Методическое сообщение "Подготовка к техническому зачету в классе гитары ДШИ"
презентация к уроку по музыке

Этапы работы над гаммой и этюдом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_podgotovka_k_teh_zachetu.docx40.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО “Детская школа искусств имени С.А.Кусевицкого города Вышний Волочек”

Подготовка к техническому зачету в классе гитары ДШИ

Методическое сообщение

Преподаватель Ваваев Ю.В.

22.11.2023


     Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит у нас один раз в год с оценкой в первом полугодии. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.

     Технический зачет сдают, начиная со второго класса обучающиеся по предпрофессиональной программе. В программу этого зачета   входит исполнение одноголосной гаммы и этюда.  

     Гамма исполняется аппликатурой А.Сеговия тремя разными ритмическими фигурациями, простейшими группировками длительностей: дуоль, триоль и квартоль, то есть восьмыми, триолями, шестнадцатыми. Главными критериями исполнения гамм являются: игра гаммы в одном темпе, ровность звука, четкая артикуляция. Гаммы никогда не  играются беспорядочно – без акцентов и вне ритма.

    Вторым этапом сдачи технического зачета является исполнение этюда. Классификация этюдов идет по различным видам техники. Оценка исполнения этюда зависит от четкости исполнения, качества и ровности звука по силе и тембру, исполнение этюда в правильном темпе.

     Гаммы все время являются важнейшим инструментом развития музыканта-исполнителя. Для чего играют гаммы? Чаще всего отвечают так: для развития беглости и техники игры гаммообразных пассажей, для развития музыкально-слухового, в том числе ладотонального представления, ровности звучания, устойчивости ритма. Гаммы предназначены для развития и укрепления навыка организованной, уверенной игры, координации действий пальцев обеих рук. С помощью гамм также отрабатывается один из сложнейших компонентов техники игры на гитаре - переход со струны на струну.   Практический опыт показывает, что сейчас в работе над техникой  все большее предпочтение отдается этюдам и пьесам. Гаммы же чаще играются для подготовки к зачету, чем для решения серьезных технических задач.

    Этюды занимают прочное место в технической подготовке любого музыканта-инструменталиста. Этюд - не просто упражнение на тот или иной вид техники. Первоначально этюды предназначались только для совершенствования технических навыков игры на инструменте, но с развитием этот жанр приобрел художественную значимость, стал трактоваться как яркая виртуозная пьеса или миниатюра типа прелюдии. Таким образом, этюды можно разделить на два вида: инструктивные, то есть упражнения, оформленные в пьесы, и концертные. Исполнение последних являются, скорее показателем уже достигнутого технического уровня, нежели средством для его достижения, тогда как инструктивные этюды представляют огромную ценность для развития техники. Этюды, конечно не являются панацеей от всех технических проблем, однако освоение их необходимого минимума способствует повышению исполнительского уровня учащегося, помогает в устранении тех или иных трудностей или хотя бы заостряет внимание на технических проблемах.

    В своей статье  “Подготовка и проведение технического зачета в музыкальном колледже” которую я использовал для подготовки данного сообщения, автор, Вадим Кузнецов, выделил четыре группы этюдов на различные виды техники. В первую входят этюды на все без исключения виды арпеджио и на чередование пальцев правой руки по разным струнам при довольно статичном положении левой

   Вторая группа включает этюды, содержащие гаммообразные пассажи и репетиции (в том числи тремоло).

   Третья группа охватывает этюды на аккордовую технику, двойные ноты, а также медленные, кантиленные этюды, требующие связанной игры в левой руке.

   Четвертую группу составили этюды со смешанной техникой. В нее могут входить этюды с элементами первых трех групп, на все виды технического легато (включая мелизмы), этюды, содержащие ритмические и другие трудности.

   Такое деление, конечно, не единственное и, видимо, не достаточно подробное. Но уже и такая систематизация дает положительные результаты. Кроме того в приложении к этой статье автор указал композиторов, их опусы или школы и номера этюдов к каждой группе этюдов.

    Формирование и закрепление простейших мышечных движений необходимых для различных видов техники гитариста происходит на начальном этапе обучения. Поэтому в 1 классе большое внимание уделяется простым упражнениям для правой  и левой рук. Технические требования для исполнения упражнений для правой руки включает в себя четкость извлечения звука, хороший тембр, зависящий от правильной постановки, сила звука и скорость исполнения. Для левой руки зажим струны в определенном месте лада и правильным положением пальца. При игре хроматической гаммы (упр. “Гусеница”) начинается работа по связанной игре, отработка легато, смена позиции, ускорение темпа извлечения звуков. Изучение расположения нот на грифе гитары в первой позиции (звукоряд) является началом работы с гаммами.

Этапы работы над гаммой.

     Изучение двух октавной гаммы до-мажор мы начинаем с первых трех нот. Аппликатура А.Сеговии предусматривает исполнение данной гаммы в двух позициях: во второй и в пятой. Объяснение понятия позиция происходит в первом классе при игре упражнения “Гусеница”. И, как уже я выше говорил, изучение расположения нот на грифе гитары в первой позиции (звукоряд) является началом работы с гаммами, но в первой позиции ноту до извлекаем на третьем ладу пятой струны третьим пальцем, а во второй позиции уже вторым пальцем. Ноту ре нужно зажимать на пятом ладу пятой струны вместо четвертой открытой. Ноту ми – первым пальцем на втором ладу четвертой струны. Несколько раз повторяем извлечения первых двух звуков до и ре пальцами i m. Затем исполняем уже три ноты подряд, добавляя ноту ми. Обращаем внимание на чередование пальцев правой руки, то есть звуки должны быть извлечены последовательно пальцами. Можно поиграть упражнение для правой руки. Пальцы i m извлекают два звука на пятой струне, затем три звука i m i на четвертой струне. Подключаем левую руку. Следующий этап – исполнение всех звуков гаммы во второй позиции (до ре ми фа соль ля си). После извлечения ноты си необходимо сменить позицию левой руки со второй на пятую. Смена позиции отрабатывается отдельным упражнением. Первый палец со второго лада (нота ля) скользит на пятый и извлекает ноту до, причем это надо делать после извлечения звука си третьим пальцем, то есть происходит смещение кисти левой руки вправо, а затем возвращение ее влево и исполнение уже звука си третьим пальцем.

     У двух октавных гамм А.Сеговии унифицированная аппликатура в левой руке и можно исполнять гаммы от до мажора до ми бемоля мажора.

      Как я уже говорил, гамма исполняется тремя разными ритмическими фигурациями: дуоль, триоль и квартоль. Задача сформировать ритмическую устойчивость при исполнении произведений, ритмический слух. Для гитаристов это особенно актуально. Для исполнении гаммы разными группировками длительностей необходим метроном. На один удар метронома извлекаются два звука гаммы (дуоль или две восьмые), затем три (триоль) и четыре  (квартоль или четыре шестнадцатые). Гаммы никогда не играются беспорядочно-без акцентов и вне ритма. Чтобы ученику было легче справиться с ритмом исполнения гаммы подбирается необходимый счет в слух с обязательным выделением сильной доли. Для первого вида это – 1 и 2 и 1 и 2а и.  Триоль мы считаем – 1 2 3 или подбираем слово из трех слогов, к примеру яб-ло-ко. Для счета шестнадцатых длительностей счет 1234 при увеличении темпа исполнения гаммы неудобен. Я предлагаю счет 1(раз) та та та. При подготовке данного сообщения в интернете было просмотрено несколько видео уроков и на одном из них увидел исполнение гаммы без паузы между разными фигурациями..

     Если нужно нарабатывать скорость, то не нужно играть никакие затяжные последовательности, играть короткие, поделить гамму на две октавы соответственно. Можно начать с последовательности в пределах допустим квинты от до до соль короткими кусочками, плюс различные ритмические варианты различные ритмические фигуры их бесчисленное количество.  

     Насколько быстро сможете сыграть столько будет хорошо восьмая и две шестнадцатые

    Если вы играть гамму с эффектом стаккато “виртуозность” увеличивается. То есть когда вы наоборот стараетесь в гаммах нотки соединять ещё и в быстром темпе у вас не будет эффекта вот такой напористости. Это просто добавляет артикуляцию короткими фрагментами.

    У двух октавных гамм А.Сеговии унифицированная аппликатура в левой руке и можно исполнять гаммы от до мажора до ми бемоля мажора.

    На техническом зачете нет смысла исполнять этюды-упражнения для совершенствования или освоения какой-либо техники. Исполнение концертного этюда  является показателем достигнутого уровня. А для преодоления трудностей при изучении пьес можно и нужно искать необходимые упражнения, порой даже на нотном материале из этих же пьес.

    В этюде Ф.Тарреги e-moll отрабатывается техника арпеджио. При работе над ним уделяется внимание красивому звукоизвлечению, вибрато, четкости и ровности звука по силе и тембру.

Этапы работы над этюдом

1.Работа над извлечением звука правой рукой (упражнения):

    Двойные щипки aa mm ii (извлекаются два звука на первой струне, затем два на второй и два на третьей)

   Одиночные щипки  a m i   a m i   a m i (1струна 2 и 3)

   На первую долю извлекаем бас большим пальцем вместе с безымянным пальцем

   a m i   a m i   a m i  

   p

 2. Подключаем левую руку.

     В первой части этюда особых сложностей нет. Единственное что я изменил текст 3 такта, исполнение которого представляет на начальном этапе сложность (полное баррэ, растяжка на пятый лад).

     Во второй части отдельно отрабатываем 2 такт (малое баррэ). Переход с пятой позиции на первую (3 такт) и смену позиции на третью долю в третьем такте с заучиванием правильной аппликатуры.    

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Методическая разработка «РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ и ДШИ»

В разработке описан и систематизирован опыт лучших педагогов -пианистов. Материал представлен по принципу : от простого к сложному....

Технический зачет в классе гитары

Данная работа предназначена для молодых преподавателей  музыкальной школы или студентов старших курсов музыкальных училищ или высших профессиональных образовательных учреждений. Работа представля...

Развитие фортепианной техники учащихся младших классов на этапе подготовки к техническому зачету.

В методической работе рассматриваются вопросы формирования  и развития технических навыков обучающихся младших классов ДШИ. Предложены различные методы работы над гаммовым комплексом и этюдами.Да...

"Технический зачет", учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся по предпрофессиональной программе "Фортепиано"

Пособие разработано в соавторстве с выпускником моего класса, ныне молодым специалистом нашей школы. Цель разработки: методическая помощь для подготовки к техническому зачёту, а также для упорядочиван...