Педализация - важнейшее выразительное средство пианиста
учебно-методическое пособие по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Существует множество выразительных средств в музыке. Педаль - это совершенно особенное выразительное средство, принадлежащее пианистам. Необходимы знания для правильного использования педали. Обладать ими должен каждый обучающийся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedalizatsiya_-_vazhneyshee_vyrazitelnoe_sredstvo.docx17.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педализация – важнейшее выразительное средство пианистов

Музыка – это язык чувств. Понять заложенное композитором чувство может каждый человек. Помогают восприятию музыки средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, гармония, регистры, ритм, тембр, фактура, штрихи, динамика.

Среди множества выразительных средств особое место занимает педаль.

Педаль – это ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Никакой другой инструмент, не обладает специфическим богатством, подобным педальным звучанием.

Это прекрасное свойство инструмента знали и широко использовали все великие композиторы, начиная с Бетховена. Фортепианная литература 19-20 веков мыслилась композиторами с педалью, поэтому исполнительское мышление пианистов также не может существовать вне педали.П

Чувствовать педаль во всем многообразии ее применения так же, как чувствовать звук во всех его градациях – значит обладать определенным пианистическим мастерством. Тонкая разнообразная педализация обогащает звуковую палитру исполнителя. Усиление звучания обертонов резонансом открытых струн, сохранение органного пункта полупедалью, колористические смешения гармоний, «таяние» звуков при вибрируемой или медленно снимаемой педали – все эти средства выразительности необходимы каждому пианисту.

Педализация – это одна из труднейших в фортепианной педагогике проблема. Она менее, чем любая другая педагогическая проблема, поддается вычленению, систематизации потому, что умение педализировать – один из компонентов художественног Этоо мышления исполнителя. В педализации проявляется творческое воображение и яркость образных представлений, глубины понимания музыки и чувства стиля, богатство звуковой палитры. Импровизационность педализации зависит от акустики зала и особенностей данного рояля. Поэтому обучение педализации абсолютно неотделимо от звучания музыки, от живого ее исполнения, исключая немногие начальные упражнения в педализации Вся работа над педализацией – работа для слуха. Это музыкально-эмоциональный творческий процесс.

Работа над педализацией с начинающими

Методика обучения педализации сводится к двум основным, параллельным, но неравнозначным по глубине и трудности разделам:

  1. Овладение приемами и навыками педализации.
  2. Воспитание отношения к педализации как к творческому процессу, полностью определяющемуся всем комплексом музыкально-исполнительских задач, которое ставит перед исполнителем каждое изучаемое произведение.

Невозможно изобрести точные и постоянно действующие формулы, но можно вывести некоторые основные принципы ее применения в зависимости от стиля, фактуры, регистра, темпа и динамики произведения.

Роль правой педали многообразна. Можно вычленить несколько ее функций. Исключительно важна ее роль как связывающего средства. Придавая фортепианному звуку большую продолжительность, она позволяет соединить воедино различные элементы музыкальной ткани, находящиеся на значительном расстоянии. Она объединяет звуки в единый гармонический комплекс.

Весьма важна роль правой педали как красочного средства. Изменение тембра фортепианного звука достигается тем, при поднятых демпферах взятым звукам начинают резонировать их многочисленные частичные тона, что придает звучанию большую полноту, яркость.

Что касается левой педали, то она используется не как средство для достижения piano, а как колористическое средство, и обычно не используется ни в младших, ни в средних классах.

Приступать к игре с педалью возможно примерно со второго класса, когда ученик уже овладел некоторыми навыками игре на фортепиано, умеет слушать себя при игре.

Необходимо научить его бесшумно нажимать педаль, чувствуя глубину лапки педали. Полезно поэкспериментировать с педалью, например, связывать звуки на далеких расстояниях друг от друга, или, наоборот, играть легато соседние клавиши, не допуская при этом грязного звучания.

Можно соединить, например, До мажорное трезвучие и Соль мажорное. Взять первый аккорд, нажать педаль, не бросая педали, не спеша перенести руку на другой аккорд; тотчас, прежде чем аккорды успеют смешаться, снять педаль и оставить звучать аккорд без педали, когда же звуки первого аккорда исчезнут, нажать педаль вновь. Нельзя снимать руки с аккорда, если он не захвачен педалью, и нельзя бросать педаль, если еще не взят следующий аккорд.

Эти упражнения требуют неустанного слухового контроля.

Следует рассказать ученику о двух основных видах педали: прямой и запаздывающей.

Необходимо познакомить ученика со способами обозначения педали. Обозначения Ped. не дают большой точности моментов взятия и снятия педали, более подходит графический способ обозначения педали. Педаль следует отмечать в нотах так, как делают в отношении аппликатуры.

Известный педагог-пианист А. Гольденвейзер отмечал: «Что касается начинающих, то лучше научить их сначала короткой прямой педали, берущейся вместе со звуком, а потом уже переходить к запаздывающей. Главное же необходимо, чтобы педализация с самого начала регулировалась слухом, а не подчинялась той или иной метрической схеме».

Первоначальные пьесы с простой, но эффектной запаздывающей педалью – «Прелюдия» Тетцеля, «Болезнь куклы» Чайковского.

В целом же, на первых порах используют педаль в отдельных моментах: в кульминациях, в окончаниях пьес. В средних классах уже немало произведений с довольно сложной запаздывающей педалью, например, «Андантино» Хачатуряна, где часто меняются гармонии, при этом мелодическая линия требует ясного и выразительного исполнения.

Педаль не должна служить для приукрашивания и маскировки приблизительного исполнения. Необходимо первоначально играть и без педали и даже, когда произведение выучено, нужно время от времени возвращаться к работе без педали, чтобы контролировать работу пальцев.

Недопустимо злоупотреблять педалью Играя Баха, Моцарта следует пользоваться ею с осторожностью. Даже у современных авторов зачастую пассажи, сыгранные без педали, звучат более эффективно. То, что можно связать пальцами, целесообразно играть без педали. Беспедальная звучность имеет свои прелести, доступные слуху.

Работа над педализацией происходит на всем протяжении обучения. Не следует забывать слова Антона Рубинштейна: «Педаль – душа фортепиано».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.

Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....

Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития знаний...