Программа "ВеНзеля"
рабочая программа по музыке

Юревич Ангелина Борисовна

Пояснительная записка

 Музыка и движение – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Движение облегчает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Всё это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах. Не все дети дошкольного возраста владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом, осознанное исполнение движений позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей.

Первостепенную роль для детей дошкольного возраста на занятиях хореографией играет музыкальное сопровождение. Требования, предъявляемые к музыкальному материалу, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий должны быть разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу. Но при этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помочь в воспитании музыкального вкуса.

Занятия танцем учат не только понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление, фантазию, память, трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию гармоничной личности детей дошкольного возраста. Данный возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни каждого ребенка. В этом возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формирует личность ребёнка.

В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчивое, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов необходимо чередовать разные виды музыкально-ритмической деятельности: использование музыкально-ритмической игры, этюды, пальчиковую гимнастику.

Хореография даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, способствует развитию многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятиях, ребенок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько радостных эмоций для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на открытых занятиях и концертных выступлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл venzelya.docx98.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Управление образования Администрации города Губкинского

Адрес: 629830, ЯНАО г. Губкинский мкр.7 дом 2; код 34936 телефон/факс 3-61-10,

E-mail: uo@mogub.yanao.ru

Описание: C:\Users\Алёшка\Downloads\логотип ддт.JPG

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Губкинского

Адрес: ЯНАО, 629841 г. Губкинский, территория Пурпе-1, ул. Труда,12; 629840 г. Губкинский, ул. Железнодорожная 6г: код 34936 телефон 3-79-01, 3-86-99

E-mail: ddt@mogup.yanao.ru

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

МБУ ДО «ДДТ»

(протокол №___

от «____» _____20____г.)

УТВЕРЖДАЮ

приказом МБУ ДО «ДДТ»

от «__» ______20_____г. №_____

_______________ (М.М. Костенко)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вензеля»

Подвид: модульная, модифицированная

Направленность программы: художественная

Возраст детей, на которых программа рассчитана: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

                                                                         

Составитель: Юревич Ангелина Борисовна,

                                                                          педагог дополнительного образования,

          высшая квалификационная категория.

г. Губкинский

2023 год

Содержание.

Стр.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

3-16

  1. Направленность

4

  1. Актуальность

4

  1. Новизна

4

  1. Педагогическая целесообразность

5

  1. Отличительные особенности

6

  1. Адресат

6

  1. Объем освоения программы и формы обучения

6

  1. Уровни усвоения

6

1.9.Особенности организации образовательного процесса, режим

6-7

1.10. Цель программы

7

1.11. Задачи программы

7-8

1.12. Учебный план

8

1.13. Содержание программы

8-10

1.14. Учебно-тематический план

11-16

1.15. Планируемые результаты

16

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

17-24

2.1. Календарный учебный график

17

2.2.Условия реализации программы

17-20

2.3.Формы аттестации

20-21

2.4.Оценочные материалы

22-23

2.5.Методические материалы

24

Список используемой литературы

25

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

Пояснительная записка

 Музыка и движение – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Движение облегчает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Всё это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах. Не все дети дошкольного возраста владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом, осознанное исполнение движений позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей.

Первостепенную роль для детей дошкольного возраста на занятиях хореографией играет музыкальное сопровождение. Требования, предъявляемые к музыкальному материалу, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий должны быть разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу. Но при этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помочь в воспитании музыкального вкуса.

Занятия танцем учат не только понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление, фантазию, память, трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию гармоничной личности детей дошкольного возраста. Данный возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни каждого ребенка. В этом возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формирует личность ребёнка.

В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчивое, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов необходимо чередовать разные виды музыкально-ритмической деятельности: использование музыкально-ритмической игры, этюды, пальчиковую гимнастику.

Хореография даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, способствует развитию многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятиях, ребенок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько радостных эмоций для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на открытых занятиях и концертных выступлениях.

Дополнительная общеобразовательная программа «Вензеля» МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинский разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее - Концепция);
  3. Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  4. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2021 №3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся в сфере Минпросвещения РФ»;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд. У1. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.);
  8. Приказ № 629 от 27 июля 2022 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», вступающим в силу с 1 марта 2023 года;
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (документ вступил в силу с 01.09. 2022г.);
  11. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;
  12. Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
  13. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  14. Устав МБУ ДО «ДДТ», утвержденный Управлением образования Администрации г. Губкинского, приказ №1015-УО от 20.12.2021 года.

Программа «Вензеля» является модифицированной программой и составлена на основе: авторской программы под редакцией Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.; примерных программ по курсу «Ритмика и физическая культура», и с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

        

  1.  Направленность.

Художественная

  1. Актуальность.

   Искусство танца - это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие музыкальных жанров повышает эмоциональность детей, развивает их воображение. Развитие творческих способностей достигаются у дошкольников в музыкально- ритмических и танцевальных движениях, которые заложены природой.

     Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом необходимых музыкально- ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий.

      Учитывая возрастные особенности детей, их запросы по занятиям хореографией проводятся в игровой форме, где большое внимание уделяется музыкальным играм и импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. В процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно - двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений и ориентация в пространстве.

      Данная программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

      Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения по дошкольному образованию, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.

  1. Новизна.

Программа «Вензеля» направлена на одновременное решение задач художественного образования и эстетическое воспитание ребенка.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно-деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением учащихся в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом: подготовкой концертных номеров;
  • Личностно – ориентированный подход. Хореография – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире;
  • Региональный подход. Учитываются художественные традиции историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этно-художественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.
  • Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

  1. Педагогическая целесообразность.

Содержание программы «Вензеля» составлено на основе основных содержательных линий общеобразовательных курсов «мировая художественная культура» «хореография». Основные содержательные линии программы включают такие разделы как: «с распределение часов в соответствии с требованиями к образовательным программам дополнительного образования художественной направленности.

Педагогическая целесообразность Дополнительная общеобразовательная программа «Вензеля» МБУ ДО «ДДТ» предназначена для обучения учащихся в возрасте от 5 до 7 лет. Ее направленность носит художественно-эстетический характер. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.

  1. . Отличительные особенности.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

        Программа «Вензеля» направлена на работу с детьми дошкольного возраста, независимо от наличия у них специальных физических данных, призвана воспитывать хореографическую культуру и прививать начальные навыки в искусстве танца.

        Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев, воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

        В соответствии с учебным планом МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинский программа «Вензеля» является программой развития способностей детей в области хореографического искусства,

           Данная программа реализуется в объединении художественной направленности «Хореографическая студия «Вензеля» и является основой для обучения по программе «Вензеля -1» для детей 7-10 лет.

  1. Адресат

Возраст обучающихся: 5-7 лет.

  1. Объём, срок освоений программы и формы обучения.

Объем программы – 144 часа.

Срок реализации программы – 2 года (по 72 часа в год).

Формы обучения.

Основная форма обучения – очная.

Основной формой обучения в дополнительном образовании является ЗАНЯТИЕ.

Язык обучения. Русский.

  1.   Уровни усвоения.

Программа имеет 2 учебный модуля по 72 часа.  Дети могут пройти обучение, начиная с 1 модуля (ознакомительный, 1 год обучения) и закончить обучение, а могут пройти обучение со 2 модуля (базовый, 2 год обучения), исходя из умений и навыков в области хореографического искусства.

  1. Особенности организации образовательного процесса, режим.

Форма реализации образовательной программы: смешанная (традиционная+ игровые занятия).

Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.

Форма организации - объединение, форма взаимодействия с учащимися - индивидуально - групповая.

При реализации программы могут быть использованы дистанционные технологии или электронное обучение. В дистанционном формате может реализовываться как вся программа, так и ее часть.

(Особенности организации образовательного процесса для учащихся с ОВЗ определяются с учетом рекомендаций ПМПК, психолого-педагогических особенностей обучающихся и их особых образовательных потребностей).

Организационные формы обучения.

        Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно-ролевая) и др.

Количество часов в год для 1-2 года обучения составляет 72 часа.

        Изменения в учебной нагрузке для 2-го года обучения может варьироваться в зависимости от уровня усвоения детьми учебного материала программы.

Режим занятий

        В соответствии с нормами СанПин 2.4.3648-20 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический час согласно возрасту.

  1. Цель программы: ознакомить детей дошкольного возраста с основами танца.

  1. Задачи программы.

В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

Обучающие:

  • научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки;
  • обучить элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения танцевальных движений;
  • сформировать первоначальные хореографические навыки;
  • научить различать направления хореографического искусства (классический танец, народно-сценический танец, эстрадный и детский танцы).

  

 Воспитательные:

  • вызвать интерес к танцевальному искусству;
  • воспитывать музыкальную культуру;
  • способствовать гармоничному развитию души и тела ребенка;
  • прививать навыки личной гигиены;
  • воспитывать уважительное отношение к педагогам и друг к другу.

  

 Развивающие:

  • развивать простейшую координацию;
  • развивать хореографическую память, внимание, выдержку;
  • развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка по средствам музыкально – ритмических движений.

   Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей;
  • развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
  • формирование осанки.

Успешное решение поставленных задач возможно только при использовании педагогических принципов:

*принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому воспитаннику);

*принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий);

*игровой принцип;

*принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

*принцип наглядности (практический показ движений).

1.12. Учебный план.

Название раздела

Количество часов

1 модуль

ознакомительный

1 год обучения

2 модуль

базовый

2 год обучения

1.

Вводное занятие "Путешествие в страну Танца»

2

2

2.

Элементы музыкальной грамоты

4

4

3.

Ритмика и основы партерной гимнастики.

20

20

4.

«Веселая игра»- музыкально-хореографические игры, с использованием элементов танца

22

18

5.

«Маленький актёр»- Активизация и развитие творческих способностей

22

26

6.

Итоговое занятие

2

2

Всего:

72

72

1.13. Содержание программы.

Раздел «Путешествие В страну Танца». 2 часа.

Сюжетная игра, направленная на развитие у детей интереса к танцам.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты». 4 часа.

  • Определение и передача в движениях – 2 часа:

характера музыки (веселый, грустный);

темпа (медленный, быстрый);

жанров музыки (марш, песня, танец).

  • Элементы музыкальной грамоты – 2 часа:

определение и передача в движения:

динамических оттенков (тихо, громко);

куплетной формы (вступление, запев, припев)

Раздел «Ритмика и основы партерной гимнастики». 20 часов.

  • Ритмика и основы партерной гимнастики.
  • Разминка. Партерная гимнастика.
  • Разминка. Танцевальные движения – 2 часа.
  • Упражнения на развитие ориентации в пространстве:

«ручеек»

«колонна».

  • Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу) -3 часа:

упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);

упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);

упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;

упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);

упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).

  • Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу): ног (сокращенная, вытянутая стопа);

упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);

упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;

упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);

упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).

  • Упражнения на развитие художественно - творческих способностей: проснулись – потянулись.
  • Упражнения на развитие ориентации в пространстве:

самостоятельно находить свое место в зале;

построение в линию, в две линии;

построение в круг.

  • Упражнения на развитие ориентации в пространстве -2 часа:

построение круг в круге;

положение в парах;

свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну;

построение из круга в одну шеренгу, в две, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении.

  • Изучение поклона:

реверанс для девочек;

поклон для мальчиков.

  • Отработка основных танцевальных шагов – 2 часа:

марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);

шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;

галоп.

  • Ритмика (разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга (гимнастика поз) – 2 часа.
  • Элементы классического экзерсиса: полуприседания, поднимание на полупальцы, прыжки. Гимнастика поз.

«Веселая игра»- музыкально-хореографические игры, с использованием элементов танца 22/ 18 часа

Основы классического танца

  • Подготовительные упражнения. Упражнения для шеи рук, ног, корпуса, головы.
  • Балетная гимнастика. Позиции рук подготовительная, I, II, III.
  • Постановка корпуса стоя.
  • Экзерсис у станка. Demi plie по I – II,VI поз лицом к станку.
  • Основы классического танца. Экзерсис у станка. Demi и grand plie по I II, IV, позиции держась двумя руками за станок, исполняя preparation.
  • Экзерсис у станка. Battement tendu по I поз вперед и в сторону.
  • Экзерсис у станка. Battement tendu, jete по I поз во всех направлениях, исполняя preparation.
  • Экзерсис у станка Battement tendi jete по I поз в сторону.
  • Экзерсис у станка. Releve на полупальцах по VI поз с demi plie. Demi и grand plie по I, II, V позиции.
  • Экзерсис у станка. Battement tendu из V позиции в сторону с demi plie. Battement tendu jete по I позиции в сторону, вперед, назад. battement fondu.
  • Battement soutenus.  Battement frappes.
  • Rond de jambe en l'air. Petit battements. Battement developpes. Grand battement jete.
  • Танцевальная игра: «Догоняшки». Отработка основных танцевальных шагов.

Основы народного танца.

  • Упражнения для развития хореографических способностей. Упражнения для рук.
  • Экзерсис на середине зала. Шаг под себя. Открывание рук в стороны.
  • Поскоки на месте с продвижением. Растяжка. Шпагат.
  • Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:

у жирафов;

  • Отработка основных танцевальных шагов:

марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);

шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;

галоп;

pas польки;

подскоки.

Основы русского танца.

  • Шаг на пятках. «Ковырялочка». Шаг на пятках «под себя». «Ковырялочка», «елочка». Удар всей стопой.
  • Переменный шаг. Шаг с пружинкой в сторону. Упражнения «маятник», «елочка». Балетная гимнастика. Постановка корпуса стоя.
  • Соскок по VI позиции с руками. Удар всей стопой и пяткой. «Гармошечка», «ковырялочка».
  • Шаг длинный и два коротких. “Гармошка” с паузой. Переменный шаг с уколом. “Маятник”.
  • Приподание по VI поз ног на месте. “Моталочка” с подскоком.

«Маленький актёр»- Активизация и развитие творческих способностей. 22/26 часов.

  • Танцевальная игра: «Море волнуется». Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей. 2 часа
  • Постановка танца «Смайлики». 2 часа
  • Постановка танца: «А у нас во дворе». 2 часа
  • Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей: «зоопарк» (движения в образах животных: зайца, лисы, волка, кота и мышей и т.д.). 2 часа
  • Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей: «где же наши ручки». 2 часа.
  • Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей: «круг». 2 часа
  • Отработка танцевальных упражнений на развитие художественно - творческих способностей для открытого урока. 2 часа
  • Постановка танца. 6/8 часов
  • Отработка танцев для открытого урока. 2 часа.

 Раздел «Итоговое занятие» 2 часа.

Концертная итоговая программа.

1.14. Учебно –тематический план

1 год освоения программы – модуль ознакомительный

Таблица 2.1.

п/п

Кол-во часов

Название раздела, темы

Тип занятий

Формы занятий

Место проведения

Формы подведения итогов

Дата планируемая

Дата фактическая

"Путешествие в страну Танца»

1-2

2

Вводное занятие. 

Знакомство с деятельность объединения, игры на знакомство

КУ

Фронтальная индивидуальная

Актовый зал

анализ

Элементы музыкальной грамоты

3-4

2

Характер и темп музыки

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

5-6

2

Динамические оттенки и куплетные формы музыки

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

Ритмика и основы партерной гимнастики.

7-8

2

Ритмика и основы партерной гимнастики.

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

9-10

2

Разминка. Танцевальные движения. Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

11-12

2

Упражнения на развитие ориентации в пространстве  Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

13-14

2

Упражнения на развитие художественно - творческих способностей. Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

15-16

2

Упражнения на развитие ориентации в пространстве-2

Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

17-18

2

Упражнения на развитие ориентации в пространстве-3

Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

19-20

2

Элементы партерной гимнастики

Отработка поклона

КУ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

21-22

2

Элементы партерной гимнастики

Отработка основных танцевальных шагов

КУ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

23-24

2

Ритмика (разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

25-26

2

Элементы классического экзерсиса. Гимнастика поз.

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

«Веселая игра»

27-28

2

Подготовительные упражнения Балетная гимнастика. Позиции рук подготовительная, I, II, III.

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

29-30

2

Demi plie по I – II,VI поз лицом к станку

КУ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

31-32

2

Экзерсис у станка. Battement tendu

КУ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

33-34

2

Battement tendu, jete по I поз во всех направлениях

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

35-36

2

Экзерсис у станка. Releve на полупальцах

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

37-38

2

Rond de jambe en l'air. Petit battements. Battement developpes. Grand battement jete

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

39-40

2

Танцевальная игра. Отработка основных танцевальных шагов

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

41-42

2

Основы классического танца -1

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

43-44

2

Основы классического танца-2

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

45-46

2

Основы русского танца 1

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

47-48

2

Основы русского танца -2

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

«Маленький актёр»

49-50

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

51-52

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей-2

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

53-54

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей-3

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

55-56

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей-4

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

57-58

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей-5

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

59-60

Отработка танцевальных упражнений на развитие  художественно - творческих способностей для открытого урока

КУ

Смешанная: групповая, фронтальная, индивидуальная

Хореографический класс

Наблюдение

Анализ развитие танцевальных способностей

61-62

Постановка танца

ОНЗУН

Фронтальная индивидуальная

Актовый зал

анализ

63-64

Постановка танца

ОНЗУН

Фронтальная индивидуальная

Актовый зал

анализ

65-66

Постановка танца

ОНЗУН

Фронтальная индивидуальная

Актовый зал

анализ

67-68

Постановка танца

ОНЗУН

Фронтальная индивидуальная

Актовый зал

анализ

69-70

Отработка танцев для итогового занятия

ОНЗУН

Смешанная

Актовый зал

Анализ

Итоговое занятие

71-72

Открытое занятие. Концертная программа

КУ

смешанная

Актовый зал

Анализ развития танцевальных способностей

2 год освоения программы – модуль базовый

Таблица 2.2.

п/п

Кол-во часов

Название раздела, темы

Тип занятий

Формы занятий

Место проведения

Формы подведения итогов

Дата планируемая

Дата фактическая

"Путешествие в страну Танца»

1-2

2

Вводное занятие. 

Знакомство с деятельность объединения, игры на знакомство

КУ

Фронтальная индивидуальная

Актовый зал

анализ

Элементы музыкальной грамоты

3-4

2

Характер и темп музыки

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

5-6

2

Динамические оттенки и куплетные формы музыки

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

Ритмика и основы партерной гимнастики.

7-8

2

Ритмика и основы партерной гимнастики.

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

9-10

2

Разминка. Танцевальные движения. Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

11-12

2

Упражнения на развитие ориентации в пространстве  Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

13-14

2

Упражнения на развитие художественно - творческих способностей. Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

15-16

2

Упражнения на развитие ориентации в пространстве-2

Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

17-18

2

Упражнения на развитие ориентации в пространстве-3

Элементы партерной гимнастики

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

19-20

2

Элементы партерной гимнастики

Отработка поклона

КУ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

21-22

2

Элементы партерной гимнастики

Отработка основных танцевальных шагов

КУ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

23-24

2

Ритмика (разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

25-26

2

Элементы классического экзерсиса. Гимнастика поз.

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

«Веселая игра»

27-28

2

Балетная гимнастика

Экзерсис у станка. Battement tendu

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

29-30

2

Балетная гимнастика

Battement tendu, jete по I поз во всех направлениях

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

31-32

2

Балетная гимнастика

Экзерсис у станка. Releve на полупальцах

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

33-34

2

Балетная гимнастика

Rond de jambe en l'air. Petit battements. Battement developpes. Grand battement jete

КУ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

35-36

2

Балетная гимнастика

Основы классического танца -1

КУ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

37-38

2

Балетная гимнастика

Основы классического танца-2

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

39-40

2

Балетная гимнастика

Основы русского танца 1

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

41-42

2

Балетная гимнастика

Основы русского танца -2

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

43-44

2

Танцевальная игра

Отработка основных танцевальных шагов

УОНЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

«Маленький актёр»

45-46

2

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей

ПЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

47-48

2

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей-2

ПЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

49-50

2

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей-3

ПЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

51-52

2

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей-4

ПЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

53-54

2

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей-5

ПЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

55-56

2

Отработка танцевальных упражнений на развитие  художественно - творческих способностей для открытого урока

ПЗ

Групповая

Хореографический класс

Наблюдение

57-58

2

Постановка танца

КУ

Групповая

фронтальная

Хореографический класс

Наблюдение

опрос

59-60

2

Постановка танца -2

КУ

Групповая

фронтальная

Хореографический класс

Наблюдение

опрос

61-62

2

Постановка танца №2

КУ

Групповая

фронтальная

Хореографический класс

Наблюдение

опрос

63-64

2

Постановка танца№2- 2

КУ

Групповая

фронтальная

Хореографический класс

Наблюдение

опрос

65-66

2

Постановка танца№3

КУ

Групповая

фронтальная

Хореографический класс

Наблюдение

опрос

67-68

2

Постановка танца№3-2

КУ

Групповая

фронтальная

Хореографический класс

Наблюдение

опрос

69-70

2

Отработка танцев для итогового занятия

КУ

Групповая

фронтальная

Актовый зал

Наблюдение

опрос

Итоговое занятие

71-72

2

Открытое занятие. Концертная программа

КУ

Групповая

фронтальная

Актовый зал

Наблюдение

опрос  родителей

УОНЗ – урок усвоения новых знаний

ПЗ – практическое занятие

КУ – комбинированный урок

ОНЗУН – урок освоения новых знаний, умений, навыков

1.15. Планируемые результаты.

По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:

К концу 1-ого года обучения (1 модуль – ознакомительный) ученики должны:

  • Знать азы партнёрских отношений;

• воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному описанию;

• создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ героев танца;

• самостоятельно исполнять программные танцы;

• координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве музыкального зала;

• уметь выполнять танцевальную связку из нескольких элементов под музыку;

• критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей;

• правила поведения в хореографическом зале;

• радоваться за успех другого.

К концу 2-ого года обучения (2 модуль – базовый) должны: 

  • отмечать в движении ритмический рисунок, акцент;
  • слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз;
  • четко, организованно перестраиваться;
  • быстро реагировать на приказ музыки;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график

Начало учебных занятий – 1 сентября

Окончание учебных занятий – 31 мая

Количество учебных недель – 36

Год обучения:

1 полугодие – 17 недель, с 01 сентября текущего года по 31 декабря текущего года

2 полугодие – 19 недель, с 11 января последующего года по 31 мая последующего года

Учебный год для обучающихся состоит из 2-х полугодий включая каникулярное время.

Учебный период

Дата

Продолжительность

Начало

Окончание

Количество учебных недель

Количество рабочих дней

1 полугодие

01.09.

31.12.

17

68

2 полугодие

13.01.

31.05.

19

76

Итого в учебном году

36

Режим работы образовательной организации:

Период учебной деятельности

Продолжительность

Учебная неделя (дней)

6 дней

Сменность (смен)

2 смены

Урок (минут)

40 минут

Перерыв (минут)

10 минут

Периодичность промежуточной аттестации

 По полугодиям

Распределение образовательной недельной нагрузки

Направление деятельности

Театр моды

Учебная деятельность

4 часа неделю – работа с каждой группой учащихся

 

Организация промежуточной и итоговой аттестации.

Сроки промежуточной аттестации:

I полугодие с 16.12.  по 25.12. текущего календарного года

II полугодие с 18.05. по 26.05. последующего календарного года

Сроки освоения и формы проведения промежуточной и итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Название дополнительной программы

Сроки освоения

Формы промежуточной аттестации*

Формы итоговой аттестации**

Реализация дополнительных программ  в учебном году

 «Вензеля»

144 часа (72часа в год)

Творческие номера, практические работы, зачеты, творческие работы

Творческое выступление, концерты

*Срок проведения промежуточной и итоговой аттестации – декабрь данного учебного года, май последующего года.

2.2. Условия реализации программы.

Организационная структура занятий. Формы и методы занятий.

В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:

  • Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности.
  • Художественно – творческая деятельность. Способствует формированию навыков самостоятельного проектирования коллекций одежды и презентации собственного продукта деятельности.

Методическое обеспечение программы:

В основу данной программы заложены основные педагогические принципы и методы обучения, которые реализуются в соответствии с поставленными задачами и содержанием курса по танцевальной ритмики и хореографии. Данные методы обучения, прежде всего, направлены на выявление и развитие природных способностей ребёнка, реализацию его интересов, учитывая его индивидуальные способности.

  • Метод практико – ориентированной деятельности, в основе которого положены такие методы, как упражнения, тренинги, репетиция.
  • Словесные методы обучения. Данный метод устанавливает тесный контакт между педагогом и ребёнком, что способствует более полному освоению программы по хореографии.
  • Наглядный метод обучения является одним из основных в программе обучения хореографии, т.к. именно через показ упражнений, танцевальной комбинации или танца происходит освоение и познание ребёнком хореографического искусства; использование фотографий и рисунков, видеоматериалов по различным жанрам танцевального искусства.
  • Метод игры. Использование на уроках различных игр: развивающих, познавательных, народных, а также игры, способствующие развитию музыкального слуха, внимания, глазомера, воображения у детей с учётом танцевальной специфики программы.
  • Проведение занятий с использованием средств культуры, использование музыки, литературы и видео в построении занятий.
  • Психологические и социологические методы, проведение анкетирования, психологических тестов для выявления индивидуальных личностных качеств ребёнка.
  • Метод требования: данный метод позволяет сформировать волевую сферу личности ребёнка. В процессе освоения программы используется форма прямого требования, где освоение происходит путём конкретных требований с использованием понятных формулировок, и косвенного требования, где создаются ситуации для вызова у ребёнка неподдельного интереса, стремления постичь «мир танца». Для использования данного метода мы прибегаем к игре в воображения.
  • Упражнение - многократное выполнение задаваемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнения является формирование устойчивых качеств личности.
  • Метод стимулирования- в основе лежит формирование у детей осознанных побуждений к достижению определённой цели. Поощрение – как положительная оценка деятельности ребёнка; в свою очередь способствует положительному закреплению навыков, полученных в работе с танцевальным материалом.
  • Метод мотивации. Способствовать созданию на уроках ситуации успеха обучающихся.
  • Метод коррекции. Поведение педагога, которое направлено на формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций.
  • Метод воспитывающих ситуаций - в определённой ситуации предоставляется возможность самостоятельно решить определённую проблему. Используется форма самоконтроля и взаимооценки.
  • Метод внушения. Данный метод воздействует на эмоциональную сферу и формирует у ребёнка определённые навыки в управлении своими эмоциями и чувствами.

Педагогические условия и средства реализации программы (формы, типы занятий и методы обучения).

Формы: учебное занятие.

Типы:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- комбинированное занятие;

- мастер-классы для детей;

- контроль умений и навыков;

- выступления.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Игровые, ролевые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:

• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;

• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

Принципы дидактики:

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

• принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов современного и бального танца;

• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

4. Метод практического обучения.

Приемы:

• комментирование;

• инструктирование;

• корректирование.

Формы работы:

* Показ танца

* Слушание музыки

* Обучение танцевальным движениям и использованию их в различных танцах;

* Отработка движений.

Формы проведения и режим учебных занятий:

Игровые занятия (задания по развитию воображения, фантазии, артистизма);

Тренировочные учебные занятия (на середине зала);

Групповые и индивидуальные занятия;

Постановочные (этюдные) занятия;

Просмотр видео материалов.

Учебно - методическое и техническое обеспечение занятий:

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:

- наличие просторного зала для занятий ритмикой и танцем;

- качественное освещение в дневное и вечернее время;

- аккомпанемент (пианино);

- музыкальная аппаратура (музыкальный центр, магнитофон),

- аудиозаписи, CD записи;

Материально-техническое оснащение.

- просторное помещение для занятий – зал.

- форма для занятий: девочки – белые футболки или купальник, юбки, носочки, удобная для занятий обувь - чешки или балетки, волосы хорошо подобраны. Мальчики – белые футболки, чёрные шорты, мягкая обувь - чешки;

- музыкальный инструмент: фортепиано;

- музыкальный центр, аудиоаппаратура;

- СD диски с записями программных танцев;

- реквизиты к танцевальным постановкам;

 - костюмы к танцам.

Информационное обеспечение.

Для реализации программы с применением дистанционных технологий используется образовательное сообщество https://vk.com/club113546275 

Кадровое обеспечение.

Реализует дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу педагог дополнительного образования. Кроме педагога дополнительного образования при реализации программы необходим концертмейстер.

2.3. Формы аттестации.

Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа.

Начальный или входной контроль позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится по окончании полугодия, года. Определяет степени усвоения обучающимися учебного материала и результатов обучения.

Итоговый контроль позволяет определить изменения уровня развития детей, их творческих способностей, получить сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Все виды аттестации проводятся на основании Положения о мониторинге МБУ ДО «ДДТ». Оценочные материалы по аттестации см. п. 2.4.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал анкетирования и тестирования, фото, отзыв детей и родителей и др.

Средства контроля.

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):

  1.  активность на занятиях;
  2.  работа по предложенным вопросам в рамках занятий (низкий уровень освоения программы);
  3.  формулирование вопросов к заданной теме (средний уровень освоения программы);
  4.  активное участие в выступлениях и творческих заданиях (высокий уровень освоения программы)

Формы контроля - фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль, взаимоконтроль.

2.4. Оценочные материалы.

Оценочные материалы — это перечень оценочных материалов, необходимых для осуществления текущего контроля и аттестации и позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

Система мониторинга как инструменты качества реализации ДООП.

Показатель динамики образовательных результатов, а также личностных и образовательных достижений обучающихся, являются показателями эффективности образовательного процесса, воспитательной системы образовательного учреждения, работы педагога, системы образования в целом.

№ п/п

Показатели (оцениваемые параметры

Степень выраженности

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

1.

Уровень внутренней позиции учащегося

Сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

2.

Умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

3.

Уровень самостоятельности и ответственности ученика при решении учебных задач

Соотнесение собственных действия с поставленными

учебными задачами Уровень личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности.

Уровень ответственности.

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

Наблюдение, учет уровня подготовки к конкурсам, проектам и др.

4.

Умение работать с информацией

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

5.

Адекватная оценка учебной деятельности

Сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Мониторинг личностных и образовательных достижений учащихся

1.

Социально активная позиция обучающегося

Уровень развития социально активной позиции, развитие творческого и личностного потенциала

1-4 – низкий уровень – учащийся не проявляет социальную активность, слабо стремиться к развитию своих способностей, не мотивирован к качеству своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет предложенные работы хорошо, постоянно улучшая их качество, стремиться быть сопричастным ко всем мероприятиям

8-10- высокий уровень – занимает активную позицию, является инициатором идей, реализует их с интересом и энтузиазмом

Наблюдение, анализ участия в конкурсах, мероприятиях и др.

2.

Навыки сотрудничества при выполнении общих работ/творческих дел/ коллективных мероприятий

Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, не возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Анализ взаимодействия обучающегося с другими детьми и взрослыми

3.

Уровень применения знаний на практике

Уровень совершенствования полученных знаний через участие обучающегося в конкурсах, выставках и др. мероприятиях

1-4 низкий уровень – способность применять полученные знания только в сотрудничестве с педагогом;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия и стремится применить их на практике самостоятельно

8-10 –высокий – умение самостоятельно и эффективно применять полученные знания при выполнении практической задачи

Наблюдение, анализ участия в конкурсах, мероприятиях и др.

4.

Развитие навыка публичного выступления/ умения презентовать результаты своей работы

Уровень развития умений публичного выступления, уровень участия и творческих, исследовательских, социальных проектах и др.

1-4 низкий уровень – низкая способность презентовать результаты своего труда, страх перед публичным выступлением

5-7 средний - стремится презентовать свои работы, участвует в публичной защите результатов своего труда

8-10 –высокий – эффективно и творчески может презентовать результаты своего учебного труда, не боится публично представлять продукт собственной деятельности

Наблюдение, анализ участия в конкурсах, мероприятиях и др.

5.

Самооценка успеха/неуспеха

Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

1-4 низкий уровень – заниженная / завышенная оценка собственного образовательного продукта: стремиться быть «успешным», но не принимает критику.

5-7 средний - стремится адекватно анализировать свои работы, готов адекватно воспринимать критику/похвалу: Стремиться к успеху, но не всегда анализирует правильно свои и чужие действия;

8-10 –высокий – адекватен к критическим замечаниям собственного продукта, стремится самостоятельно исправить ошибки: стремиться к успеху, адекватно анализируя свои действия и действия других людей

Наблюдение, тестирование

Мониторинг составляется на основе наблюдения, оценки тестовых работ обучающихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ.        

2.5. Методические материалы.

методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции,

необходимыми для ее реализации.

методы обучения и воспитания

  • обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, игровой.) и воспитания (убеждения, поощрения, стимулирования, мотивация, создание ситуаций и др.)

педагогические  технологии

  • технология группового обучения, коллективного взаимообучения, игрового обучения, разноуровнего обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, личностно—ориентированного обучения.

дидактические материалы

  • наглядные, демонстративные пособия, подборки   материалов игр, заданий, раздаточный материал по темам и разделам, и пр.

методические разработки

  • подборки разноуровневых заданий, сценарии, разработки циклов занятий по темам и т.п.

При реализации программы используются современные образовательные технологии.

Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Общие черты рассматриваемых технологий:

• Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.

• Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

• Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно - деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.

• Игровые методики.

• Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

Педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления:

А. Гуманно-личностный подход к ребенку.

Б. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

В. Концепция гуманистического коллективного воспитания.

Технология успешного обучения.

Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходим в учении. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами. Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока все же определяется нормами, установленными заранее, учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.

Итак, ситуация успеха создается педагогом (или психологом) в учебной деятельности. Но, как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) (Инге Унт, В.Д. Шадриков) такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

        

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.

        Использование педагогических технологий на занятиях см. Приложение 1, таблица №3.

Используемая литература

Для педагога.

  1. Базарова Н. Азбука классического танца- М.: Искусство, 1983
  2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
  3. Бриске И.Э. Основы детской хореографии. Ч.1 и Ч. 2. Челябинск. 2012
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
  5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.,2004.
  6. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
  7. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
  8. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли - ч.1, ч. 2. Владос. 2002.
  9. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999.
  10. Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», в помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям,
  11. издательство «Академия развития», 2004 год.
  12. Пинаева Е.А. Ритмика 1,2 часть - Пермь, 1997.
  13. Полонский В. Терминология классического танца - Смоленск, 1999.
  14. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
  15. Усова О.В. Развитие личности ребёнка средствам хореографии. Театр Танца для детей 3-6 лет. Авторская программа. – Екатеринбург, 2001.

Интернет-ресурсы для педагога

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%do%a5%do%be%d1  (хореография)

2. http://www.musical-sad.ru/forum/10-67-1 (образовательный портал)

3. http://www.bestreferat.ru/referat-388596.html   (развитие чувства ритма у дошкольников)

Для учащихся.

  1. http://www.razym.ru/83628-xoreografiya-dlya-samix-malenkix.html  (Л. Н. Барабаш - Хореография для самих маленьких) 
  2. http://www.perluna-detyam.com.ua/forum/vse-dlya-khoreografa/413-knigi-po-detskim-tantsam-i-khoreografii.html?limit=6&start=18 (детский портал)

Литература для родителей.

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Праздник каждый день» «Композитор» - Санкт- Петербург, 2007.
  2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм» «Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.
  3. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984.
  4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003. 

Внутренняя экспертиза

ФИО педагога: Юревич Ангелина Борисовна

Наименование программы Вензеля

Срок реализации программы: 2 года 

Вид программы: модифицированная 

Направленность программы художественная

Уровень освоения программы: ознакомительный, базовый 

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете учреждения.

Методист МБУ ДО «ДДТ»   /        ________/                               

                                                  Подпись                          ФИО

                                                                                          «        »         202 _  г.