ПРОЕКТЫ
проект по музыке

Шарова Ольга Владимировна

Задача:

1. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе игры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  «МАМОНТЁНОК»

                                             

ПРОЕКТ

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»

для детей младшей группы.

СОСТАВИТЕЛЬ: О.В. ШАРОВА

музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад «Мамонтёнок»

2023

Салехард

Тема проекта:  "Играем в сказку «Теремок». 

Автор – составитель: музыкальный руководитель – О.В. Шарова;

Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой, ролево - игровой, творческий.

Сроки реализации: 1 недели.

Участники проекта: дети младшей группы, музыкальный руководитель.

Интеграция: социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Актуальность.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

       Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

        Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

        Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

       Но как самих детей привлечь к участию? Некоторые дети в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научиться общаться со сверстниками и взрослыми?

Эту проблему я решила с помощью игр - драматизаций. Главное создать между детьми и взрослыми доверительные отношения.

Цель проекта:

1. Приобщать к сказкам посредством театральной деятельности.

2. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей младшего возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.

Задачи:

1. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.

2. Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры,

3. Развивать у детей умение изображать характерные особенности персонажей – движением.

4. Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

5. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки;

6. Способствовать формированию коммуникативных способностей детей.

Ресурсное обеспечение: элементы костюмов, книги, сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.

Участники проекта:

• воспитатели,

• дети группы,

• музыкальный работник,

Ожидаемые результаты:

-  У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;

-  сформировать умение передавать характер персонажа интонационной мимикой, жестами;

-  умение свободно держаться на сцене;

-  дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.

-  пополнение театрального уголка.

Этапы реализации проекта.

1.Этап. Информационный.

Цель этапа: Познакомить всех участников с проектом.

1. Консультации для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности".

2. Определение целей и задач.

3. Разработка проекта в группе: «В гостях у сказки «Теремок».

4. Введение детей в игровую ситуацию. Знакомство со сказкой «Теремок» (чтение, рассматривание иллюстраций, театральные этюды, отгадывание загадок).

5. Слушанье с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля.

6. Дидактические игры: "Мои любимые сказки",

7. Рассматривание иллюстраций по сказкам.

Результаты этапа.

Дети узнают по иллюстрациям сказку, правильно называют персонажей.

Умеют отгадывать описательные загадки о животных.

Владеют обобщающими понятиями: «домашние животные» и «дикие животные»

Активно включаются в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками.

2 Этап. Основной.

Цель этапа: Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к игре драматизации сказки «Теремок».

1. Рассказывание сказки детьми с имитацией действий.

2. Упражнение «Изобрази героя», имитационные упражнения.

3. Дидактическая игра «Мои любимые сказки»; «Кто идет?»

4. Драматизация сказки «Теремок».  

5. Подвижные игры: «Строим теремок»; «Лягушка».

Работа над спектаклем.

Создание декораций, костюмов.

Результаты этапа.

  • Дети внимательно слушаю сказку, активно сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание сказки.
  • У детей проявляется словотворчество.
  • С небольшой помощью могут описать сказочного персонажа, не перебивают, слушают и дополняют друг друга.
  • С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей.
  • Дружно работают в мини-группах, создавая выразительный образ героев.

3 Этап. Результативный.

Цель этапа: Предоставить возможность детям продемонстрировать результаты совместного творчества.

Театрализованное развлечение: показ сказки «Теремок».

Результаты этапа.

  • Дети овладевают навыками публичных выступлений.
  • Развитие коммуникативных навыков детей.
  • Дети согласовывают между собой действия и ролевые диалоги в ходе спектакля.

Приложение №1  фотоотчёт.

1.Этап. Информационный.

 C:\Users\user027\Desktop\проект по сказке репка\репка 5\OQtA6b_vvxc.jpg

Введение детей в игровую ситуацию.

Знакомство со сказкой «Теремок».

                                                                                   

2 Этап. Основной.

O:\4. Музыкальный\Статья Дет сад Мамонтенок\май 23\2 младш\1.jpg 

Рассказывание сказки детьми с имитацией действий.

Упражнение «Изобрази героя», имитационные упражнения.

O:\4. Музыкальный\Статья Дет сад Мамонтенок\май 23\2 младш\9.jpg                O:\4. Музыкальный\Статья Дет сад Мамонтенок\май 23\2 младш\20230526_095227.jpg

3 Этап. Результативный.

Театрализованное развлечение: показ сказки «Теремок».

O:\4. Музыкальный\Статья Дет сад Мамонтенок\май 23\2 младш\20230526_100442.jpg         O:\4. Музыкальный\Статья Дет сад Мамонтенок\май 23\2 младш\20230526_095059.jpg



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  «МАМОНТЁНОК»

                                                     

                                    ПРОЕКТ

          « МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                             

СОСТАВИТЕЛЬ: О.В. ШАРОВА

музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад  «Мамонтёнок»

                                                                     2023

                                                     

                                                                   Салехард

ТЕМА ПРОЕКТА: « МЫ РАЗНЫЕ. НО МЫ ВМЕСТЕ»

Проблема

Город Салехард – один из многонациональных городов Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов многонациональный состав населения будет и в дальнейшем увеличиваться. Наш детский сад посещают 450 воспитанников, все дети являются представителями разных национальностей.

 При обсуждении с коллегами на педагогических советах были выявлены трудности в общении детей, мы столкнулись со случаями возникновения между детьми  непонимания друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком. В результате этого  возникают проблемы в общении,  отношения друг к другу. Поэтому считаем, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, является крайне важным в дошкольном возрасте.

Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым независимо от того, где он родился.

Актуальность.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на познавательное развитие и вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.

В нашем детском саду, как и во многих других, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Цель: Сформировать толерантность, через знакомство детей с семейными национальными традициями.

Задачи:

  1.  воспитать культуру взаимоотношений среди сверстников, стремление совершать добрые дела;
  2. формировать навыки работы в команде;
  3. воспитать взаимоуважение  через умение слушать своих друзей;
  4. развивать коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
  5. формировать у детей  дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
  6. повышать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
  7. закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.

Для решения поставленных задач в ходе реализации проекта использовалась систематизация материала народов живущих на территории Ямала, посредством интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • воспитывать любовь к родному краю, формировать умения как вести себя в природе, чтобы не навредить.

        

Социально-коммуникативное развитие:

  • формировать интерес к своей малой Родине;
  • рассказать детям о столице Ямала и достопримечательности города Салехарда;
  • продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала: ханты, ненцы, коми, селькупы.  Особенности их национальной одежды и род их деятельности: оленеводство, рыболовство, охота.

Речевое развитие:

  • развивать интерес к художественной литературе разных народов, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребенка;
  • обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера;
  • развивать способность слушать литературные произведения – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержания и следить за развитием сюжета;
  • активизировать словарь.

Художественно - эстетическое развитие:

  • развивать эмоционально - эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности;
  • способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам и их ценностям;
  • формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия северного края;
  • закреплять и углублять представления о жанрах народной музыки, ее средствах выразительности;
  • познакомить с традиционным изобразительным искусством: орнамент из меха или разноцветного сукна;
  • привлекать детей к драматизации народных сказок

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: Музыкальный руководитель, дошкольники 5 – 6 лет, воспитатели, родители.

Срок проекта: 1 месяц

Форма проведения итогового мероприятия проекта: 

  • интегрированное занятие о культуре и традиции : «Национальный орнамент»,
  • тематическое занятие о родном крае « Мой Ямал»;
  • просмотр видео-роликов (с песнями, танцами);
  • беседы «Какие мы разные», «Моя семья»
  • выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
  • оформление предметно – окружающей среды;

Продукты проекта: 

  • оформление выставки рисунков, поделок;
  • мероприятия в детском саду;  

Участие родителей воспитанников в   проекте

  • в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций.

Основными направлениями проекта являются:

1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;

2. Формирование компетенций у родителей в области толерантного воспитания.

Проект реализуется в три этапа.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный (первая неделя)

1. Формулирование проблемных вопросов;

2. Разработка содержания основных этапов;

3. Планирование работы;

4. Создание информационной базы (книги, методические пособия, журналы, интернет – ресурсы), необходимой для реализации проекта;

5. Подготовка информации о культуре, быте разных народов;

6. Анализ собранной информации;

7. Подбор демонстрационного и раздаточного материала;

8. Создание:

Второй этап – содержательный этап. (вторая – третья неделя)

1. Беседа с детьми о родном крае;

        -«Какие народы живут в Салехарде»;
-«Чем они занимаются?»;
-«Какая у них культура?»;

2. Реализация проекта в образовательную практику (рисование орнамента, лепка, изготовление поделок);

3.Закрепление полученных знаний на практике через разучивание песен, танцев, стихов подвижных игр народов населяющих ЯМАЛ.

 

Третий этап – заключительный (четвертая неделя)

  1. Реализация запланированных мероприятий: литературно-музыкальное развлечение "Мы такие разные".
  2.  Выставка поделок и рисунков.

Ожидаемые результаты:

  • Толерантная личность, уважающая интересы, особенности, мнение другого человека.
  • Нравственно - воспитанная личность.
  • Владение способами, приёмами для поддержания межличностных отношений.

Сохранение мира, согласия в обществе.

Материально – техническое и информационное обеспечение:

Использование ИКТ, музыкальное сопровождение.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                               «ДЕТСКИЙ САД «МАМОНТЁНОК»

Проект

«Родной край-Ямал»

Авторы проекта:

Гиззатуллина Л.П.

Васильева Т.А.

Зердеева Е. Ю.

Шарова О.В.

Батютенко М. П.

Винокурова М.А.

Яковлева С.В.

г. Салехард 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел.

1.1. Паспорт проекта. Краткая справка-аннотация.

1.2. Актуальность проекта. Новизна.

1.3. Цель. Задачи проекта. Принципы реализации проекта.

1.4. Предполагаемые результаты.

II. Содержательный раздел.

2.1. Этапы реализации проекта (мотивационный, основной, итоговый).

2.2. Содержание этапов проекта. 

2.3. Представление конечных результатов.

III. Организационный раздел 

3.1. Ресурсное обеспечение проекта.

3.2. Список литературы.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Творческое название проекта: «Родной край-Ямал».

Участники проекта: дети, педагоги, родители, образовательные организации города.  

Направление проекта: нравственно–патриотическое.

Предмет проекта: традиции народов, проживающих в ЯНАО.

Тип проекта: познавательно – творческий, групповой, долгосрочный (ноябрь – апрель).

КРАТКАЯ СПРАВКА - АННОТАЦИЯ

Проект   разработан для успешного, гармоничного развития личности дошкольников, создания единого воспитательного пространства и взаимодействия между педагогами ДОУ, семьей и социумом.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Знание о той земле, на которой ты живешь – нужная, первоочередная задача. Со знаний о малой Родине и любви к ней начинается любовь к своей Отчизне.

1.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Выбор темы проекта обусловлен пониманием значимости педагогами и родителями проблемы нравственно-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае - с другой.   Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.  

Народы Севера создали богатую, совершенно уникальную культуру. Одним из средств ознакомления дошкольников с традициями, культурой народов, населяющие север, являются календарные праздники: «День Округа», «День оленевода», «Вороний день», «Русский валенок», «Широкая масленица».

Колоритный национальный язык, обряды, песни, танцы – всё это способствует расширению кругозора детей, формирует у них любознательность, творческую активность, воспитывает любовь к родному краю. Поэтому детям в дошкольном возрасте в доступной форме необходимо давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре народов, проживающих в ЯНАО, прививая любовь к культурному наследию.

Новизна проекта заключается в комплексном подходе МБДОУ с социальными партнерами в приобщении детей к истории родного края, к духовной и материальной культуре народов, проживающих в ЯНАО.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное познание окружающего мира, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, национальных традиций народов, проживающих на ямальской земле.

1.3.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

На основе сотрудничества и толерантности расширить целостные представления дошколят и родителей о северном крае, культуре народов, проживающих на Ямале.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить дошкольников: с историческими и  географическими особенностями Ямала; с бытом, трудом, культурой народов (ненцы, ханты, селькупы, коми и др);
  • развивать познавательную активность детей, активизировать словарный запас и диалогическую речь у детей;
  • инициировать к познанию традиций народов, проживающих на Ямале через народное творчество и фольклор: стихи, песни;
  • развивать умения использовать полученные знания самостоятельно в музыкально – ритмической деятельности: умение входить в образы животных, птиц, изображая их характер, повадки, пластики, различными танцевальными движениями;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к родному краю, природе;
  • развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей (ненцы, ханты, селькупы, коми, киргизы, татары, русские и др. народы);
  • вовлечь социальных партнёров (родители и организации города) в активное сотрудничество с ДОУ.

Для решения поставленных задач в ходе реализации проекта использовалась систематизация материала регионального компонента посредством интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в неживой и живой природе;
  • углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края;
  • систематизировать представления об олене, как о домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.
  • воспитывать любовь к родному краю, формировать умения как вести себя в природе, чтобы не навредить.

Социально-коммуникативное развитие:

  • формировать интерес к своей малой Родине;
  • показать на карте наш край: тундру, лесотундру, реки, озера, болота;
  • рассказать детям о столице Ямала и достопримечательности города Салехарда;
  • поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе: «День рождения города – Салехард», праздники народов, проживающие на Севере;
  • продолжать формировать представления о коренных жителях Ямала: ханты, ненцы, коми, селькупы; с их особенностями национальной одежды, их деятельностью: оленеводство, рыболовство, охота, декоративно-прикладное творчество.

Речевое развитие:

  • развивать интерес к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребенка;
  • обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов, проживающих в ЯНАО;
  • развивать способность слушать литературные произведения – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержания и следить за развитием сюжета;
  • привлекать детей к участию совместно с воспитателем в высказывании произведений народов, создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;
  • активизировать словарь.

Художественно - эстетическое развитие:

  • развивать эмоционально- эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности;
  • способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам и их ценностям;
  • формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия северного края;
  • закреплять и углублять представления о жанрах музыки северно края, ее средствах выразительности;
  • познакомить с традиционным изобразительным искусством: орнамент из меха или разноцветного сукна, выполняемы техникой мозаики;
  • привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного теста, различным импровизациям.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • принцип гуманизации – ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству;
  • принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;
  • принцип интеграции всех образовательных областей;
  • сотрудничество с семьей;
  • сотрудничество с социумом.

Основные формы реализации  проекта:

  • интегрированные занятии;
  • тематические беседы, занятия;
  • просмотр видеороликов (песни, танцы);
  • выставки;
  • создание предметно – пространственной окружающей среды;
  • участие в конкурсах В ДОУ и на муниципальном уровне;
  • сотрудничество МБДОУ с социумом.

1.4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Гипотеза: Если, включив в систему образовательного процесса региональный компонент, у дошкольников появится интерес к познанию культуры народов, проживающих на территории ЯНАО, то можно считать, что цель и задачи проекта будут достигнуты и выполнены.          

                                                                                     

Оценка эффективности реализации проекта будет прослеживаться по трем направлениям (дети, родители, педагоги), согласно поставленных задач проекта:

  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживаться через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед.
  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей отслеживаться через их участие в проведении совместных мероприятий.
  • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживаться по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 1 этап – мотивационный (организационный) (ноябрь).

  • формулирование проблемных вопросов;
  • планирование работы;
  • разработка содержания основных этапов;
  • создание информационной базы, необходимой для реализации проекта:
  • методические разработки:
  • подготовка занятий в музее «Тундровичок», бесед, сценариев о культуре, быте народов, проживающих на Ямале;
  • подбор демонстрационного и раздаточного материала;
  • организация консультаций для педагогов и родителей: «Создание предметно – развивающей среды в группе»; «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ» (для воспитателей); «Решение задач нравственно - патриотического воспитания в музыкально-художественной деятельности» (для родителей);
  • обновление библиотеки (книги, журналы, интернет – ресурсы) и экспонатов в музее «Тундровичок»(одежда, игры, куклы);
  • подготовка и проведение конкурсов чтецов, выставки;
  • подготовка и участие в городских мероприятиях (по плану работы сотрудничества с МВК им. И.С. Шемановского, МКУ Библиотека, «ОЦНК», «Наследие», «Обдорский Острог», Ямальский многопрофильный колледж);  
  • анализ собранной информации.

2 этап – основной: познавательно -  продуктивный (декабрь - март).

  • Практическая работа по плану проекта.
  • Подготовка и проведение мероприятий: «Русский валенок», «Масленица», фотовыставки, выставки поделок.

3 этап – итоговый (заключительный) (апрель). 

 

  • Подготовка и проведение мероприятий: «День оленевода», Вороний день», фотовыставки, выставки поделок.
  • Сбор, обработка, фиксирование результатов полученных знаний и продуктов проекта; обобщение опыта педагогов.

 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА

Содержание 1 мотивационного этапа (ноябрь)

Деятельность зам.

заведующего по ВМР,

воспитателей, музыкального руководителя.

  • подобрать методическое обеспечение;
  • разработать конспекты образовательных мероприятий, развлечений, консультаций, презентации;
  • создать картотеки и атрибуты к национальным  подвижным  играм  («Игры  народов Севера»,  национальные игры и др.);
  • атрибуты национального костюма (уголок ряженья);
  • создание картотеки дидактических игр: «Животные  Севера», «Собери  фигуру животного»,   «Собери  картинку»  из  6-8  частей;
  • проведение родительского собрания (групповое).

Деятельность

зам.

заведующего по ВМР,

воспитателей, музыкального руководителя

с детьми.

  • беседы с детьми о родном крае, в котором мы живем;
  • чтение художественной литературы: М. Приходько, О. Приходько «Хомани»: стихи, загадки, сказки - «Песнь лебедя», «Гордый карась», «Сказка –считалочка», «Жадный мышонок», «Как медведь свой хвост потерял», рассказы – «Охота», «Бабушкина аптека», «Рыбалка», «Авка», «Газ и нефть»;
  • слушание песен композитора С. Няруй;
  • подвижные игры народов Севера: «Хейро» (Солнце), «Важенка и оленята», «Волк и олени».

Деятельность

зам.

заведующего по ВМР,

воспитателей, музыкального руководителя

с родителями.

  • Анкетирование с родителями «Что мы знаем о Ямале?»
  • Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»;
  • Проведение родительского собрания (групповое)
  • Индивидуальная работа с участниками проекта (подготовка к конкурсам).

Содержание 2 основного этапа (декабрь-март)

Деятельность зам.

заведующего по ВМР,

воспитателя, музыкального руководителя.

  • НОД по художественно-эстетическому воспитанию ИЗО «Национальный орнамент народов Севера».
  • НОД по теме: «Мой родной край, что зовется Ямал».
  • НОД по теме: «Традиции народов, проживающих на севере».
  • НОД (социально-коммуникативной направленности для детей) по теме: «Путешествие друзей».
  • Сценарии национальных праздников:

«В гости к Оленёнку Авка», ко Дню Округа; «Вороний день».

  • Консультация для воспитателей: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада», «Решение задач нравственно- патриотического воспитания в музыкально-художественной деятельности».
  • Беседа (презентация) с детьми на тему «Животный мир Ямала», «Растительный мир Ямала».

Деятельность

зам.

заведующего по ВМР,

воспитателей, музыкального руководителя

с детьми.

 

  • Совместная работа с детьми «Национальный орнамент».
  • Преставление презентаций: «Салехард – моя столица», «Растительный мир Ямала».
  • Дидактическая игра «Доскажи словечко и подбери к нему орнамент».
  • Народные подвижные игры.
  • Слушание музыки композиторов Севера: С. Няруй, Ю. Юнкерова; А. Бердышева.
  • Музыкально–дидактические игры: «Собери картинку», «Северные ягоды», «Кто, где обитает?»
  • Чтение художественной литературы: И.Истомин «Мышонок и олененок»; ненецкие нар сказки «Голубика», «Кукушка»; нанайская нар сказка «Айога».
  • Разучивание песен и танцев Ямальских композиторов «Тэтэль- вэтэль», «Олененок Авка», «Приезжайте в тундру», «Морошка», танец «Эй беги скорей Олень», танец «Куропатки».
  • Конкурс чтецов в ДОУ.
  • Участие в городских мероприятиях: конкурс «Эко-подиум» (МВК им. И.С. Шемановского), «Читаем книжки про белых мишек» (Библиотека), конкурс – чтецов «Этот город самый лучший- город на Земле»; «День оленевода», «Вороний день», «Русский валенок», «Широкая Масленица», «День округа».

Деятельность

зам.заведующего по ВМР,

воспитателей, музыкального руководителя

с родителями.

  • Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевой игры «Родом из тундры».
  • Помощь в проведении народных праздников: «День Округа», «Вороний день».
  • Проведение викторины с родителями на тему «Ямал - наш край – родной».
  • Изготовление костюмов на конкурс «Эко-подиум» (МВК им. И.С. Шемановского).
  • Мастер – класс для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов «Музыкальные инструменты своими руками».

Содержание 3 итогового этапа (апрель)

Деятельность зам.заведующего по ВМР,

воспитателя, музыкального руководителя.

  • Представление продукта проектной деятельности (презентации, оформление выставки поделок, рисунков).
  • Анкетирование.
  • Анализ и подведение итогов реализации проекта.
  • Обобщение опыта педагогов.

 Деятельность

зам.заведующего по ВМР,

воспитателей, музыкального руководителя

с детьми.

  • Проведение народных праздников: «Вороний день», «В гости к Олененку Авка»;
  • Оформление выставки рисунков «Орнаменты народов».

Деятельность воспитателей, музыкального руководителя

с родителями.

  • Совместное посещение праздников в городе «День Оленевода», «Вороний день» (Горнокнязевск).
  • Анкетирование: «В каких мероприятиях Вы принимали активное участие?», «В каких выставках, конкурсах Вы участвовали?»

2.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

По окончании проекта «Родной край-Ямал» можно сказать следующее:

  1. В проекте МБДОУ Детский сад «Мамонтёнок» приняли участие всего 92 человека, из них: дети в количестве 35 человека, родители – 50 человек; 2 музыкальных руководителя, 2 заместителя заведующего по ВМР, 3 воспитателя.
  2. Положительную оценку эффективности по итогам проекта проследили по трем направлениям дети, родители, педагоги, а именно:
  • Дети показали заинтересованность и успешность в работе проекта и получили знания такие как:
  • расширили знания о природе, климате, о растительном и животном мире;
  • познакомились с основными видами орнамента;
  • познакомились с музыкальной культурой народов Севера: песни, танцы, музыкальные инструменты;
  • знают имена писателей, композиторов, воспевающих северный край богатством и разнообразием устного народного творчества;
  • чувство толерантности к национальностям (ненцы, ханты, селькупы, коми, киргизы, татары, русские и др.народы).
  • Активизация деятельности родителей отслеживалась по заинтересованности и очень активному участию в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах, изготовление костюмов, атрибутов и декораций.
  • Активизация деятельности педагогов отслеживалась по качественно проведенной работе с детьми (НОД, беседы, выставки, праздники, конкурсы).

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • создана в ДОУ предметно – пространственная развивающая среда («Патриотический уголок», «Уголок Севера», музей сада).
  • пополнилась библиотека в музее сада произведениями поэтов и писателей народов Севера;
  • проведены выставки рисунков и поделок, творческих работ в группе и в ДОУ;
  • созданы картотеки: подвижных игр народов Севера и народов, проживающих в ЯНАО; дидактических игр;
  • собраны: аудиотека композиторов Ямала: (диски – песен С. Няруй, А. Бердышев, Ю. Юнкеров); видеоролики (песни, танцы);
  • проведены: интегрированные занятия о культуре и традициях Ямала, тематические беседы, занятия о родном крае «Мой Ямал»;
  • показаны презентации по теме: «Салехард – моя столица», «Растительный мир Ямала»;
  • результативное участие педагогов и детей в мероприятиях, конкурсах на уровне ДОУ, города, округа;
  • педагоги провели по теме проекта мероприятия в детском саду: конкурсы, праздники; мастер-классы, семинары-практикумы для молодых педагогов и студентов, выступали по теме проекта на ГМО.

ДЕССИМЕНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Педагоги ДОУ представили свой опыт работы по теме: «Инновационная образовательная практика сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей дошкольного образования от поколения к поколению» в следующих мероприятиях:

  • в детском саду провели открытые занятия, развлечения, праздники для детей и родителей;
  • провели семинары-практикумы для педагогов, студентов и мастер-классы (в ДОУ и выездные - в п. Горнокнязевске, в городском празднике «День оленевода»);
  • участвовали в городском методическом объединении по теме «Формирование у детей дошкольного возраста нравственных основ личности, привития любви к родному краю и развитию толерантности»;
  •  участвовали в окружных, всероссийских конкурсах методических разработок (конспекты занятий, бесед, картотеки, сценарии праздников).

ВЫВОД: Познавательно - творческий проект «Родной край-Ямал» стал ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно - образовательного процесса, в котором объектом изучения выступали традиционные праздники народов, проживающих на Севере. 

Родители, воспитанники и педагоги стали активными участниками мероприятий в МБДОУ и в мероприятиях города: фестивалях, конкурсах народного творчества, фольклора. На праздниках, развлечениях дети, родители и педагоги в национальной одежде исполняли стихи, песни, в танцах входили в образы животных, птиц, изображая их характер и повадки, показывали собственное творчество.

Участники проекта на основе сотрудничества и толерантности ко всем народам (ненцы, ханты, селькупы, коми, киргизы, татары, русские и др.) через проектную деятельность приблизились к культуре народов, проживающих на Ямале, и получили общие представления о северном крае.

Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей составляющей в дошкольном возрасте. Со знаний о малой Родине и любви к ней начинается любовь к своей Отчизне.  

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Для реализации проекта в детском саду созданы все необходимые условия: Большой в современном стиле оформленный музыкальный зал, который оборудован: зеркала, электронное пианино, телевизор, DVD плеер, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, подключенный к локальной сети Интернет, медиатека.

3.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», - М.: ЦГЛ, 2004; «Знакомим  дошкольников  с  родным  городом:  Конспекты занятий»,  - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

2. Антонов  Ю.  Е.  «Как  научить  детей  любить  Родину»  Руководство  для воспитателей и учителей,  –М: АРКТИ, 2003.

3. Доронова Т. Н. «Детский сад: будни и праздники», Линка – Пресс 2006.

4. Земскова – Названова Л. «Люби и знай родной свой край»,  - М.: Чистые пруды, 2006.

5.Ковалёва  Г.  А   «Воспитывая  маленького  гражданина...»   Практическое  пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Коломацкая  И.  А.  «Нравственно  –  эстетическое  воспитание  старших дошкольников на наследие родного края»,  - Омск: Вариант – Омск, 2007.

7. Кондрыкинская  В.  «С  чего  начинается  Родина»  (Опыт  работы  по патриотическому воспитанию в ДОУ),  – М: ТЦ Сфера, 2003.

8.Лапцуй Л. «Тундра»: стихи и поэма /, перевод с ненецкого; [ред. Г.Г. Чапчахова; худож.А.Е. Голяховская]. – Москва: Советский писатель, 1970.

9. Новицкая  М.  Ю. «Наследие»  Патриотическое  воспитание  в  детском  саду.М.: Линка – Пресс, 2003.

10.Пантелеева  Н.  Г.  «Знакомим  детей  с  малой  Родиной»,  методическое  пособие М.: ТЦ Сфера, 2015.

11.Усатенко  Н.  «Белый  танец  тундры».

12.Шорыгина  Т.  А. «Беседы  о  русском  Севере»,  методические  рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2011.

13.Ядне Н. «Я родом из тундры», Москва ППО «Известия», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...