое внимание уделять подбору по слуху, навыкам транспонирования, чтения с листа, педагогу следует больше показывать, чтобы  обучающийся  накапливал  опыт  слушателя.                                        Таким  образом, современная  музыкальная  педагогика  направлена  на  воспитание  разносторонне  развитой   личности, которая успешно  может реализовать  себя  в  разных  видах  деятельности. Для успешного  развития  навыков  игры  на  фортепиано, музыкального  слуха,  памяти  и  музыкального вкуса    в  педагогической  практике  необходимо  комплексно  применять  сочетание традиционных  и  инновационных  методов  работы. На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано, изучения и использования  инновационных  форм  работы.

  Чтобы ученик не терял интереса к занятиям, следует  включать так называемые «занимательные» методики (М.Н.Никольская, Г. Богино, И. Малахова и др.), также уделять внимание импровизациям, собственным сочинениям и подбору по слуху. Кроме того, достаточно хорошие результаты дают комплексные авторские методики (А.Д. Артоболевская, Ф. Д. Брянская, И. Кривицкий, С. Мальцев, А. Мыльников, Т.И. Смирнова, Е.М. Тимакин, Э.Тургенева и др.).

Литература:

1. Дралова Е.К. Освоение музыкального произведения в классе фортепиано:       основные этапы и методы работы (методические рекомендации).

2.  Исаева Е.О. Особенности современного обучения игре на фортепиано.

3. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2002.

4. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - М.: Кифара, 2002.

5. Е.Туркина «Котёнок на клавишах» в трёх частях. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 1998 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.

Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...

Интенсивная методика обучения детей английскому языку на материале детских песенок и стихотворений Г. Доля

Цель – Контроль практических навыков разговорной речи (диалог и монолог) на базе изученной темы.Задачи – 1. На основе ролевой игры проверить качество фонетических и интонационных навыков...

Методика обучения детей основам волебола

Методика обучения детей основам волебола...

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.Эффективность руководства учащимися на уроках плавания за­висит от знания преподавателем методики обучения плаванию, от...

Методика «Обучение детей с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию с использованием карт Проппа»

    В настоящее время использование разнообразных форм и  технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и  коррекционной работы с детьми, имеющими нар...