Взаимодействие инструктора по физической культуре с музыкальным руководителем посредством использования нейропсихологических упражнений на занятиях с детьми ОВЗ
консультация

Пойта Яна Викторовна  *Яна ПойТанцуй*

            В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом, который разработал на ее основе в начале ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания.

            Заслуга Эмиля Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей выразительности движений, гармоничного физического развития, музыкального слуха, психомоторных способностей, внимания.

           Таким образом, в сложившейся актуальной практике нашего взаимодействия, оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управления образования
Администрации города Новочеркасска
 Методический кабинет
Муниципальная опорная площадка МБДОУ детского сада №64

Взаимодействие инструктора по физической культуре с музыкальным руководителем посредством использования нейропсихологических упражнений на занятиях с детьми ОВЗ

Подготовили:

Пойта Яна Викторовна, музыкальный руководитель,

Мусинова Наталья Геннадьевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ детского сада №64

г. Новочеркасск 2021 год

Добрый день! Представляем вам опыт работы по взаимодействию инструктора по физической культуре с музыкальным руководителем посредством использования нейропсихологических упражнений на занятиях с детьми ОВЗ.

 «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков. Он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…» Платон.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом, который разработал на ее основе в начале ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания.

Заслуга Эмиля Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей выразительности движений, гармоничного физического развития, музыкального слуха, психомоторных способностей, внимания.

Таким образом, в сложившейся актуальной практике нашего взаимодействия, оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Также стоит отметить, что нейропсихологический подходявляется здоровьесберегающей и игровой технологией, предполагает коррекцию психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка через движения и музыку, эффективностькоторого доказана наукой и практикой.

Цель нашего взаимодействия: создать условия для обеспечения системного подхода при работе с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования нейропсихологических игр и упражнений.

Следует отметить, что задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты не только в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», но и в других образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Физическое развитие».

Если в образовательной области «Физическое развитие» на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и другие.

В музыкальном развитии ведущими являются задачи, которые заключаются в углублении и дифференциации восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. То есть, основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

 «Модель взаимодействия».

Наша работа основана на взаимодействии, которое отражено в модели.

  1. В начале учебного года, проводим оценку индивидуального развития детей, в рамках педагогической диагностики:  
  • инструктор по физической культуре (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);
  • музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).
  1. Совместно обсуждаем результаты для решения образовательных задач.
  2. Планируем работу в музыкально-ритмической и двигательной деятельности.
  3. Подбираем различные нейропсихологические игры и упражнения для использования в НОД, праздниках и развлечениях;
  4. Составляем перспективный план взаимодействия (ссылка на план).
  5. В конце года проводим итоговую диагностику, подводим итоги и определяем перспективы на будущее.

Модель упражнений «Нейроразминка».

Предлагаем вашему вниманию видео фрагменты занятий, в которых мы применяем нейропсихологическиеупражнения и игры в работе с детьми с особыми возможностями здоровья. Данные упражнения используем как на музыкальных, так и на физкультурных занятиях. Они могут видоизменяться и дополняться различными видами деятельности детей в зависимости от поставленной цели специалиста.

Видеоролик упражнения «Нейроразминка «Приветствие» ч.1.

Упражнение «Нейроразминка-приветствие»способствует развитию чувства ритма, внимания, речи, положительного эмоционального настроя. Я использую синтез видов деятельности как музыкальное приветствие и физическая разминка в начале занятия.

Видеоролик упражнения «Спортивная нейроразминка» ч.2.

Ученые достаточнодавно наблюдали положительное влияние бега на память, внимание, мышление и другие когнитивные функции. При отбивании мяча от пола у ребенка задействованы: тактильная чувствительность (ребенок чувствует фактуру материала, из которого мяч сделан, его форму, размер, вес), зрительные гностические функции (цвет мяча, рисунки на мяче), зрительно-моторная координация, координация движений и тренировка вестибулярного аппарата и мозжечка (ребенок подстраивает свои движения так, чтобы поймать мяч, координирует свои движения с движением мяч, тренируется точность движений), функции программирования и контроля деятельности (нужно спланировать свои действия так, чтобы мяч долетел до цели, а не вбок, и не так как сейчас захотелось – запулить мяч до потолка, а в соответствие с задачей и условием игры).

Модель упражнений «Умный канат».

Видеоролик «Умный канат» (в спортивном зале).

С особым интересом дети выполняют различные упражнения, которыемы объединили общим названием «Умный канат». Это ходьба лесенкой приставным шагом, перекрестные шаги (с пересечением средней линии тела), прыжки через канат с хлопком. Их выполнение способствует укреплению стопы и профилактики плоскостопия, задают моторное планирование, развитие межполушарного взаимодействия.

Прыжок -один из видов основных движений. Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Упражнения  повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности.

Прыжок, как один из видов основных движений имеют большое значение для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивает равновесие, координацию движений, смелости. Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику и занятия, усиливают их физиологическое воздействие.

Видеоролик упражнения «Ритмичный шаг».

Упражнение «Ритмичный шаг» развивает  координационные  способности, умение  согласовывать одновременные движения рук и ног.

На музыкальных занятиях использую данное упражнение с подкреплением речи, а именно проговариванием в ритме и с движением  слов песен, стихотворений.

Видеоролик «Музыкальный звукоряд» (в музыкальном зале).

В последующем, у меня появилась идея продолжить выполнять эти упражнения, только усложнив их добавлением ритма и проговариванием музыкального звукоряда,  после интонированием звуков, что способствует также развитию чувства ритма и звуковысотного слуха. Музыкальные композиции я пишу авторские. Игре дала название «Музыкальный звукоряд».

Модель «Нейропсихологические игры и упражнения на праздниках, развлечениях».

Видеоролик «Нейропсихологические игры и упражнения на праздниках, развлечениях» ч.1.

Игра «Метеоритный дождь».

Одновременные движения обеих рук  активизируют оба полушария, в результате чего развивается мозг, расширяется зрительное восприятие,повышается внимание.

Игра «Доберись до  луны».

Все мы знаем, что через стимуляцию пальцев развивается мозг. Эта эффективная соревновательная  игра используется для тренировки мелкой моторики пальцев рук.

Видеоролик «Нейропсихологические игры и упражнения на праздниках, развлечениях» ч.2.

Вот, например игра«Сортировка боеприпасов»не предполагает развитие зрительного восприятия, а активизирует тактильные ощущения, межполушарное взаимодействие, способствует моторному планированию.

Выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений, а включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности занятия, освобождения инструктора от подсчета во время выполнения упражнений и т.д.

Следует отметить, что комплексное воздействие со стороны всех специалистов и тесное взаимодействие с родителями, позволяет достичь наилучших результатов в коррекции нарушений развития;

Игры и упражнения, которые мы использовали способствовали:

  • активизации мозга, а именно  высшие психические функции: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • развитию более точной координации движений, упражнения выполняются детьми более четко, быстрее, без особых затруднений;
  • проявлению снижения утомляемости и повышению работоспособности, любознательности, активности, уверенности в себе;
  • ребята освоили и выполняли упражнения самостоятельно.

В дальнейшем планируем:

  • разрабатывать авторских нейроупражнения и игры
  • использовать нейропсихологические упражнения в своей работе, так как только
  • пополнять каталог авторскими нейропсихологическими играми и применять их в работе с детьми;
  • вовлечь в деятельность по нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ родителей, воспитателей ДОУ.
  • проведение онлайн мастер-классов для родителей на тему «Играем в нейроигры дома».
  • Проведение квест-игр с применением нейропсихологических игр и упражнений, а в последующем привлечение для участия родителей.
  • Совместные интегрированные занятия 1 раз в неделю (вторник).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре

Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре...

Участие в работе районного методического объединения инструкторов по физической культуре в качестве руководителя

​Информация подтверждается на официальной сайте  учреждения - http://ds45.detkin-club.ru/custom_2/192053 Цель объединения:организация информационного образовательного пространства для обмена...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя физической культуры в вопросе укрепления здоровья детей

Будучи социально востребованным, дополнительное образование нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе физическое воспи...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)

Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандарто...

Презентация на тему: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя на занятиях по физическому развитию"

Одно из правил эффективности физкультурной деятельности это слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. В помощь педагогам я разработала Мастер - класс в виде презен...

Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ впроцессе реализации задач образовательных областей«Физическая культура» и «Здоровье»...