Использование методов наглядности при обучении младших школьников
статья по музыке

Одним из необходимых и эффективных методов в музыкальном образовании детей является использование наглядных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование методов наглядности при обучении младших школьников

Современное общество выдвигает высокие требования к образованию. Основная образовательная программа, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС, основополагающей целью ставит «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека». Это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе, поэтому необходимо формировать активную, инициативную личность, способную к созидательной, творческой деятельности. В связи с этим школа ориентирована на организацию качественно иного уровня учебно- воспитательной работы, направленной на развитие творческого потенциала учащегося. В разделе «Музыка», среди задач по развитию общей музыкальности, важное значение уделяется формированию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация), проявление творческих инициатив в мире музыки.
Развитие творческой активности учащихся на уроках музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального образования. «Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития». Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу музыкальной деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность. «Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».
Психолого-педагогические исследования в области в области творческой деятельности изложены в работах Л.В. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.А. Ветлугиной, А.Н. Зиминой, Т.И. Шатковского, Б.В. Асафьева, В.А.З апорожца, Б.В. Давыдова. При всей несомненной значимости данных исследований необходимо отметить, что они во многом носят теоретико-методологический характер, в то время как практика работы в школе испытывает потребность в конкретных технологиях развития творческой активности учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения. В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.
Все большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей. Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке. В развитии творческой активности учащихся на уроках музыки наиболее продуктивно используются следующие методы:
- Метод размышления о музыке. (Д.Б. Кабалевский).
- Метод контрастных сопоставлений. (О.П. Радынова).
- Метод создания художественного контекста. (Л. Горюновой).
- Метод сопереживания. (Н.А. Ветлугина).
- Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр)
- Метод моделирования художественного образа. (А.А. Пиличаускас).
- Метод сочинения сочиненного. (В.О. Усачева).
- Метод музыкально-терапевтический. (А. Попов).
- Метод уподобления характеру звучания музыки. (О.П. Радынова).
- Метод интонационно-стилевого постижения музыки. (Е. Критская).
- Метод инсценировки. (М.С. Красильникова).
- Метод озвучивания стихов. (Н.Н. Гришанович).
Технология обучения — это составная часть дидактической системы. Дидактическая система помимо методов включает в себя средства обучения. К музыкально-дидактическим средствам относятся наглядно-дидактические пособия, дидактические игры и модели. Модели-обобщенные логические схемы на основе анализа конкретных интонационных воплощений. Наглядно-дидактические средства служат учебной цели и направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка», формируют знания и умения, которые являются основой в учебной и творческой деятельности. Дидактические пособия успешно применялись в практике Ф. Фребель, М. Монтессори, Н. Ветлугиной, т.к. у детей младшего школьного возраста доминирует конкретное, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Педагогическая ценность дидактических пособий в том, что они с учетом возрастных особенностей открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненную практику, формируют умение мыслить, развивают творческие способности. Дидактические пособия имеют два начала: учебное, познавательное и занимательное, игровое. Игра - основной вид деятельности в детстве, в первом классе происходит переход от игровой деятельности к учебной. «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. С помощью демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержания, изображаемого на доске.
Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия. Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений. Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство учащихся с реальными объектами природы.
Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция – развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.
Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют учащемуся вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учащихся. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся. Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения. Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций. При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид – печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.
Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.
Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.
На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или учащегося, средством мотивации. Достоинства учебных картин – их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учащихся с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие.
Таким образом, дидактические наглядные средства на уроках музыки: 
- способ повышения качества учебного материала и усиления образовательных эффектов; 
- дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся; 
- реализация дифференцированного подхода к учащимся с разными способностями и уровнем готовности к обучению; 
- возможность создания адаптивной системы обучения.

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/ Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2003. – 395 с.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/ Ю. Б. Алиев. – М.: Владос, 2009. – 336 с.
3. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении/ В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б. В. Асафьев. – М.: Просвещение, 1973. – 271 с.
5. Асафьев Б. В. О музыкально – творческих навыках у детей// Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б. В. Асафьев. – Л.: Просвещение, 1973. – 271 с.
6. Вишнякова Н. Ф. Способы руководства музыкально-творческой деятельностью младших школьников // Совершенствование содержания, форм и методов эстетического воспитания в школе/ Н. Ф. Вишнякова. – Киев, 1980.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте/ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1990. – 283 с.
8. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2009. – 274 с.
9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А. Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 299с.
10. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-8/ Д. Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 2006. – 86 с.
11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения/ Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.
12. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании/ Л.Н. Комисарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2006. – 144с.
13. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. / Я.А. Коменский. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Просвещение, 1982. – с. 384
14. Методологическая культура педагога – музыканта // Под редакцией Абдуллина Э. Б. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
15. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах / Л. В. Михеева. – М.: Советский композитор, 1984. – 392с.
16. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: учебное пособие / Б. С. Рачина. – С-Пб.: Композитор, 2007. – 544 с.
17. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Н.В. Владимирова, А.В. Поляков и др., под ред. Г.Ф. Суворовой. – М.: Просвещение, 1990, С. 120 – 128.
18. Школяр Л. В. Теория и методика музыкального образования детей / Л. В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский. – 2-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 336 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Типы наглядности и их учет в обучении младших школьников родителями и педагогами"

Одним из направлений моего диссертиционного исследования является изучение типов восприятия учащихся. Собранные данные о ведущих и взаимодополняющих типах восприятия позволяют строить процесс обучения...

Использование компьютерных игр при обучении младших школьников

Внедрение компьютерных технологий в структуру урока становится неотъемлемой частью изучения многих школьных дисциплин, что способствует совершенствованию методик преподавания, развитию межпредме...

Презентация на тему " Использование проектной методики при обучении младших школьников английскому языку"

В данной презентации мне хотелось раскрыть  суть такой педагогической технологии как метод проектов и поделиться своим опытом использования  ее непосредственно в работе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Методы и способы обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств»

Задача  данной  работы  –  дать  представление  о  приемы  воспитания музыкального    слуха    младших    школьнико...

Из опыта работы: Использование мультимедийных презентаций в обучении младших школьников немецкому языку

Использование програм­мы PowerPoint и ее продукта (презентации) обладают рядом свойств, которые отлича­ют их от традиционных средств представ­ления наглядности....

Возможности использования игровых технологий при обучении младших школьников технике чтения на французском языке

Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету «иностранный язык», позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материа...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ АЛФАВИТУ»

В моей статье представленые игровые технологии, которые я использую при работе с английским алфавитом....