Педагогический опыт развития творческого мышления у детей на занятиях класса гитары
статья по музыке

Ермошин Николай Александрович

Педагогический опыт развития творческого мышления у детей на занятиях класса гитары

Образовательная программа по обучению школьников игре на гитаре в ДМШ педагога-музыканта в первую очередь способствует:

- формированию навыков игры на гитаре;

- развитию интереса к музыке.

Основной упор в обучающем аспекте делается на разнообразный репертуар, который, как правило, наполнен не только высокохудожественным музыкальным материалом, но и носит всеобъемлющий характер. Подобранные музыкальные произведения призваны воспитывать у учащихся высокие нравственные качества, а педагог-музыкант учитывая индивидуальные музыкальные интересы обучающихся, должен демонстрировать профессиональное отношение к музыке, побуждая интерес к ее глубокому изучению.

Следует отметить, что ДМШ в программу включают не только современную музыку, но и простые классические произведения для гитары, с которыми дети знакомятся после изучения нотной грамоты.

Гитара довольно сложный для изучения инструмент, требующий внимания, усидчивости и работоспособности. При этом тенденция такова, что контингент обучающихся «молодеет», и программа должна рассчитываться не только на подростковый возраст, но и для малышей 5-7 лет. Поэтому все знания, особенно на начальном этапе обучения, необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме.

Обучение начинается с умения прислушиваться к звукам. Как только ребёнок начинает знакомиться с инструментом, надо обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков и созвучий, надо научить его слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Слышать — это просто слышать окружающие звуки, слушать — это значит прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука. Каждый звук должен быть исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Очень полезно направить внимание ребёнка на звуки природы, окружающие нас, ибо в них берёт начало всякая музыка. Многие окружающие нас звуки может быть и не особенно музыкальны, тем не менее, они дают представление о ритме, высоте звука, о тоне и мелодии (если речь идет, например, о пении птиц). Чтобы ребёнок начал активно слушать и прислушиваться, ему необходимо в этом упражняться. Очень полезна такая игра: просим ребёнка закрыть глаза и не подглядывать. Издаем какой-нибудь звук и просим угадать, что именно я делаю. Например, можно перевернуть страницу журнала, сосчитать монеты, хлопнуть в ладоши, постучать ложкой о стакан, карандашом об стол, щёлкнуть выключателем, ударить по струне, передвинуть стул и т.д. Ребёнок рассказывает о том, что услышал, а потом мы меняемся ролями. Можно купить кассету или компакт-диск с записью разных звуковых эффектов, и пусть ребёнок определяет, что это за звуки, или создать такую кассету самостоятельно, записав домашние звуки, звуки улицы, звуки природы. Надо сказать, что дети не плохо и самостоятельно реагируют на окружающие нас звуки. Услышав из-за двери звуки в коридоре, они быстро определят: кто-то, или что- то упало, что- то тащат (например, фортепиано), кто-то плачет или смеётся. Такие упражнения переключают и концентрируют внимание ребёнка на уроке, а также заставляют музыкально мыслить.

Отметим, в обучении ДМШ процесс воплощения музыкально-слуховых представлений в структурах музыкальной речи разорван, дискретен. Он состоит из двух неразрывно связанных этапов, каждый из которых есть результат деятельности отдельного субъекта музыкального творчества - композитора и исполнителя. Необходимым является в данном случае этап кодирования, нотной фиксации структур музыкальной речи, осуществляемый композитором. Интонирование музыкальной речи, развоплощение структур нотного текста - прерогатива исполнителя. Здесь оно формально отделено от структурирования. Совершенно иная картина предстает перед нами тогда, когда речь идет об импровизации и подборе по слуху, подборе по памяти, напевании по слуху и т.п. В этом случае нотная запись отсутствует, музыкально-слуховые представления обусловлены только элементами музыкальной речи. «Композитор» и «исполнитель» образуют в данном случае качественно иное единство. Отсутствие этапа нотного кодирования возрождает здесьнепрерывность процесса воплощения музыкальной мысли. Структурирование музыкально-слуховых представлений является в данном случае одновременно и их интонированием. Музыкально-речевая деятельность находит здесь свое адекватное, генетически первоначальное воплощение.

В репертуар по обучению игре на гитаре обычно включают популярные мелодии из кинофильмов: «Если у вас нету тёти» из к/ф «Ирония судьбы»; «Прекрасное далёко» из к/ф гостья из будущего», фрагменты рок-композиций: ДДТ «В последнюю осень»; КИНО «Звезда по имени Солнце»; Ария «Потерянный рай», бардовские и эстрадные песни: В. Высоцкий «Песня о друге», Б. Окуджава «Ваше благородие», О. Митяев «Изгиб гитары жёлтой» и т.п.

Исследованием вопросов музыкального мышления занимаются и преподаватели образовательных учреждений. В своей работе «Музыкальное мышление» Е.В. Едлина, музыкальный руководитель СОШ № 1359 г. Москвы, отмечает, что развитие музыкального мышления и всей системы музыкальности у детей может происходить не только в условиях специально организованной учебной деятельности (школа, образовательные центры и т.д.), но и стихийно. Одним из стихийных факторов развития музыкального мышления является музыкальное окружение. Ярким подтверждением мнения автора является активное распространение в интернете конкурсов по видеозаписям, которые представляют перспективное направление в сфере музыкального исполнительства на различных инструментах.

Концерт как одно из средств коммуникации также может способствовать развитию музыкального мышления. В отличие от конкурса, в котором к исполнителю предъявляются высокие требования исполнительского мастерства, в концерте могут принимать участие все желающие, в зависимости от условий организации и уровня мероприятия. Принимая участие в концерте, независимо от его статуса, учащийся приобретает опыт нахождения на сцене, общения со зрителями, развивает творческие способности, формирует психолого-физиологические возможности.

Согласно мнению Н.Л. Путинцевой, преподавателя ДШИ № 3 (Оренбург), приобщение учащихся к концертной деятельности способствует активизации учебного процесса, формированию положительных эмоциональных впечатлений и личностных качеств. В своей статье «Способ повышения мотивации к обучению в ДМШ и ДШИ у учащихся-пианистов», автор занимает убедительную позицию и высказывается в пользу того, что данный подход способствует обеспечению установлению творческих отношений между участниками образовательного процесса (родители, учащиеся, преподаватели и т.д.). Данное положение актуально не только для ДШИ И ДМШ, но и для различных образовательных центров, обучение в которых имеет специфический характер и представлено сложной системой взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

В результате воздействия ряда факторов на психологическое состояние субъекта, формируется музыкальное мышление, позволяющее иначе воспринимать определенные социокультурные явления.

Таким образом, сравнивая опыт работы разных ДМШ по организации уроков по специальности, обращает на себя внимание следующий факт. Главным результатом занятий по обучению игре на гитаре остается развитие интереса к музыке через овладение навыками инструментального музицирования. Итак, преподаватели ДМШ, ДШИ в своей работе могут пользоваться различными школами по обучению игры на гитаре. Очевидно одно - нужно идти в ногу с инновациями как самой педагогики, так и методик обучения игре на гитаре. Без ассимиляции этих двух компонентов дальнейшее развитие систем обучения очевидно не возможно. В любом случае, педагогам всегда надлежит помнить, что главное в их деятельности - не развитие методик, а создание условий для развития личности обучаемых с учетом их индивидуальных возможностей, потребностей и ценностных ориентаций.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

статья "Опыт развития творческого мышления учащихся в объединении Компьютерная грамотность"

Автор делится своим опытом творческого подхода к общению с компьютером и использованию электронных ресурсов, а также к созданию в детском коллективе атмосферы постижения и созидания....

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Психолого-педагогический тренинг «Развитие творческого мышления»

Краткая аннотацияПсихолого-педагогический тренинг  представляет собой систему занятий по развитию творческого мышления. Все занятия объединены общими психолого-педагогическими принципами....

Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. ...