ПК 4.3
материал

Евстефеева Анастасия Денисовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы (представлен в виде фрагментов уроков с классно-урочной технологией). Статья на тему «Методика использования сказочной тематики для музыкальных способностей у старших дошкольников".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 31.01.2023 г.                                                                                                 

                                          Учитель музыки: Г. Л. Королёва

Школа № 89

                                          Руководитель практики: Д. А. Шелепова

Класс: 2 (В)

                                          Преподаватель фортепиано: И. Н. Арсентьева

Студентка 30 группы

                                          Преподаватель вокала: А. Л. Булатова

Евстефеева Анастасия Денисовна

Тема урока музыки: «Волшебная палочка дирижёра»

            Цель: Формирование представления у детей о роли дирижёра симфонической музыки, о симфоническом оркестре, о группах музыкальных инструментов, о партитуре посредством прослушивания трёх маршев из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский; «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьев; «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка.

            Задачи: 1. Образовательная: учить детей внимательно слушать музыку, распознавать характер произведения, находить похожие и разные черты нескольких произведений, познакомить с новыми музыкальными терминами.

                           2. Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.

               3. Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус, культуру слушания музыки.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский – «Марш» из балета «Щелкунчик»; С. С. Прокофьев – «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам», М. И. Глинка – «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; муз. Г. Гладков, сл. В. Луговой – «Сказка будет впереди»; М. Коваль – Хор «7 козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Организация исполнительской деятельности

5. Итог урока, рефлексия.

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

5 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Денисовна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Т.к. вы пришли на урок музыки, то поздороваться нам нужно музыкально. Давайте выучим с вами музыкальное приветствие.

(Музыкальное приветствие)

- Давайте я проверю ваше домашнее задание.

(Проверяю д/з)

- Итак, ребята, на прошлом уроке вы разучивали 2 куплет песни «Сказка будет впереди», сегодня предлагаю вам выучить 3 куплет и повторить всю песню от начала до конца.

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

2.

Организация исполнительской деятельности

12 мин

- Для начала мы разбудим наши голоса, распоёмся.

(Распевание)

- А теперь начнём разучивать 3 куплет. Помните, что песня звучит в виде диалога, сначала поют все мальчики, затем все девочки. Представим эхо. Сначала пою я, после вы повторяете за мной.

(Пою первую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою вторую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Давайте ещё раз повторим

(повторяем первые две строчки)

- Хорошо, разучиваем дальше

(Пою третью строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою четвёртую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Отлично, давайте ещё раз повторим весь куплет.

(Поём весь куплет)

- Молодцы, давайте теперь повторим всю песню от начала до конца

(Поём всю песню под минус)

-Молодцы, ребята! Все хорошо постарались.

(Распевание)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Поют под минус)

3.

Организация слушательской деятельности

11 мин

- А теперь давайте с вами разгадаем тему нашего урока.

Для этого послушайте загадку:

«Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный народный и всякий другой», что же это?

- Верно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о симфоническом оркестре, а симфоническим он называется, потому что он состоит более 40 человек, исполняющие симфонические произведения. Ребята, а как вы думаете, кто управляет оркестром?

- Верно! Вот мы и разгадали нашу тему: «Волшебная палочка дирижёра», запишите её в свои тетради, также запишите сегодняшнее число. Запишите наши термины: симфонический оркестр, дирижёр.

Давайте проговорим цели нашего урока: рассмотреть, что такое симфонический оркестр, из чего он состоит и кто им управляет, и вторая, посмотреть музыкальные фрагменты.

- Ребята, чтобы узнать всё о симфоническом оркестре предлагаю вам отправится в волшебный театр, где нас ждёт много чего интересного, вы готовы отправится?

- Тогда отправляемся.

- Вот, мы оказались в театре, посмотрите, как здесь красиво! Ребята смотрите, перед нами сцена и зрительный зал, а как вы думаете, что находится вот здесь между ними?

- Верно. Здесь то и располагается наш оркестр. Давайте посмотрим из каких инструментов он состоит.

(показываю схему симфонического оркестра)

Как мы видим, оркестр состоит из струнных, духовых и ударных инструментов. Давайте разберём какие здесь есть инструменты.

(Называем инструменты)

-Каждый музыкант играет за своим инструментом. А как вы думаете, по чему играют музыканты на инструментах?

- Верно, ребята, такие ноты называются партитурой. Запишите этот термин к себе в тетрадь.

Мы с вами ребята, очень вовремя оказались в театре, так как сейчас здесь будет проходить концерт, и я предлагаю вам посмотреть его.

Концерт будет состоять из трех фрагментов.

Первый фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Давайте с вами посмотрим и послушаем его и вы мне скажите, какая по характеру эта музыка, на что она похожа.

(Слушание)

- Ну, что ребята? Какая по характеру эта музыка?

- На что она похожа? Что хочется под неё делать?

- Правильно, ребята. Музыка отрывистая, и более танцевальная по манере, потому что исполняется в балете.

- А помогал ли дирижёр музыкантам, каким образом он помогал музыкантом играть правильно?

- Верно. Давайте сейчас ещё раз её послушаем и попробуем изобразить с вами марш.

(Слушание, с помощью жестов изображают марш)

А теперь посмотрим следующий фрагмент из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева.

(Слушание)

- Какая эта музыка по характеру?

- На что она похожа?

- А что вам подсказало? Наверно, то, как актёры важно и чинно шагали на сцене?

- А теперь скажите, похожи ли эти два фрагмента?

- А чем они похожи?

- Правильно, ребята. А всё же есть ли у них какие-либо различия?

- Верно, первый фрагмент больше подходит балету, нежели опере.

И наконец, мы с вами послушаем последний фрагмент, и это тоже марш, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Следом давайте запишем домашнее задание, которое как раз будет по опере «Руслан и Людмила»: познакомиться с содержанием оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, то есть узнать про что она, и кто в ней главные герои. А теперь можем приступать к слушанию.

(Слушание)

- Похожа ли эта музыка на какой-либо из отрывков?

- Почему они похожи?

- Верно, ребята, как вы могли заметить, музыка здесь контрастная, начинается очень громко, а после начинает утихать, и затем снова громко. Давайте попробуем повторить за дирижёром и также продирижировать как он.

(Повторное слушание, повторяют жесты за дирижёром)

- Молодцы ребята, в репертуаре данного концерты были очень произведения, но и у нас тоже есть интересное произведение, и тоже опера, композитором которой является М. Коваль. Кто из вас сможет назвать как она называлась?

- Верно, ребята! Давайте все вместе сегодня повторим хор «7 Козлят» из этой оперы.

- Оркестр!

- Дирижёр.

(Слушают)

 

- Готовы!

- Оркестровая яма!

(Называют инструменты)

По нотам.

(Слушание)

Бодрая, весёлая, отрывистая, чёткая, торжественная

На марш, хочется маршировать.

 

(Слушание, с помощью жестов изображают марш)

(Слушание)

- Важная, торжественная.

- На марш.

- Да, актёры шагали под марш.

- Да, похожи.

- Оба звучат торжественно, величественно.

- Первый фрагмент, более отрывистый, больше походит на танцевальный.

(Записывают д/з)

(Слушание)

- Да, похожа, на второй фрагмент.

- Оба торжественные, и оба из опер.

(Повторное слушание, повторяют жесты за дирижёром)

- «Волк и семеро козлят»!

4.

Организация исполнительской деятельности

9 мин

(повторяем песню под фортепиано)

- Хорошо, ребята, давайте теперь споём песню как на прошлом уроке, исполняя в трех разных жанрах – песня, танец, и марш.

Сейчас я раздам инструменты тем, кто играл на них на прошлом уроке.

Давайте попробуем исполнить.

(несколько раз поём)

(поют)

(несколько раз поют)

6.

Итог урока; рефлексия

- Отлично, ребята, вы большие молодцы. Давайте подведём с вами итоги урока.

Куда сегодня мы с вами отправились?

- Верно. Кто у нас находится в оркестровой яме?

- Правильно, а кто управляет оркестром?

- Молодцы, а как вы думаете, что помогает дирижёру управлять оркестром?

- И с помощью чего музыканты играют на музыкальных инструментах?

- Верно, ребята, все из вас очень хорошо постарались, вы все большие молодцы!

Ребята, похлопайте в ладони те, кому понравился урок, и оставьте их на парте, кому нейтрально.

Спасибо вам за урок, до свидания!

- В театр.

- Симфонический оркестр.

- Дирижёр.

- Дирижёрская палочка.

- С помощью нот, партитур.

- До свидания!

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре;

- Большие скачки на сексту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

-

-.

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.



Предварительный просмотр:

Дата: 14.02.2023 г.                                                                                                 

                                          Учитель музыки: Г. Л. Королёва

Школа № 89

                                          Руководитель практики: Д. А. Шелепова

Класс: 2 (В)

                                          Преподаватель фортепиано: И. Н. Арсентьева

Студентка 30 группы

                                          Преподаватель вокала: А. Л. Булатова

Евстефеева Анастасия Денисовна

Тема урока музыки: «Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

 Цель: Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила» через прослушивание основных тем в музыкальном произведении, развитие контрастного слуха, с помощью сравнения финала и увертюры из оперы «Руслан и Людмила».

 Задачи: 1. Образовательная: познакомить детей с музыкальным произведением, учить внимательно слушать музыку, находить похожие и разные черты нескольких произведений, познакомить с новыми музыкальными терминами.

                2. Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание произведения.

    3. Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру детей, слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать умение понимать выразительные средства музыки. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: М. И. Глинка – «Сцена похищения Людмилы», финал, увертюра из оперы «Руслан и Людмила», муз. И Кадомцева, сл. Р. Копф – «Песенка о солнышке, радуге и радости».

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Итог урока, рефлексия

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

2 мин

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас снова видеть на уроке! Давайте с вами сейчас музыкально друг друга поприветствуем.

(Музыкальное приветствие)

- На прошлом уроке вам было задано хорошо выучить 1 куплет с припевом «Песенки о солнышке, радуге и радости», сейчас я проверю, как вы выучили 1 куплет, и заодно мы выучим 2 куплет.

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

2.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

- Для начала мы разбудим наши голоса, распоёмся.

(Распевание)

- А теперь начнём разучивать 2 куплет. Представим эхо. Сначала пою я, после вы повторяете за мной.

(Пою первую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою вторую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Давайте ещё раз повторим

(повторяем первые две строчки)

- Хорошо, разучиваем дальше

(Пою третью строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою четвёртую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Отлично, давайте ещё раз повторим весь куплет.

(Поём весь куплет)

- Молодцы, давайте теперь повторим с вами припев.

(Поём припев)

- Хорошо, а теперь давайте попробуем соединить первый куплет со вторым.

(Поём под минус 2 куплета)

-Молодцы, ребята! Все хорошо постарались.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре;

- Большие скачки на квинту и сексту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

- четверть с точкой и восьмая

- прохлопывание ритма

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.

(Распевание)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Поют припев)

(Поют под минус 2 куплета)

3.

Организация слушательской деятельности

20 мин

- А теперь давайте отгадаем тему нашего урока, и попробуем определить поставленные цели.

- Послушайте данное произведение и попробуйте отгадать откуда оно.

(слушание)

- Итак, ребята, что же это за произведение?

- Верно, а откуда оно?

- Правильно! На прошлом уроке вы знакомились с данным произведением, и как вы думаете, что мы будем с ним делать дальше?

-Верно. Тема остаётся та же самая, поэтому можете её не записывать, но запишите сегодняшнее число.

- А теперь попробуем отгадать наши цели. На прошлом уроке у вас была такая же тема, и как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

- Верно, это первая наша цель, давайте отгадаем вторую. Сегодня на уроке мы послушаем несколько произведений, и двое из них чем-то отличаются или наоборот, походят друг на друга, что мы сможем с ними сделать?

- Верно, это вторая наша цель, сравнить два музыкальных фрагмента из оперы «Руслан и Людмила».

- На прошлом уроке вы начали знакомиться с оперой «Руслан и Людмила», кто сможет рассказать начало истории?

(Отвечают по поднятой руке)

- Хорошо, отлично, сейчас я снова предлагаю вам отправится в волшебный театр и посмотреть на представление, вы готовы?

- Отлично, тогда отправляемся!

Итак, ребята, сейчас мы с вами посмотрим сцену из оперы «Руслан и Людмила», «Похищение Людмилы». Запишите, пожалуйста, этот термин к себе в тетрадь, сцена из оперы — это отдельный эпизод, небольшая смысловая часть оперы.

А теперь давайте посмотрим его и внимательно послушаем.

Расскажите, как меняется музыка, после похищения Людмилы, опишите, какие чувства испытывают герои?

(Слушание)

- Итак, какая музыка была до похищения, что происходит на сцене?

- Верно, ребята, а скажите, как поменялась музыка после похищения, как вы поняли, что пришли злые силы?

- Верно, ребята, это называется контрастом, когда музыка резко становится другой, не похожей на другую часть, изменяется. Запишите, пожалуйста, этот термин себе в тетрадь. А теперь расскажите, что чувствовали герои, что они сделали после похищения Людмилы?

- Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам сравнить два фрагмента из оперы. Это увертюра и финал. Давайте сначала послушаем увертюру. Ребята, а кто знает, что такое увертюра?

- Верно, ребята, молодцы, запишите этот термин к себе в тетрадь. А теперь же давайте послушаем её.

(Слушание)

- Итак, какая же эта музыка? Давайте попробуем выбрать из приведённых слов.

(называют характеристики, приведённые на экране)

-Хорошо, ребята, теперь послушаем финал оперы, и после попробуем сравнить его с увертюрой. Финал оперы, это самый её конец, окончание. Запишите термин к себе в тетрадь. Послушайте и ответьте, какая эта музыка, какой у неё характер, настроение.

(Слушание)

- Итак, какая же эта музыка? Выберем определённые слова.

(называют характеристики, приведённые на экране)

-Молодцы! А теперь давайте попробуем сравнить её с увертюрой. Назовём их похожие черты.

(называем похожие и отличные черты, высвечивающиеся на экране)

- Итак, ребята, какой итог мы можем подвести. Похожи ли эти два фрагмента?

- Верно, ребята, есть ли у них отличия?

- Совершенно верно, ребята, финал является заключением оперы, в финале поют актёры, а в увертюре только инструменты играют. А звучит торжественно, потому что опера закончилась хорошо, добро победило зло, и Людмилу вернули домой.

(слушание)

- Песня Баяна.

- Опера «Руслан и Людмила».

- Дальше знакомиться с произведением.

- Продолжим знакомиться с оперой.

- Сравнить.

(Отвечают по поднятой руке)

- Готовы!

- Готовы!

(Слушание)

- На сцене происходит свадьба, музыка весёлая, торжественная, радостная.

- Музыка резко стала, напряжённой, злой, грустной.

- Они все испугались, были шокированы, загрустили, опустились на пол и замерли.

- Увертюра является открывающем произведением оперы, её вступление.

(Слушание)

- Весёлая, торжественная, бодрая

(называют характеристики, приведённые на экране)

(Слушание)

(называют характеристики, приведённые на экране)

(называем похожие и отличные черты, высвечивающиеся на экране)

- Да, похожи, оба такие же весёлые, торжественные, радостные.

- В финале музыка одинаковая, но здесь поют. А в увертюре никто не поёт, только играют инструменты.

5.

Итог урока; рефлексия

3 мин

- Итак, ребята, вы большие молодцы. Давайте подведём с вами итоги урока.

С каким произведением мы познакомились, и кто композитор этого произведения?

- Верно. Какую сцену из оперы, мы смотрели?

- Правильно, а что же такое увертюра?

- Молодцы, а как называется то, когда музыка становится резко непохожей на другую часть?

- Верно, ребята, все из вас очень хорошо постарались, вы все большие молодцы!

Ребята, похлопайте в ладони те, кому понравился урок, и оставьте их на парте, кому нейтрально.

Спасибо вам за урок, до свидания!

- С оперой «Руслан и Людмила», композитор М. И. Глинка.

- Сцена похищения Людмилы.

- Произведение, открывающее спектакль.

- Контраст.

- До свидания!



Предварительный просмотр:

Евстефеева Анастасия Денисовна

Методическое сообщение на тему «Развитие музыкальных способностей посредством сказочной тематики»

Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие через сказочную тематику помогает добиться больших результатов в целостном восприятии искусства. Синтез музыки обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка.

Проблемой способностей занимались многие учёные и психологи такие как Борис Михайлович Теплов, Сергей Леонидович Рубинштейн, Владимир Николаевич Дружинин и другие.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе теории развития способностей Б.М. Теплова. В своих работах Теплов дал всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей, чётко определил свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога Ивана Петровича Павлова, он признавал врождёнными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребёнка и в течение ряда лет после рождения).

        Возрастные особенности музыкального развития дошкольников.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, у других позже, труднее. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Ранний возраст. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое, оживленное или спокойное настроение, ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и тембровую окраску.

Младший возраст. Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Очень важно использовать в этом возрасте интегративный подход, поскольку начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования.

Средний возраст. Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения.

Старший возраст. Дети могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок; могут принимать участие в музицировании экспромтом. Таким образом, в каждом возрастном периоде ребенок развивается, приобретая новые и совершенствуя старые знания, умения и навыки, развивается речь, слуховое восприятие, динамика движений и многие другие качества.

Сказочная тематика — это один из любимых детьми видов художественного творчества. Озвученная музыкой, она привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатления ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к героям, самой музыке. Раздел «Слушание музыки» построен с учётом развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Беря во внимание то или иное сказочное произведение, заостряется внимание на характер музыкального сопровождения.

В сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» слышится, как композитор музыкой показал три состояния моря.

Большую заинтересованность и внимание мы наблюдаем, работая по произведению «Щелкунчик» П.И. Чайковского, взяв отрывок «Вальс цветов». Воспитанники определяют на слух, что играет арфа, скрипки, трубы в совокупности, а значит, играет оркестр.

Разновидности сказочных тематик. Продолжая работу по разделу «Слушание», мы постепенно приближаемся к понятиям сказка-балет, сказка-опера, музыкальная сказка. Хорошим примером являются сказки-балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, где подчеркивается, что вся постановка идёт в движении, нет хорового или сольного пения, Этим самым сказка-балет отличается от музыкальной сказки и сказки-оперы. Ещё одним из видов сказок является музыкальная игра-сказка.


Предварительный просмотр: