Симфонический оркестр.
план-конспект урока по музыке

Ланг Жанна Юрьевна

ОРКЕСТР – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более 100 музыкантов. Это огромная музыкальная семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Симфонический оркестр52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки – 4 класс.

Тема урока: «Симфонический оркестр»

Цель урока: сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем.

Начинается урок, звучит «Симфония № 5» Л.В. Бетховена в исполнении симфонического оркестра.

1. Постановка цели занятия перед учащимися.

Учитель: Добрый день ребята! Мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительную страну «Симфонию».  Познакомимся с одним из лучших музыкальных изобретений 18 века симфоническим оркестром. Урок я хочу начать с прослушивания симфонии № 5 Л.В.Бетховена.

Учитель: Кто исполнил музыкальное произведение?

Ученики: Оркестр.

Учитель: Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр.  ОРКЕСТР – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более 100 музыкантов. Это огромная музыкальная семья.

Учитель: А теперь, представим себе. Открывается занавес, на сцене расположены только    инструменты, а где же музыканты? Ожидание волнительно, ну вот на сцену выходят исполнители. Они занимают свои места. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и все в нем, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется определенным правилам музыкального спектакля.

2. Учитель: Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн - великий австрийский композитор, венский классик. Он стал основателем классицизма и новых музыкальных форм. Музыка, созданная раннее, была рассчитана на малый зал, то есть камерное звучание. Камерный оркестр значит малый. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски для своих произведений, он решил попробовать объединить инструменты, строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Так появился симфонический оркестр, который мало изменился и по сей день.

3. Слушание «Симфония № 45» Й.Гайдна - фрагмент.

Учитель: Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?

Ученики: Музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно.

Учитель: Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание. Для симфонического оркестра нужны,  большие концертные площадки.

Учитель: Посмотрите, как выглядит оркестр.       (ПОКАЗ НА СЛАЙДЕ ОРКЕСТРА)

Учитель: Ну, вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и тут появляется самый главный человек в оркестре – ДИРИЖЕР. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково и ему не нужно  искать взглядом, где сидят флейтисты, а где кларнетисты.

4. Учитель: В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме?

5. Работа в тетрадях

Давайте откроем с вами тетради, запишем тему урока «Симфонический оркестр»

Схема расположения музыкантов в оркестре

6. Учитель: Запишем сначала определение оркестра. Оркестр -  большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В переводе с греческого, означает  - круглый.

7. ____________________________________________________________

Учитель: Оркестр делится на четыре группы. Инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники.

 Струнная группа инструментов -  скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Эти инструменты звучат, когда по струнам водят смычком, или щиплют струну пальцем.

Учитель: В чем сходство, а в чем различие этих инструментов?

Ученики: Они все одинаковые по форме, но различны по размеру, и тембровой окраске.

Чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.

Учитель: Этот исполнитель юный

С нотной грамотой знаком.

Он по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком. (Скрипач).

8. Учитель: А сейчас мы прослушаем всю  группу струнных смычковых инструментов.

9. Слушание и музыкальное наблюдение. Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор Allegro

Учитель: Это одно из красивых произведений для скрипки. Как звучит инструмент, как звучит оркестр?

Ученики: Очень красивая, лирическая мелодия, скрипка словно «поет», а оркестр вторит прекрасному звучанию инструмента.

Учитель: Вторая группа - деревянные духовые музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные трубки различного устройства и формы, они звучат при вдувании в них воздуха.

Это флейта, кларнет, фагот, гобой.

10. Учитель: В третью группу  входят медно - духовые музыкальные инструменты, представляющие собой медные трубки различной  формы. Звук извлекается, как и у деревянно-духовых.

Слайды в презентации каждого инструмента.

Учитель: В четвертую группу входят ударные инструменты. Малый  и большой барабаны, литавры -  это в составе симфонического оркестра у Й.Гайдна. Уже позднее добавились тарелки, треугольники, маракасы, бубны, колокольчики, колокола, ксилофон.

11.Проверка знаний учащихся. Игра «Третий лишний». (разбить детей на группы по 4 человека)

Учитель - Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните своё решение.

Скрипка, контрабас, баян

Гобой, труба, кларнет

Барабан, альт, виолончель

Тромбон, фагот, валторна

12. Учитель: Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами?

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это ...(дирижёр)

Ученики:  Конечно ДИРИЖЕР.

13.   Учитель: Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

Ученики: Отвечают.

Учитель: Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер волшебник и от его мастерства, профессионализма, таланта,  зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает  жестом и взглядом как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижер говорит на другом языке, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, дирижера понятен всем музыкантам мира.

14.   Учитель: Теперь вы понимаете, что оркестр это целое содружество музыкантов во главе с дирижером.

______________________________________________________________

15.     Учитель раздает каждой группе детей каточки с вопросами

Учитель: А теперь выполним задание. Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному определению и мы узнаем какая группа выполнила все задания правильно?

1.  В группу деревянных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, флейта, фагот, контрабас.

2. Симфонический оркестр состоит из: группы струнных смычковых, деревянных духовых, группы балалаек,  медных духовых и группы баянов.

3. Самые низкие инструменты  симфонического оркестра: флейта, тромбон, туба, альт, контрабас, скрипка, фагот.

4. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, скрипка, фагот, барабан.

5. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, челеста, кларнет, фортепиано.

6. Оркестром руководит: баянист, тромбонист, дирижер, ударник.

7. Партитура  - это: сборник стихов, сборник пьес, сборник рецептов, сборник нот.

16. Музыканты  смеются  «СЮРПРИЗ»

Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Ему было известно, что многие англичане ходят на концерты не столько послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения.

         Это обстоятельство раздосадовало композитора, и он решил отомстить равнодушным слушателям.

Месть была остроумной. Специально Гайдн написал новую симфонию.

В самый критический момент, когда часть публики начала клевать носом, раздался громоподобный удар большого барабана. И каждый раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался барабанный бой.

С тех пор эта симфония носит название "Симфония с ударами литавр" или "Сюрприз".

17. Подведение итогов.

Учитель: Мы, ребята сегодня с вами путешествовали в замечательную страну «Симфонию». Это удивительная страна со своими законами, правилами. Мир музыкальных инструментов широк: это и народные, и старинные, и современные. Но сегодня мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Познакомились с составом оркестра.

Очень много лет тому назад симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его – маэстро – дирижёр, великий мастер владения звуком. Слушая симфонический оркестр в концертном зале, мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.

Учитель. На этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются.

18. Исполнение песни «Аист на крыше», «Колокола»

19. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вам понравился урок? Ответы учеников.

20.Оценка знаний

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо работали на уроке, я вам всем выставлю оценки.

21. Домашнее задание. Нарисовать инструмент симфонического оркестра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок музыки в 4 классе "Симфонический оркестр"

«Своя игра-симфонический оркестр»Итоговый урок музыки в 4 классе IIIчетверть по программеВ.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Цели и задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфонич...

Учебно- методическое пособие " Симфонический оркестр"

Данное пособие пригодится учителю музыки по теме оркестры...

Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".

Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....

инструменты симфонического оркестра

Схема расположения инструментов симфонического оркестра...

симфонический оркестр

группы инструментов...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе В.В. Воронковой «Тайны симфонического оркестра»

Тема урока:Тайны симфонического оркестраЦель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о группе деревянных духовых инструментах, познакомить с группой  медных духовых инструментов си...

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...