Методическое пособие для учителей музыки «Задания творческого характера на уроках музыки»
методическая разработка по музыке

Харисова Надежда Георгиевна

В сборнике представлены различные упражнения, направленные на развитие творческих способностей ребят. Эти упражнения могут использоваться на любом этапе урока. Они будут интеренсы детям разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_dlya_uchiteley_muzyki.doc132.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое пособие для учителей музыки

Задания творческого характера на уроках музыки

Материал составила

Харисова Надежда Георгиевна,

учитель музыки

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

2022год

Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству.

 Замените пошлость и уныние – радостью и прозрением.

Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребёнка.

Н. Рерих

Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен.  У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки (как было показано в предыдущей главе), а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности.

Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гарантирует высокую результативность

Творческую  деятельность на уроках  музыки я  представляю  себе в виде творческих заданий. Именно они тренируют и развивают память, мышление,  воображение, наблюдательность, интуицию. Творчество предполагает непременное условие - отказ от стереотипных представлений.

Я предлагаю примеры творческих заданий, которые  использую на своих уроках. Может быть,  они помогут кому-нибудь при подготовке к урокам.  Желаю удачи!

 1. В этой части собраны упражнения и творческие задания (известные и мало известные), направленные на развитие творческих способностей во всех видах художественной деятельности. Эти упражнения используются на любом удобном для педагога этапе занятия. Они будут интересны и эффективны для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, являясь, таим образом, универсальными,- и предлагаются здесь в порядке усложнения:

Создавать голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение, прыжки.

Выражение своих мыслей и чувств  звуками. Передать с помощью звука заданное учителем  психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры,  когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные  дети  –  отгадывают.

Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в  качестве домашней работы.

Графическое, цветовое моделирование музыки.

Мимически, пластически создать  образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»,  «Новая кукла», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Прогулка» и т.д. (поле деятельности очень обширное).

Создать  литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника,  в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.

Создание  звуковых картин: «Утро  в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» - дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит  треугольник или металлофон.

«Дятел стучит»  - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла: «День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук».

Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

Используемые материалы:  целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);  народ собирается (гул голосов), снег  хрустит под ногами (целлофан).

Затем – картина «Вот она,  весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит  балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых  озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»;  «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.  После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».

Снять свой рисованный фильм, который состоит  всего из  3-4 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки.        

2.Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с некоторыми из них я хочу поделиться.

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

7. Синквейн. Пишем синквей (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  2. Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

9. Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.

10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.

Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики, формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.

ТВОРЧЕСТВО   В   ДВИЖЕНИЯХ,    ПАНТОМИМЕ   И ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упражнение-игра «У зеркала»

Для выполнения этого упражнения потребуется зеркало. Предложите детям ролевую гимнастику у зеркала.

1.        Нахмуриться, как:

а)        король;

б)        ребенок, у которого отняли игрушку;

в)        человек, скрывающий улыбку.

2.        Улыбнуться, как:

а)        вежливый японец;

б)        мать младенцу;

в)        кот на солнце.

3.        Сесть, как:

а)        пчела на цветке;

б)        наказанный Буратино;

в)        обиженная собака;

г)        обезьяна, изображающая вас.

ПРЕВРАЩЕНИЯ

Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения, предлагаемые психологом М. И. Чистяковой.

«Два клоуна»

При повторном прослушивании пьесы Д. Б. Кабалевского «Клоуны» можно предложить двум детям (с учетом их эмоциональных особенностей) изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

«Новая кукла»

Является аналогом предыдущего. Музыкальный материал — пьеса П. И: Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома».

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

4. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗА

Приведенные ниже задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образ. Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

  1. Детям необходимо пройти по камешкам через ручей (от лица любого персонажа сказки, рассказа, мультфильма по их выбору).
  2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали  по-разному.

5.ЗАДАНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

«Радуга появилась»

Предложить детям произнести фразы «Радуга появилась», «Солнышко встало», «У меня зазвонил телефон» по-разному. Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы — то восторженная, то удивленная, то горестная, то сердитая — осталась.

Когда все варианты произношения текста исчерпаны, можно предложить пропеть фразы самыми разнообразными голосами и способами: напевно, отрывисто, с легким звуком или выделяя акцентом важные слова.

6.ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ

«Какую линию выбрать»?

Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Волшебная картинка»

1.Для работы потребуются: акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая), палитра (можно использовать кафельную плитку).

2.При прослушивании музыкального произведения надо найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ею на палитру.

3.Во время прослушивания настроите, а следовательно и краски, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и проявится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка. Можно перед прослушиванием не озвучивать название произведения, ограничившись именем композитора, и предложить детям дать название прослушанному произведению и своей картине.

7. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения. Рекомендуется для детей младшего школьного возраста. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских рисунков и отметить старание учеников.

« Танец»

Упражнение относится к особой форме психологического тренинга - танцевальной психотерапии. С одной стороны, по опыту проведения подобных тренингов (исследовательская программа факультетапсихологии ЯрГУ), они очень эффективны как средство психологической разгрузки и способ оптимизации развития личности, с другой стороны, упражнение органично вписывается в урок по темам «Танец», «Балет», и т. д., помогая учащимся понять природу танца, его сущность. Ребенку предлагается в танце выразить какой-либо образ, придуманный им самим или предложенный учителем. Главное правило подбора тем: идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному. Например, станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «конфету», «виноград», «тесто» и т. д. (Можно проиллюстрировать видеофрагментами «Чай», «Кофе», и т. д. из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)

Упражнение-игра «Музыка»

Упражнение активизирует фантазию ребенка, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка в школьном возрасте, вырабатывает слушательские навыки.

Детям предлагается пьеса П. И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года». После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок. По окончании работы можно провести конкурс полученных рисунков и заглавий к ним.

Игра «Фоноскоп событий»

  • Развивает тембровый слух, фантазию звуковых образов и способствует выражению личностных особенностей ребенка.
  • Приготовить различные музыкальные инструменты и просто предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша.
  • Ребенку завязывают глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача: воссоздать но звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он открывает глаза и рассказывает ее, иллюстрируя соответствующими звуками. Побеждает самая невероятная история. В качестве домашнего задания можно предложить изобрести собственный музыкальный инстру-мент из подручных материалов и дать ему название, аргументировав свое решение.

Примеры творческих приемов:
Сказка о темпах в музыке.
Однажды в музыкальном городке решили провести соревнования по скорости звучания музыки. Желающих участвовать было очень много, но выбрали всего пять самых достойных участников. Это были музыкальные темпы. Первый темп репетировал и готовился очень долго, поэтому он прибежал первым. Его и прозвали Очень Быстрый (presto-очень скоро). Второй темп готовился очень мало и прибежал к финишу четвертым. Его прозвали Медленный (lento- медленно).
Третий темп долго тренировался и прибежал вторым Быстрый (allegro-скоро). Четвертый готовился больше, чем Медленный, но меньше, чем Быстрый его прозвали Умеренный (moderato-умеренно). А пятый темп вообще не готовился и пришел к финишу последним. За это его назвали Очень Медленный (adagio-очень медленно). Вот, откуда произошли названия музыкальных темпов.
Загадки
В классе мы билет купили,
и вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели,
весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
от певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали
Все мы любим (оперу)
Оркестр молчит,
а домбра звучит,
одной домбре только слово!
Оркестр молчит, а домбра звучит,
ведь домбра играет (соло)
Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер,

лад, в котором мы играли
   называется (мажор)
Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
это лад печальный, грустный,
называется (минор)
Ярко зал весь засверкал,
приглашает всех на бал.
Попрошу ответить вас
Что за танец этот (вальс)
                                  Динамические оттенки 
Задание:
1 .Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них красивее и почему? 2.3апомните: динамические оттенки — это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.
f - - форте-громко.
mf - - меццо — форте — умеренно (не очень) громко
р — пиано — тихо
sf - - сфорцандо — внезапно громко
Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки соответствующие этому цвету.
Жил-был кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил,

Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел.

 Кот как-то раз видит сон, вот такой
Будто затеял с мышами он бой.

f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.

 В страхе тут мыши р взмолились:

—Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут mf воскликнул кот: «Брысь!»
И в рассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши р вышли из норки,
F хрустя, съели хлебные корки,
Потом mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, sf чихнул,
К стене повернулся, и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера над ним потешались.
Вот и вся сказка.
На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности,
ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы и
решают их.
Например: 
1. Из первых букв названия каждого предмета составь слова.
2. Впиши их в пустые клеточки — вот названия музыкальных знаков и найдены.
Большое значение придаю и развитию ассоциативного мышления. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: Урок — дискуссия, урок — состязание, урок - музыкальная викторина, урок — защита, а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей.

                     Ролевая игра «Художники — декораторы». 
В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту.
                           
  Ролевая игра «Я — сочинитель»

(задачи на знание выразительных средств музыки).
Учащимся предлагается составить ритмический рисунок в размере 4/4, состоящий из 3—4 тактов. Затем сочинить текст к этому ритмическому рисунку. Далее предлагается сочиненный текст представить как первую часть трехчастной формы, а вторую и третью части выразить в цвете при условии, что вторая часть — контрастная, а третья часть — дублирует характер первой части.

 «Экспрессивное выражение эмоционального состояния» 
Начиная с первых уроков музыки, учащиеся используют двигательные упражнения с целью передачи выразительных средств музыки: так вокализируя мелодию, они показывают ее направление жестом. Можно ввести в содержание уроков навык дирижерского жеста учащимися и посмотреть, насколько чутко реагирует класс на характер дирижерского жеста.
                               

   «Ассоциативная сеть» . 

Однако в связи с недостаточным опытом общения с классической музыкой в повседневной жизни данный прием требует достаточно качественных знаний и обширного объема информации о творчестве композиторов, об особенностях музыкального языка. Я предлагаю для этого, начиная с пятого класса, когда основные понятия уже сформированы, разбирать прослушанное произведение, исходя из плана.
                             
«Пропущенное слово».

Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.
 «Найди ненужное слово».

Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

«Ассоциативные гроздья»

Учащимся предлагается ключевое слово, к которому необходимо подобрать несколько разноуровневых ассоциативных понятий.

Ситуация «Я — психолог».

Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров, психологом. Попросите его дать словесный портрет товарища, и он это сделает легко и достаточно точно.
Я предлагаю учащимся на время роль «психолога» и даю возможность через прослушивание одного или ряда произведений композитора. Рассказать о композиторе — человеке, которого они никогда не видели, не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.

Заключение

 Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Еще П.Ф. Каптерев говорил, что «.. .эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, пробуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду неприязненные отношения.

Список использованной литературы :

  1. Кодесникова Н. В. Система разноуровневых вопросов и творческих заданий по музыке для 2-4 классов.
  2. Чебунина И. А. активные методы обучения на уроках музыкальной литературы в ДМШ. http://festival.1september.ru/articles/527102/
  3. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические задания и этюды на музыку Г. Свиридова для детей дошк., школьного и ср. возраста. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html
  4. Карягина Г. В. Методика преподавания музыки. Практические занятия по методике преподавания музыки.
  5. Решетникова С. Г. Творческие задания по музыке 5-8 класс
  6. Агеева И. Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

7.Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. М.: Глобус, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей музыки - развитие голоса детей по фонопедическому методу

Предназначено для вокально-хоровой работы на уроках музыки....

Задания творческого характера на уроках музыки

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьнико...

Задания творческого характера на уроках музыки

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьнико...

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ...

Задания творческого характера на уроках трудового обучения

Задания творческого характера на уроках трудового обучения...