Конспект урока "Авторская песня -прошлое и настоящее"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Дзугаева Лариса Викторовна

Данная разработка урока поможет познакомить  учащихся с жанром авторской песни.Кто такие были ваганты? И каким этот жанр стал в наше время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_6_klasse.docx21.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе «Авторская песня: прошлое и настоящее»

Цель урока: 

 осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, знакомство с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемое оборудование:   фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», инструмент фортепиано, видеоаппаратура.

 

Задачи урока:

  1. Обучающие: помочь учащимся раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически–исповедальных,  романтических песен; познакомить обучающихся с выдающимися представителями авторской песни:
    В. Высоцким, Б.Окуджавой, С.Никитиным и другими авторами и исполнителями,
    ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия;
    определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность  авторской песни?;                                                                                              расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем;
  2. развивающие: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; ,навыки с помощью интонации, эстетический слух;
  3. воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре, истории , воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора, товарищества.

 

Ход урока:

Фрагмент художественного фильма «Садко».

Учитель:  Ребята, вы узнали героя фильма? Это былинный певец, поэт, гусляр Садко. О чем он спел? Что слышится в песне? Какова интонация музыки и голоса исполнителя? А кто автор этой песни?  (ответы)

Звучит «Серенада Трубадура» из мультипликационного фильма «По следам бременских музыкантов» в исполнении М.Магомаева.

 

Учитель:  Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействии музыки на человека.  Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, говорили  о музыке Бетховена и о других композиторах.
Сегодня мы познакомимся с одним из музыкальных жанров нашей отечественной музыкальной культуры, имеющей удивительную силу воздействия на человека, и наша задача -  ответить на вопрос, в чем же ценность такой музыки?
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песни звучали в самом начале урока? (ответы обучающихся)  Сегодня у вас будет урок–открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней. 

Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Прозвучала знаменитая «Серенада Трубадура», которая получила широкую популярность, благодаря фильму о бременских музыкантах.
Цель нашего урока - ответить на вопрос, что такое авторская песня,  в чём её ценность?

  Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?
(ответы учащихся)
Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?
(ответы учащихся)
Учитель: Наш мир дарит нам очень  много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете его.

 Авторская или бардовская песня. Само слово «бард» происходит от кельтского слова «бардос», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нашего уха. Но не все, наверно, вы знаете, что так называли народных певцов древних кельтских племен. В дальнейшем они стали профессиональными поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах,  

 Учитель: В середине XX века в нашей стране зародился новый музыкальный жанр – авторская песня. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Это – своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими или туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы – исполнители этих песен?  Ребята, назовите, кого вы знаете из современных  композиторов- бардов? (Это – Б.Окуджава,  В.Высоцкий, С.Никитин,  А.Макаревич, О.Митяев и др.)

Знакомы ли вам эти имена?  (ответы учащихся)

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем «Песню о друге» Владимира Высоцкого, которая была написана для фильма Станислава Говорухина «Вертикаль». В нем песни Высоцкого впервые прозвучали на всю страну, тем более, что кино тогда в 60-е было очень популярным. Люди ходили в кино по нескольку раз смотреть один и тот же фильм, к тому же еще и предоставлялась возможность услышать песни Высоцкого.

(после слушания) Каковы ваши впечатления о песне?

(ответы учащихся)

Учитель: Мне хочется дать вам послушать еще одну песню Владимира Высоцкого. «Братские могилы». Это одна из его многочисленных песен о войне, на которой он в силу своего возраста не бывал, но люди, слушая его песни, были убеждены в достоверности событий, о которых поется в песне. Кстати, Высоцкий говорил, что он «исполняет свои стихи под гитару» и не называл свои песни «песнями в музыкальном смысле».

(после прослушивания делимся впечатлениями).

Учитель: Ребята, во время урока мы среди композиторов-бардов назвали  Б. Окуджаву. Знаете ли вы что-нибудь об этом человеке?

(слушание ответов учащихся).

Учитель: Послушаем  «Грузинскую песню» или, как она еще называется среди любителей бардовской песни, «Виноградную косточку» в исполнении ансамбля бардов «Песни нашего века».

 Учитель: Ребята, какими средствами выразительности передал композитор содержание песни? ( характер, ритм, интонация, музыкальный образ).  

Учитель: Сергей Никитин. Это имя знакомо и детям и взрослым. Один только «Ёжик резиновый» чего стоит! Но сегодня у нас с вами лирическое настроение, мы послушаем песню «Под музыку Вивальди» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Имя композитора эпохи барокко Антонио Вивальди вам знакомо. Наверное, это любимый композитор Никитиных. Давайте и мы вспомним музыку итальянского барокко!

(после слушания делимся впечатлениями)

Учитель: Хочется сейчас сказать и об Андрее Макаревиче, тем более, что он отмечает юбилей, и вы, наверное, слышали об этом и видели передачи с его участием по телевидению. Он, вообще-то не совсем бард, даже скорее рок-исполнитель, но песни свои он пишет сам, и тематика их совпадает с бардовской песней. Послушаем песню «Пока горит свеча». (после прослушивания делимся впечатлениями)

Учитель: Мы  вами можем утверждать, что авторская песня ведет нас по дороге музыкальных впечатлений и в прошлое и в настоящее, а, может, потом мы встретим и такие песни, которые дадут нам ощущение, как будто бы мы заглянули в будущее!

 Учитель: Ребята, задумайтесь над тем, что отличает песни Б.Окуджавы и  других  композиторов-бардов от общепринятого песенного творчества композиторов? ( в этих песнях авторы размышляют о смысле жизни, признаются в любви, воспевают дружбу, всё, что самое главное должно быть в жизни каждого человека.  Они поются легко,  просто,  в кругу друзей.)

 Учитель: Так в чём же ценность авторской песни? Ответим на вопрос нашего урока.

( в её искренности, доверии, с которым она звучит и которые вызывает у слушателей;

доступна для исполнения и восприятия любого человека;  это ее индивидуальность,  в каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме)

Учитель: Правильно, ребята. Авторская пеня – это настоящая поэзия и музыка, способная скупыми средствами выразить глубокие чувства. Напечатанные в виде стихов, такие песни многое теряют – они непременно должны звучать. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.

Учитель : Ребята, сегодня на уроке мы с вами  исполним, ранее разученную  песню «Ты да я да мы с тобой», которая хоть и не является бардовской, но поется в ней о тех же вечных ценностях, о которых пели в своих песнях барды.

Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?  Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? (ответы учащихся).  На следующем уроке мы продолжим с вами разговор на эту тему и разучим новую авторскую песню.

 Задание на дом: найти в сети интернет или любой другой литературе значение слов романс, речитатив, баллада, серенада. Спасибо всем за работу на уроке.

И подвести итог нашего урока мне хочется словами Б.Окуджавы из его знаменитой песни:

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая, -

Тем более что жизнь короткая такая.

Закончить урок хочется музыкой в исполнении французского оркестра Поля Мориа, который сделал инструментальную обработку моей любимой песни Сергея Никитина «Под музыку Вивальди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская песня - прошлое и настоящее"

здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...

План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Конспект урока по программе Критская, Сергеева....

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее

Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким,    Б.Окуджава, О.Митяев....

Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее" 6 класс

Цель урока:Продолжить рассмотрение темы «Мир вокальной и инструментальной музыки»  на уроках  в 6 – м классе по программе  «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г...