«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»
план-конспект по музыке

Озерова Любовь Александровна

Наглядный показ  приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, которые применяются  на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ozerova_la.docx855.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»

Учебное занятие

(методическая разработка)

Наименование программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Вокальный ансамбль «Сюрприз»

Раздел программы:  Певческое дыхание

Тема занятия: «Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»

Возраст обучающихся: 9-12 лет 

Дата проведения занятия по программе: Занятие №14 (октябрь)

Актуальность выбранной темы:  наглядный показ  приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, которые применяются  на занятиях.

Цель занятия: Познакомить с формами работы над певческим дыханием и различными методами работы над вокальной техникой эстрадного вокала.

Задачи:

  1. Дать понятие термина дыхание
  2. Развивать вокально хоровые умения и навыки.   Отработка механизма работы над певческим дыханием через специальные упражнения.
  3. Воспитывать любовь к музыке и вокальному творчеству

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.

Форма организации учебного занятия: групповая

Оборудование и технические средства обучения: фортепиано, музыкальный центр, микрофон,  микшерный пульт, колонки, фонограмма минус, вокальная трубочка, бутылочка с водой для вокальной трубочки.

Педагог дополнительного образования

Озерова Любовь Александровна

 

пгт Излучинск, 2024

Содержание учебного занятия:

1.Организационный этап.

Здравствуйте ребята. На протяжении всего учебного года, мы учимся петь. Ответьте мне на вопрос, без чего мы не сможем спеть песню? (текст, дыхание, мелодии, правильной дикции и т.д.)

 - Правильно и тема нашего занятия «Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков».

Эстрадное пение сочетает в себе множество вокальных направлений, в нем можно услышать народные мотивы, элементы джаза, элементы рок музыки. По манере исполнения Эстрадный вокал - это более открытый и более естественный звук, чем академический вокала, но певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом. В эстрадном вокале и академическом разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость исполнения звука на опоре звука одинакова. Вокальное творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их потом на практике. Сегодня мы рассмотрим и выполним приемы укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, которые мы применяем на своих занятиях.

2.  Основной этап.

Перед началом пения необходимо настроить весь свой организм, артикуляционный аппарат на позитивный настрой для дальнейшей работы. И так, мы начнем наше занятие с вокальной гимнастики, которая поможет обучающимся снять напряжение, скованность артикуляционного аппарата, разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, что обеспечит им наибольшую подвижность. В вокальную гимнастику входят: ходьба на месте, мелкая моторика, наклоны в сторону, мимика, расслабление шеи, плеч, языка, нижней челюсти.

Ходьба на месте –улучшает кровообращение, помогает сбросить напряжение.

Мелкая моторика – в выполнении мелких движений пальцами рук и кистей, координирует действия нервной, мышечной и костной системы. Выполняя это упражнение активизируется центр мозга.

Гимнастика для шеи и плеч - снимает напряжение шейного отдела.

Упражнения для языка и нижней челюсти – снимает напряжение челюсти и в ротовой полости.

Мимика - гимнастика снимает напряжение, сохраняет и восстанавливает тонус мышц лица.

Наклоны в стороны – это упражнение укрепляет косые мышцы живота.

Переходим к упражнениям на развитие певческого дыхания. Певческое дыхание, как и обычное дыхание, состоит из вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. В певческом дыхании выдох, во время которого происходит исполнение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Обычное дыхание человека, которое у нас не регулируется сознанием переходит при пении в управляемое, и мышцы дыхания начинают работать более интенсивно.

Работа над певческим дыханием является первоочередным элементом в процессе вокального воспитания обучающихся. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала приведут к нулевому результату в лучшем случае, в худшем - к полной или частичной потере голоса.

При работе с  дыханием необходимо обращать внимание на моменты, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания:

  1. Поднятые плечи при вдохе: это указывает на то, что исполнитель пользуется поверхностным ключевым дыханием;
  2. Порывистые, судорожные вздохи, которые часто наблюдаются у обучающихся;
  3. Быстрое «спадение» стенок грудной клетки в начале исполнения музыкальной фразы, это указывает на то, что обучающийся, не сохраняет дыхательной позиции во время исполнения, у него отсутствует опора.

На занятих мы уделяем большое значение дыханию, так как правильное певческое дыхание – это основа пения, от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.

Правильное певческое дыхание – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса.

 Наиболее удобным считается нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание. Это смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. При таком дыхании активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

В спокойном состоянии наша диафрагма находиться в согнутом положении, представляем полузакрытый зонтик от дождя. При правильном певческом вдохе нижние плавающие ребра, которые не объединены между собой, натягивают диафрагму, расширяются и диафрагма расправляется, представляем, что мы раскрыли наш зонтик и натянули его так, чтобы защелка держала наш зонтик раскрытым.

Внутри организма создается ощущение давления, это и есть наша опора. Главная задача при выдохе сохранить это давление, эту опору внутри как можно дольше.

Давайте рассмотрим простейшие дыхательные упражнения для пения, которые самостоятельно освоит начинающий.

«Мычание» Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М».

«Усложненное мычание» Снова делаем глубокий вдох ртом, но на выдохе уже мычим не букву «М», а «МА-А-А».

«Собачка»  Представляем, как дышит собака и стараемся повторить, совершая короткие вдохи-выдохи.

 «Задуваем свечу» Это упражнение на правильное вокальное дыхание нацелено на развитие диафрагмы. Для выполнения примите вертикальное положение, а руки расположите на боках, направив пальцы к пупку. Так мы будем контролировать глубину входа. Обратите внимание: должны раздвигаться бока — это значит, что работает диафрагма (большая мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости). На выдох выпускайте воздух тонкой струйкой, как будто гасите свечу.

«Считалочка» Приложите язык к верхним зубам и сделайте глубокий вдох. Выдыхая, не отрывая языка, старайтесь громко произнести «раз-два-три-четыре».

Сегодня на занятии для развития дыхания и голоса мы с вами применяем упражнения с «вокальной» трубочкой.

Польза «вокальной» трубочки уже научно доказана и подтверждено врачами- фониаторами, популярными актерами, артистами, преподавателями, профессиональными певцами. При упражнениях с применением «вокальной» трубочки снимаются напряжение, осиплость, не смыкание, сглаживаются регистры голоса, голос становится более гибким. Ее так же можно применить если нужно распеться в экстремальных условиях (когда нельзя петь громко).

Берем «вокальную» трубочку в руку, кончик «вокальной» трубочки кладем на губы и плотно обхватываем губами. Трубочку держим прямо по центру (не сбоку у разных уголков рта), не засовывая в рот глубоко (она должна находиться на краю губ), не прикусывая зубами. Набираем воздух только через нос (вдох через рот очень вреден для голосовых связок, так как он сушит голосовые связки) и через трубочку выдыхаем. Воздух должен выходить только через отверстие «вокальной» трубочки (не через нос, не через уголки рта).

Прежде чем мы начнем делать упражнения на развитие дыхания нужно вспомнить, что певческое дыхание имеет 3 фазы: вдох — выдох — пауза. Обязательно нужно делать небольшие паузы между упражнениями. Если вы будите дышать совсем без пауз — через несколько секунд у вас может закружится голова от избытка кислорода и не выведенного углекислого газа.

         Первое упражнение с вокальной трубочкой на развитие длинны выдоха обучающихся. Данное упражнения заключаются в том, что мы будем просто дуть в трубочку, как можно длиннее делая выдох.

Обучающиеся  делают вдох носом и выдох через трубочку. Выполняют упражнение несколько раз.

Теперь то же самое упражнение проделываем со звуком «У». Набираем воздух и вместе с воздухом через трубочку поем звук «У». Лучше всего звук воспроизводить в нижнем диапазоне. Такое исполнение внутри нашего организма вызывает колебание и вибрацию. Это колебание расходятся по всей области лица, захватывает нос, уши, подбородок и спускается вниз по всему телу.

Обучающиеся повторяют упражнение несколько раз не торопясь, делая небольшие паузы между упражнениями.

Сейчас мы усложним работу нашу задачу. В одну руку берем бутылочку, наполненную водой или стакан, в другую трубочку. Бутылочка или стакан должны быть прозрачными.

Опускаем нашу вокальную трубочку в бутылочку с водой, набираем воздух через нос и через трубочку выпускаем воздух в воду. По пузырькам в воде мы видим проходит ли воздух через трубочку или нет. Воздух должен выходить только через трубочку (проверяем это зажав нос пальцами и поднеся пальцы к губам около уголков рта).

Для того что бы убедиться правильно ли дышим, ровный ли у нас поток воздуха, хорошо ли держим опору, мы сейчас усложним задачу, будем использовать вокальную трубочку вместе с бутылочкой и водой.

Делают упражнение несколько раз.

Пузырьки в воде должны быть равномерными, без больших всплесков - в если пузырьки разные значит плохо работает вокальная опора, если пузырьки прерываются – значит местами отключается вокальная опора. Если у вас совсем нет пузырьков – значит воздух не проходит через вокальную трубочку.

Следующее упражнение на задержку дыхания. Спокойно вдохните через нос и задержите дыхание на несколько секунд - вы почувствуете, как стенка живота в момент вдоха подвинется вперед и будет напряжена какое-то время, затем медленно выдыхаем в трубочку с водой не расслабляя диафрагму. Именно это напряжение мышц позволяет управляемо расходовать выдох. От занятий к занятию постепенно увеличивать время задержки, но следить за тем, чтобы не было после задержки укороченного выдоха.

Проделывают это упражнение несколько раз

 Основная задача представленных упражнений - это формирование навыка плавного и экономного выдоха.

Переходим к упражнениям на тренировку диафрагмы. Положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух и так же активно выдыхаем через букву «с». Счет раз – два.

Выполняют  упражнение.

Следующее упражнение: положите ладонь на область диафрагмы, активно делаем носом вдох один раз и активно выдыхаем через букву «с», делая два выдоха. Счет раз – два – три.

Обучающиеся выполняют  упражнение.

Далее делаем упражнение наоборот: положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух делая вдох два раза и активно выдыхаем через букву «с», делая один выдох. Счет раз – два – три.

Обучающиеся проделывают упражнение несколько раз.

Следующее упражнение, положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух делая вдох два раза и активно выдыхаем через букву «с», делая два выдоха. Счет раз – два - три – четыре.

Делают упражнение.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематически. Очень важно, чтобы мышцы, задействованные при дыхании, во время упражнений, а в последствии и в пении оставались напряженными, но не зажатыми. Мышцы груди, плеч и лица должны оставаться расслабленными. Нельзя не заметить, что все упражнения на дыхание очень полезны, как для формирования правильного дыхания, так и для разогрева голосового аппарата, так как они создают правильную установку мышц, и вырабатывают физическую упругость и выносливость.

Следующий этап работы на уроке вокала - это вокальные упражнения (распевки). С помощью которых разогреваются голосовые мышцы, тем самым они подготавливаются к дальнейшей нагрузке.

 Прежде чем начать петь нужно принять правильную певческую позицию. Встать прямо, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги (ноги чуть уже ширины плеч), руки свободные, голова прямо (не приподнята и не опущена). Во время пения тело должно быть расслаблено, не должно ощущаться напряжение каких-либо мышц - тело должно находиться в свободном, естественном положении. Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. Эта позиция как раз и отличается от академической. Все упражнения нужно выполнять в полный голос, но не переходя на крик. Исполнение распевок тихо, не в полный голос не разогреют голосовые связки, но нужно избегать форсированного звука и жесткой атаки.

1. Упражнение распевка на выравнивание унисона.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_62cc2624aa6e43db.png

2. Упражнение  «Ми-мэ-ма-мо-му". Основная задача этого упражнения: петь целую фразу из 5 нот, а не по отдельности, вести к последней ноте. Петь сквозь согласные, проговаривая букву "м" быстро и мягко, наполняя голосом, звуком каждую гласную.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_3c2ee3c30dceffb1.png

3. Это вокальное упражнение задействует небольшой диапазон, но позволяет активировать наши губы и связки. Тренирует долгий выдох. Не бояться растягивать губы на слог «ВИ», а потом хорошо собрать в букву «Ю».

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_8589210261820a6d.png

4.Следующее упражнение исполняется с вокальной трубочкой на звук «У».

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_d062f3ff5b244b1f.png

5. В следующим упражнении используется гласные "И" (который очень часто используется в эстрадных распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким) и звук «Я», Звук "И" - основной гласный в данном упражнении, нужно проследить, чтобы он не звучал резко и плоско.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_63b7654bbba3cf85.png

6. Основная задача этого упражнения сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё волну к нижней ноте, не отрывая ноты друг от друга. Перед верхней нотой добавить объем (поднять больше мягкое нёбо, сделать зевок и ещё больше опереть её на дыхание (диафрагму). Это упражнение способствует расширению диапазона. В этом упражнении мы будем чередовать исполнение с вокальной трубочкой и голосом.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_ed633ac70c7564fe.png

7 Упражнение

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_39e94e136b900d54.png

8. Следующее упражнение очень полезное для певческого дыхания - называется губная трель «Прр». Издаваемый звук напоминает то, как маленький ребенок играет в машинку.

Исполняется оно так: выдувая воздух между сомкнутых и расслабленных губ, но при этом попадая в ноты. При выполнении этого упражнения используется много воздуха, а голосовые связки остаются расслабленными. Если дыхание правильно, то звучание голоса будет непрерывном.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_4ebd8f5ae28c16c1.png

А теперь выполним  это упражнение с вокальной трубочкой.

9. Упражнение с нисходящем движением. Основная задача этого упражнения – это глубокий хороший вдох, не выделяя отдельно каждый звук, вести https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_3f5b2a29e28500ef.png.

10.Упражнение

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_65c98613082f1cb4.png

Теперь мы переходим к вокальным упражнениям в диапазоне октавы.

11. Нижние звуки исполняются насыщенно и ярко, верхняя нота звучит незаметно и мягко.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_9f680fb1b037b775.png

12. Упражнение исполняется приемом стаккато (отрывисто). Эта распевка хорошо укрепляет диафрагму и прекрасно подходит для расширения диапазона. Мелодия исполняется на стаккато (отрывисто). Положите руки на живот (область диафрагмы) для контроля дыхания.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_fc4d59cf84e1bf54.png

13. Это упражнение на развитие дикции и артикуляции. При выполнении упражнения следует добиваться четкого произношения данных слогов с буквой «Р» в быстром темпе.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_7315a69a50896234.png

Усложненный вариант упражнения этого упражнения.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_57e5f0426f7bd7dc.png

14. Упражнение позволяет понять переход из одного приема в другой, отработать две вокальные позиции «вокальный нос» (звук без воздуха в грудном регистре) и «субтон» (звук с воздухом в грудном регистре, исполнение с придыханием).

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_bb5cd7c4cc4e4f25.png

В заключении нашего занятия давайте исполним наши песни

 «Взрослые и дети» и «Бим-бом»

Подведение итогов.

Сегодня на нашем занятии мы уделили большое внимание работе по выработке правильного певческого дыхания, работали над приемами звукообразования и голосоведения в вокальных упражнениях. Усвоили правила

При распевании нужно петь в полный голос. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко, не в полный голос, так как в таком режиме связки не разогреются, но необходимо избегать и форсированного звука, жёсткой атаки звука и перехода на крик.

В работе над дыханием и вокальных упражнений должна быть системность и последовательность - это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов. В процессе многократных тренировок навык правильного звукоизвлечения автоматизируются, а при отсутствии систематических тренировок они утрачиваются.

Наше занятие закончено. Всем спасибо большое за работу и внимание.

Список используемой литературы

  1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно - методическая разработка. М. : 1999., 20 с.
  2. Вокальная гимнастика «Секреты и уроки вокала»  https://www.youtube.com/watch?v=s9zhx7QSbdw
  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. 171 с.
  4. А.С. Поляков «Методика преподавания эстрадного пения» Москва 2015 г., 249 с.
  5. Цуканова И.П. Спой со мной

 http://www.youtube.com/watch?v=M21JYyBZZ4Q

  1. Цуканова И.П. Спой со мной  www.yandex.ru/video/search?
  2. Цуканова И.П. Спой со мной https ://yandex.ru/video/search?filmId/
  3. «Секреты и уроки вокала» https://www.youtube.com/channel/UCPKGEBN6XCqF4NmhFNEcAbQ/featured
  4. https://multiurok.ru/files/rabota-nad-pevcheskim-dykhanie-vokalnye-uprazhneni.html?ysclid=ltnvrkpizn219792243

Наглядный материал

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_60f4d9b730219ca6.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/12/s_6207adacc59cb/phpt2UpJt_otkrytyj-urok_html_b7f7cc7062b17913.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка

Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям...

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков  у учащихся  младшего и среднего возраста...

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшей средней возрастной группы»

Данная методическая разработка  помогает формированию у учащихся основных певческих навыков: певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокой певч...

Методическая разработка по теме:"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста".

В этой методической разработке представлены методы и приёмы развития вокальных способностей школьников. Упражнения для развития вокально - хоровых навыков- звукообразование, дыхание, чистота интониров...

Формирование певческого дыхания у детей

Важную роль в формировании певческих навыков у детей играет развитие певческого дыхания. Певческое дыхание считается основой пения, так как от него зависит качество. Правильное певческое дыхание спосо...