Алгоритм интегрированного занятия «Реальность и фантастика в искусстве» (6 кл.)
план-конспект занятия по музыке (6 класс)

Саакян Джульетта Левоновна

Алгоритм интегрированного занятия «Реальность и фантастика в искусстве» (6 кл.)

 

Общие сведения о занятии.

Предмет: музыка, ИЗО, литература.

Возраст:12-13 лет.

Длительность занятия: 40 мин.

Тип занятия: комбинированное.

Тема занятия: «Реальность и фантастика в искусстве».

Цель: формирование умения образно воспринимать окружающую природу и эстетически оценивать ее явления.

Задачи: познакомить на примере жанров этюда и баллады с воплощением образа леса в различных видах художественного творчества. Побудить интерес к творчеству Ф. Листа, Ф. Шуберта, И.В. Гете, И.И. Шишкина. Научить творчески выражать впечатления.

Художественный материал для урока:И.В.Гете «Лесной царь», фрагмент предисловия И.И. Шишкина к персональной выставке в Академии художеств с 1852-1891-е г.г., «Смотри все ближе с двух сторон...» А.К. Толстой, стихотворения К. Бальмонта «Гуляющий ветер средь сосен многозвонных» и М. Клюева «Люблю я сосен перезвон, молитвословящий пустыне».

 

Ход занятия

Чтец: В деле искусства — будь то живопись, архитектура или другая отрасль — великое значение имеет практика. Она одна дает возможность художнику разобраться в этой массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника. Талантливые художники-реалисты включили в свои «Описания природы» множество деталей. Именно это делает их творчество интересным. Звучит этюд для фортепиано Ф. Листа «Шум леса».

Педагог дополнительного образования по музыке. Ребята. Вы послушали музыкальное произведение для фортепиано. Какой характер у этого произведения? Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Музыка изображает пение птиц, трели соловьев; жизнерадостный характер музыки особенно передается в мелодии.

Музыка веселая, светлая.

Педагог дополнительного образования по музыке. Это сочинение называется этюд «Шум леса», который написал уже знакомый вам композитор Ференц Лист. Слово «Этюд» с французского означает «учение, учебное занятие». Этюд встречается и в литературе, и в балете, и в изобразительном искусстве. Этюд в музыке предназначен лдля развития техники: беглости пальцев, ровности звучания, аккордовой техники.

Этюды Ф. Листа трудны для исполнения, их играют только виртуозы и включают в программу конкурсов пианистов.

В отличие от многих композиторов Ф. Лист давал названия своим этюдам, т. е. Они явяляются программными сочинениями. Например, такие этюды, как «Дикая охота», «Блуждающие огни», «Метель», «Пейзаж». Этюды Ф. Листа — это настоящие художественные произведения, в которых он рисует красочные картины реальной жизни и природы.

Послушайте еще раз фрагмент произведения и попытайтесь подобрать тона к этой музыке — светлые или темные.

Звучит фрагмент этюда Ф. Листа «Шум леса».

Учитель ИЗО. Посмотрите, какие краски и цвета использовал русский художник XIX века И. И. Шишкин в «лесных» пейзажах. Как они соответствуют услышанной музыке?

Демонстрирует репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» 1889г., и «Лесная глушь» 1872г.

Дети. Серебристо-серые, зеленые, голубовато-оливковые оттенки, теплые золотисто-коричневые тона.

Учитель ИЗО. В пейзажах И.И. Шишкина отражается живая прелесть леса: почти осязаемо ощущается чувственная полнота жизни, живые соки мощных стволов, плодоносная сила земли. Сам художник был человеком шумным, жизнерадостным, очень земным — широкая русская натура. Прежде, чем нарисовать пейзаж, Шишкин делал большое количество подготовителльныъх набросков к нему, в частности рисунков, этюдов и офортов. В них отрабатывалась художественная техника мастера (демонстрируется Этюд травы 1884г. И.И. Шишкина, репродукции картин И.И. Шишкина «Травки» 1892г. Государственный Русский музей Спб»), «Сныть трава. Парголово.» 1884 г. (Государственный Русский музей Спб).

Проводя в лесной глуши долгое время художник порой забирался в самую сердцевину леса, которую он любил с самого детства. Шишкин воссоздает в своих полотнах атмосферу глухой чащобы, где в тиши и полумраке скрытая от людских глаз, зарождается и протекает жизнь леса и его обитателей. Художник не теряет в картинах ощущение устойчивости, реальности окружающего мира, его материальности, и постоянства бытия. (Демонстрирует репродукции картин И.И. Шишкина «Дебри», «Сосновый бор. Мачтовый лес Вятской губернии» 1872г.)

А сейчас дайте окунемся в летние воспоминания. Рассматривая этюды и репродукции, вы можете себе представить запахи леса? Какие деревья пахнут смолой? Дубы или сосны? Когда дует сильнгый ветер, деревья в лесу начинают звучать. Какие деревья звенят как струны?

Дети находят ассоциации «природного» и музыкального звучаний.

Чтец: в русской поэзии был создан образ сосны, раскачиваемой ветром и гудящей, как колокол. Учитель литературы. Величайший писатель конца XVIII века И.В.Гете написал известную балладу «Лесной царь». Баллада — это развернутое эпическое полотно, в котором объективное повествование о давно прошедшем переходит в драматический показ событий, что не исключает лирических отступлений автора. Балладная поэзия возродилась в конце XVIII – начале XIX веков благодаря возросшему интересу к фольклору. Баллада — одна из форм народно - поэтического творчества. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдаленными историческими событиями или старинными преданиями, преображенными народной молвой. Развитие действия баллады «Лесной царь» происходит на мрачно-фантастическом фоне, на котором ярко отразились необычные образы и сюжеты, где реальность подчас неотделима от вымысла.

Педагог дополнительного образования по музыке. В конце XVIII века выдающийся немецкий композитор Ф. Шуберт написал балладу «Лесной царь» на стихи И.В. Гете. Послушайте фрагмент этого произведения и подумайте, какие средства использовали поэт и музыкант для изображения леса и фантастического образа Лесного царя? Сравните балладу Ф. Шуберта с этюдом Ф. Листа.

Звучит баллада для голоса и фортепиано Ф. Шуберта «Лесной царь» (фрагмент).

Дети. Поэт использует в изображении лесного царя много прилагательных, поэтому поэтическая речь очень красочная, можно нарисовать картину. В музыке образ лесного царя передается с помощью плавной мелодии, интонации напоминают зов, шелест листьев. В музыке передается волнение отца и ребенка.

В музыке нарисован сказочный образ лесного царя, отображенный в стихаха Гете.

Педагог дополнительного образования по музыке. Природа в музыке Шуберта - не только фон, на котором развертывается повествование или происходят события. Она «очеловечивается» и излучение человеческих эмоций окрашивает образы природы, что придает ей соответствующий колорит. Мрачная ночь, бешеная скачка коня, бредовые видения ребенка, психологическое состояние которого передается через фантастический образ лесного царя.

Учитель литературы. Гете так же считал весь мир одухотворенным. В своей знаменитой статье «Природа» он признавал единство природы и человека, отдавая первенство последнему. Человек стремится постигнуть смысл жизни и законы природы, но она открывает человеку не все тайны. В природе есть стороны, непостижимые умом человека. Возможно, именно такой взгляд на мир передал своей музыкой Шуберт.

Педагог дополнительного образования по музыке. А теперь послушаем транскрипцию «Лесного царя» Шуберта — Листа. Транскрипция — это переложение для другого инструмента. В чем отличие от образа, нарисованного Шубертом?

Звучит фрагмент транскрипции Шуберта — Листа.

Дети. Музыка Листа изобразительно, а Шуберт передал в своей балладе еще и психологическое состояние героев.

Далее проводится беседа с обущающимися о том, какую смысловую нагрузку несет образ леса в картинах К.А. Васильева «Гуси-лебеди», В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (1889г.)

Демонстрируются репродукции картин.

Вывод: Урок прошел интересно и плодотворно. Дети активно и легко вступали в обсуждение темы, в диалоге с учителем и друг другом свободно строили рассуждения. Удалось избежать перегрузки и переутомления и сохранить продуктивную мотивацию к учению. Все поставленные цели и задачи были реализованы, выводы и итоги урока были подведены.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Алгоритм интегрированного занятия «Реальность и фантастика в искусстве» (6 кл.)

Общие сведения о занятии.

Предмет: музыка, ИЗО, литература.

Возраст:12-13 лет.

Длительность занятия: 40 мин.

Тип занятия: комбинированное.

Тема занятия: «Реальность и фантастика в искусстве».

Цель: формирование умения образно воспринимать окружающую природу и эстетически оценивать ее явления.

Задачи: познакомить на примере жанров этюда и баллады с воплощением образа леса в различных видах художественного творчества. Побудить интерес к творчеству Ф. Листа, Ф. Шуберта, И.В. Гете, И.И. Шишкина. Научить творчески выражать впечатления.

Художественный материал для урока:И.В.Гете «Лесной царь», фрагмент предисловия И.И. Шишкина к персональной выставке в Академии художеств с 1852-1891-е г.г., «Смотри все ближе с двух сторон...» А.К. Толстой, стихотворения К. Бальмонта «Гуляющий ветер средь сосен многозвонных» и М. Клюева «Люблю я сосен перезвон, молитвословящий пустыне».

Ход занятия

Чтец: В деле искусства — будь то живопись, архитектура или другая отрасль — великое значение имеет практика. Она одна дает возможность художнику разобраться в этой массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника. Талантливые художники-реалисты включили в свои «Описания природы» множество деталей. Именно это делает их творчество интересным. Звучит этюд для фортепиано Ф. Листа «Шум леса».

Педагог дополнительного образования по музыке. Ребята. Вы послушали музыкальное произведение для фортепиано. Какой характер у этого произведения? Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Музыка изображает пение птиц, трели соловьев; жизнерадостный характер музыки особенно передается в мелодии.

Музыка веселая, светлая.

Педагог дополнительного образования по музыке. Это сочинение называется этюд «Шум леса», который написал уже знакомый вам композитор Ференц Лист. Слово «Этюд» с французского означает «учение, учебное занятие». Этюд встречается и в литературе, и в балете, и в изобразительном искусстве. Этюд в музыке предназначен лдля развития техники: беглости пальцев, ровности звучания, аккордовой техники.

Этюды Ф. Листа трудны для исполнения, их играют только виртуозы и включают в программу конкурсов пианистов.

В отличие от многих композиторов Ф. Лист давал названия своим этюдам, т. е. Они явяляются программными сочинениями. Например, такие этюды, как «Дикая охота», «Блуждающие огни», «Метель», «Пейзаж». Этюды Ф. Листа — это настоящие художественные произведения, в которых он рисует красочные картины реальной жизни и природы.

Послушайте еще раз фрагмент произведения и попытайтесь подобрать тона к этой музыке — светлые или темные.

Звучит фрагмент этюда Ф. Листа «Шум леса».

Учитель ИЗО. Посмотрите, какие краски и цвета использовал русский художник XIX века И. И. Шишкин в «лесных» пейзажах. Как они соответствуют услышанной музыке?

Демонстрирует репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» 1889г., и «Лесная глушь» 1872г.

Дети. Серебристо-серые, зеленые, голубовато-оливковые оттенки, теплые золотисто-коричневые тона.

Учитель ИЗО. В пейзажах И.И. Шишкина отражается живая прелесть леса: почти осязаемо ощущается чувственная полнота жизни, живые соки мощных стволов, плодоносная сила земли. Сам художник был человеком шумным, жизнерадостным, очень земным — широкая русская натура. Прежде, чем нарисовать пейзаж, Шишкин делал большое количество подготовителльныъх набросков к нему, в частности рисунков, этюдов и офортов. В них отрабатывалась художественная техника мастера (демонстрируется Этюд травы 1884г. И.И. Шишкина, репродукции картин И.И. Шишкина «Травки» 1892г. Государственный Русский музей Спб»), «Сныть трава. Парголово.» 1884 г. (Государственный Русский музей Спб).

Проводя в лесной глуши долгое время художник порой забирался в самую сердцевину леса, которую он любил с самого детства. Шишкин воссоздает в своих полотнах атмосферу глухой чащобы, где в тиши и полумраке скрытая от людских глаз, зарождается и протекает жизнь леса и его обитателей. Художник не теряет в картинах ощущение устойчивости, реальности окружающего мира, его материальности, и постоянства бытия. (Демонстрирует репродукции картин И.И. Шишкина «Дебри», «Сосновый бор. Мачтовый лес Вятской губернии» 1872г.)

А сейчас дайте окунемся в летние воспоминания. Рассматривая этюды и репродукции, вы можете себе представить запахи леса? Какие деревья пахнут смолой? Дубы или сосны? Когда дует сильнгый ветер, деревья в лесу начинают звучать. Какие деревья звенят как струны?

Дети находят ассоциации «природного» и музыкального звучаний.

Чтец: в русской поэзии был создан образ сосны, раскачиваемой ветром и гудящей, как колокол. Учитель литературы. Величайший писатель конца XVIII века И.В.Гете написал известную балладу «Лесной царь». Баллада — это развернутое эпическое полотно, в котором объективное повествование о давно прошедшем переходит в драматический показ событий, что не исключает лирических отступлений автора. Балладная поэзия возродилась в конце XVIII – начале XIX веков благодаря возросшему интересу к фольклору. Баллада — одна из форм народно - поэтического творчества. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдаленными историческими событиями или старинными преданиями, преображенными народной молвой. Развитие действия баллады «Лесной царь» происходит на мрачно-фантастическом фоне, на котором ярко отразились необычные образы и сюжеты, где реальность подчас неотделима от вымысла.

Педагог дополнительного образования по музыке. В конце XVIII века выдающийся немецкий композитор Ф. Шуберт написал балладу «Лесной царь» на стихи И.В. Гете. Послушайте фрагмент этого произведения и подумайте, какие средства использовали поэт и музыкант для изображения леса и фантастического образа Лесного царя? Сравните балладу Ф. Шуберта с этюдом Ф. Листа.

Звучит баллада для голоса и фортепиано Ф. Шуберта «Лесной царь» (фрагмент).

Дети. Поэт использует в изображении лесного царя много прилагательных, поэтому поэтическая речь очень красочная, можно нарисовать картину. В музыке образ лесного царя передается с помощью плавной мелодии, интонации напоминают зов, шелест листьев. В музыке передается волнение отца и ребенка.

В музыке нарисован сказочный образ лесного царя, отображенный в стихаха Гете.

Педагог дополнительного образования по музыке. Природа в музыке Шуберта - не только фон, на котором развертывается повествование или происходят события. Она «очеловечивается» и излучение человеческих эмоций окрашивает образы природы, что придает ей соответствующий колорит. Мрачная ночь, бешеная скачка коня, бредовые видения ребенка, психологическое состояние которого передается через фантастический образ лесного царя.

Учитель литературы. Гете так же считал весь мир одухотворенным. В своей знаменитой статье «Природа» он признавал единство природы и человека, отдавая первенство последнему. Человек стремится постигнуть смысл жизни и законы природы, но она открывает человеку не все тайны. В природе есть стороны, непостижимые умом человека. Возможно, именно такой взгляд на мир передал своей музыкой Шуберт.

Педагог дополнительного образования по музыке. А теперь послушаем транскрипцию «Лесного царя» Шуберта — Листа. Транскрипция — это переложение для другого инструмента. В чем отличие от образа, нарисованного Шубертом?

Звучит фрагмент транскрипции Шуберта — Листа.

Дети. Музыка Листа изобразительно, а Шуберт передал в своей балладе еще и психологическое состояние героев.

Далее проводится беседа с обущающимися о том, какую смысловую нагрузку несет образ леса в картинах К.А. Васильева «Гуси-лебеди», В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (1889г.)

Демонстрируются репродукции картин.

Вывод: Урок прошел интересно и плодотворно. Дети активно и легко вступали в обсуждение темы, в диалоге с учителем и друг другом свободно строили рассуждения. Удалось избежать перегрузки и переутомления и сохранить продуктивную мотивацию к учению. Все поставленные цели и задачи были реализованы, выводы и итоги урока были подведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие во 2 классе Изобразительное искусство и информатика «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»(народные промыслы)

Интегрированное занятие  во 2 классе Изобразительное искусство и информатика «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»(народные промыслы)...

Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.

Урок литературы в 10 классе. Гоголь "Невский проспект". Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести....

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»Подготовила:   учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Ак-ДовуракаСодунам Анжида Калин-ооловна...

Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»...

Урок литературы по теме: "П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика" (5 класс)

Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализ...