Традиции русского чаепития. "Праздник чая"
план-конспект по музыке

Фаина Федоровна Грачева

Фрагмент праздничного сценария к кразвлечению в детском саду в старшей группе. Описние характерных моментов проведения праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_chaya.docx21.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Глашенька. Один из самых старинных обычаев

в России – чаепитие. Приглашаю вас отведать

сладкого чая! (Дети садятся за стол и знакомятся

с традициями чаепития.)

Чай – это полезный напиток, который утоляет

жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, подни-

мает настроение. Чай бывает чёрный, зелёный, крас-

ный, фруктовый, травяной (краткий рассказ о чае).

Основным атрибутом чаепития в старину был

самовар. За столом гости вели душевные разго-

воры, пели песни и частушки и распивали аро-

матный чай.

Машенька. Ребята, а какие пословицы о чае и

чаепитии вы знаете?

Пословицы о чае

Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем.

Пей чай – удовольствие получай.

Самовар кипит – уходить не велит.

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Глашенька. Что-то мы с вами засиделись. Да-

вайте возьмём музыкальные инструменты и споём

частушки.

Частушки

Чайник булькает, кипит,

Чашки наполняются.

Чаепитие у нас

Скоро начинается.

Мы друзей всех позовём,

Чай с баранками попьём.

Вкусный, сладкий аромат

Зазывает всех ребят.

Всех за стол мы пригласим

И вареньем угостим.

Чай, полезен в зимний день,

Приходите к нам скорей!

(И. Полуэктова)

Глашенька. Какие задорные и весёлые ча-

стушки! А сейчас я снова приглашаю вас за стол.

Будем пить чай из самовара. Сядем кружком да

поговорим ладком.

Машенька. Обычно чай заваривал глава семьи,

а разливала хозяйка. К чаю подавали мелко коло-

тый сахар, бублики, сушки, мёд, варенье. Некото-

рые наливали чай в блюдце, держали его под до-

нышко на вытянутых пальцах и дули на него,

чтобы остудить. Особенно долго пили чай в вос-

кресенье, в праздничные дни. Сахар обычно не

клали в чай, а пили вприкуску: сначала откусы-

вали кусочек сахара, а потом запивали чаем.

Глашенька. Ребята, у кого-то из вас есть дома са-

мовар? Вы пользуетесь им при чаепитии? Кто

умеет наливать чай из самовара? Вы часто пьёте

дома чай? С чем вы пьёте чай? (Дети отвечают.)

Хозяюшки разливают детям чай и предлагают

попить чай из блюдца.

Машенька. Теперь я предлагаю вам спеть

песню о чае.

Дети исполняют песню «Русский чай», муз. и сл.

А. Фроловой//Музыкальный руководитель. – 2011.

– № 6. – С. 12.

Глашенька.

Кто не хочет заскучать –

Все бегите к нам играть!

Эй, ребята, веселей!

Выходи играть в «Плетень»!

Русская народная игра «Плетень». Дети бе-

рутся за руки и становятся в две шеренги (одна на-

против другой). Под русскую народную мелодию каж-

дая из шеренг по очереди идёт навстречу

противоположной шеренге и кланяется. После по-

клона дети возвращаются на прежнее место. С на-

чалом весёлой плясовой дети выходят из своих ше-

ренг, расходятся по всему залу, танцуют, используя

знакомые плясовые движения. Как только музыка за-

кончится, каждая шеренга должна занять своё пер-

воначальное место, а дети быстро и правильно «за-

плести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

Машенька. Дети, понравились вам наши поси-

делки с чаепитием?

Вы отлично пели и играли, узнали много но-

вого, а теперь посидимГлашенька. Один из самых старинных обычаев

в России – чаепитие. Приглашаю вас отведать

сладкого чая! (Дети садятся за стол и знакомятся

с традициями чаепития.)

Чай – это полезный напиток, который утоляет

жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, подни-

мает настроение. Чай бывает чёрный, зелёный, крас-

ный, фруктовый, травяной (краткий рассказ о чае).

Основным атрибутом чаепития в старину был

самовар. За столом гости вели душевные разго-

воры, пели песни и частушки и распивали аро-

матный чай.

Машенька. Ребята, а какие пословицы о чае и

чаепитии вы знаете?

Пословицы о чае

Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем.

Пей чай – удовольствие получай.

Самовар кипит – уходить не велит.

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Глашенька. Что-то мы с вами засиделись. Да-

вайте возьмём музыкальные инструменты и споём

частушки.

Частушки

Чайник булькает, кипит,

Чашки наполняются.

Чаепитие у нас

Скоро начинается.

Мы друзей всех позовём,

Чай с баранками попьём.

Вкусный, сладкий аромат

Зазывает всех ребят.

Всех за стол мы пригласим

И вареньем угостим.

Чай, полезен в зимний день,

Приходите к нам скорей!

(И. Полуэктова)

Глашенька. Какие задорные и весёлые ча-

стушки! А сейчас я снова приглашаю вас за стол.

Будем пить чай из самовара. Сядем кружком да

поговорим ладком.

Машенька. Обычно чай заваривал глава семьи,

а разливала хозяйка. К чаю подавали мелко коло-

тый сахар, бублики, сушки, мёд, варенье. Некото-

рые наливали чай в блюдце, держали его под до-

нышко на вытянутых пальцах и дули на него,

чтобы остудить. Особенно долго пили чай в вос-

кресенье, в праздничные дни. Сахар обычно не

клали в чай, а пили вприкуску: сначала откусы-

вали кусочек сахара, а потом запивали чаем.

Глашенька. Ребята, у кого-то из вас есть дома са-

мовар? Вы пользуетесь им при чаепитии? Кто

умеет наливать чай из самовара? Вы часто пьёте

дома чай? С чем вы пьёте чай? (Дети отвечают.)

Хозяюшки разливают детям чай и предлагают

попить чай из блюдца.

Машенька. Теперь я предлагаю вам спеть

песню о чае.

Дети исполняют песню «Русский чай», муз. и сл.

А. Фроловой//Музыкальный руководитель. – 2011.

– № 6. – С. 12.

Глашенька.

Кто не хочет заскучать –

Все бегите к нам играть!

Эй, ребята, веселей!

Выходи играть в «Плетень»!

Русская народная игра «Плетень». Дети бе-

рутся за руки и становятся в две шеренги (одна на-

против другой). Под русскую народную мелодию каж-

дая из шеренг по очереди идёт навстречу

противоположной шеренге и кланяется. После по-

клона дети возвращаются на прежнее место. С на-

чалом весёлой плясовой дети выходят из своих ше-

ренг, расходятся по всему залу, танцуют, используя

знакомые плясовые движения. Как только музыка за-

кончится, каждая шеренга должна занять своё пер-

воначальное место, а дети быстро и правильно «за-

плести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

Машенька. Дети, понравились вам наши поси-

делки с чаепитием?

Вы отлично пели и играли, узнали много но-

вого, а теперь посидимГлашенька. Один из самых старинных обычаев

в России – чаепитие. Приглашаю вас отведать

сладкого чая! (Дети садятся за стол и знакомятся

с традициями чаепития.)

Чай – это полезный напиток, который утоляет

жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, подни-

мает настроение. Чай бывает чёрный, зелёный, крас-

ный, фруктовый, травяной (краткий рассказ о чае).

Основным атрибутом чаепития в старину был

самовар. За столом гости вели душевные разго-

воры, пели песни и частушки и распивали аро-

матный чай.

Машенька. Ребята, а какие пословицы о чае и

чаепитии вы знаете?

Пословицы о чае

Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем.

Пей чай – удовольствие получай.

Самовар кипит – уходить не велит.

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Глашенька. Что-то мы с вами засиделись. Да-

вайте возьмём музыкальные инструменты и споём

частушки.

Частушки

Чайник булькает, кипит,

Чашки наполняются.

Чаепитие у нас

Скоро начинается.

Мы друзей всех позовём,

Чай с баранками попьём.

Вкусный, сладкий аромат

Зазывает всех ребят.

Всех за стол мы пригласим

И вареньем угостим.

Чай, полезен в зимний день,

Приходите к нам скорей!

(И. Полуэктова)

Глашенька. Какие задорные и весёлые ча-

стушки! А сейчас я снова приглашаю вас за стол.

Будем пить чай из самовара. Сядем кружком да

поговорим ладком.

Машенька. Обычно чай заваривал глава семьи,

а разливала хозяйка. К чаю подавали мелко коло-

тый сахар, бублики, сушки, мёд, варенье. Некото-

рые наливали чай в блюдце, держали его под до-

нышко на вытянутых пальцах и дули на него,

чтобы остудить. Особенно долго пили чай в вос-

кресенье, в праздничные дни. Сахар обычно не

клали в чай, а пили вприкуску: сначала откусы-

вали кусочек сахара, а потом запивали чаем.

Глашенька. Ребята, у кого-то из вас есть дома са-

мовар? Вы пользуетесь им при чаепитии? Кто

умеет наливать чай из самовара? Вы часто пьёте

дома чай? С чем вы пьёте чай? (Дети отвечают.)

Хозяюшки разливают детям чай и предлагают

попить чай из блюдца.

Машенька. Теперь я предлагаю вам спеть

песню о чае.

Дети исполняют песню «Русский чай», муз. и сл.

А. Фроловой//Музыкальный руководитель. – 2011.

– № 6. – С. 12.

Глашенька.

Кто не хочет заскучать –

Все бегите к нам играть!

Эй, ребята, веселей!

Выходи играть в «Плетень»!

Русская народная игра «Плетень». Дети бе-

рутся за руки и становятся в две шеренги (одна на-

против другой). Под русскую народную мелодию каж-

дая из шеренг по очереди идёт навстречу

противоположной шеренге и кланяется. После по-

клона дети возвращаются на прежнее место. С на-

чалом весёлой плясовой дети выходят из своих ше-

ренг, расходятся по всему залу, танцуют, используя

знакомые плясовые движения. Как только музыка за-

кончится, каждая шеренга должна занять своё пер-

воначальное место, а дети быстро и правильно «за-

плести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

Машенька. Дети, понравились вам наши поси-

делки с чаепитием?

Вы отлично пели и играли, узнали много но-

вого, а теперь посидимВ нашем учреждении реализуется про-

ект «От поколения к поколению»

(приобщение детей дошкольного

возраста к истокам русской культуры),

подразумевающий знакомство детей с

русскими народными календарно-обря-

довыми праздниками и событиями: Осе-

нины, Рождество, Крещение, Масленица,

Сороки, Пасха, Иван Купала и др. Проект

ориентирован на развитие у дошкольни-

ков национального самосознания, пат-

риотизма, а также передачу культурных

традиций страны подрастающему поко-

лению посредством вовлечения в разно-

образные виды деятельности.

Подготовка к русскому народному

празднику и участие в нём позволяют

формировать у детей основы русской

народной культуры, опыт этического

поведения, умение поступать в соответ-

ствии с нравственными нормами.

Праздничное настроение начинается

с костюмов и оформления зала, что поз-

воляет детям проникнуться тематикой

мероприятия, поэтому мы используем

костюмы и оформление в русских на-

родных традициях. Подготовку к празд-

нику осуществляем на занятиях, через

знакомство с художественной литерату-

рой, в процессе всех видов продуктив-

ной деятельности. Разучиваем народные

песни, частушки, включаем в программу

праздника подвижные игры, хороводы,

танцы, выступления взрослых в качестве

героев представления.

Цель. Приобщение детей к истокам

русской народной культуры.

Задачи. Формировать чувства любви и

добра, воспитывать патриотизм.

Расширять общий кругозор. Развивать

познавательный интерес. Знакомить с

историей появления самовара и тради-

цией чаепития.

Ход праздника

Дети заходят в зал. Их встречают

две хозяюшки – Машенька и Глашенька.

Машенька. Здравствуйте, ребята! Мы

рады приветствовать вас у себя в гостях.

Сегодня, 15 декабря – Международный

день чая. У нас в детском саду праздник,

который так и называется – праздник чая!

(Задаёт детям вопросы, связанные с

чаем, чаепитием.)

Приглашаем вас в музей чая! Сейчас

мы с вами рассмотрим, какой бывает

чай, в каких баночках и пачках он попа-

дает в магазин, а потом и к нам на чай-

ную церемонию.

Дети рассматривают представлен-

ные разновидности чая, рассказывают,

какой чай они заваривают дома, ню-

хают разные сорта чая.

Музыкальный руководитель № 10/2023 Сценарии праздников и развлечений12

День чая

Праздник для детей старшего дошкольного возрасВ нашем учреждении реализуется про-

ект «От поколения к поколению»

(приобщение детей дошкольного

возраста к истокам русской культуры),

подразумевающий знакомство детей с

русскими народными календарно-обря-

довыми праздниками и событиями: Осе-

нины, Рождество, Крещение, Масленица,

Сороки, Пасха, Иван Купала и др. Проект

ориентирован на развитие у дошкольни-

ков национального самосознания, пат-

риотизма, а также передачу культурных

традиций страны подрастающему поко-

лению посредством вовлечения в разно-

образные виды деятельности.

Подготовка к русскому народному

празднику и участие в нём позволяют

формировать у детей основы русской

народной культуры, опыт этического

поведения, умение поступать в соответ-

ствии с нравственными нормами.

Праздничное настроение начинается

с костюмов и оформления зала, что поз-

воляет детям проникнуться тематикой

мероприятия, поэтому мы используем

костюмы и оформление в русских на-

родных традициях. Подготовку к празд-

нику осуществляем на занятиях, через

знакомство с художественной литерату-

рой, в процессе всех видов продуктив-

ной деятельности. Разучиваем народные

песни, частушки, включаем в программу

праздника подвижные игры, хороводы,

танцы, выступления взрослых в качестве

героев представления.

Цель. Приобщение детей к истокам

русской народной культуры.

Задачи. Формировать чувства любви и

добра, воспитывать патриотизм.

Расширять общий кругозор. Развивать

познавательный интерес. Знакомить с

историей появления самовара и тради-

цией чаепития.

Ход праздника

Дети заходят в зал. Их встречают

две хозяюшки – Машенька и Глашенька.

Машенька. Здравствуйте, ребята! Мы

рады приветствовать вас у себя в гостях.

Сегодня, 15 декабря – Международный

день чая. У нас в детском саду праздник,

который так и называется – праздник чая!

(Задаёт детям вопросы, связанные с

чаем, чаепитием.)

Приглашаем вас в музей чая! Сейчас

мы с вами рассмотрим, какой бывает

чай, в каких баночках и пачках он попа-

дает в магазин, а потом и к нам на чай-

ную церемонию.

Дети рассматривают представлен-

ные разновидности чая, рассказывают,

какой чай они заваривают дома, ню-

хают разные сорта чая.

Музыкальный руководитель № 10/2023 Сценарии праздников и развлечений12

День чая

Праздник для детей старшего дошкольного возрас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обрядовый фольклор. Традиции русской свадьбы"

Данный материал представляет собой конспект урока-театрализации по литературе в 6 классе. Конспект был создан в рамках проектной работе по теме "Обрядовый фольклор"....

"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"

В материале представлены приметы осенних  дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.

Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...

Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...